Раздел III. Человек в политическом процессе присутствует рациональный элемент
(установки, идеи, пожелания и требования).
Еще больше рационального в политических потребностях и интересах. В политических потребностях присутствует осознание необходимости установить определенные политические отношения, достичь той или
иной политической организации общества. На основе политических потребностей формируются политические
интересы, которые отличаются от первых степенью осознания того, что необходимо и желательно в сфере политики.
В отличие от политической психологии, политическая идеология теоретическое или, по крайней мере, логически упорядоченное, систематизированное политическое сознание и самосознание больших и малых социальных групп, через которое они уясняют свои политические интересы, потребности, ожидания, представления об идеалах политического мироустройства. Как и политическое сознание политическая идеология имеет свои уровни. Обычно выделяют три уровня функционирования идеологии:
- теоретико-концептуальный (элитарный), на котором разрабатываются политические теории и обосновываются идейные принципы политических субъектов;
- программно-политический (пропагандистский), на котором идейные принципы трансформируются в политические программы и лозунги, предназначенные для масс;
- актуализированный (житейский), на котором выявляется степень эффективности идеологической работы, показателем которой служат различные формы непосредственного участия людей в политике под определенными политическими лозунгами.
В политологии выявлены модели и механизмы идеологических построений. Это, прежде всего конденсация, означающая трансформацию представлений обыденного сознания, преобразование явлений массового сознания, их кристаллизацию в идеологические схемы и системы;интеграция, или конвергенция, когда новая идеологическая конструкция образуется путем синтеза элементов уже имеющихся идеологий; дезинтеграция, или дивергенция: новая идеология формируется в процессе расщепления уже существующей идеологии, ее раздробления; ревитализацш, под которой подразумевается возрождение старых идеологических схем в более или менее обновленной, модифицированной форме.
Отношение общества к идеологии, с тех пор как в самом начале XIX в. само понятие идеологии вошло в политический и духовно культурный обиход человечества не раз претерпевало различные метаморфозы: от проклятий в адрес идеологии со стороны Наполеона Бонапарта или трактовки ее как ложного сознания ранним К. Марксом до воспевания «идеологического фактора» как цементирующего элемента советского общества — идеократической социальнополитической системы.
В 60-х годах XX в. возникла концепция деидеологизации, авторы которой (Р. Арон, Д. Белл) объявили наступление эры «конца идеологии».
По мнению авторов этой концепции, в современном мире бесперспективная идеология уступает место безидеологической социологии, социальной технологии. Две группы причин объясняют эрозию идеологии во
второй половине XX в.
Первая заключена в самой идеологии как духовном образовании, неотделима от ее природы, имманетна ее сущности. Всякая идеология одновременно и релятивна и догматична. Она всегда имеет субъективный и иррациональный характер. Идеология — миф, границы действенности которого всецело определяются социальным интересом ее субъекта. Идеология изначально обременена такими пороками, как социоцентризм (ориентация не на отдельную личность, а на социальную общность), консерватизм (является способом апологетики существующих социальных систем и политических режимов), иллюзионизм (любая идеологическая конструкция фальсифицирует реальную картину действительности, выдает желаемое за действительное). Однако лишь в наше время, утверждали сторонники концепции, эти особенности идеологии, всегда присущие ей, стали работать на ее разрушение, что объясняется той ситуацией, которая сложилась в мире после второй мировой войны. Ко второй группе факторов уменьшения роли идеологии в жизни общества, а затем и ее неизбежной смерти авторы относили такие, как рост жизненного уровня людей благодаря процветающей экономике развитых стран; демократизация политической жизни, делающая не-
нужной идеологию как способ апологетики тоталитарных систем и режимов с их культом вождей и др.
Оказав значительное влияние на умонастроение различных социальных групп, в особенности интеллигенции, концепция деидеологизации вскоре получила противовес в виде теории реидеологизации, обосновавшей жизненную необходимость идеологии как определенного духовного ориентира во взаимоотношениях социальных групп и сообществ, политических партий и движений, наконец, государств.
Идеология, будучи специфическим духовным образованием, выполняет важные общественные функции:
- оценочно-нормативная функция, которая заключается в выработке
отношения как отдельных людей, так и целых социальных групп к
действительности через систему ценностей, на которые они ориен-
тируются в своей деятельности;
- интегративно-коммуникативная функция, т.е. функция объединения людей в социальные общности путем обоснования их социальных интересов, требующих такого объединения;
- прогностическая функция, или функция целеполагания и программирования;
- управленческая функция, т.е. функция теоретической основы практического управления социальными процессами, деятельностью субъекта идеологии, жизнью всего общества.
Современные политические идеологии имеют множество различных форм выражения содержания, многообразны в своих конкретных видовых проявлениях.
С точки зрения идеалов желаемого будущего политические идеологии делятся на правые, основанные на идеалах свободной конкуренции, рынке, частной собственности и индивидуализма; левые, основанные на
идеалах общественной собственности, социального равенства и справедливости; центристские, стремящиеся преодолеть крайности первых двух идеологий, найти компромисс между ними, признавая социально-