Описание шкалы и критериев оценивания для проведения промежуточной аттестации обучающихся
по дисциплине «Теория государства и права»
Результаты экзаменов определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и выставляются на основе шкалы оценки сформированности общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций:
базовый уровень – уровень, обязательный для всех обучающихся.
средний уровень – уровень, отражающий уверенное знание теоретического материала, демонстрацию практических умений и владений.
повышенный уровень – дополняет требования среднего уровня, характеризует проблемный уровень знания теоретического материала и реализации практических умений и владений.
Компетенции не сформированы – оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, не продемонстрировавшему базового уровня сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и настоящей программой.
Базовый уровень – оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, показавшему уровень сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и настоящей программой, не ниже базового.
Средний уровень – Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, показавшему повышенный уровень сформированности не менее 50% оцениваемых компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и настоящей программой.
Повышенный уровень – оценка «отлично» выставляется обучающемуся, продемонстрировавшему повышенный уровень сформированности 80% компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и настоящей программой.
В связи с использованием модульно-рейтинговой технологии обучения итоговая оценка на экзамене выставляется исходя из суммы фактически набранных баллов курсантом в течение семестра и баллов, полученных в ходе устного ответа на самом экзамене. В последующем, полученные баллы переводятся в традиционные оценки по следующей схеме:
В течение семестра курсант обязан набрать минимум 30 баллов.
На экзамене курсант может набрать 40 баллов. Экзаменационный билет включает в себя 3 задания, из которых два – это теоретические вопросы, третье – практическое задание. Каждый теоретический вопрос оценивается в 10 баллов, практическое задание в 20 баллов.
Методика выставления баллов за ответ на теоретический вопрос
10 баллов | обучающийся правильно раскрыл содержание вопросов и решил задачу; умеет юридически верно формулировать свои мысли; теоретические положения может проиллюстрировать примерами из юридической практики и законодательства; уверено владеет понятийно-категориальным аппаратом |
7 баллов | обучающийся в целом верно раскрывает содержание теоретических вопросов и решает задачу, но допускает незначительные неточности; испытывает затруднения с иллюстрацией теоретических положений примерами из юридической практики и законодательства; сомневается в правильности употребления понятий и категорий. |
5 баллов | ответ обучающийся является неполным, отражая лишь главные черты содержания теоретических вопросов; лишь частично правильно решает задачу; не может проиллюстрировать теоретические положения примерами из юридической практики и законодательства; знает значение используемого понятийно-категориального аппарата и верно его использует, но испытывает затруднения с его дефинированием. |
0 баллов | обучающийся не раскрыл содержания хотя бы одного из теоретических вопросов либо не решил задачу; допускает существенные ошибки в использовании понятийно-категориального аппарата в связи с тем, что полностью не знает его содержания |
Методика выставления баллов за ответ на практическое задание
20 баллов | Учащийся самостоятельно, в полном объеме и правильно выполнил условия практического задания |
10 баллов | Учащийся самостоятельно выполнил правильно лишь часть условий практического задания либо выполнил условия с частичной помощью преподавателя |
0 баллов | Учащийся не смог выполнить условия практического задания либо выполнил задание с грубыми, существенными ошибками |
Баллы полученные учащимся во время устного экзамена суммируются с баллами, полученными в течение семестра. Итоговая оценка промежуточной аттестации (экзамен) выставляется после перевода общего количества баллов в оценки по следующей схеме:
«Отлично» = 86 и более баллов;
«Хорошо» = 70-85 баллов;
«Удовлетворительно» = 50-69 баллов;
«Неудовлетворительно» = меньше 49 баллов
Уровень сформированности компетенций | Кол-во баллов | Экзаменационная оценка |
Повышенный уровень сформированности компетенций | 85-100 | отлично |
70-84 | хорошо | |
Базовый уровень сформированности компетенций | 50-69 | удовлетворительно |
Недостаточный уровень сформированности компетенций | менее 50 | неудовлетворительно |
Критерии оценивания для курсовых работ
На основе анализа уровня сформированности компетенций в ходе выполнения курсовой работы (подготовка текста работы, соответствующего предъявляемым требованиям, и публичная защита исследования) выставляется оценка по четырехбальной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Курсовая работа направлена на проверку следующих компетенций:
ОПК-5 Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
ПК-15 Способность толковать нормативные правовые акты
Критерии оценки позволяют выявить базовый, средний и повышенный уровни сформированности компетенций. Общая характеристика уровней сформированности компетенций:
Базовый уровень свидетельствует о раскрытии основного содержания предмета исследования, обучающийся владеет теоретическим материалом; отсутствуют существенные неточности в оформлении курсовой работы и устном ответе.
