Вопрос 13 Крестьянская война под предводительством С.Разина.
КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СТЕПАНА РАЗИНА (1670–1671) – протестное движение крестьян, холопов, казаков и городских низов 17 в. В дореволюционной русской историографии называлось «бунтом», в советской получило название Второй крестьянской войны (после Восстания под руководством И.И.Болотникова).
К предпосылкам восстания относят оформление крепостного права (Соборное Уложение 1649) и ухудшение жизни социальных низов в связи с русско-польской войной и денежной реформой 1662. Идейный и духовной кризис общества усугубился реформой патриарха Никона и церковным расколом, стремление власти ограничить казачью вольницу и интегрировать ее в государственную систему добавило напряженности. Обстановка на Дону обострилась также в связи с ростом голутвенного (бедного) казачества, не получавшего, в отличие от «домовитых» (богатых казаков), жалованья от государства и доли в «дуване» (дележе) рыбной добычи. Предвестником социального взрыва было восстание 1666 под руководством казачьего атамана Василия Уса, сумевшего дойти с Дона до Тулы, где к нему примкнули казаки и беглые холопы окружающих уездов.
В волнениях 1660-х в основном участвовали казаки, а приставшие к ним крестьяне старались защитить интересы не своего сословия, а личные. В случае удачи крестьяне хотели стать вольными казаками или служилыми людьми. К казакам и крестьянам присоединились и те из посадских, что были недовольны ликвидацией в городах в 1649 свободных от налогов и пошлин «белых слобод».
Весной 1667 около Царицына появился отряд в шестьсот человек «голытьбы» во главе с «домовитым» казаком Зимовейского городка С.Т.Разиным. Приведя казаков с Дона на Волгу, он начал «поход за зипунами» (т.е. за добычей), грабя караваны судов с казенным товаром. После зимовки в Яицком городке (современный Уральск), казаки совершили набеги на владения иранского шаха – Баку, Дербент. Решет, Фарабат, Астрабат, обретя опыт «казацкой войны» (засады, налеты, обходные маневры). Возвращение казаков в августе 1669 с богатой добычей укрепило славу Разина как удачливого атамана. Тогда же родилась попавшая в народную песню легенда о расправе атамана с персидской княжной, захваченной в виде военной добычи.
В Астрахань тем временем прибыл новый воевода, И.С.Прозоровский, выполнявший приказ царя не пустить разинцев в Астрахань. Но астраханцы впустили казаков, приветствуя удачливого атамана залпами пушек единственного корабля «Орел». По свидетельству очевидца, разинцы «расположились станом под Астраханью, откуда толпами ходили в город, одетые роскошно, и одежда самых бедных была сшита из золотой парчи или шелка. Разина можно было узнать по почету, который ему оказывали, потому что не иначе, как на коленях и падая ниц, приближались к нему».
К бесстрашному атаману потянулись тысячи казаков. В созданном им на донском острове городке Кагальник началась подготовка к походу уже не «за зипунами», а «супротив» бояр: «Пришел бить бояр да богатых господ, а с бедными и с простыми готов, как брат, последним поделиться! Вам бы заодно [с нами] изменников и мировых кровопивцев изводить!». Стараясь показать широту и щедрость души, сторонники Разина раздавали и продавали за бесценок награбленное – восточные ткани, посуду, украшения, доказывая, что всем хватит отнятого у знати добра. Сам воевода Прозоровский не устоял против соблазна и выпросил себе у Разина соболью шубу. В агитационных «прелестных листах» (от прельщать – привлекать) Разин обещал «освободить всех от ярма и рабства боярского», призывая войти в состав его войска.
Обеспокоенный царь Алексей Михайлович послал на Дон Г.А.Евдокимова узнать о планах казаков, но он был казнен разинцами 11 апреля 1670 как вражеский лазутчик. Появление Евдокимова стало поводом к началу боевых действий разинцев, которые и признаются ныне собственно Крестьянской войной.
