Августовский путч. хронология событий

Путч начался 19 августа и продолжался всего три дня, в ходе которых удалось полностью изменить систему управления страной. В первый день руководители государственного переворота огласили заранее составленные документы о создании нового органа управления страной. Прежде всего, был зачитан указ за подписью вице-президента СССР Г. Янаева о том, что действующий руководитель страны Михаил Горбачев больше не может исполнять обязанности из-за тяжелого состояния здоровья, поэтому сам Янаев занимает его место и провозглашает себя «исполнителем обязанностей Президента СССР».

Затем, было зачитано «Заявление советского руководства», в котором говорилось о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению, в состав которого входили:

· О.Д. Бакланов — первый заместитель Председателя Совета Обороны СССР;

· В.А. Крючков — председатель КГБ СССР;

· В.С. Павлов — премьер-министр СССР;

· Б.К. Пуго — министр внутренних дел СССР;

· А.И. Тизяков — президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР.

После того, как был зачитан документ о создании ГКЧП, члены нового правительства обратились к гражданам с заявлением о том, что перестройка и реформы, затеянные Горбачевым потерпели полный крах, поэтому необходимо в срочном порядке изменить ситуацию в стране. В ходе этой речи было отмечено, что свободами, которые предоставил Горбачёв, воспользовались экстремистские организации, который своей основной целью поставили развал СССР и силовой захват власти с целью уничтожить страну.

В этот же день, было выпущено первое постановление КГЧП, в котором говорилось о том, что поставлен запрет на деятельность любых организаций и структур власти, не узаконенных в соответствии с Конституцией СССР. Была приостановлена деятельность многих политических партий, движений, объединений, стоявших в оппозиции к КПСС, были закрыты многие газеты, восстановлена цензура. Новый порядок должны были поддерживать силовые структуры.

19 августа ГКЧП приняло решение о введении войск на территорию Москвы с целью поддерживать порядок. Лидером сопротивления путчистам выступил председатель верховного совета РСФСР Б.Н. Ельцин, который выступил с обращением к гражданам СССР и выпустил указ, согласно которому все исполнительные органы власти должны были перейти в подчинение главе РСФСР. Это дало возможность незамедлительно организовать оборону в Белом Доме.

20 августа разрешилось противостояние между властями России и ГКЧП – Ельцин и его правительство смогло переломить ход путча и взять события под свой контроль.

21 августа все члены КГЧП были арестованы, а в Москву вернулся Горбачев. Ему тут же был предъявлен ряд ультиматумов. В результате Горбачев вынужден был согласиться почти на все – были распущены КПСС, союзный кабинет министров и другие партийные структуры, а сам Горбачев отказался от поста председателя ЦК КПСС. Начался планомерный распад всех старых государственных структур.

Итоги и значение августовского путча

Августовский путч запустил механизм по развалу Советского Союза, который до этого находился в глубоком экономическом и политическом кризисе. Несмотря на то, что члены ГКЧП не хотели допустить распада страны, они сами во многом его спровоцировали. После ухода Горбачева, распалась правящая структура партии, республики постепенно начали получать независимость и отделяться. Советский Союз перестал существовать и уступил место Российской Федерации.

Задание 3: на основании ниже представленных мнений дайте оценку августовскому путчу.

В 2008 году, Михаил Горбачёв прокомментировал ситуацию августа 1991 года так:

Я сейчас жалею — надо было не уезжать. Ошибка, да, я это уже сказал. Так же как было ошибкой, что я не отправил Ельцина навсегда куда-нибудь в страну заготавливать банановые продукты. После известных процессов. Когда требовал пленум — исключить из членов ЦК. Некоторые из партии требовали исключить за то, что он затеял.

Анатолий Лукьянов:

Уже давно спорят, а что же такое было ГКЧП: путч, заговор или переворот? Давайте определимся. Если это был заговор, то где вы видели, чтобы заговорщики ехали к тому, против кого они сговариваются? Если это был бы путч, то это означало бы ломку всей системы государственной. А все было сохранено: и Верховный Совет СССР, и правительство, и все остальное. Значит, это не путч. А может, это переворот? Но где вы видели переворот в защиту того строя, который существует? Признать это переворотом даже при большой фантазии невозможно. Это была плохо организованная попытка людей поехать к руководителю страны и договориться с ним о том, что нельзя подписывать договор, который разрушает Союз, и что он должен вмешаться. Там были Болдин, Шенин, Крючков, Варенников и Плеханов. Всем им Горбачев пожал руки — и они разъехались. Это надо знать людям, это была отчаянная, но плохо организованная попытка группы руководителей страны спасти Союз, попытка людей, веривших, что их поддержит президент, что он отложит подписание проекта союзного договора, который означал юридическое оформление разрушения советской страны.