Средний уровень включает в себя требования базового, обучающийся демонстрирует уверенное владение материалом, отсутствуют неточности в изложении теоретических вопросов, а также ошибки в оформлении курсовой работы; в тексте курсовой работы и в устном ответе содержание теоретических вопросов иллюстрируется примерами из законодательства и правоприменительной практики.
Повышенный уровень включает в себя требования среднего уровня; обучающийся демонстрирует проблемное владение теоретическим материалом, в тексте курсовой работы проанализированы проблемы в юридической науке, законодательстве и правоприменительной практике.
Критерии оценивания уровней сформированности компетенций:
ОПК-5 Способность к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
Базовый уровень сформированности компетенций (1 балл) | Средний уровень сформированности компетенций (2 балла) | Повышенный уровень сформированности компетенций (3 балла) | |
Критерии оценки текста работы | Соответствует требованиям оформления курсовой работы, нормам и правилам русского языка | Наличие аргументированных выводов в каждом параграфе и в каждой главе | Перечислены проблемы и направления их решения |
Критерии оценки публичной защиты | Раскрыто основное содержание теоретических вопросов в уверенной, последовательной и ясной речи | Формулируются собственные выводы по теме исследования | Раскрываются теоретические подходы к теоретическим вопросам, перечисляются их достоинства и недостатки |
Итого |
ПК-5 Способность толковать нормативные правовые акты
Базовый уровень сформированности компетенций (1 балл) | Средний уровень сформированности компетенций (2 балла) | Повышенный уровень сформированности компетенций (3 балла) | |
Критерии оценки текста работы | В работе раскрывается значение и необходимость толкования правовых норм в рамках изучаемого предмета исследования | Указывается конкретные способы толкования, использованные в процессе толкования правовых норм в рамках изучаемого предмета исследования | Раскрыта системная взаимосвязь правовых норм, а также пробелы и коллизии в правовом регулировании в рамках изучаемого предмета исследования |
Критерии оценки публичной защиты | Самостоятельно и уверенно раскрывает значение и необходимость толкования правовых норм в рамках изучаемого предмета исследования | Аргументировано излагает значение конкретных способов толкования для установления смысла норм права в рамках изучаемого предмета исследования | Аргументировано излагает системную взаимосвязь правовых норм, а также пробелы и коллизии в правовом регулировании в рамках изучаемого предмета исследования |
Итого |
Оценка уровня сформированности компетенций при выполнении курсовой работы осуществляется на основе сумме набранных баллов следующим образом:
Уровень сформированности компетенций | Кол-во баллов | Экзаменационная оценка |
Повышенный уровень | 10-12 | отлично |
Средний уровень | 7-9 | хорошо |
Базовый уровень | 4-6 | удовлетворительно |
Недостаточный уровень | 3 и менее баллов | неудовлетворительно |
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины
а) примерные творческие задания (эссе, задания для рассуждения)
1. Проанализируйте следующее высказывание: «...метод науки должен зависеть от ее предмета, всякая методология, стремящаяся опередить предмет, тем самым стоит под угрозой беспредметности». (Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. М., 1919. С.3.). Выскажите собственное мнение по поводу данного высказывания.
2. Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании.
3. Проанализируйте представленные ниже определения государства, выскажите свое мнение по поводу того, насколько они отражают сущность современного государства, назовите существенные признаки государства, которые выделяют авторы данных определений:
а) Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим. (В.И. Ленин).
