Методические указания для обучающихся по освоению

дисциплины (модуля)

Семинарские занятия представляют собой групповую совместную работу студентов и преподавателя, связанную с обсуждением объединенных вокруг определенной темы проблем. Это обсуждение предполагает обязательное знакомство каждого студента с предложенным кругом источников, отбором из них необходимой информации, которая позволяет быть основой для реконструкции рассматриваемой проблемы. Помимо этого студент должен законспектировать предложенный круг научно-исследовательской литературы по предложенной проблеме. В совокупности этот материал должен быть предварительно самостоятельно проанализирован, чтобы быть готовым участвовать в совместном обсуждении. По каждому из вынесенных вопросов на занятие может выступать со своей позицией не один студент. Чем выше уровень подготовленности аудитории, тем больше вероятность дискуссионного стиля обсуждения. Семинарские занятия в идеале строятся на инициативном поведении аудитории, но в случае отсутствия такового преподаватель сам вправе избирать докладчика по тому или иному вопросу. В результате обсуждения всего круга проблем, относящихся к тематике семинарских занятий студенты с целью мониторинга полученных знаний сдают индивидуальный письменный зачет по персональным вопросам.

Начинать подготовку к семинару следует с ознакомления с планом занятия и изучения материалов рекомендованной научной литературы и документальных источников. При этом рекомендуется делать записи по сформулированной проблеме. Следует учесть, что механическое переписывание текста из учебника требует больших затрат времени и малоэффективно. Записи должны быть осмысленными и краткими. Их лучше

делать в виде тезисов, выписок цитат, схем, таблиц, подборок статистического материала биографических данных. Из многообразия изучаемых вопросов следует выделить ведущую проблему, осмыслить ее логику и научную аргументацию, выявить взаимосвязь объективных закономерностей в развитии систем международных отношений и субъективных факторов. Для этого надо изучить всю рекомендованную литературу по теме и сделать соответствующие выводы.

В ходе овладения учебным материалом важно обратить внимание на диалектическую взаимосвязь изучаемых вопросов, выявить имеющиеся причинно-следственные связи и общественные противоречия. Следует учитывать характер используемых источников – отечественные или зарубежные публикации, методологические позиции авторов, время выхода в

свет тех или иных изданий и т. д.

Изучив рекомендованный материал, надо продумать логику и стиль своего выступления с упором на анализ предложенных проблем. В конце выступления обязательно требуется сделать вывод. Необходимо иметь серьезную научную аргументацию своей точки зрения и подготовленные варианты ответов на вопросы преподавателя и студентов. Следует заранее составить свои вопросы к товарищам по группе, которые по возможности должны быть дискуссионного характера. Итогом подготовки к семинарскому

занятию должен стать конспект по всем вопросам плана семинарского занятия.

Образовательные технологии. Информационные технологии

В ходе учебного процесса предполагается использование комплекса педагогических технологий. Традиционные технологии используются при проведении лекционных занятий, предполагающих передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу, демонстрируемому преподавателем. Использование традиционных технологий обеспечивает овладение базовым терминологическим и конкретно-историческим материалом, знакомство с историографической традицией по тому или иному вопросу.

Во-вторых, интерактивные технологии. Речь идет об использовании работы в малых группах, метода разрешения проблем на семинарских занятиях в ходе дискуссий и деловых игр.

В качестве обслуживающих выступают информационные и мультимедиа технологии. Они нацелены на повышение наглядности представления информации, увеличение эмоционально-психологической нагрузки на обучающегося, озвучивание и оживление объектов, значительное повышение заинтересованности в обучении и др. Под средствами мультимедиа понимается комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю общаться с компьютером, используя самые разные для него среды (графику, гипертексты, звук, анимацию, видео). Благодаря современным технологиям возможно использование интерактивных карт, а также получение доступа к удаленным информационным ресурсам.

13. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Требования к аудитории (помещению, местам) для проведения занятий: аудитория на 10-15 мест, располагающая возможностями для проведения лекционных и семинарских занятий в устной и письменной формах, а также снабженная необходим оборудованием для использования мультимедийных и информационных технологий.

№ п/п Наименование оборудования Кол-во Примечание (сведения о наличии, необходимости обновления, приобретения)
  Доска В наличии
  Флип-чарт В наличии
  Экран В наличии
  Проектор В наличии
  Ноутбук В наличии

Наши рекомендации