Три периода русской культуры ХХ века
1) вариант
первый период (1917 – 1934 гг.) характеризуется тенденцией, получившей бурное развитие еще в дореволюционной России, многовариантного культурного развития, но с другой стороны – тенденция к подавлению альтернативных позиций;
во втором периоде (1934 – 1956 гг.) преобладала именно указанная выше тенденция, господствовал метод социалистического реализма;
третий период (1956 – 1985 гг.) – период возврата к культуре полифонического развития.
Говоря о культуре СССР, необходимо указать на ряд достижений в науке, искусстве, литературе, образовании и др. Кроме того, нельзя не отметить диалог культур народов бывшего СССР (Р. Гамзатов, Ч. Айтматов, К. Кулиев, Э. Межелайтис и ряд других деятелей культуры, олицетворявших феномен советской культуры).Культура советского периода – сложное, многогообразное явление состоялась, она внесла много яркого, неповторимого в мировую культуру прежде всего потому, что по российской традиции поставила человека в центр своих поисков и надежд.Рассматривая вопрос об экономическом и социально-духовном кризисе в обществе, о коммерциализации и вестернизации культуры, необходимо упомянуть о процессах демократизации, начавшихся во второй половине 80-х гг., способствовавших проявлению плюрализма в культурных процессах и явлениях. Но в начале XXI в. отечественная культура находится в кризисном состоянии. Разрушение социалистического общественно-политического уклада и резкая смена ценностных ориентаций, вступление России в рыночные отношения, возникшее классовое расслоение и социальное неравенство привели российское общество и российскую культуру к системному кризису, к девальвации образования, духовных ценностей и культуры в целом, к разрушению материальной базы и инфраструктуры сферы культуры, к ориентации учреждений культуры не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Экспансия западной, прежде всего американской, культуры разрушает основу национального самосознания, формирует «рыночного человека-потребителя», готового быть тем, на что имеется спрос. Сокращение научных исследований, разрушение учреждений культуры на селе и в городах, научных учреждений, падение спроса на высокохудожественную литературу, музыку, кинофильмы, рост численности безграмотных детей – все это признаки кризиса отечественной культуры.Преодоление кризиса культуры, реализация потенциала материальной и духовной культуры для возрождения Отечества возможны в том случае, если будет действовать единая государственная политика, направленная на приоритетное развитие отечественной культуры.
2) вариат
КУЛЬТУРА СССР (1917 – 1985 гг.),
ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.
Первый период (1917 – 1934 гг.) | |
Конец 1917 г. – начало 1918 г. | Приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви, проведена национализация всех учебно-воспитательных учреждений |
ноябрь 1917 г. | Образован отдел искусств, решавший вопросы оказания помощи художникам, поэтам и другим деятелям культуры |
1918 г. | Отменена плата за обучение в вузах, установлены денежные стипендии для нуждающихся студентов |
В конце декабря 1918 г. | Образовано Государственное издательство |
1919 г. | Правительство издало декрет об обязательном обучении чтению и письму на родном языке всего населения в возрасте от 8 до 50 лет |
1919 г. | При высших учебных заведениях были созданы рабочие факультеты, на которых малообразованные рабочие и крестьяне за три года подготавливались к поступлению в вузы |
1923 г. | Организовано добровольное общество «Долой неграмотность!» |
1920 – е годы | Духовную культуру 20 - х годов определяло противостояние двух группировок в литературе: РАПП и «Перевал». В целом для первого периода характерно наличие двух направлений развития в искусстве: реализма и модернизма. Кроме того, противоречия экономики и политики, сложность общественных процессов периода НЭПа нашли яркое отражение в произведениях литературы, искусства, архитектуры и театра |
1925 г. | Принципиальное значение для развития литературы, искусства имела резолюция ЦК РКП(б) «О политике в области художественной литературы», положившая начало идеологизации литературы и искусства |
1930 г. | Добились ликвидации безработицы, в Конституции закреплены права на труд, отдых, жилище, охрану здоровья, образование. Более сорока народов, населявших Россию, обрели свою письменность |
1930 - е годы | СССР стал одной из 3-4 стран, способных производить любой вида промышленной продукции, доступной в данное время человечеству |