б) Государство – это организованный народ, живущий на определенной территории и объединенный верховной независимой властью. (П.А. Сорокин)
4. Подготовьте эссе-рассуждение на тему «Соотношение понятий нормативный правовой акт и правовой акт».
5. Существуют две точки зрения относительно верховенства источников права в России. Одни ученые на основе анализа ч.4 ст.15 Конституции РФ полагают, что в ней впервые в истории России закреплен примат международных источников права, в т.ч. международного договора РФ, над внутригосударственными источников права (Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами), другие признают верховенство Конституции в системе источников РФ. Изложите свою точку зрения в форме эссе-рассуждения.
б) примерные варианты заданий и ситуаций для анализа
1. Оцените с точки зрения возможного метода и способа правового регулирования:
а) Указ Президента РФ от 10.06.1994. «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой». В п.1 говорится, что отношения Правительства или уполномоченных им органов исполнительной власти с руководителями федеральных государственных предприятий должны регулироваться на основании контракта, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством.
б) Ст. 13 УК РФ «Граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству».
в) Ст. 102 ГПК «Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного законом или назначенного судом сроком».
г) Ст.22 КоАП дает право органу (должностному лицу), уполномоченному решить дело, освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
д) Ректор вуза издал приказ о применении штрафных санкций за нарушение общественного порядка в вузе. Один из оштрафованных обратился с жалобой в районную администрацию, районную прокуратуру и суд.
е) В суд обратился 80-летний Н.В.Кузьмичев. В заявлении он написал, что давно не работает, нуждается в помощи своих детей. А они ему не помогают.
2. Определите структурные элементы правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию): «Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда» (ст.44 п.5 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Классифицируйте правовую норму по предложенной схеме, объясните свой ответ:
а) регулятивная или охранительная;
б) прямая, отсылочная, бланкетная;
в) императивная, диспозитивная;
г) управомочивающая, запрещающая, обязывающая.
3. Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы:
Ситуация: 17-летний Константин вступил в брак. Еще в школе он серьезно увлекался компьютерами. После вступления в брак, так же как и раньше, Константин все свои заработки тратил на покупку деталей, программ, что ставило семью в тяжелое материальное положение. Более того, его жена стала замечать, что из дома пропадают вещи, подаренные на свадьбу. Жена Константина обратилась в суд с просьбой ограничить дееспособность Константина, лишить его права самостоятельно распоряжаться своим заработком.
Вопросы по ситуации:
а. Определите состав указанного правоотношения (субъекты, объект, содержание).
б. Определите вид правоотношения:
1. по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность);
2. о специфике правового регулирования (материальное, процессуальное);
3. по количеству участников (простое или сложное);
4. по содержанию (регулятивное, охранительное);
5. по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное);
6. по продолжительности (кратковременное или долговременное).
в. Определите основания для возникновения, изменения или прекращения данного правоотношения (событие или действие).
г. Если основанием для возникновения правоотношения послужило событие, определите его характер (абсолютное или относительное); если же основанием послужило действие, то какое: юридический поступок, сделка или юридический акт.
4. Определите в указанных ситуациях форму реализации права:
а) директор предприятия подписал приказ об утверждении графика отпусков сотрудников на следующий год;
б) курсант подготовился к семинарскому занятию в соответствии с планом занятия;
в) солдат срочной службы заступил в наряд по столовой;
г) молодые люди подали заявление в ЗАГС о желании заключить брак.
5. В городе П. был поврежден газопровод, проложенный под землей. В течение нескольких часов, пока не были приняты соответствующие меры, газ вырывался наружу, загрязняя воздух и угрожая возникновением пожара. Газопровод был поврежден в результате строительных работ. Строители, проводившие работы, не знали о существовании газопровода. Однако руководство строительного объекта имело документ подтверждающий наличие на данной территории газопровода, но своевременно не поставило об этом в известность строителей. Охарактеризуйте объективную сторону данного правонарушения, а также оцените, какая форма вины присутствует в данном деянии.