Борис Ельцин:

Нелепости в их (членов ГКЧП) поведении стали бросаться в глаза довольно быстро. Группа захвата из подразделения «Альфа», присланная сюда (в Архангельское) ещё ночью, так и осталась сидеть в лесу без конкретной задачи. Были арестованы депутаты Гдлян и Уражцев, а главные российские лидеры проснулись у себя на дачах, успели сообразить, что случилось и начали организовывать сопротивление. Пока я обратил внимание только на телефоны. Они работают, значит, жить можно… Я успел почувствовать: что-то тут не так. Настоящая военная хунта так себя не станет вести.

Из Заявления добровольцев — участников сопротивления ГКЧП:

В рядах добровольцев, вставших на пути ГКЧП, были люди, принадлежащие к различным политическим и общественным организациям и движениям (от демократических до монархических), придерживающиеся различных политических взглядов, а в большинстве своём — вовсе далёкие от политики. Но в те трагические дни всех нас объединяли два важнейших побудительных мотива:
— понимание необходимости демонтажа преступной коммунистической системы, приведшей наш народ к неисчислимым жертвам, а некогда великую державу — к полному экономическому, политическому и духовному краху;
— горячее стремление вывести страну из коммунистического тупика на путь подлинной свободы, экономического могущества, духовного процветания и достойной жизни для каждого её гражданина…

Ошибка антикоммунистического движения состояла в том, что оно, образно говоря, слишком рано разобрало свои баррикады у Белого дома и Мариинского дворца. Ведь победа над ГКЧП — наиболее оголтелой группировкой в коммунистической верхушке — ещё не означала отстранения от властных рычагов всей партийно-советской мафии и КГБ, на время затаившихся, сменивших символику и аббревиатуры, но по сути сохранившихся.

Практическое занятие № 28

«Новые индустриальные страны» как модель ускоренной модернизации»

Цель: Расширить знания обучающихся о модели ускоренного развития.

Задачи:

4) Образовательная: раскрыть понятие «новые индустриальные страны», способствовать формированию знаний о ускоренной модернизации и роли НИС в ней.

5) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, трудолюбия, интереса к истории.

6) Развивающие: способствовать развитию умений структурировать и систематизировать материал, определять историческое значение явлений и событий прошлого, анализировать историческую информацию.

Оборудование: раздаточный материал

Рекомендации по выполнению работы:

- внимательно прочитайте предложенный материал и ответьте на вопросы:

1) Что такое НИС (новые индустриальные страны)?

2) В чем состоит специфика развития каждого из блока НИСов? (ответ рекомендуется оформить в виде таблицы).

3) Почему НИСы называют моделью ускоренной модернизации?

При всей специфике модернизационных процессов в странах «пер­вого» и «второго» «эшелонов» они имели важную общую черту - модер­низация воспринималась как своего рода «проект», исторический вызов, движение по пуги прогресса, выполнение некоей «исторической миссии» или, по крайней мере, защита собственной исторической самобытности. Даже в условиях органической модернизации, развивавшейся естествен­ным и эволюционным образом, происходившие в обществе перемены получали ярко выраженное идеологическое, мировоззренческое осмысле­ние, существенно меняли самоидентификацию человека и всю систему социализации личности. Однако существовала возможность проведения экономических преобразований и без подобного социокультурного под­текста, без непосредственной связи с идеологическими, конфессиональ­ными, этническими факторами. В таких случаях речь шла не столько о целостной модернизации общества, сколько о целенаправленном и праг­матичном формировании индустриального сектора экономики. Есте­ственно, что полностью изолировать экономические и социокультурные процессы невозможно. Однако в условиях складывания в XX в. мировой экономической системы в некоторых странах появилась возможность использовать внешнеэкономические факторы для ускоренной индустриа­лизации, асинхронной по отношению к внутреннему политическому и культурному развитию. Так сложился феномен «новых индустриальных стран» (НИС), к числу которых принято относить два региона - страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

В латиноамериканских странах переход на стадию индустриально - агарного развития осуществлялся на протяжении почти всего XX в. Этот процесс не приобрел таких драматических форм, как в Восточной Европе, поскольку, за исключением Кубы, осуществлялся без экспансии коммунис­тической идеологии и без существенного отхода от рыночных принципов. Не сложились в этих странах и предпосылки фашизации общества, по­скольку индустриализация на протяжении длительного времени оставалась локальным явлением, не затрагивающим большую часть населения. Социа­лизация личности, базовые «координаты» мировосприятия по-прежнему строились на основе принадлежности человека к закрытым социальным группам (этносам, конфессиям, общине, церковному приходу, клану и т.п.). Самосознание человека оставалось корпоративным, основанным на солида - ристских, коммунитарных принципах. В большинстве случаев индустриа­лизация не нарушала традиционные основы социальной культуры и не провоцировала массовую маргинализацию общества.