1920 – 1930-е годы | Центром научной мысли стала Академия наук СССР. Советские ученые достигли больших успехов в развитии многих отраслей науки: И.П. Павлов проводил исследования в области изучения высшей нервной деятельности человека и животных; К.Э. Циолковский разработал теорию ракетного движения; И.В. Мичурин доказал возможность управления развитием растительных организмов; исследования Н.Е. Жуковского, С.А. Чаплыгина лежат в основе развития современной авиации; Д.В. Скобельцын разработал метод обнаружения космических лучей; А.Ф. Иоффе заложил основы современной физики полупроводников |
1930 - е годы | Добились успехов в создании советского оперного искусства (Т.Н. Хренников «В бурю», Д.Д. Шостакович «Катерина Измайлова»); в развитии камерной вокальной и инструментальной музыки (А.Н. Александров, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович и др.); немалое внимание уделялось и развитию балета (М.Т. Семенова, Г.С. Уланова, О.В. Лепешинская и др.); в изобразительном искусстве существовало множество различных направлений (А. Дейнека, Б.М. Кустодиев, Н.А. Андреев, К.С. Петров-Водкин, М. Нестеров и ряд других выдающихся деятелей). В это же время особую популярность приобретает агитационно-массовое искусство и кинематограф |
Второй период (1934 – 1956 гг.) | |
Конец 30 -х годов | Сложилась целостная общественная система |
1937 г. | В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков совершили беспосадочный перелет Москва – Портленд (США) |
1940 - е годы | Страна перешла на всеобщее семилетнее образование. Продолжала развиваться наука: больших успехов добился селекционер И.В. Мичурин; большую роль в развитие советской и мировой науки внесли работы генетика Н.И. Вавилова, математиков П.С. Александрова, С.Н. Берштейна, физиков А.Ф. Иоффе, С.И. Вавилова, П.Л. Капицы, химиков А.Н. Несмеянова, А.Е. Фаворского, медиков Н.Н. Бурденко, А.Н. Бакулева, А.В. Вишневского |
1941 – 1945 гг. | Великая Отечественная война. Деятели культуры внесли свой весомый вклад в общую победу постоянными выездами с концертами, чтением стихов на фронт. Патриотизм, героизм советского народа нашли отражение в произведениях литературы, живописи, кинематографе. Необходимо отметить, что в послевоенный период множество произведений литературы было посвящено героическому подвигу советского народа в Великой Отечественной войне (М. Шолохов, К. Симонов, Б. Васильев, Ю. Бондарев); живопись С. Герасимова, А.А. Дейнеки, Кукрыниксов, А.А. Пластова демонстрировала страдание и проявленное мужество народа |
1946 г. | В 2,5 раза увеличены расходы на науку |
1950 г. | Организован отдел науки и высших учебных заведений |
Середина 50-х – начало 60-х годов | Развитие средств массовой информации |
Третий период (1956 – 1985 гг.) | |
1956 – 1964 гг. | Рост социальной активности |
1956 г. | В г. Дубна создан международный исследовательский центр – объединенный Институт ядерных исследований. Получили всемирную известность работы физиков Л.Д. Ландау, М.А. Леонтовича, А.Д. Сахарова, И.Е. Тамма, Н.Н. Боголюбова и др. |
4 октября 1957 г. | Запуск первого в мире спутника. |
1957 г. | Запущен самый мощный в мире ускоритель частиц – синхрофазотрон |
1958 г. | Закон об обязательном восьмилетнем образовании |
12 апреля 1961 г. | Первый полет человека в космос (Ю.А. Гагарин) |
1960 - е годы | Наблюдается «поэтический бум»: появляются сборники непечатаемых А. Ахматовой, Б. Пастернака, М. Цветаевой, Н. Заболоцкого, кроме того, образуется группа молодых поэтов и писателей, среди которых были Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский. Появились молодые творческие кинорежиссеры, сценаристы, актеры: С. Бондарчук, Г. Чухрай, Б. Алов, В. Наумов |
1970 - е годы | Складывается альтернативная культура, деятели которой формируют свое культурное пространство, со временем сформировавшееся и выразившееся в инакомыслии, а затем и в диссидентстве |
1960 – 1980 - е годы | Увеличение количеств общественных организаций (Комитет советских женщин, Советский Красный Крест, Комитет молодежных организаций и др.), однако происходила их интенсивная бюрократизация |
1980 - е годы | Книгоиздание приобрело не только массовый, но и многонациональный характер. Выделялись средства на развитие культуры, что способствовало созданию новых творческих союзов: Союз работников кинематографии СССР, Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР |
|