Основные направления информатизации правотворческой деятельности

Информатизация правотворческой деятельности

Основные направления информатизации правотворческой деятельности

Правотворчество — это деятельность, прежде всего, государ-ственных органов по принятию, изменению и отмене юридиче-ских норм.

Нормативные акты принимаются различными органами, в раз-ное время, в различных пространственных пределах и по разному вопросу. Такая ситуация не может не влиять на природу дейст-вующих законов и подзаконных актов, которые порой могут ме-жду собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем об-щественные отношения будут упорядочены, необходимо чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приве-дены в соответствующую систему.

Систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользова-ния им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Необходимо отметить, что единый процесс систематизации законодательства можно условно разбить на два плана — внеш-ний и внутренний.

С одной стороны, систематизация законодательства — это внешнее объединение нормативных актов в единую, согласован-ную систему, которая облегчает поиск и ознакомление с необхо-димыми юридическими нормами. С другой стороны, системати-зация служит целям научного исследования правовых норм, по-могает обнаружить и устранить несогласованность между ними, пробелы правового регулирования определенных общественных отношений, серьезно способствует верному толкованию и при-менению права, а тем самым укреплению законности. Таким об-разом, систематизация законодательства представляет собой одно из средств совершенствования правового регулирования.

Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно 7. Информатизация правотворческой деятельности 148

и с меньшей затратой сил выявить несогласованность, противо-речия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению.

Создание эффективного инструмента учета и поиска право-вых актов очень важно с точки зрения создания условий для ши-рокого распространения правовой информации в стране.

До недавнего времени процесс учета и поиска правовой ин-формации проводился в основном вручную. Для учитываемых нормативных актов определялся список тематических вопросов, по которым должен осуществляться поиск необходимой ин-формации. По тематикам строился специальный рубрикатор (тематический классификатор), в соответствии с которым ана-лизировались все учитываемые нормативные акты. Для каждого нормативного акта составлялась специальная карточка, в кото-рой фиксировались реквизиты акта, а иногда и текст акта. За-полненные карточки размещались по рубрикам принятого руб-рикатора, что в дальнейшем позволяло осуществлять тематиче-ский поиск.

В настоящее время с развитием высокопроизводительной вычислительной техники и созданием автоматизированных ин-формационно-поисковых и справочных правовых систем идет активный процесс усовершенствования поиска правовой ин-формации.

Автоматизированные системы позволяют хранить и обраба-тывать огромные информационные фонды, состоящие из десят-ков тысяч нормативных актов. Высокая производительность со-временной техники позволяет свести поиск необходимой право-вой информации к нескольким минутам.

Создание автоматизированных справочных правовых систем имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с традици-онными видами учета нормативных актов:

• учитывая, что в них закладывается практически неограни-ченный объем нормативно-правовой информации (зако-нодательство страны, других государств, проекты законов, решения судебных органов и т.п.), при обращении к ним можно получить любую справку;

• оперативность получения требуемой информации и т.д.

Наши рекомендации