Сущность политического участия

Объективный процесс обособления, а в ряде политических режимов отчуждения властно-государственной деятельности порождает потребности, во-первых, активного воздействия индивидов как субъектов политики на общественно-политические структуры; во-вторых, преодоления состояния, когда многие из них превращаются в объекты политики, лишенные возможности активно участвовать в государственных делах.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида — непосредственно или опосредованно — в систему властных угнетений. Оно направлено на удовлетворение его стремления быть причастным к институтам, организациям, общностям и группам, обеспечивающим жизнедеятельность всех граждан и влияющим на процессы индивидуального развития. Политическое участие — это самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур. Оно

также включает самооценку собственных качеств, свойств и возможностей как деятельного субъекта политики. Политическое участие можно охарактеризовать и как рефлексивную, ответную реакцию индивида на политические действия и события с целью оказать на них влияние.

Решение проблем политического участия — чрезвычайно сложная задача и для молодых и людей зрелого возраста. Кто в молодом возрасте не приобретает ясного представления об адекватном направлении своей политической активности, еще не обречен оставаться лишь объектом политики до завершения своей жизненной карьеры. Если молодой человек четко определил формы и направления своего участия в сфере политики, он обязательно будет сталкиваться на всех стадиях своего развития с тупиковыми, сложными ситуациями, противоречащими сложившимся у него представлениям о собственных политических предпочтениях. Успешное решение проблем политического участия на одном этапе жизни еще не гарантирует индивида от возникновения новых трудностей на других этапах.

Политическое участие изменяется от своеобразного "полюса" путаницы своих предпочтений (как правило, в молодом возрасте или в кризисные периоды — для всех возрастов) до положительного "полюса" собственной, найденной самостоятельно, адекватной роли в сфере политической активности. Если индивид не может определить свое "политическое лицо", "политическое Я", направления политического участия, то у него появляются симптомы путаницы предпочтений: он не уверен, к какому политическому движению или партии принадлежит, какому политическому лидеру или представителю политической элиты симпатизирует, будет ли участвовать в выборах или не будет и т.п. В некоторых случаях индивид демонстративно стремится к негативному направлению политического участия, которое не одобряют его родители, знакомые и друзья. Хотя в этом случае последние иногда смиряются даже с его участием в оппозиционных акциях, предпочитая их порочной практике беспробудного алкоголизма, наркомании и непредсказуемой хаотичной агрессивности.

В радикально реформируемом обществе состояние хаотичной политической активности становится нормой для многих индивидов. В нем происходит быстрая смена направлений участия в большинстве групп и слоев населения страны в связи с тем, что многие с трудом определяют, к каким структурам им активно приобщиться: либеральным или консервативным, социалистическим или коммунистическим, "зеленым" или "красным" и т.п. Именно поэтому в такой переходный период возрастает значение исследований основных направлений и форм политического участия с целью выявления социальной базы тех или иных движений и партий, а также прогнозов действий, поддерживающих как политические элиты, так и различных ключевых участников политических событий.

Тема 11. Индивид как субъект и объект политики. Политическое участие X 57

При определении сущности политического участия существуют два основных подхода. При одном акцентируют внимание не столько на индивидуальном уровне, сколько на макроструктурных изменениях в политической сфере и их влиянии на индивида как объект политики. Политико-институциональное при этом подходе довлеет над индивидом и всеми формами его участия. При другом рассматривают как главную и первичную ценность, как суверенного субъекта политики именно индивида, а не общество, класс, политический институт, партию, социальную группу или какое-либо другое образования. В соответствии с этим подходом индивид, хотя и признает себя членом общества, государства, класса, группы, но оценивает эти последние с прагматической точки зрения как утилитарно используемые инструменты в своих собственных целях. В рамках этого подхода, например, политические институты предстают не как объединения, управляемые на основе общих целей, а как группы индивидов, которые имеют целью удовлетворение собственных интересов, т.е. акцент делается на конкретных участниках политических событий. Безусловно, что существование этих двух подходов связано с идеологическими потребностями (коммунистическими или либеральными, социалистическими или анархистскими и т.п.) либо с желанием индивидов на определенных этапах уделять больше внимания макросоциальным процессам. Эти подходы взаимодополняют друг друга, раскрывая объективные и субъективные, институциональные и индивидуальные аспекты политического участия.

Механизм политической идентификации Природные задатки человек (различная степень подвижности нервной системы, особенности волевых усилий, воображения и т.д.), и его социальные качества являются факторами, влияющими на интенсивность, содержание и стабильность политического участия каждого, включенного в сферу политики. Необходимо, однако, подчеркнуть, что хотя индивид — генотипическое образование, неверно связывать его политическую активность и участие с наследственностью, а социальнополитическое окружение рассматривать лишь как обусловливающее возможности проявления того сокровенного наследия, с которым родится человек.

