Протокол совещания коммунистов-киргиз делегатов 2-го всекиргизского съезда советов 4-го сентября 1921 года 5 страница
К такому распределению отдельных на фронте борьбы с голодом центральная комиссия помгол при КЦИК приступила немедленно как только были созданы ведомственные компомголы.
На органы продовольствия были возложены следующие задачи: заготовка, учет, хранение и распределение продуктов питания; последнее должно было проводиться путем организации общественного питания, для каковой цели им предоставлялось право привлечения к работе по организации общественного питания органов кооперации. Органы социального обеспечения были привлечены к организации домов для беспризорных и впавших в полную нужду граждан их к оказанию, хотя временного, пристанища застигнутых бедствием; при этих домах, как обязательное условие, должен быть питательный (л.30 об.) пункт, хотя бы с самым приметивым оборудованием для раздачи хлеба и горячей пищи. Забота о предоставлении труда голодающим безработным была выложена на экономическо-хозяйственных органы как Киргизское промышленное бюро, Наркомзем и Управление коммунальных хозяйств путем проведения общественно-полезных при содействии Наркомтруда. Наркомзему были поручены функция более общего значения. Его задачей были борьба с бедствием в настоящее время и борьба против повторности голода и будущем. Ближайшими же задачами были-получение, доставка и распространение семян для озимого клина, в осень 1921 года, ияровых семян для весеннего клина 1922 года, сохранение живого и мертвого сельскохозяйственного инвентаря граждан, впавших в нужду и бросающих его за бесценок, а также и сохранение животноводства в стране. Медико-санитарная помощь, как помощь и призрение беспризорных детей, была целиком выложена на центральную комиссию по уличению быта детей при КЦИК, которая, как готовый, налаженный аппарат со своими перифериями была привлечена к этой на правах секции помощи голодающим детям при ЦКПГ КЦИК (л.30 об).
Медико-санитарная помощь голодающим осталось за Напкомздравом и его местными органами.
При чем такая работа, как помощь и призрение беспризорных детей, была целиком возложена на центральную комиссию по улучшению быта детей при КЦИК, которая, как готовый, налаженный аппарат со своими перифериями была привлечена к этой работе на правах секции помощи голодающим детям при ЦКПГ КЦИК.
Эвакуация взрослого голодающего населения была на эвакационный пункт (база Кирреспублики.). Учет количества голодающих, роста детской беспризорности, количество продовольственных ресурсов у населения в 1921 году, продовольственной потребности населения, упадка животноводства вообще и скотоводства в частности было возложено на Киргизское статическое управление с его местными органами. На органы рабоче-крестьянской инспекции была возложена функция наблюдения, чтобы распоряжения по вопросам помгол выполнялись в порядке ударности; далее инспектировать и проводить беглые ревизии по хранению и распределению денежных средств и продуктов питания помгол, а также по общественному (л.31) питанию и другим отраслям помгол. Политико-просветительные органы, как-то: главполитпросвет и его органы на местах были привлечены для агитационной работы путем устройства митингов, собраний, концертов, газетных кампаний для пробуждения гражданского сознания, имущего населения к оказании помощи голодающим путем пожертвований и отчислений. Задача изыскания дополнительны ресурсов борьбы на местах путем проведения единовременных или постоянных налогов на имущее население исключительно на борьбу с голодом, была первоначально возложена и комголы при исполкомах, а затем, приблизительно, в ноябре, была учтена бессистемность такой меры, и эта задача была возложена на помгол Наркомфина КССР, как на орган, координирующий и регулирующий всю денежную налоговую политику помгол.