6. К уголовной ответственности был привлечен ранее не судимый и не привлекавший ни к какой юридической ответственности водитель автофургона Николай Сергеев. Возвращаясь из дальнего рейса, он проехал на красный свет светофора и сбил пешехода. Суд назначил ему самое строгое наказание, предусмотренное за это преступление. До совершения преступления Сергеев считался лучшим водителем автобазы, неоднократно награждался за отличную работу, по свидетельству коллег являлся хорошим семьянином и отцом. Какой принцип юридической ответственности нарушен при определении меры наказания? Обоснуйте свой ответ
в) примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену в 1 семестре
1. Охарактеризуйте предмет и объект теории государства и права. Приведите примеры государственно-правовых закономерностей.
2. Назовите особенности теории государства и права как науки. Перечислите известных ученых теоретиков и научные школы. Назовите и раскройте содержание функций теории государства и права как науки.
3. Определите понятия «метод» и «методология» теории государства и права. Раскройте понятие «всеобщие (философские) методы познания». Назовите характерные черты таких методов, как синергетика и материалистическая диалектика.
4. Охарактеризуйте догосударственный период развития общества. Назовите особенности организации власти, управления и социального регулирования.
5. Раскройте содержание следующих теорий происхождения государства: историко-материалистическая, патриархальная, теологическая. Назовите достоинства и недостатки указанных теорий.
6. Раскройте содержание следующих теорий происхождения государства: договорная, патримониальная, органическая. Назовите достоинства и недостатки указанных теорий.
7. Сформулируйте определение понятия «государство». Перечислите и охарактеризуйте его основные признаки.
8. Назовите и проанализируйте подходы к сущности государства, сформулируйте и обоснуйте собственную точку зрения на вопрос о сущности современных государств.
9. Сформулируйте понятие «функции государства». Перечислите признаки функций государства. Соотнесите понятия функция государства и задачи деятельности государства. Классифицируйте функции государства.
10. Раскройте систему внешнеполитических функций государства. Охарактеризуйте внешнеполитические функции современного российского государства.
11. Раскройте систему внутриполитических функций государства. Охарактеризуйте внутриполитические функции современного российского государства.
12. Охарактеризуйте типологию государства как процедуру научного познания. Назовите подходы к типологии государства. Раскройте их содержание, назовите слабые и сильные стороны.
13. Сформулируйте понятие «формы правления», классифицируйте виды форм правления, приведите примеры.
14. Охарактеризуйте монархическую форму правления. Перечислите признаки монархий. Раскройте особенности абсолютной и ограниченной монархии. Приведите примеры.
15. Охарактеризуйте республиканскую форму правления. Перечислите признаки республики. Раскройте особенности президентской, парламентской и смешанной республики. Приведите примеры.
16. Сформулируйте понятие «нетипичная форма правления». Охарактеризуйте такие формы, как теократическая республика, коллективная монархия, выборная монархия. Приведите примеры стран.
17. Сформулируйте понятие «формы государственного (политико-территориального) устройства государства», проиллюстрируйте примерами, назовите особенности.
18. Сформулируйте понятие «федеративное государство». Раскройте признаки федеративного государственно-территориального устройства. Классифицируйте федерации, приведите примеры стран.
19. Сформулируйте понятие «унитарное государство». Раскройте признаки унитарного государства. Классифицируйте унитарные государства, приведите примеры стран.
20. Сформулируйте понятие «политический (государственно-правовой) режим», проиллюстрируйте примерами, назовите их особенности.
21. Сформулируйте понятие «демократический режим». Раскройте признаки демократического режима, приведите примеры стран.
22. Сформулируйте понятие «тоталитарный режим». Раскройте признаки тоталитарного режима, приведите примеры стран.
23. Сформулируйте понятие «авторитарный режим». Раскройте признаки авторитарного режима, приведите примеры стран.
24. Сформулируйте понятие «механизма государства», перечислите его признаки. Раскройте соотношение понятий механизм государства и функции государства.
25. Охарактеризуйте структурные компоненты государственного механизма. Определите условия эффективного функционирования механизма государства.
26. Сформулируйте понятие «государственный орган», перечислите признаки понятия государственный орган. Классифицируйте государственные органы, приведите примеры.
