Органы государственного управления

Согласно Конституции, Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.

Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.

2 ВОПРОС

Материальное пра́во — совокупность норм системы права, непосредственно регулирующих общественные отношения и совокупность отраслей права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

Термин материальное право используется в юриспруденции в качестве понятия, обозначающего такие правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путём прямого, непосредственного правового регулирования.

Процессуальное право — это совокупность норм права, регулирующих процессуальный порядок и процедуры практической реализации и исполнения норм материального права. Процессуальное право неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальные формы, необходимые для его осуществления и защиты. Существуют следующие основные формы судебного процесса: конституционный, гражданский процессуальных действий и процессуальных отношений, возникающих при осуществлении правосудия по гражданским делам.

Материальное право неразрывно связано с процессуальным правом. Их можно рассматривать как юридические категории, выражающие единство двух сторон правового регулирования: непосредственной юридической регламентации общественных отношений и процессуальных форм судебной защиты этих отношений.

3 ВОПРОС

Общественный порядок — сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, регулируемых действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

28\ 1

Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: 1) выборность власти; 2) ограниченность срока полномочий власти; 3) зависимость от избирателей

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения

28\2

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Виды подзаконных актов: 1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты; 2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных органов; 7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

28\3

Правосубъектность - собирательная категория. Она включает в себя четыре элемента: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность, т.е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты); 4) вменяемость - условие уголовной ответственности. Хотя последние два слагаемых охватываются в конечном счете вторым, такое расчленение понятия может способствовать более глубокому его уяснению.

29\1

. ПРАВО И МОРАЛЬ

В литературе по этике мораль определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общества как целого. Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты: а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нор­мативности; б) являются основными регуляторами поведения; в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегичес­кой задачей сохранения и развития общества как целого; г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе; д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия: 1. Мораль формируется ранее права, 2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна. 3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге. 4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. 5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали.. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулиру­ются только правом или только моралью. 6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная систе­ма, будучи относительно целостным нормативным образованием, не облада­ет такой логически стройной и достаточно жесткой структурой как система права. 7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реа­лизации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможнос­тью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гаранти­руются силой общественного мнения. Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали.

29\2

Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества. Техническими средствами являются юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

К техническим правилам относятся: 1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов; 2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний; 3) последовательность в изложении юридической информации; 4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала. Технические приемы - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.). Юридическая техника подразделяется на следующие виды: законодательная (правотворческая); систематизация нормативных актов; учет нормативных актов; правоприменительная.

29\3

Акт применения права — это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.

Виды: приказы постановления, резолюции решения протоколы.

По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на: акты государственных органов и общественных организаций; акты главы государства — Президента РФ; акты федеральных органов власти и управления; акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации; акты органов правосудия; акты органов прокуратуры; акты органов надзора и контроля; акты коллегиальные и единоличные.

по функциям права: регулятивные (приказ о повышении по службе) охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)

по юридической природе: основные (выражают конечное решение по юридическому делу — приговор, решение суда) вспомогательные (подготавливают издание основных — постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого)

по предмету правового регулирования: акты гражданско-правовые, уголовно-правовые, акты конституционно-правовые, акты административно-правовые

по характеру: материальные процессуальные

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (наложение штрафа) длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

· Признаки: Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляют негосударственные организации, например органы и должностные лица местного самоуправления.

· Правоприменительные акты строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.

· Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функцию индивидуального регулирования.

· Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права- документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.

· Правоприменительные акты обычно могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд или иной государственный орган в порядке и сроки, установленные законодательством. При этом, как правило, подача жалобы приостанавливает действие соответствующего акта до решения вопроса судом или иным властным органом.

Общие черты с нормативно-правовыми актами

представляют собой, как правило, письменные акты-документы

исходят от государства в лице его уполномоченного органов и должностных лиц

обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством)

Отличия от норм-правовых актов

· акты применения права принимаются на основе нормативных актов и должны им соответствовать

· акты применения права не являются источниками права

· не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в НПА

· акты применения права применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации.

· акты применения права обращены к строго установленному кругу лиц

· акты применения права рассчитаны на однократное применение

· они выступают в качестве юридических фактов (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений)

· акты применения права могут быть выражен не только в письменной, но и в устной форме

Акты применения норм права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

30\1

Советское государство.

тоталитарное государство начинает складываться, начиная с 25 октября 1917 года, когда II Всероссийским съездом был принят Декрет о власти, оформивший государственный переворот. Развитие нового государства началось с утверждения Республики Советов. Но через непродолжительное время было разогнано Учредительное собрание и началось свёртывание свободной деятельности местных Советов. В сущности, с января 1918 года не осталось никаких надежд на демократическое государственное устройство, принятая в июле того же года Конституция РСФСР это подтвердила.