Индивид прежде всего характеризуется наличием собственного "Я". Он участвует в общественно-олитических процессах благодаря осознанию, выделению своего "Я" из множества себе подобных и окружающей среды. "Я" — это осознание себя. "Я" является ядром, обеспечивающим индивидуальную целостность. С формированием представления о самом себе индивид становится саморегулирующимся субъектом.

Как подчеркивал Кант, "то обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем "Я", бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он — личность, и в силу этого единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна и та же личность, т.е. существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно"1[1].

Собственное "Я" индивида представляет собой относительную устойчивость; ее основу составляет память, способность человеческого мозга воспринимать, перерабатывать, хранить и воспроизводить информацию об окружающем мире и о себе самом. Эта устойчивость обеспечивается также и постоянством телесной организации данного человека, и присущими ему чертами характера и темперамента, а главное — особенностями сознания и самосознания.

Стремясь интегрировать в единое целое свое "Я", индивид соотносит себя с другими, с социальными группами; он отождествляет себя с конкретными субъектами и пытается участвовать в тех сферах, в которых вращаются они. Первоосновой этого, как отмечал еще Фрейд, является уподобление "Я" чужому "Я", вследствие чего первое "Я" в определенных отношениях ведет себя как другое, подражает ему, принимает его в известной степени в себя. В процессе политического участия подобную идентификацию, стимулирующую различные формы активности, можно сравнить с каннибалистическим поглощением другого индивида. Это проявляется, например, в переодевании в костюмы или униформу лидеров, отращивании усиков как у вождя, сбривании волос с головы, изменении манеры приветствовать друг друга и публично выступать и многом другом. Механизм политического участия, базирующийся на идентификации, подражании моделям поведения, обобщенным образам и индивидуальным качествам, начинает функционировать в семье и ближайшем дружеском окружении. Особенно активно он работает среди политических единомышленников, в группах контактного, непосредственного общения в партиях, движениях, союзах и ассоциациях. В общностях, принадлежащих к одной расе, этносу, религии, говорящих на одном языке, политическое участие приобретает их колорит и специфические особенности. На него оказывают влияние и большие группы людей — классы, т.е. совокупности граждан с одинаковым социальным статусом, доходами и родом деятельности; и малые группы - по месту проживания.

Формы политического участия

Простейшей формой политического участия является обращение индивида во властные структуры, в государственные органы с целью удовлетворения личных потребностей и распределения ресурсов в пользу одного гражданина или небольшой группы. В этом случае индивид часто идентифицирует себя с деятелями, которые представляются ему в качестве защитников его интересов. Многочисленные обращения стимулируют функционирование политических структур, укрепляют их связи с массами. Разрыв этих связей и резкое снижение количества обращений свидетельствуют о потере влияния в обществе того или иного элемента политической системы.

В качестве другой формы можно выделить лоббистскую деятельность одного или нескольких лиц, представляющую собой установление контактов с политическими лидерами и элитой для оказания влияния на

их решения, затрагивающие интересы значительного числа людей. Лоббисты постоянно присутствуют в "коридорах власти" и участвуют как профессионалы в политической жизни. Одни из них более влиятельные, чем рядовые функционеры органов государственного управления. Лоббизм играет положительную роль в принятии политических решений, когда он не использует незаконные средства стимулирования и давления (подкуп, шантаж, угрозы и т.п.).

Следующая форма — это направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в соответствующие органы законодательной и исполнительной власти. Индивид идентифицирует себя с законодателем и участвует в разработке норм, воздействующих на миллионы после их широкого и глубокого внедрения в политическую практику. Подобная форма требует от индивида развития навыков законотворческой деятельности.

Более распространенная форма участия — это политическая активность в качестве рядового члена или функционера организации (партии, движения, объединения и т.п.), ориентирующейся на завоевание власти или решающее воздействие на формирование и работу органов государственного управления. В кадровых партиях индивид участвует в политической борьбе как кадровый партийный работник. В массовых движениях и партиях он даже не всегда фиксирует свое членство. В тайных организациях и клубах индивид подчиняется требованиям конспирации и скрывает свою групповую идентификацию. К этой форме примыкает предвыборная активность, связанная с проведением избирательных компаний, агитацией за определенных политиков с организацией разнообразных акций, способных повлиять на результаты выборов. Подобное участие, как правило, бывает временным (в течение нескольких месяцев) и регулярным (раз в два, четыре года).