Решающее значение для развертывания индустриализации в странах Латинской Америки имела благоприятная внешнеэкономическая конъюнк­тура. Оставаясь нейтральными в годы Второй мировой войны и обладая большой ресурсной базой, латиноамериканские страны получили возмож­ность активно включиться в систему мировой торговли. Модель индустриа­лизации, сформировавшаяся в таких условиях, получила название «импор­тозамещающей». Ее особенностью стало создание предприятий обрабаты­вающей индустрии по мере постепенного вытеснения с местных рынков импортных изделий, которые ранее оплачивались выручкой от сырьевого и продовольственного экспорта.

Первая фаза реформ, включающая создание предприятий текстиль­ной, швейной, кожевенной, обувной, деревообрабатывающей, мебельной и ряда других отраслей, производящих потребительские товары кратко- и среднесрочного пользования, охватила 1940-1950-е гг. Но потенциал им­портозамещающей индустриализации оказался очень незначительным. В ходе ее развивалось производство, основанное на простых трудоинтенсивных технологиях, не требующее сложной системы смежных производств по выпуску исходных и вспомогательных материалов. Производство же основ­ной массы потребительских и производственных товаров долговременного пользования, а также необходимой для их изготовления промежуточной продукции, с развитием которых связывались надежды на достижение промышленного самообеспечения, было затруднено. Для него не хватало ни инвестиционной, ни технологической базы. Низким оставался и объем реального платежеспособного спроса.

Возникновение хозяйственных диспропорций заставило большинство латиноамериканских стран встать в 1960-х гг. на путь «внешнеориентированного» экономического развития. Ставка была сделана на международ­ную промышленную специализацию и кооперацию, в условиях которых можно было рассчитывать на ускоренное развитие специализированных экспортных отраслей и за счет доходов от него - на насыщение и структури­рование внутреннего рынка. С учетом экспортных задач началась и актив­ная модернизация аграрной сферы. Правда уже в 1970-х гг. стала очевидной опасность такой политики. Экспортная ориентация сельского хозяйства оказалась не способной обеспечить сбалансированную модернизацию всей этой сферы. А эффективность промышленности, в основном ориентирован­ной на узкий внутренний рынок, оставалась небольшой. Эта индустрия развивалась главным образом экстенсивным путем - за счет вовлечения новых сырьевых и трудовых ресурсов. Производительность труда и капита­ла росли еще медленнее, чем объемы производства. Катализатором эконо­мических проблем стала стремительно нарастающая инфляция. Внешний долг региона возрос с 42,5 млрд долл. в 1975 г. до 176,4 млрд долл. в 1982 г. В предчувствии дефолта латиноамериканских стран началось массовое бегство капитала из Латинской Америки. В это тяжелейшее время в боль­шинстве латиноамериканских стран началась серия радикальных реформ, получивших название «креольского неолиберализма».

Новая модель модернизации предполагала становление экспортоори- ентированной экономики, ведущая роль в которой от государства переходит к частному сектору. Основными направлениями реформ стали жесткая антиинфляционная политика, ликвидация дисбаланса во внешней торговле путем протекционистских мер, стимулирование экспорта, особенно нетра­диционного, налоговые реформы, приватизация, модернизация рынка рабо­чей силы. Несмотря на большие финансовые проблемы, сохранявшиеся на протяжении 1980-1990-х гг., успех экспортоориентированного экономичес­кого курса оказался очевидным.