В мае 1670 Разин с казаками пошел на веслах вверх по Волге к Царицыну, взял его и оставив там 500 человек, вернулся в Астрахань с 6000-ным войском. В Астрахани Прозоровский, пытаясь задобрить стрельцов, выплатил им причитающееся жалованье и отдал приказ укрепить город, а один из стрелецких отрядов послал задержать разинцев. Но стрельцы перешли на сторону восставших «с развернутыми знаменами и барабанным боем, стали целоваться и обниматься, и договорились стоять друг за друга душой и телом, дабы истребив изменников-бояр и сбросив с себя ярмо рабства, стать вольными людьми» (Я.Стрюйс).
В июне около 12 тыс. казаков подошли к Астрахани. Разин направил к Прозоровскому для переговоров о сдаче города Василий Гаврилова и дворового Вавилу, однако «воевода разорвал письмо и приказал обезглавить пришедших».
Астраханцы А.Лебедев и С.Куретников провели ночью струги восставших через реку Болду и приток Черепаху в тыл города. Внутри крепости сторонники Разина подготовили лестницы, чтобы помочь нападавшим. Перед штурмом Разин заявил: «За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать вам волю и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны».
В ночь на 22 июня 1670 в Астрахани началось восстание, восставшие завладели Земляным и Белым городами, проникли в кремль, где расправились с боярами и воеводой Прозоровским, сбросив их с многоярусной башни Раскат. Повстанцы сформировали в городе народное правительство по принципу казачьего круга (Федор Шелудяк, Иван Терский, Иван Гладков и другие, его возглавил атаман Василий Ус) после чего основная часть войска двинулась вверх по Волге.
Берегом шла конница (2 тыс. человек), водой плыли основные силы. 29 июля разинцы прибыли в Царицын. Здесь казачий круг принял решение идти с основными силами к Москве, а с верховьев Дона наносить вспомогательный удар. Сам Разин плохо представлял себе результат восстания и по всей видимости имел в виду лишь создать большую «казачью республику».
15 августа Разина с 10 тыс. человек встретили хлебом-солью в Саратове, без боя сдалась Самара. 28 августа, когда Разин находился в 70 верстах от Симбирска, князь Ю.И.Барятинский попытался выбить казаков из Саранска, но потерпел поражение и отступил к Казани. Захватывая города, разинцы делили имущество знати и крупных торговцев между казаками и повстанцами, призывая «стоять друг за друга единодушно и идти-де вверх и побивать и выводить изменников-бояр». Попытка царя наказать казачество, прекратив подвоз хлеба на Дон, добавила Разину сторонников, к нему сбегались беглые крестьяне и холопы. Слух об идущем с Разиным царевиче Алексее (на самом деле умершем) и патриархе Никоне превращал поход в событие, получившее благословение церкви и власти. Московским властям пришлось выслать на Дон 60-тысячное войско под командованием Ю.А.Долгорукова.
Шедший вверх по Дону к Северскому Донцу вспомогательный отряд разинцев во главе с атаманами Я.Гавриловым и Ф.Минаевым (2000 чел) был разбит московским войском под командованием Г.Г.Ромодановского, но другой отряд взял 16 сентября 1670 Алатырь. Разин остановился под Симбирском, четыре раза без успеха пытался взять город. Его сторонницей, беглой монашкой Аленой, выдававшей себя за казачьего атамана, были взяты Темников, затем Арзамас, там, избранная главой казачьего круга, она получила прозвище Алены Арзамасской. Значительная часть восставших дошла до Тульского, Ефремовского, Новосильского уездов, казня по пути дворян и воевод, создавая органы власти по образцу казачьих советов, назначая старшин, атаманов, есаулов, сотников.
Разину Симбирск взять так и не удалось. В середине октября 1670 московское войско Долгорукова нанесло ощутимое поражение 20-тысячному отряду восставших. Сам Разин был ранен и ушел на Дон. Там 9 апреля 1671 «домовитые казаки» во главе в Корнилом Яковлевым выдали его властям вместе с братом Фролом. Привезенный в Москву, вождь восставших был допрошен, пытан и четвертован в июне 1671 в Москве.