Хазанов А.М. Экспансия Португалии в Африке и борьба африканских народов за независимость (XVI-XVIII вв.). М., 1976.
Занятие 10. Тридцатилетняя война
1.Причины и начало войны.
2.Основные этапы войны, их характеристика.
3.Итоги войны по условиям мирного договора.
4.Формирование Вестфальской системы международных отношений.
Литература
1.Борисов Ю.В. Дипломатия Людовика XIV. М., 1991.
2.Германская история в новое и новейшее время. Т.1. М., 1970.
3.История дипломатии. Т. 1. М., 1959.
4.История Европы. Т. 3. М., 1993.
5.История Франции. Т. 1. М., 1972.
6.Ревякин А.В. История международных отношений в Новое время. Учебник. М.: 2004.
7.Сказкин С.Д. Международные отношения в Европе в конце XV – первой половине XVIII вв. М., 1981.
Учебно-методическое обеспечение
для самостоятельной работы студентов
Структура СРС
Код формируемой компетенции | Тема | Вид | Форма | Объем учебной работы (часов) | Учебно-методические материалы |
ОПК-2, ПК -11, ПК-12 | Темы 2,3,4,6,14 | Подготовка к контрольной работе | Без участия преподавателя | Литература к темам 2,3,4,6,14 | |
ОПК-2, ПК-7, 11, 12 | Темы 5, 7-13, 15, 16 | Подготовка доклада | Без участия преподавателя | Литература к темам 5, 7-13, 15, 16 |
Виды СРС:
- подготовка к контрольной работе;
- подготовка к коллоквиуму;
- подготовка реферата, доклада;
- подготовка к деловым играм;
- решение задач;
- выполнение расчетно-графических работ;
- написание курсовой работы.
По одной теме может быть несколько видов СРС.
Формы СРС:
- СРС без участия преподавателя;
- КСР контроль самостоятельной работы студента.
График контроля СРС
Недели семестра | ||||||||||||||||
формы контроля | кр | кр | кр | д | кр | д | д | д | д | д | д | д | кр | д | д |
Условные обозначения: кр – контрольная работа, к – коллоквиум, р – реферат, д – доклад, ди – деловая игра, рз – решение задач, кур – курсовая работа.
8. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль и промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль освоения дисциплины (модуля) осуществляется в виде проверки контрольных работ, заслушивания выступлений магистрантов на семинарских занятиях.
Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме зачета.
Для определения уровня сформированности компетенций предлагаются следующие критерии оценки ответа на зачете, творческой работы, контрольной работы, доклада:
Основными технологиями оценки уровня сформированности компетенций является балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Общее количество баллов 100. Количество рубежных контролей -2.
Текущая работа студента оценивается максимум в 60 баллов, в т.ч от 1 до5 баллов за работу на семинарском занятии, от 1 до5 баллов за написание контрольной работы, от 5 до 10 баллов за доклад.
Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины предполагает оценку на зачете до 40 баллов.
Для определения уровня сформированности компетенций предлагаются следующие критерии оценки:
полнота ответа;
знание основных историографических подходов;
грамотное использование терминов, понятий;
знание основных дат, имен и биографий политических деятелей;
аргументированность выводов.
Данные контрольно-оценочные технологии обеспечивают объективное оценивание усвоения студентами общекультурных и профессиональных компетенций, позволяют оценить уровень сформированности ОПК-2, ПК-7, ПК-11, ПК-12 компетенций.
Примерные темы докладов:
1. Римская империя и варвары.
2. Политический портрет Юстиниана Великого.
3. Вторжение англов, саксов и ютов на Британские острова.
4. Политический портрет Вильгельма I Завоевателя.
5. Государство норманнов в Сицилии.
6. Испанская реконкиста как фактор политического объединения региона.
7. Дипломатическая активность великих держав во время Столетней войны.
8. Швейцарский союз в борьбе за независимость.
9. Дипломатия Византийской империи.
10. Итальянские войны и их последствия.
11. Конфессиональный фактор в системе международных отношений позднего средневековья.
12. Нидерланды и Испания: борьба за независимость и создание Республики Соединенных провинций.
Примерный список вопросов к зачету:
1. Европа на рубеже античности и средневековья.
2. Основные участники международных отношений в V –VII вв.:
Западная Европа.
3. Внешняя политика Восточной Римской империи в VI веке.
4. Верденский раздел и его последствия.
5. Основные участники международных отношений в IX –XI вв.
6. Италия в X-XV вв. как регион внешнеполитической экспансии.
7. Итальянские войны и их результаты.
8. Англосаксонское завоевание Британии. Особенности взаимоотношений между англосаксонскими королевствами.
9. Норманнское завоевание Британии. Внешняя политика Вильгельма I Завоевателя.
10. Англия и Франция в XI-XIII вв. Английские владения во Франции и специфика Анжуйского владычества.
11. Предпосылки, характер и начало Столетней войны.
12. Основные этапы Столетней войны. Военные кампании, дипломатия, международные договоры.
13. Окончание Столетней войны. Влияние ее результатов на международные отношения в Западной Европе.
14. Византия и западные государства в эпоху классического средневековья.
15. Византия и папство. Схизма 1054 г. в контексте международных отношений в Европе.
16. Византия и крестовые походы.
17. Латинская Романия и греческие государства после четвертого крестового похода.
18. Турецкое завоевание Византии.
19. Арабское завоевание Пиренейского полуострова. Начало Реконкисты.
20. Основные этапы Реконкисты. Взаимоотношения мусульманского и христианского населения. Образование испанских королевств.
21. Окончание Реконкисты. Объединение Кастилии и Арагона.
22. Специфика международных отношений в Европе в период позднего средневековья: основные противоречия и международные союзы.
23. Германская экспансия периода классического средневековья: «Drang nach Osten».
24. Швейцарский союз и Германская империя.
25. Конфессиональный фактор в системе международных отношений позднего средневековья.
26. Особенности внешнеполитической политики Англии при Тюдорах.
27. Англо-шотландские противоречия. Елизавета Тюдор и Мария Стюарт.
28. Англия и Ирландия как пример экспансии периода позднего средневековья.
29. Испания в системе международных отношений позднего средневековья.
30. Османская империя в системе международных отношений позднего средневековья.
31. Великие географические открытия и их роль в системе международных отношений позднего средневековья.
32. Внешнеполитическая доктрина Ришелье.
33. Основные тенденции развития международных отношений в XVI – начале XVII вв.
34. Тридцатилетняя война: причины, основные участники, этапы.
35. Вестфальский мир: установление нового баланса сил.
36. Вестфальская система международных отношений: принципы функционирования.