Попытка демократизации общественно-политической жизни

Политика десталинизации.Весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н. С. Хрущев — известный партий­ный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганиза­циями страны. Председателем Совета Министров был назначен Г. М. Маленков, министром иностранных дел — В. М. Молотов, министром обороны — Н. А. Булганин. Во главе нового Министерства внутрен­них дел, объединившего МВД СССР и МТБ СССР, встал Л. П. Бе­рия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председа­телем Верховного Совета СССР был утвержден К. Е. Ворошилов. Но­вые лидеры заявили о своей готовности осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л. П. Берия, Г. М. Маленков и Н. С. Хру­щев. Все они находились в свое время в ближайшем окружении Ста­лина и были причастны к необоснованным репрессиям. В то же вре­мя они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества.

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по «делу вра­чей». Были освобождены из заключения участники «мингрельского дела». В 1953 г. был арестован Л. П. Берия. Он обвинялся в намере­нии разграничить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании расширить полномочия МВД — своей главной опоры в борьбе за власть. Берия был исключен из партии как «враг народа» и предан суду.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства за­нимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых


II

форм административно-командной системы, в частности, по преодоле­нию культа личности И. В. Сталина. Основная роль в ней принадле­жала Н. С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И. В. Сталина. Проводились реорганизация правоохранительных орга­нов. При Совете Министров СССР был организован Комитет государ­ственной безопасности (КГБ). Органы милиции были преобразованы в отделы исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. Не все перестройки в административной системе управления были доста­точно продуманны. Недовольство вызвало проведенное в 1962 г. раз­деление местных Советов по производственному принципу — на про­мышленные и сельские. Эта реорганизация нарушила единство власти, смешала функции органов местного самоуправления.

Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрес­сий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П. Н. Поспелова. В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и воен­ные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов: А. С. Бубнов, С. В. Косиор, П. П. Постышев, А. В. Косарев, М. Н. Тухачевский и др. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек.

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-по­литической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На съез­де обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пяти­летнего плана народнохозяйственного развития. На закрытом заседа­нии съезда выступил Н. С. Хрущев с докладом «О культе личности и его последствиях». В докладе содержались собранные комиссией П. Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 30—40-е годы. Причины массовых репрес­сий связывались с культом личности И. В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории.

После окончания работы съезда проходило чтение доклада Н. С. Хрущева на собраниях партийных организаций. Содержавшиеся в докладе факты рождали у слушателей возмущение и стремление по­нять причины попустительства беззакониям со стороны партийных органов. Публичное осуждение культа И. В. Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в об­щественном сознании, разрушение системы страха. «Умирают в Рос­сии страхи...» — такими словами начиналось одно из стихотворений Е. Евтушенко тех лет.

Преобразования в общественно-политической жизни.Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восста­новление законности в общественно-политической сфере. Для укрепле­ния правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия.

14* 427

Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято Положение о прокурорском надзоре.

Расширялись права союзных республик в области законодательст­ва. К их компетенции были отнесены вопросы устройства республи­канских судов, принятие Гражданского и Уголовного кодексов. Выс­шие государственные структуры наделялись дополнительными права­ми в экономической сфере. Отныне республиканские Советы Мини­стров могли самостоятельно заниматься распределением бюджетных средств. Им предоставлялась возможность самим утверждать планы производства и распределения промышленной продукции. В ведение республиканских органов власти были переданы свыше 14 тысяч предприятий легкой и тяжелой индустрии, автотранспорт. Для сохра­нения ведущей роли центра в развитии экономики, в целях ее коор­динации создавалась Экономическая комиссия Совета Национально­стей Верховного Совета СССР.

В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с де­портированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, кал­мыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупан­там. Началась репатриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако проводимая политика была не­последовательна. Реабилитация не коснулась многих крупных совет­ских и государственных деятелей 30-х годов, в частности, А. И. Ры­кова, Н. И. Бухарина — руководителей оппозиции И. В. Сталину. Было отказано в возвращении на прежние места жительства депорти­рованным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась репрессиро­ванных в 30-е годы советских корейцев и выселенного в годы Оте­чественной войны из Крыма татарского населения.

Проводимая Н. С. Хрущевым политика десталинизации, многочис­ленные перестройки в политической и экономической сферах вызыва­ли растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа И. В. Сталина вело к падению авторитета СССР и Коммунистической пар­тии на международной арене. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляемая Г. М. Маленковым, В. М. Молотовым и Л. М. Кагано­вичем, попыталась сместить Н. С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов «коллек­тивного руководства» и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом во­люнтаризме. Однако открытое сопротивление части партийных и госу­дарственных руководителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Н. С. Хрущева. Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Г. М. Маленкова, В. М. Молотова и Л. М. Каганови-

ча виновной в выступлении против политического курса партии. Уча­стники группы были исключены из состава высших партийных орга­нов и смещены с занимаемых ими постов.

Обновление аппарата власти. После устранения «оппозиции» были проведены перемены в составе высших органов власти. В част­ности, был освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилов — его место занял Л. И Брежнев. Был смещен министр обороны Г. К. Жуков, сыгравший в июне 1957 г. решающую роль в сохранении Н. С Хрущева на посту лиде­ра КПСС. Одновременно возрастал культ Н. С Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности, первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии.

Новая Программа провозгласила вступление страны в период «развернутого коммунистического строительства». В Программе были определены задачи построения коммунизма: достижение наи­высшего в мире производства продукции на душу населения, пере­ход к коммунистическому самоуправлению, воспитание нового чело­века. Осуществление программных задач намечалось на два ближай­ших десятилетия. «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме»,— утверждал Н. С. Хрущев. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав местных партийных ячеек, введение системы ротации (обновления) партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе.

Новая Программа КПСС, особенно положения о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый тру­довой подъем населения. Однако ухудшение экономического положе­ния, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в об­ществе. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положе­ния были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты го­родского населения. В 1962 г. рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку. Против организовавших демонст­рацию забастовщиков было применено оружие. Новации во внутрен­ней политике вызывали неудовлетворенность многих социальных групп. Часть партийно-хозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабильностью общества и мероприятиями по пере­стройке партии, в частности, реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу (1962 г.).

Наши рекомендации