27. Охарактеризуйте теорию разделения властей в современном государстве. Проанализируйте особенности российской модели разделений властей, выявите ее достоинства и недостатки.
28. Раскройте систему законодательных органов власти в России. Назовите нормативные правовые акты, определяющие правовой статус законодательных органов власти в России.
29. Раскройте систему исполнительных органов власти в России. Назовите нормативные правовые акты, определяющие правовой статус исполнительных органов власти в России.
30. Раскройте систему судебных органов власти в России. Назовите нормативные правовые акты, определяющие правовой статус судебных органов власти в России.
31. Назовите принципы организации и функционирования государственных органов, в каких нормативных правовых актах содержатся эти принципы. Раскройте их содержание.
32. Раскройте понятия «государственная служба» и «государственный служащий». Назовите виды государственной службы, раскройте основы правового статуса государственного служащего.
33. Раскройте понятие «правового государства», перечислите и поясните его признаки. Назовите ученых, исследовавших проблемы правового государства. Охарактеризуйте становление и развитие учения о правовом государстве.
34. Сформулируйте условия формирования и успешного функционирования правового государства. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы формирования правового государства в России.
35. Раскройте понятие «гражданское общество», перечислите и поясните его признаки. Назовите ученых, исследовавших проблемы гражданского общества. Охарактеризуйте становление и развитие учения о гражданском обществе.
36. Сформулируйте условия формирования и успешного функционирования гражданского общества. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы формирования гражданского общества в России.
37. Проанализируйте соотношение гражданского общества и правового государства, выявите значение формирования гражданского общества для становления и развития правового государства.
38. Проанализируйте место и роль государства в политической системе общества. Выявите соотношение права и политики, приведите примеры взаимного влияния права на политику, политики на право.
39. Определите значение подходов к пониманию права. классифицируйте подходы к пониманию права. Раскройте содержание подходов к пониманию права. Выскажите критические суждения за и против подходов к пониманию права.
40. Сформулируйте понятие «право», перечислите основные признаки права. Раскройте содержание признаков права.
41. Сформулируйте понятие «сущность права». Раскройте содержание основных подходов к сущности права. выскажите суждения о сущности современного российского права.
42. Охарактеризуйте понятие «социальная норма», сравните понятия социальная норма, техническая норма, социально-техническая норма. Классифицируйте социальные нормы, приведите примеры.
43. Определите место права в системе социальных норм, выявите общие и отличительные признаки права и иных социальных норм.
44. Проанализируйте соотношение права и морали, выявите их общие черты и отличия, охарактеризуйте взаимодействие и конфликт права и морали. Приведите примеры.
45. Сформулируйте понятие функций права, классифицируйте их, проиллюстрируйте примерами.
46. Сформулируйте понятие «регулятивная функция права». Охарактеризуйте особенности реализации регулятивной функции права, отличие регулятивно-статической от регулятивно-динамической функции права.
47. Сформулируйте понятие «охранительная функция права». Охарактеризуйте особенности реализации охранительной функции права.
48. Сформулируйте понятие «принципы права», предложите возможные классификации принципов права, проиллюстрируйте примерами.
49. Сформулируйте понятие «общеправовые принципы права». раскройте роль и значение общеправовых принципов для правовой системы. Охарактеризуйте такие принципы, как равенство, справедливость, законность.
50. Охарактеризуйте правовой статус личности, сформулируйте понятие, определите структурные элементы, назовите виды, определите их особенности и содержание. Проанализируйте собственный правовой статус.
51. Раскройте понятие механизма правового регулирования, назовите его элементы и стадии, раскройте их содержание, приведите примеры. Назовите условия и показатели эффективности механизма правого регулирования.
52. Сформулируйте понятия «правовое регулирование» и правовое воздействие», соотнесите их. Назовите способы, методы и типы правового регулирования, раскройте их содержание.
53. Сформулируйте определение «нормы права». Перечислите признаки нормы права, раскройте их содержание, приведите примеры.
54. Определите структуру нормы права, охарактеризуйте ее элементы, раскройте их роль для правового регулирования, приведите примеры.
