Основные направления информатизации медицинской деятельности

Медицинская деятельность характеризуется рядом особенностей2, главная из которых – специфика предмета труда. Предмет медицины (здоровье и болезни человека) во многом превосходит по сложности физические и другие объекты. В нормальной и патологической жизнедеятельности человека проявляются и взаимодействуют все формы движения материи, единство биологического и социального аспектов. Поэтому понимание специфики медико-биологических, санитарно-гигиенических и клинических проблем невозможно без философского подхода.

Медицинская деятельность имеет сложный, противоречивый характер, в которой переплетается объективный и субъективный, сознательный и стихийный, необходимый и случайный факторы. Больной есть и объект и субъект медицины. В медицинской деятельности преобладает субъективныйфактор. В процессе обследования больного врач субъективным образом воспринимает его объективное состояние, а в субъективных ощущениях пациента отражаются объективные изменения организма. Многие переживания субъекта невозможно обнаружить при помощи аппаратов, они должны быть выявлены лично врачом. В то же время многие методы обследования больного субъективны, поскольку результат этих исследований зависят от опыта и квалификации врача, его отношения к своей профессии.

Специфика медицинской деятельности также в том, что врач имеет дело прежде всего с информацией о больном, которая «зашифрована» в различные симптомы и синдромы и которая должна быть расшифрована и интерпретирована. Эта деятельность направлена, прежде всего на сбор и переработку этой информации, которая отличается особой технологией. Технология сбора информации постоянно усложняется и совершенствуется, в нее включаются различные технические, физические, химические, биологические и др. диагностические средства. В условиях НТР, информатизации различных сфер общества эндоскопические, биохимические, цитохимические, иммунобиологические методы исследования, эхография, ультразвуковое сканирование, компьютерная томография, медицинские экспертные системы радикальным образом изменяют процесс распознавания болезней. Современная медицинская диагностика (семиология) превратилась из особой формы врачебной деятельности в научную дисциплину в строгом смысле этого слова, т.е. в науку об условиях, формах и методах распознавания болезней1.

Клиническое мышление врача имеет двойственный характер: способность фиксировать известное и тенденцию размышлять над специфическим. С одной стороны, врач оперирует готовыми знаниями, с другой – получает информацию на основе изучения специфического проявления данной нозологической единицы. В этом случае полученная информация не полностью соответствует известному медицинскому знанию. Компьютерная техника и технология вносят принципиальные изменения в суть трудового процесса в медицинской деятельности, они частично переводят «ручные» способы сбора и обработки информации на машинную основу.

Сегодня медицина переходит от двузначной системы «врач – пациент» к трехзначной «врач – технология (техника) – пациент». Появилась даже гибридное название «безбумажная медицинская информатика». Внедрение компьютерной техники в медицине привело к автоматизации процессов диагностики и лечения. Использование компьютеров и информационных технологий имеет большую перспективу, поскольку машина a priori имеет ряд преимуществ перед человеком. Как результат информатизации медицинской сферы улучшается качество диагностики, максимально исключается односторонность и субъективизм в медицинской деятельности. Информатизация медицины способствует росу компетенции и профессионализма медиков, ведет к росту доли творческого труда.

Вместе с тем информатизация медицины имеет не только положительные моменты, но и отрицательные. Медицинская информация не может быть полностью формализована. Только в учебнике клиническая картина болезни сформулирована классически, в действительности болезни имеет множество особенностей, которые не могут быть учтены компьютером. Технические средства и компьютеры, будучи источником информации о больном, работают нf основе формально-логических программ и в какой то степени ограничены, дают вероятностные выводы о многих возможных болезней. Поэтому основную работу по обоснованию и дифференциации диагноза должен осуществить персонально врач (а не машина). Компьютеризация и информатизация медицины не может полностью заменить классические методы диагностики. Врач должен знать как классические, так и современные методы диагностики и лечения. Для этого требуется более всесторонняя профессиональная подготовка врачей, которая предполагает определенную философскую культуру и логико-методологическую подготовку.

Основная задача медицинской информатики – информатизация системы здравоохранения, автоматизация и компьютеризация диагностического творчества и лечебного процесса – может реализоваться в несколько этапов:

1) разработка методов компьютерной диагностики и машинного прогноза, а также автоматизации диагностического процесса и выбора лечения;

2) создание информационных моделей различных болезней человека. Подобное моделирование имеет ряд преимуществ перед другими способами изучения заболеваний человека, ибо представляется возможным непосредственно в процессе диагностирования и лечения вносить коррективы, значительно повышающие эффективность врачевания.