Еще одна группировка «новых индустриальных стран» сложилась в Юго-Восточной Азии в 1960-1970-х гг. Первыми азиатскими НИСами ста­ли «маленькие драконы» - Гонконг, Сингапур, Тайвань и Республика Корея. В 1980-х гг. к этому уровню развития приблизились и «маленькие тигры» - Малайзия, Индонезия, Таиланд и Филиппины. Модель индус­триализации, апробированная в этих странах, изначально была «экспортоориентированной». Получив приток иностранных инвестиций и новейшие технологии, азиатские страны начали экспортировать на мировой рынок дешевую и достаточно качественную продукцию. При­чем ставка была сделана на производство или хотя бы сборку предме­тов длительного пользования (оборудование, автомобили, бытовая элек­тронная техника). Экспортная выручка направлялась на модернизацию производства и, по примеру Японии, на развитие новых секторов экономики. Одновременно на внутреннем рынке действовала политика импортозамещения: местные потребители могли рассчитывать только на товары местного производства.

Успех «креольского неолиберализма» в странах Латинской Америки и настоящий триумф азиатских «маленьких тигров» оказался особенно показа­тельным на фоне экономических трудностей, переживаемых ведущими за­падными странами в 1970-х гг. Однако в дальнейшем ситуация разительно изменилась. В середине 1980-х гг. началось стремительное падение индекса торговой активности развивающихся стран. Причиной стал глобальный кри­зис неплатежей. Цены на традиционные продукты экспорта из регионов Африки, Латинской Америки, Азии значительно снизились. Сложилась ситу­ация, когда выплаты этих стран но внешним долгам начали превышать доходы от экспорта. В августе 1982 г. Мексика оказалась не в состоянии выплачивать свою задолженность иностранным коммерческим банкам. Вслед за этим кризис внешней задолженности стремительно распространился по латиноамериканскому региону, а затем превратился и в мировой. Несмотря на значительные усилия международных финансовых институтов, остановить рост внешнего долга развивающихся стран не удаюсь. Только за пять лет с 1987 по 1993 г. он увеличился на 50 % и составил 1,5 трлн долл. В эти годы значительный прогресс был достигнут только в отношении финансовых обязательств латиноамериканских стран, но это не решало проблему в целом (особенно с учетом того, что в 1990-х гг. группа стран-должников пополни­лась государствами СНГ). В свою очередь, глобальный кризис внешней задолженности стимулировал переориентацию внешних экономических свя­зей ведущих стран Запада - если в первой половине XX в. до 60-70 % экспорта их промышленной продукции приходилось на колониальные и зависимые страны, то к началу 1960-х гг. этот показатель составлял лишь 40 %, а к началу 1990-х гг. - менее 30 %.

Вплоть до середины 1990-х гг. более или менее прочным оставалось положение азиатских НИСов. В этот период по динамике экспорта (11 % прироста в год) они превзошли страны Европейского Союза и Северной Америки (6 % прироста в год). В целом доля азиатских стран в мировой торговле достигла в 1997-1998 гг. 42-44%, тогда как доля стран ЕС сократилась до 36-40 %. Но основную роль в этом рывке сыграли крупней­шие азиатские страны Китай и Индия. Азиатские НИСы вслед за Японией, напротив, втягивались в полосу кризиса. Развязка наступила в октябре 1997 г. после финансового кризиса, начавшегося в странах АТР и ставшего мировым. Но если западные страны вышли из него достаточно быстро и относительно безболезненно, то для НИСов и Азии, и Латинской Америки финансовый крах имел самые фатальные последствия. Уязвимой оказалась сама экономическая модель, созданная в НИСах. По мере укрепления национальной промышленности в этих странах роль государства в экономи­ке начала снижаться. Смягчались таможенные пошлины, отменялись нета­рифные ограничения во внешней торговле. Однако отход правительства от контроля над финансовыми рынками и банковской системой, использова­ние методов монетаризма в кредитно-денежной сфере вели к росту спекуля­ций в сфере недвижимости и на финансовых рынках. Открытость экономи­ки обернулась крайней зависимостью от мирового финансового рынка с его спекулятивными тенденциями. Сказались и собственные традиции клано­вых, корпоративных отношений в сфере бизнеса, высокий уровень корруп­ции и недостаточная эффективность государственного регулирования. Быс­тро начала снижаться и рентабельность рабочей силы. Рост квалификации рабочих, увеличение уровня заработной платы способствовали повышению себестоимости товаров. С другой стороны, современное производство все больше нуждается в работнике нового типа, для которого высокая трудовая дисциплина и доведенные до автоматизма производственные навыки уже не могут быть основой квалификации.