Такое распределение работами между органами советского аппарата еще не могло почерпать всех запросов тех или иных моментов борьбы, в процессе которой назревали зачастую вопросы, могущие быть разрешенным лишь при участии представителей нескольких специальных ведомств; почему вскоре после организации комиссии помгол выяснилось необходимость создать несколько междуведомственных аппаратов постоянного или временного характера, работающих при помголах на правах секций. Таких секций при ЦКПГ кроме «Помгол детям», было создано четыре: плановая, финансово-контрольная, общественного питания и агитационная. Но в процессе работы скоро выяснилось, что некоторые секции по существу своих функции должны вести параллельную работу с другими органами и потому агитационная секция после двух-трех деловых заседаний прекратила свою работу, передав свои функции Главполитпросвету совместно с агитпрофотделом областного комитета РКП. Работа контрольной секции перешла в наркомат Рабкри с подведомственным ему органами. Значительно долгое время проработала секция плановая, занятая разработкой вопросов планового подхода к той или иной отрасли работы помгол. Она проработала до 15 января 1922 года, после чего прекратила и свое существование. Надобность в ней, как и в организации, вносящей плановую стройность в работу каждого ведомства, (л.31 об.) отпала, вследствие того, что каждый наркомат данному периоду от случайных нерегулярных видов помощи перешел их постоянной работе по планам, составленным им и утвержденным ЦКПГ при КЦИК.
Секциями работающими на протяжении всей голодной кампании являются: секция помгол детям и секция общественного питания. Первая вела работу по устройству и полному иждивения беспризорных детей и вторая ведала организацией сети общественного питания путем открытия столовых и питательных пунктов.
Аналогичные выше перечисленным секциям ЦКПГ при КЦИК имелись и имеются секции при губкомпомголах, при чем жизненным до конца так же, как и в центре, остались: детская и общественные питания.
Другими временными деловыми единицами в процессе работы были междуведомственные совещания, созываемые для разрешения тех или иных вопросов работы и подходов к таковой, при разрешении которых требовалось мнение представителей заинтересованных ведомств.
Такие совещание созывались по мере надобности раз, два, три месяц и работал под руководством ЦКПГ. Подобные же совещания созывались при губкомпомголах для разрешения таких же вопросов губернского значения.
Активно содействовали борьбе с голодом в КССР еще два крупных аппарата, о которых нельзя умолчать при перечислении организации, вовлеченных в эту работу. Это Киргизское представительство в Москве и Киргизское представительство при Центральном Исполнительном Комитете в Ташкенте. Первое из них за всю кампанию оказало колоссальную помощь КССР. Кирпредставительство по собственному почину взяло на себя эту тяжелую работу, оно явилось первым ходатаем перед центральными органами РСФСР об оказании последним государственной помощи представляемой республике. Давая сведения о действительном положении в губерниях Кирреспублики, оно добивалось включения ее во все планы государственной помощи, своевременно давало всевозможные заявки на ресурсы борьбы, чем содействовало своевременности их получения. Им проведены целые кампании за своевременное признание (л. 32.) пораженных губерний голодающим, за включение Кирреспублики во всевозможные планы государственного снабжения голодающих, их посылку в КССР заграничных организации помгол и т.д. Представительство организовало получение отпускаемых средств борьбы и переотправку их в КССР. Для успешности этой работы, польза которой обнаружилась с первых же дней голода, ЦКПГ КЦИК утвердила главу представительства своим уполномоченным в Москве на разрешение всевозможных вопросов по борьбе с голодом, своевременность разрешение которых, несомненно, вела только к улучшению положения в губерниях КССР. Была организовано возможная тесная связь с представительством, иногда, правда ослабевшая не по вине представительства, но это связь все таки давала возможность последнему быть в курсе дела помощи в КССР. Колоссальная работа по отправке продгрузов, семенного зерна к посевной кампании, по исходтайствунию всевозможных нарядов: на денежные средства, на продовольствие, материалы, на вагоны для эвакуируемых взрослых и детей исходатайствованию привязки к КССР благополученных губерний в смысле сбора пожертвований, координирование всей работы говорит за то, что Московское Кирпредставительство оправдало надежду голодающих граждан автономной республики, которую нон представляло.
Представительство в Туркреспублике также призвано провести громадную работу помощи голдающим братьям Кирреспублики. Туркестан являлся для КССР базой продовольственных заготовок и сбора пожертвований. Кроме того, родственно киргизам население Туркестана, помятуя огромную помощь, оказанную населением Кирреспублики продовольствием в первые годы революции, быстро пошло на помощь Кирреспублике и выделило их своих запасов крупный продовольственный фонд, получить который, учесть отправить по назначению в голодную Киргизию должно было Кирпредставительство. Несомненно, административный аппарат представительства не в силах был выполнить эту колоссальную и важную работу, почему ЦКПГ при КЦИК 6 августа, обсудив этот вопрос, постановила организовать при Кирпредставительстве в Ташкенте «Отделение ЦКПГ при КЦИК в Туркреспублике».
