Вопрос № 2. Образование Древнерусского государства. Норманская теория
1) Государство формируется там и тогда, где и когда для этого созреют соответствующие предпосылки.
1. Экономические. Замена мотыжного земледелия пашенным земледелием; широкое использование железа; развитое ремесло и торговля; появление достаточно многочисленных городов и городского населения. У восточных славян к концу IX века подсека заменяется перелогом и двупольем, известно около 20 городов и 64 вида ремесла.
2. Социальные. Появление в обществе достаточно выраженного общественного и имущественного неравенства, более или менее чёткой социальной дифференциации. У восточных славян к концу IX века известно 4 социальные группы: «волхвы», «князья», «люди», «челядь».
3. Политические. Формирование особого политического устройства, непосредственно предшествующего государству – «военной демократии». Его характерные признаки: а) Образование больших племенных союзов, основанных не на родовых, а территориальных связях (у восточных славян к концу IX века таковых известно 14);. б) Формирование особой структуры управления племенем и союзом - во главе их стоит военный вождь и правитель, выбираемый из числа представителей наиболее знатных родов и семей. Он опирается на «дружину» - профессиональных воинов, преданных лично правителю. Существует собрание мужчин-воинов, которое выбирает правителя и решает наиболее важные вопросы жизни племени и союза. Племя облагается более или менее регулярной данью в пользу военного вождя и его дружины. У восточных славян к концу IX века известны и «князья» и «дружина» и «полюдье»; в) Появление конгломератов («конфедераций») племенных союзов. У восточных славян к концу IX века известно 2 «конфедерации» - «северная» во главе с Новгородом и «южная» во главе с Киевом. На базе этих предпосылок должно было возникнуть восточнославянское государство, и оно возникло.
2) Причины образования Древнерусского государства:
1. Основной функцией государства является обеспечение, с помощью аппарата политической власти, целостности общества и его надлежащего функционирования в условиях, когда эта целостность, в силу ряда условий, присущих цивилизованному обществу нарушается. Так, в связи с появлением собственности появляется общественное и имущественное неравенство, вызывающее в обществе конфликты. Конфликты возникали и между племенами, в силу роста населения, неравного накопления богатств, усиления военной активности. Следовательно, необходима была некая организованная политическая сила – власть, которая урегулировала бы эти противоречия. Поэтому вожди и вече северных восточнославянских племен заключили с «варягами» (скандинавскими вождями – предводителями лучших воинов в Европе) договор. Они приглашали «княжить» трёх варяжских «князей». Вскоре единственным правителем стал Рюрик (864-879 гг.).
2. Институты организованного принуждения нужны были и для того, чтобы обеспечить военные и торговые общественные интересы. Торговля играла важнейшую роль в хозяйственной жизни славян (особенно юга), но торговые пути (устье Днепра и Волги) были в руках хазар, которые так же поработили часть восточнославянских племён. Поэтому знать «южной конфедерации» приглашала на княжение варягов с их дружинами ещё с 30-х гг. IХ века. Однако сил Юга не хватало. В силу этого произошло объединение обеих конфедераций в единое государство восточных славян. В 882 году преемник Рюрика – Олег обманом захватил Киев и перенёс туда столицу нового «Древнерусского» государства.
3) Таким образом, приглашение на княжение варяжских «конунгов» стало той организационной формой, в которую органично влились уже существовавшие к тому времени социальные, экономические и политические предпосылки образования государства. Этот вывод снимает остроту спора между сторонниками «норманской» (государство обязано своим возникновением иностранцам) и «антинорманской» теории (иностранцы не имеют никакого отношения к образованию Руси) происхождения Киевской Руси, продолжающимися вот уже два с половиной столетия.
Вопрос № 3. Социально-политическое устройство государства Киевская Русь (IX – начало XII вв.)
По своему социально-политическому устройству Древнерусское государство являлось раннефеодальным.
1) В социально-экономическом плане это означало:
1. Господство феодальных отношений: а) Феодальные слои населения были представлены: князьями (которые формально выступали собственниками всей земли); боярами («старшей» дружиной располагавшей «вотчинами» - земельными владениями, с зависимым населением, передававшимися по наследству – отношения между ними и князьями строились на принципах «сюзеренитета – вассалитета» то есть взаимных прав и обязанностей); «отроками, гридями, детскими» и т. д. («младшей» дружиной, располагавшей землями на условном праве); церковью. б) Феодально–зависимые слои населения были представлены: «людьми» (лично свободными крестьянами, платящими дань государству); «смердами» (зависимыми крестьянами); «закупами» и «рядовичами» (крестьянами, работавшими на феодала, отрабатывая свой долг или исполняя условия договора); «холопами» (рабами).
2. Медленное развитие феодальных отношений возникших «бессинтезным» путём.
3. «Государственный» характер феодализма, при котором основным (как бы «коллективным») феодалом (то есть собственником земли и зависимых крестьян) являлось государство (фактически – великий князь киевский), а взимание феодальной ренты осуществлялось путём сбора дани (сначала – неупорядоченной, в форме «полюдья», а с середины X века – фиксированной).
4. Многоукладный характер экономики. Наряду с господствующим укладом – феодальным, существовали так же рабовладельческий (холопы) и патриархальный (в рамках крестьянской общины) уклады.
2) В политическом смысле это означало формирование такой формы правления как «раннефеодальная монархия» (первая стадия развития средневекового государства). Её основные признаки:
1. Князья передавали власть не от отца к сыну, а по родовому принципу («старшему в роде»), считая Древнерусское государство коллективным владением рода Рюриковичей.
2. Власть великих князей была ограничена: «Княжескими съездами» (совещаниями всех князей рода Рюриковичей); «Боярской думой» (старшей дружиной и верхушкой знати, с которой князь согласно принципам «вассалитета – сюзеренитета» должен был согласовывать свои действия); «Вечем» - собранием «людей» по некоторым (обычно экстраординарным) поводам.
3. «Дворцово–вотчинная» система управления, при которой управление личным хозяйством князя неотделимо от государственного управления и осуществляется одними и теми же лицами (дворским, воеводой, конюшими, стольниками, чашниками и т. д.). На местах власть осуществлялась «наместниками» и «волостелями» – боярами на принципе «кормления». Согласно ему они не получали жалования, а оставляли себе часть собираемых налогов и пошлин.