Сложившаяся ситуация в мировой экономике вызывает самые различ­ные прогнозы и оценки - от самых пессимистических до умеренно-конст­руктивных. В любом случае становится очевидно, что процесс глобализа­ции уже перестает быть экспортом определенных экономических моделей. Прямой перенос тех или иных рецептов финансовой или инвестиционной политики, заимствование тех или иных принципов менеджмента и марке­тинга не приносит гарантированного успеха. Человечество начинает пре­одолевать синдром ускоренной модернизации, унаследованный от XX сто­летия. Экономическое развитие оказывается все теснее связано с полити­ческими, социокультурными, демографическими, информационными про­цессами. Одновременно происходит радикальная перестройка самой моде­ли экономического роста - складывание инновационной экономики инфор­мационного общества.

Практическое занятие № 29

«Современная российская культура»

Цель: Расширить знания обучающихся о современной российской культуре.

Задачи:

7) Образовательная: способствовать формированию знаний обучающихся о развитии науки, искусства и других элементов современной российской культуры.

8) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, трудолюбия, интереса к родной истории и процессам, происходящим в обществе на сегодняшний день.

9) Развивающие: способствовать развитию умений структурировать и систематизировать материал, анализировать информацию, умений проводить исследования и представлять их результаты.

Оборудование: интернет-ресурсы, дополнительная литература.

Ход выполнения работы:

1) студентам заранее сообщается о проведении практической работы.

2) каждому из них выдается задание для подготовки.

3) работа студента выполняется в виде сообщения, доклада, либо презентации.

4) на занятии студенты представляют результаты своей работы.

Рекомендации по выполнению заданий имеются в рекомендациях по выполнению самостоятельной работы.

Практическое занятие № 30

«Особенности духовной жизни современного общества»

Цель: систематизировать и расширить знания обучающихся об особенностях духовной жизни современного общества.

Задачи:

1) Образовательная: обобщить знания обучающихся об особенностях духовной жизни современного общества.

2) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, трудолюбия.

3) Развивающие: способствовать развитию умений структурировать и систематизировать материал, определять историческое значение явлений и событий прошлого, давать краткую характеристику, анализировать историческую информацию, расширять кругозор.

Оборудование: раздаточный материал

Рекомендации по выполнению работы:

внимательно прочитайте текст и выполните задания:

Задание 1. Обозначьте основные тенденции развития духовной жизни современного общества в форме тезисов.

Задание 2. Ответьте на вопрос: какие изменения произошли в духовной жизни в России после распада СССР.

Задание 3. На выбор опишите одно из духовных течений духовной жизни современного общества, выделенных особым шрифтом, используя интернет-ресурсы.

Во все времена на духовную жизнь общества влияли идеи, которые не только задавали темп жизни, но и существенно могли изменить его структуру. Новые веяние овладевали сознанием масс и становились доминантными, контролируя все сферы общественной жизни.

Так в эпоху Средневековья, на духовное развитие общества влияли идеи католической церкви, в период Просвещения религия поступилась науке. К началу 20 века, господствующей идеей был рост человеческой личности при помощи применения достижений научно - технического прогресса.

По сравнению с предыдущими периодами, 20 век характеризируется многообразием направлений и течений в театральном, изобразительном искусстве и литературе.

Нестабильная политическая обстановка в начале века стала причиной того что в духовной жизни общества преобладали философские, пессимистические идеи представители творческой элиты пытались найти объяснение происходящим событиям, обращаясь к трудам знаменитых философских деятелей прошлого.

В первой половине 20 века выделялись два основных вектора развития духовной жизни рационально- прагматический и иррациональный. Ярким представителем иррационального направления философской мысли является З. Фрейд, который впервые отследил связь творческого развития с психикой отдельных индивидов.

Американским философом Д. Дьюи была заложена основа рационалистического подхода к развитию духовной жизни. По мнению представителей прагматического направления, культура является ни чем иным как инструментом к решению многих социально - политических проблем человечества.

Такое течение было активно поддержано установившимися в Европе антидемократичными режимами. В отличие от иррациональной культуры, такое направление было доступным для понимания широких масс и часто использовалось как инструмент идеологической пропаганды.

На основе рационального подхода возник социальный реализм, который стал зеркалом, в котором в несколько искаженном виде отражались политические и социальные явления.

С окончанием Второй Мировой войны, скептицизм, который существовал в духовной жизни в начале века, был решительно отброшен. Человечество поглотили идеи мира, любви и веры в счастливое будущее. Основными направлениями культуры стали модернизм, поп-арт, минимализм и материализм.

Такие течения стали результатом развития иррационального подхода искусство обрело свободу, отбросив консервативность человеческого мышления. В 80-90-х годах 20 века основой культуры и искусства становиться фэнтэзи и трансавангард направления, которые концептуально связываю духовное развитие человека в условиях технического прогресса.