55. Сформулируйте понятия «источник права» и «форма права», сравните их. Назовите виды форм права, выявите существенные признаки основных форм права, приведите примеры.
56. Сформулируйте понятие правового обычая, охарактеризуйте особенности правового обычая как формы российского права, определите функции правового обычая в современном праве, приведите примеры.
57. Сформулируйте понятие юридического прецедента, назовите его существенные свойства, охарактеризуйте особенности юридического прецедента в странах англо-американской и романо-германской (континентальной) правовых семей. Проанализируйте различные подходы к проблеме юридического прецедента в российской юридической науке и практике.
58. Сформулируйте понятие нормативного договора, охарактеризуйте свойства и особенности нормативного договора как формы российского права, назовите основные виды нормативных договоров, приведите примеры.
59. Сформулируйте понятие нормативного правового акта, охарактеризуйте особенности нормативного правового акта как формы российского права. Классифицируйте нормативные правовые акты и приведите примеры. Объясните иерархию нормативных правовых актов.
60. Раскройте особенности действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, приведите примеры. Проанализируйте возможные проблемы, связанные с особенностями действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.
г) примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену во 2 семестре
1.Охарактеризуйте предмет и объект теории государства и права, назовите особенности и функции теории государства и права как науки, раскройте ее место в системе общественных и юридических наук.
2. Определите понятия «метод» и «методология» теории государства и права. Классифицируйте методы научного познания, раскройте их содержание.
3.Охарактеризуйте причины многообразия и содержание теорий происхождения государства, выскажите критические суждения за и против наиболее актуальных в современных условиях теорий (по выбору обучающегося).
4. Раскройте понятие государства. Перечислите его основные признаки, охарактеризуйте их содержание, приведите примеры. Назовите и проанализируйте подходы к сущности государства, сформулируйте и обоснуйте собственную точку зрения на вопрос о сущности современных государств.
5. Охарактеризуйте понятие «функции государства». Классифицируйте функции государства и раскройте их содержание, приведите примеры. Ранжируйте по значимости функции современных государств.
6. Сформулируйте понятие «формы правления», классифицируйте виды форм правления, охарактеризуйте каждую их них, проиллюстрируйте примерами, назовите особенности.
7. Сформулируйте понятие «формы государственного (политико-территориального) устройства государства», проиллюстрируйте примерами, назовите особенности.
8. Проанализируйте понятия «федерации» и «конфедерации», выявите и обоснуйте их общие черты и отличия, приведите примеры.
9. Сформулируйте понятие «политический (государственно-правовой) режим», проиллюстрируйте примерами, назовите их особенности.
10. Сформулируйте понятие «механизма государства», перечислите его признаки, охарактеризуйте структурные компоненты государственного механизма. Определите условия эффективного функционирования механизма государства.
11. Охарактеризуйте теорию разделения властей в современном государстве. Проанализируйте особенности российской модели разделений властей, выявите ее достоинства и недостатки.
12. Раскройте понятие «правового государства», перечислите и поясните его признаки, сформулируйте условия формирования и успешного функционирования правового государства.
13. Проанализируйте соотношение гражданского общества и правового государства, выявите значение формирования гражданского общества для становления и развития правового государства.
14. Проанализируйте место и роль государства в политической системе общества. Выявите соотношение права и политики, приведите примеры взаимного влияния права на политику, политики на право.
15. Охарактеризуйте нормы-регуляторы в догосударственном обществе, назовите их особенности и виды. Определите причины возникновения права, проанализируйте основные теории происхождения права.
16. Определите значение подходов к пониманию права. Раскройте содержание современных подходов к пониманию права. Выскажите критические суждения за и против наиболее актуальных в современных условиях подходов к пониманию права (по выбору обучающегося).
17. Определите место права в системе социальных норм, выявите общие с другими социальными нормами и отличительные признаки права. Проанализируйте соотношение права и морали, выявите их общие черты и отличия, приведите примеры.
18. Сформулируйте понятие права, выявите сущность права, перечислите и раскройте содержание признаков права.