3) Создание операционных систем автоматизации диагностического и лечебного процессов (экспертных систем). Экспертные системы1 основываются на использование методов теории искусственного интеллекта и моделируют его (эксперта) поведение и способности решать определенные задачи. Создание экспертных систем дает возможность широко использовать опыт самых крупных специалистов (экспертов).

В рамках экспертной системы происходит как непосредственное, так и опосредованное взаимодействие трех групп людей. Первая группа – эксперты, которые сообщают свои знания для их дальнейшей обработки и хранения в банках знаний экспертных систем. Вторая группа – когнитологи, которые особыми приемами отчуждают знания экспертов и создают оперативно-информационную модель этих знаний. Третья группа – пользователи, которые, во-первых, воссоздают знание эксперта по модели, разработанной когнитологом, и, во-вторых, принимают определенные решения на основе рекомендаций, предложенных экспертной системой.

В современной медицинской практике выделяются два направления информатизации медицинской сферы: автоматическая обработка медицинской информации, включая и постановку диагноза с помощью ЭВМ и подключение медицинских приборов к ЭВМ.

14.6. Классификация информационных систем медицинской

деятельности и пути компьютеризации медицинской cферы

Развитие современной медицины ведет неизбежно к узкой специализации, врачи занимаются определенными функциями, органами или патологическими процессами. Это понятно поскольку информационный поток постоянно возрастает, а специалист не в состоянии охватить всю новую информацию. Решение этой проблемы возможно при информатизации медицинской сферы, внедрении и более широкое использовании информационных систем. Классификация этих систем осуществлена в соответствии с некоторыми условными критериями:

1). В зависимости от способа переработки информации:

информационно-поисковые системы счетно-перфорационной техники;

информационно-поисковые системы ручного типа;

автоматизированные системы обработки медицинских данных;

экспертные системы.

2). По функциональному назначению:

информационно-поисковые системы справочного типа;

информационно-поисковые системы переработки информации;

автоматизированные системы управления медицинскими учреждениями;

3). В зависимости от характера решаемых задач:

информационно-поисковые (справочные) системы;

диагностические;

прогнозирующие;

следящие;

информационно-измерительные;

управляющие системы.

Внедрение и использование ЭВМ для нужд клинической медицины является наиболее перспективным направлением современного здравоохранения. Врач нередко ошибается в диагностике и лечении только потому, что забыл какой-то симптом, не знал о редком варианте течения того или иного заболевания, вовремя не вспомнил об определенном препарате, не обратил должного внимания на некоторые его побочные действия и т.п. Компьютер имеет прекрасную возможность не только собирать в своей памяти бесценный опыт врачей, рассеянный по сотням и тысячам монографий и журнальных статей, бесчисленным больничным и поликлиническим архивам в виде историй болезней, но и передавать этот опыт практическим работникам медицинской сферы1.

14.7. Проблемы и перспективы информатизации

медицины и здравоохранения в Республике Молдова

Компьютеризация и информатизация медицинской сферы находятся в центре внимания и в Республике Молдова. Во многих лечебных учреждениях нашего региона передовые, прогрессивные методы, связанные с компьютеризацией медицинской сферы, пробивают себе дорогу в жизнь, способствуя повышению эффективности лечебной практики, системы здравоохранения в целом. Находят применение ЭВМ в больнице скорой медицинской помощи г. Кишинева. Здесь созданы АСУ-стационар, поликлиника, диспетчерская, аптека. Практически вся информация о больных, работе медиков, административно-хозяйственного персонала, аптеки вводится в компьютер. Эти и подобные мероприятия позволяют освобождать медиков от излишней писанины, второстепенной нетворческой работы, уделять больше внимания непосредственно лечению больных.

Новые информационные технологии внедряются в Республиканский диагностический центр и другие медицинские учреждения. Удачно применяется ЭВМ в учебной аптеке фармацевтического факультета ГУМФ им. Н.Тестемицану. В компьютер внесена информация о механизме действия, показаниях и противопоказаниях лекарственных препаратов, их наличии на складе, в аптеках. Это позволяет врачу более конкретно подходить к лечению больных, не выписывать отсутствующие в аптеках лекарства. Такая система дает возможность автоматизировать также справочную службу аптеки.