Духовная жизнь России всегда отличалась своеобразием, некоторые из причин которого существовали и сто, и двести лет назад. Существуют они и сейчас. На духовную жизнь России на протяжении веков оказывал воздействие многонациональный состав ее населения со своими историческими и религиозными традициями. На громадной неравномерно заселенной территории государству всегда принадлежала особая роль, а культурные процессы тяготели к государственным центрам.

Кроме этого, на современные процессы в духовной жизни российского общества наложили свой отпечаток радикальные преобразования в российском обществе, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном плане. Жесткий контроль за духовной жизнью общества в Советском государстве породил ситуацию раздвоения культуры. На ее полюсах находились диктуемая обществу сверху культура и полулегальная культура противостояния, советского общества. Именно в последней области происходили неподконтрольные государству культурные процессы, развивались диссидентская литература и публицистика, тиражируемые в самиздате, искусство, не допущенное в выставочные залы, музыка, изгнанная со сцен и концертных площадок. Вспомните хотя бы имена А. И. Солженицына, В. С.

Перестройка и последующие реформы полностью изменили всю структуру духовной жизни России. Эти непростые процессы имели как положительные, так и отрицательные итоги.

Естественно, что вместе с либерализацией всех сторон жизни общество получило свободу самовыражения и в сфере культуры. Появилась возможность активного диалога с культурами других стран. Запрещенные цензурой и неизвестные до сих пор явления мирового искусства стали общедоступными. С падением «железного занавеса» стало возможным свободно представить и свои культурные достижения на суд мировой общественности. Исчезли идеологические факторы, ограничивающие творчество. Художник получил возможность свободного самовыражения, а потребитель — свободу выбора.

Из подполья культура хлынула на рынок. И именно здесь ее поджидали основные проблемы. Культура стала заложницей рыночных отношений, вынужденной отвечать запросам публики и приносить при этом прибыль, т. е. быть самоокупаемой. В России начала развиваться массовая культура, которой в СССР фактически не было. В этой ситуации российский рынок заняла продукция западной индустрии развлечений.

Рыночные отношения подкосили и сильную своими историческими традициями российскую интеллигенцию.

В условиях обострившихся экономических проблем государство ослабило поддержку сферы культуры. Бюджетное финансирование этой области все еще продолжает подчиняться остаточному принципу. В результате оказались нарушенными система управления культурой, способы материальной поддержки и регулирования, закрылась масса культурных учреждений, были свернуты многие исследовательские проекты фундаментальной науки.

В этой ситуации более всего пострадала духовная жизнь провинции и села. Для местных бюджетов оказалось невозможным содержать дома и дворцы культуры, кинотеатры, библиотеки, творческие самодеятельные коллективы, клубы, местные музеи, организовывать выездные спектакли и выступления артистов. Основным источником получения культурных благ стало телевидение.

В ситуации, когда общество утратило свои привычные ориентиры, взгляд многих людей обратился к традиционным ценностям религиозных верований. За последние годы существенно выросли авторитет и влияние церкви, значительно увеличилось количество верующих. Для многих религия стала опорой в повседневной жизни. Церковь с успехом влилась в сферу духовной культуры страны, став элементом стабильности и нравственного порядка.

Как мы с вами смогли убедиться, духовная жизнь России за последние годы претерпела колоссальные изменения и приобрела в результате массу проблем. Однако их все-таки не стоит считать признаками деградации и полного разрушения культуры, они являются вполне естественными для любого общества переходного периода.

Широкая открытость общества облегчает усвоение новейших достижений внешнего мира, однако оборотной стороной такой открытости становится чрезмерное имитаторство, что приводит к подрыву собственного культурного достояния. Слепое копирование образцов западной культуры без должной адаптации к отечественным культурным традициям оборачивается не только духовным, но и социальным разладом.

Укрепление и обновление системы образования, восстановление средств и способов привлечения масс к культурным процессам — все это позволит поднять общий уровень культуры.

Воспроизводство духовной деятельности обеспечивается системой образования, научными учреждениями, церковными институтами, структурами СМИ, творческими организациями и т. д. Для их нормального функционирования, безусловно, необходима серьезная государственная поддержка. Но вместе с тем культура в значительной степени создается в духовном пространстве личности. И именно поэтому каждый человек должен ясно сознавать, что культура — это и его личное дело, проблема его собственного духовного уровня.

Наши рекомендации