Восстановление хозяйства СССР в послевоенные годы
Основными задачами четвертого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1946-1950 гг.) было восстановление разрушенных и опустошенных войной районов страны, достижение довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства. На первых порах советский народ столкнулся с огромными трудностями в этой области — нехваткой продуктов питания, сложностями восстановления сельского хозяйства, усугубившимися сильным неурожаем 1946 г., проблемами перевода промышленности на мирные рельсы, массовой демобилизацией армии. Все это не позволило советскому руководству вплоть до конца 1947 г. осуществлять контроль над экономикой страны.
Однако уже в 1948 г. объем промышленного производства все же превысил довоенный уровень. Еще в 1946 г. был перекрыт уровень 1940 г. по производству электроэнергии, в 1947 г. — угля, в следующем 1948 г. — стали и цемента. К 1950 г. значительная часть показателей четвертой пятилетки была реализована. На западе страны были введены в действие почти 3200 промышленных предприятий. Главный упор, таким образом, был сделан, как и в ходе довоенных пятилеток, на развитие промышленности, и прежде всего — тяжелой.
Советскому Союзу не приходилось рассчитывать на помощь своих бывших западных союзников в деле восстановления своего промышленного и сельскохозяйственного потенциала. Поэтому только собственные внутренние ресурсы и упорный труд всего народа стали главными источниками восстановления хозяйства страны. Росли массированные вложения в промышленность. Их объем значительно превышал те инвестиции, которые направлялись в народное хозяйство в 30-е годы в период первых пятилеток.
При всем пристальном внимании к тяжелой промышленности ситуация в сельском хозяйстве пока не улучшилась. Более того, можно говорить о его затяжном кризисе в послевоенный период. Упадок сельского хозяйства заставил руководство страны обратиться к проверенным еще в 30-е годы методам, касавшимся прежде всего восстановления и укрепления колхозов. Руководство требовало выполнения любой ценой планов, которые исходили не из возможностей колхозов, а из потребностей государства. Контроль над сельским хозяйством вновь резко усилился. Крестьянство находилось под тяжелым налоговым гнетом. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию были очень низки, за свой труд в колхозах крестьяне получали очень мало. По-прежнему они были лишены паспортов и свободы передвижения.
И все же к концу четвертой пятилетки тяжелые последствия войны в области сельского хозяйства были частично преодолены. Несмотря на это, сельское хозяйство по-прежнему оставалось своеобразной «болевой точкой» всей экономики страны и требовало коренной реорганизации, на которую, к сожалению, в послевоенной период не было ни средств, ни сил.
Внешняя политика в послевоенные годы (1945-1953 гг.)
Победа СССР в Великой Отечественной войне привела к серьезному изменению соотношения сил на международной арене. СССР приобрел значительные территории как на Западе (часть Восточной Пруссии, закарпатские области и др.), так и на Востоке (Южный Сахалин, Курилы). Выросло влияние Советского Союза в Восточной Европе. Сразу же после завершения войны здесь в ряде стран (Польша, Венгрия, Чехословакия и др.) при поддержке СССР были образованы коммунистические правительства. В Китае в 1949 г. произошла революция, в результате которой к власти также пришел коммунистический режим.
Все это не могло не привести к конфронтации бывших союзников по антигитлеровской коалиции. В условиях жесткого противостояния и соперничества двух различных общественно-политических и экономических систем — социалистической и капиталистической, названного «холодной войной», правительство СССР прикладывало огромные усилия в проведении своей политики и идеологии в тех государствах Западной Европы и Азии, которые оно считало объектами своего влияния. Раскол Германии на два государства — ФРГ и ГДР, Берлинский кризис 1949 г. обозначили окончательный разрыв между бывшими союзниками и разделение Европы на два враждебных лагеря.