Создатели Конституции отбросили почти все выработанные к тому времени принципы представительной системы. Ни о каких парламентских учреждениях, ответственном правительстве, признании прав оппозиции, подчинении государства праву и т.д. не было и речи. Необузданная исполнительная власть – самое страшное, что внести большевики в новое государство. При полном отрицании прав и свобод человека эта власть, сразу ставшая самой главной, не стеснённая судебным контролем, рождала чудовищные злоупотребления. На основе негласных указаний расстреливались сотни людей, тысячи были арестованы, выселены из домов, вынуждены эмигрировать.

Глава 13 Конституции установила откровенную дискриминацию, предоставив право избирать и быть избранным только тем, кто «добывает средства к жизни производительным и общественным трудом», а также солдатам и нетрудоспособным. Этого права лишались лица, прибегающие к наёмному труду, живущие на проценты с капитала, частные торговцы, священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции.

Большевики быстро разделались с политическими партиями, они были запрещены, а их лидеры репрессированы или расстреляны. Советы оказались в руках большевиков, а точнее – под руководством партийного аппарата. Произошли сращивание партийной и государственной власти и её полная централизация. На съездах партии и на пленумах ЦК открыто обсуждались и решались коренные вопросы жизни страны, затрагивающие права и интересы всех граждан. Все назначения в государственный аппарат, как и во все общественные организации, прессу и т.д. осуществлялись только через партийные решения; партийный аппарат тем самым становился главным механизмом выдвижения политического руководства страны на всех уровнях, люди «со стороны» в расчёт не принимались.

В 1922 году образуется СССР, в 1924 году принимается союзная Конституция.

Диктат партии постоянно нарастал, создавал удушающую атмосферу запрета свободной мысли и действий людей.

Сталинский режим личной власти сложился в ленинских государственно-правовых формах, установленных Конституциями 1918 года (РСФСР) и 1924 года (СССР). Но Сталин, провозгласивший курс на всемерное укрепление государственной власти, со временем пришёл к выводу, что требуется демократизировать фасад этой власти. В результате появилась Конституция 1936 года, действительно очень демократическая для своего времени.

30\2

ПРАВО И ЗАКОН

Проблема соотношения права и закона родилась практически одновре­менно с правом. В контексте данной проблемы под “законом” следует понимать не закон в строгом, а все официальные источники юридических норм (зако­ны, указы, постановления и др.). Концепций, связанных с различением права и закона, существует множе­ство. Однако можно обозначить два принципиальных подхода: а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания; б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей проце­дурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправым за­коном и выражать политический произвол.1. Право и закон следует различать. Закон — это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания. 2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования. 3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - “неправовым законом”.

30\3

Злоупотребление правом — особый вид правового поведения, которое состоит в использовании гражданами своих прав недозволенными способами, противоречащими назначению права, в результате чего наносится ущерб (вред) обществу, государству, отдельной личности.

Можно назвать два вида злоупотребления правом:

не характеризующееся явной противоправностью

характеризующееся явной противоправностью, т. е. относящееся к разряду правонарушений

— выражается в социально вредном поведении управомо-ченного лица, опирающегося на принадлежащее ему субъективное право;

— выражается в выходе лица за пределы установленного законом объема субъективного права, влекущем искажение назначения права.

Без субъективного права лицо не может злоупотреблять им.

Любое субъективное право имеет границы, поскольку субъективное право есть мера возможного поведения управомоченно-го лица в правоотношениях.

Злоупотребление правом, как правило, — это использование субъективного права с нарушением границ его действия. Выход за установленные законом границы действия субъективного права влечет определенные юридические последствия — но только в случае установления его компетентными правоохранительными органами.

Злоупотребление правом есть ненормальное (бесполезное, необычное, вредное, аморальное) осуществление права, которое выражается в недозволенных конкретных действиях, причиняющих вред другому лицу, или угрожает чужому праву. Например, злоупотреблением правом являются сознательные действия гражданина, которому принадлежит дом на праве частной собственности, по ухудшению жилищных условий с целью требования о выселении нанимателя. Или другой пример: член семьи нанимателя жилого помещения без каких-либо причин не дает согласия на обмен. Злоупотребляя своим правом, он ущемляет права других членов семьи.

Злоупотреблением правом являются притворные (мнимые) сделки, фиктивные браки, в частности регистрация брака без намерения создать семью, а с целью незаконного приобретения жилой площади и др.

31\1

Наши рекомендации