Вместе с радужными перспективами развития медицинской информатики следует отметить и значительные проблемы, связанные с информатизацией и компьютеризацией здравоохранения и медицины в РМ. Прежде всего – это проблема технологического обеспечения. Учреждения здравоохранения, медицинские учебные заведения республики испытывают нехватку финансовых средств для приобретения и налаживания компьютеров. Нет также достаточного количества ЭВМ и вспомогательных средств к ним – дисплеев, принтеров, кабеля и др. Дорогостоящи и соответствующие программы к этой технике. В этом существенную помощь могли бы оказать спонсоры.

Другая проблема – психологическая. Не все врачи и особенно средний медицинский персонал практически готовы к применению ЭВМ. Многие из них или не обучены этому, или вообще не хотят обучаться. Подготовка медицинских кадров для работы в информатизированной медицинской сфере не соответствует требованиям времени. Программы мало адаптированы к медицинской практике, системе здравоохранения в целом. К тому же обучение проходит, как правило, вне медицинских учреждений.

Следующая проблема связана с тем, что фактически применение ЭВМ в здравоохранении не «узаконено». Даже там, где хорошо функционируют компьютеры, не отменены истории болезни и амбулаторные карточки, а программисты работают в любых, только не в своих законных должностях. Серьезной проблемой при переходе на безбумажную информатику в лечебной практике и использование компьютеров в системе здравоохранения является необходимость унификации медицинских понятий. В медицинской сфере очень много категорий, трудно поддающихся систематизации и формализации. Не все медицинские симптомы и термины можно выразить количественными показателями. Ряд заболеваний характеризуется большим разнообразием признаков, причем каждый врач фиксирует только те признаки, которым он отдает предпочтение или которые считает нужными. Здесь требуется серьезная систематизация и разумный редукционизм.

Большой проблемой для медицины остается синонимия. В отдельных дисциплинах количество синонимов достигает 25 – 40 % от общего числа терминов. Велик удельный вес и эпонимических терминов (образованных от имен собственных). Все это требует не только подготовки к работам с ЭВМ, но и воспитания у врачей соответствующей культуры мышления.

И все же какими бы трудностями мы ни встречались, маршруты компьютеризации в медицине и здравоохранении - самые разнообразные, их роль в совершенствовании и повышении эффективности этих сфер деятельности незаменима. Однако при несомненных успехах безбумажной медицинской информатики, при росте её значения в организации врачебной деятельности последнее слово всегда будет за врачом. Гуманистическая функция медицины, сострадание и милосердие связаны только с человеком, а поэтому все наши силы и умение должны быть направлены на совершенствование его души, социальных качеств. Работа не легкая, но исключительно перспективная в плане гуманизации врачебной деятельности, всей медицинской сферы общества.

Литература

Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 1993.

Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. М., 1988.

Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М., 1990.

Урсул А.Д., Цырдя Ф.Н. Информационная безопасность: сущность, содержание и принципы её обеспечения.. // Bioetică, Filosofie, Medicină practică: probleme de existenţă şi supravieţuire ale omului. Materialele conferinţei a V-a ştiinţifice internaţionale. Sub redacţia ştiinţifică a acad. Teodor N. Ţîrdea. Chişinău, 2000, р 52-58.Цырдя Ф.Н., Урсул А.Д. Информационная безопасность личности как решающий фактор в стратегии выживания человечества. Там же. С. 59-63.

Цырдя Ф.Н. Информатизация, познание, социальное управление. Философские очерки. Кишинев, 1992.

Ţîrdea T.N., Berlinschi P.V. Sistemele cognitiv-artificiale şi rolul acestora în informatizarea sferei medicale. // Problemele filosofice, de etică, drept şi tehnico-organizaţionale privind informatizarea societăţii. Sub redacţia ştiinţifică a acad. Teodor N. Ţîrdea.Conferinţă ştiinţifico-practică. Chişinău, 1995.

Цырдя Т.Н.Медицинская деятельность и медицинская информатика: проблемы взаимодействия в стратегии выживания человека. // Filosofie, Medicină, Ecologie: probleme de existenţă şi supravieţuire ale omului. Materialele conferinţei a IV-a ştiinţifice internaţionale. Sub red. acad. Teodor N.Ţîrdea. Chişinău, 1999.

Глава 15. Познание мира и сущность практики

Наши рекомендации