Предвыборная борьба захватывает миллионы активистов, идентифицирующих себя с тысячами лидеров и отдающих себя полностью работе во имя их победы. Наиболее распространенная форма политического участия — выборы как основное средство, с помощью которого граждане могут непосредственно воздействовать на лидеров,.избирать и смещать государственных деятелей, политиков всех уровней. Подобное участие базируется на партийной идентификации избирателей и зависит от возможностей влиять на избирательный процесс, предоставляемый политическими институтами. На выборах все участники равны, имея один голос, если, конечно, они не фальсифицируются.

Одной из индивидуальных форм политического участия является оказание услуг политическим лидерам и элите в качестве экспертов, консультантов, советников, политтехнологов, временных помощников, количество которых с каждым годом возрастает. Благодаря этой форме, политологи, социологи, юристы, историки, психологи, экономисты, военные и другие специалисты включаются в политическую борьбу.

Нередко политическое участие приобретает конфликтную форму (протестную, террористическую, революционную, подрывную и т.п.), представляющую собой столкновение и противоборство индивидов как субъектов политики на международном, государственном, региональном и местном уровне. Протестное участие связано с делегитимацией политического режима и кризисом традиционных норм и ценностей политической культуры. Нередко оно перерастает в терроризм как оппозиционную деятельность экстремистски настроенных индивидов, целью которых становится систематическое применение насилия для дестабилизации властных структур.

Политическое участие часто бывает мобилизационным, осуществляемым (принудительно или под воздействием определенных стимулов) под чьим-то руководством, в отличие от автономного, когда индивид действует самостоятельно в сфере политики. С одной стороны, например, на политические демонстрации вывозят с места работы, обещая льготы или угрожая санкциями; политические забастовки организуют среди членов профсоюза под угрозой исключения из него при неучастии; инициируют политические акции за наличные денежные средства или подарки и т.п. С другой стороны, мобилизационное участие возможно и под влиянием высоко нравственных стимулов и под руководством честных политических организаторов-лидеров, стремящихся к агрегированию и артикуляции интересов.

С точки зрения соответствия общепринятым нормам и законодательным актам политическое участие характеризуют как законное или незаконное, конвенциональное (легальное) или неконвенциональное (нелегальное). Последнее, как правило, отвергается большей частью общества по политическим, правовым, моральным, религиозным или иным соображениям.

По уровню гласности политическое участие диверсифицируется от негласных, тайных форм до открытых, гласных. В демократическом, открытом обществе преобладают последние. В закрытом, тоталитарном господствуют первые.

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике (абсентеизм). В основном ей привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах. Меньшинство же, как правило, настолько не удовлетворено условиями своей жизни и утратило групповую идентичность, что полностью отвергает необходимость оказывать влияние на политику.

Применение форм политического участия, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.

В Российской Федерации одной из важнейших форм политического участия является активность граждан на референдумах и во время выборов. Во многих основополагающих документах (Конституции РФ, Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и др.) подчеркивается, что демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления РФ являются, как и референдум, высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Выборы и референдум представляют собой узаконенную форму прямого волеизлияния россиян. Через них они реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Российская Федерация с ее плюрализмом мнений и интересов граждан не сможет обеспечить добровольное законопослушание людей, избежать острых социальных конфликтов, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием избирателей.

Политическая активность россиян — это не только голосование при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, Федерального собрания Российской Федерации, иных федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, но и их добровольная работа в избирательных комиссиях и органах, проведению предвыборной агитации, подведению итогов голосования и т.п.

На основе активного избирательного права россиянин может реализовать свое политическое участие как избиратель, но на основе пассивного избирательного права он имеет возможность быть избранным, т.е.

участвовать в политической борьбе в качестве избираемого. Закономерно, что для подобного участия есть ограничения: так, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах[2].

Политическое участие россиян основывается на равном избирательном праве, которое в законодательстве трактуется как участие граждан в выборах "на равных основаниях". Принцип равенства имеет значение как для активного, так и для пассивного избирательного права. Это означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели. Граждане РФ равны при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т.д., т.е. на всех стадиях предвыборной борьбы. Они проявляют свою волю без всякого контроля за ними, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. В Российской Федерации избирательные бюллетени не подлежат нумерации, никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, то есть установить личность избирателя.

В Российской Федерации вся система законодательства гарантирует и поощряет активное, свободное и конструктивное политическое участие индивида. Мобилизация сил и способностей каждого гражданина как субъекта политики необходима для функционирования демократических институтов в современной России. Без демократии участия невозможно решать большинство политических, экономических, социальных и культурных задач переходного постсоветского периода.

Наши рекомендации