После образования военно-политического союза Североатлантического договора (НАТО) в 1949 г. стала складываться единая линия в экономических и политических взаимоотношениях СССР и стран народной демократии. В этих целях создается Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), который координировал экономические отношения стран социализма, а для укрепления их обороноспособности в 1955 г. образовался и их военный блок (Организация Варшавского договора) в виде противовеса НАТО.
После лишения США монополии на ядерное оружие, в 1953 г. Советский Союз первым испытал термоядерную (водородную) бомбу. Начался процесс быстрого создания в обеих странах — Советском Союзе и США — все новых и новых носителей ядерного оружия и более современных вооружений — т.н. гонка вооружений.
Так возникло глобальное соперничество СССР и США. Этот тяжелейший период в истории современного человечества, получивший название «холодной войны», показал, как две противоположные политические и общественно-экономические системы боролись за преобладание и влияние в мире и готовились к новой, теперь уже всеуничтожающей войне. Это раскололо мир на две части. Теперь все стало рассматриваться через призму жесткого противостояния и соперничества.
Советский Союз в 50-е годы
Смерть И.В.Сталина стала рубежным этапом в развитии нашей страны. Тоталитарная система, созданная в 30-х годах, которая характеризовалась чертами государственно-административного социализма с господством партийно-государственной номенклатуры во всех его звеньях, к началу 50-х годов уже себя исчерпала. Требовалось ее радикальное изменение. Процесс десталинизации, начатый в 1953 г., развивался очень сложно и противоречиво. В конце концов он привел к приходу к власти Н.С.Хрущева, ставшего в сентябре 1953 г. фактическим главой страны. Его стремление к отказу от прежних репрессивных методов руководства завоевало симпатии многих честных коммунистов и большинства советского народа. На XX съезде КПСС, состоявшемся в феврале 1956 г., острой критике подверглась политика сталинизма. Доклад Хрущева делегатам съезда, позже, в более мягких выражениях, опубликованный в прессе, вскрыл те извращения идеалов социализма, которые допустил Сталин за почти тридцать лет своего диктаторского правления.
Процесс десталинизации советского общества был весьма непоследователен. Он не затрагивал сущностных аспектов становления и разви-
тия тоталитарного режима в нашей стране. Сам Н.С.Хрущев являлся типичным продуктом этого режима, лишь осознавшим потенциальную неспособность прежнего руководства сохранить его в неизменной форме. Его попытки демократизации страны были обречены на неуспех, так как в любом случае реальная деятельность по осуществлению изменений как политической, так и экономической линии СССР ложилась на плечи прежнего государственного и партийного аппарата, не желавшего каких-либо радикальных перемен.
При этом, однако, многие жертвы сталинских репрессий были реабилитированы, некоторые народы страны, репрессированные режимом Сталина, получили возможность вернуться на прежние места проживания. Была восстановлена их автономия. Наиболее одиозные представители карательных органов страны были устранены от власти. В отчетном докладе Н.С.Хрущева XX съезду партии подтверждался прежний политический курс страны, направленный на поиски возможностей мирного сосуществования стран с различным политическим устройством, на разрядку международной напряженности. Характерно, что в нем уже были признаны различные пути построения социалистического общества.
Факт публичного осуждения сталинского произвола оказал огромное влияние на жизнь всего советского народа. Перемены в жизни страны привели к расшатыванию системы государственного, казарменного социализма, построенной в СССР. Тотальный контроль властей над всеми областями жизни населения Советского Союза уходил в прошлое. Именно эти, уже неконтролируемые властями изменения прежней политической системы общества вызывали у них стремление усилить авторитет партии. В 1959 г. на XXI съезде КПСС всему советскому народу было заявлено, что социализм одержал в СССР полную и окончательную победу. Констатация того, что наша страна вступила в период «развернутого строительства коммунистического общества», было подтверждено принятием новой программы КПСС, в которой детально излагались задачи построения основ коммунизма в Советском Союзе уже к началу 80-х годов нашего столетия.