Этому последнему были присвоены права полномоченного по данной работе органа воздожены следующие объязанности: 1) организация (л.32.) сбора пожертвований среди населения Туркреспублики в пользу голодающих КССР: 2) хранение и отправка этих пожертвований в пораженные районы по указаниям ЦКПГ КЦИК; 3) содействие заготовительным операциям заготовительных органов Кирреспублики; 4) самостоятельные заготовки через уполномоченного Кирнаркомпрода; 5) содействие товарообменным операциям экспедиции, кои ввозили товары из КССР для реализации в Туркестане; 6) содействие голдающим беженцам КССР через центральную комиссию при Туркестанском ЦИК, самтекам пробравшимся в Туркестан, и оказание им поддержки; 7) содействие ТуркЦКПГ в расселении по Туркреспублике гогодающих беженцев, ввозимых поседнюю организованным путем Кмрзвакбазой и 8) оказание помощи голодным степнякам, откочевавшим в Туркреспублику со своим скотом ихозяйством.
Перечень этих заданий уже говорит за то, что работа предстола большая, почему 18 октября 21 года ЦКПГ при КЦИК, учтя это обстоятельство, постановила командировать в распоряжение Туркотделения помгол 100 человек работников, из них до 50 человек киргиз, а остальные русские и других национальностей. Результаты работы Кирредставительства очевидны и громадны. Подробные цифры о количестве полученного продовольствия из Туркреспублики через упомянутое отделение будут указаны в отделе сборника о притоке продовольствия в КССР на борьбу с голодом.
Перчислив таким образом все органы, принимавшие то или иное участие в борьбе с голодом, мы ознакомимся с деловыми аппаратами главнейших из них, а затем уже перейдем к рассмотрению работы помгол, проделанной ими.
Центральная комиссия помгол при КЦИК со дня своей организации представляла себя «тройку» из трех ответственных работников, из них один постоянно работал в комиссии. Первоначально работа комиссии проходила в условиях отстствия указаний от московских центров по данному вопросу. Она созывала междуведомственные совещания, через которые и разрешала назревшие вопросы. Нсомненно, работа этой комиссии (л.33.) за этот период была слабой и мало плодотворной. В августе месяце в комиссию вливается представитель центрдеткомиссии, и в таком составе она работает до 15 ноября 21 года. Отсутствие ответственных работников в КССР вынуждало КЦИК проихводить нежелательную смену постоянныз работников комиссии. К тому же работы по подготовке ко ІІ Всекиргизскому съезду занимали все внимание КЦИК, почему работа ЦКПГ за период со дня организации по 15 ноября носила слабый характер. После II Всекиргизского съезда совета КЦИК назначает в комиссию постоянное лицо бывшего председателя центральной детской комиссии и наркома РКИ тов. Сергеева с 29 октября 21 года. Этот последний вырабатывает положение о центральной комиссии помгол, применяя его для ЦКПГ при КЦИК, которое 15 ноября 21 года утверждается КЦИК. Это утвержденное положение предусматривало следующий составЦКПГ: 1) Президиум комиссии в составе: перседатель КЦИК т.Мендешев, зам.пред. (постоянный работник) т. Сергеев, членов: президиума т.т. Байтурсунова, Саблина, Заромского, Шлейфер, Васильева. В президиуме кроме выше перечисленных членов президиума, вошли т.т. Зеньков (зам. Комиссары Ташкентской ж.д.), Шамов (Наркомздрав), представитель ТурЦик-а в КССР, Саматов (наркомпрод), Айтиев (нарковнудел), Алибеков (наркорабкри), Авдеев (Кивоенком), Ергаев (Кирцентросоюз), Калашников (наркомфин), Диваев (наркозем), Кенжин (председатель деткомиссии), Терехов (Оренбургск. губисполком) и представитель Киргосстатуправления и Нарковнешторга, последние с правом совещательного голоса.