19. Сформулируйте понятие функций права, классифицируйте их, проиллюстрируйте примерами.
20. Сформулируйте понятие «принципы права», предложите возможные классификации принципов права, проиллюстрируйте примерами. Проанализируйте значение принципов права.
21. Охарактеризуйте правовой статус личности, сформулируйте понятие, определите структурные элементы, назовите виды, определите их особенности и содержание. Проанализируйте собственный правовой статус.
22. Раскройте понятие механизма правового регулирования, назовите его элементы и стадии, раскройте их содержание, приведите примеры. Назовите условия и показатели эффективности механизма правого регулирования.
23. Сформулируйте определение «нормы права». Перечислите признаки нормы права, раскройте их содержание, приведите примеры.
24. Определите структуру нормы права, охарактеризуйте ее элементы, раскройте их роль для правового регулирования, приведите примеры.
25. Охарактеризуйте диспозицию как элемент нормы права, сформулируйте понятие, выявите существенные признаки, назовите и объясните возможные классификации диспозиций.
26. Охарактеризуйте санкцию как элемент нормы права, сформулируйте понятие, выявите существенные признаки, назовите и объясните возможные классификации санкций.
27. Охарактеризуйте гипотезу как элемент нормы права, сформулируйте понятие, выявите существенные признаки, назовите и объясните возможные классификации гипотез.
28. Сформулируйте понятие системы права, назовите и охарактеризуйте ее элементы, приведите примеры. Выявите соотношение понятий системы права и правовой системы.
29. Охарактеризуйте отрасль права как элемент системы права. Назовите критерии классификации отраслей права и соответствующие им виды, приведите примеры.
30. Раскройте понятие правотворчества, назовите принципы и виды правотворчества, раскройте содержание и значение юридической техники для подготовки нормативных правовых актов.
31. Сформулируйте понятия «источник права» и «форма права», сравните их. Назовите виды форм права, выявите существенные признаки основных форм права, приведите примеры.
32. Сформулируйте понятие правового обычая, охарактеризуйте особенности правового обычая как формы российского права, определите функции правового обычая в современном праве, приведите примеры.
33. Сформулируйте понятие юридического прецедента, назовите его существенные свойства, охарактеризуйте особенности юридического прецедента в странах англо-американской и романо-германской (континентальной) правовых семей. Проанализируйте различные подходы к проблеме юридического прецедента в российской юридической науке и практике.
34. Сформулируйте понятие нормативного договора, охарактеризуйте свойства и особенности нормативного договора как формы российского права, назовите основные виды нормативных договоров, приведите примеры.
35. Сформулируйте понятие нормативного правового акта, охарактеризуйте особенности нормативного правового акта как формы российского права. Классифицируйте нормативные правовые акты и приведите примеры. Объясните иерархию нормативных правовых актов.
36. Раскройте особенности действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, приведите примеры. Проанализируйте возможные проблемы, связанные с особенностями действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.
37. Сформулируйте понятие систематизации нормативных правовых актов, раскройте причины систематизации, назовите виды и проиллюстрируйте их примерами.
38. Проанализируйте понятие кодификации нормативных правовых актов», выявите особенности кодификации, назовите примеры кодификации законодательства, возможные виды кодифицированных актов, поясните значение кодификации.
39. Раскройте понятие инкорпорации нормативных правовых актов, выявите ее особенности, охарактеризуйте возможные виды инкорпораций, назовите примеры инкорпорации, поясните значение инкорпорации.
40. Охарактеризуйте природу и содержание нетрадиционных (доктринальных) источников (форм) права на примере судебной практики, правовой доктрины, религиозного текста, модельного законодательства. Выявите существенные признаки нетрадиционных источников (форм) права, их отличие от основных форм права.
41. Раскройте понятие реализации норм права, назовите характерные черты непосредственных и особой форм реализации права, приведите примеры.
42. Сформулируйте понятие толкования закона и подзаконного акта. Объясните причины толкования права. Перечислите способы толкования и назовите виды, приведите примеры.
43. Раскройте понятие правомерного поведения, определите его