В этом составе комиссия проработала до января 1922 года. За период времени было замечено, что пленум для разрешения вопросов весьма трудно, да и крупный состав его влиял на быстроту разрешения вопросов. Последнее обстоятельство послужило поводом поставить вопрос в КЦИК об изменении делового аппарата ЦКПГ в целях достижения его наибольшей работоспособности. С января месяца ЦКПГ работает в составе большого президиума и малого президиума последний представлял из себя постоянно (л.33 об.) работающее ядро в составе зампредседателя т. Сергеева и членов тт. Кенжина и Арганчеева.
Большой президиум собирался еженедельно, малый же президиум как постоянная деловая ячейка, заседал три-четыре раза в неделю. Функции этих деловых аппаратов распределялись в таком порядке: малый президиум разрешал вопросы, не терпящие отлагательства, подготовлял вопросы, подлежащие разрешению в большом президиуме. Члены малого президиума являлись ответственными руководителями частой работы помгол, в силу чего пришлось создать на местах особые аппараты, не взирая на указание вести работу при помощи персонала исполкомов, так как требовалась некоторая концентрация информационного, учетного инструкторского дела в самой комиссии.
Компомголы при губисполкомах состояли: из предгубисполкома, губпродкомиссара, представителя губсовнархоза, губкомтруда, губпосевкома, председателя губпрофсовета, губотнароба, губсоюза и представителя от крестьян, выборного на губернском съезде советов. Деловые аппараты их были – плену комиссии и узкий состав комиссии. Компомголы при наркоматах состояли обыкновенно из начальников главных управлений. Работа всех этих аппаратов время от времени проверялось и оценивались трудящимися в лице съездов и конференции.
На II съезде советов КССР, состоявшемся 4-10 октября 1921 года, вопрос борьбы с голодом занял одно из важных мест. Делегаты съезда со свежими впечатлениями с мест обрисовали картину голода и указали комиссии общие пути и местные возможности к помощи голодающим. Этот же съезд категорически заявил центрам Федерации, что без крупной продовольственной помощи от РСФСР Кирреспублике не справиться с бедой. Он же одобрил организационную работу ЦКПГ и ее план на предстоящую работу, а принял решение об укомплектовании аппаратов помгол достаточным количеством работников. Затем представители КССР приняли участие во Всероссийском совещаний комиссии помгол, состоявшемся в Москве 2-3 декабря 21 года. Территориальная разбросанность губерний (л. 34.) не дала возможность ЦКПГ КЦИК созывать аналогичное совещание комиссии Кирреспублики перед Московскими, но представители губерний КССР, собравшись в Москве, до открытия Всероссийского совещания, успели устроить несколько своих совещаний из работников КССР, после которых уже на Всероссийском совещаний выступили с согласованными данными с положения КССР.
10 февраля 1922 года ЦКПГ КЦИК созывает съезд компомголов Кирреспублики. Этот съезд подитожил успехи проделанной работы помгол, изучил недостатки ее и наметил будущее пути борьбы с голодом. Предыдущая работа ЦКПГ этим съездом была признана верной, но не без некоторых шараковатостей, к устранению которых были намечаны пути. Позднее вопрос борьбы с голодом ставился на повестку дня II-ой Всекиргизской конференции РКП, состоявшейся 19-27 февраля и II-ой сессии КЦИК, работавшей 28 февраля – 4 марта 1922 года. Как конференция, так и сессия уделяли много внимания этому вопросу и своими решениями подтвердили прошлую работу ЦКПГ КЦИК и дали ей задания на будущее время. Таким образом мы видим, что комиссия помгол при исполкомах не были одиноки в своей тяжелой работе. Одобрительные решение съездов, конференции и сессий говорили за то, что линия ЦКПГ и губпомголов верна и что трудящиеся близок сердцу принимают успехи и неудачи на голодном фронте, а стало быть сами духовно участвуют в этой работе.
Бедность КССР работниками сказалось при укомплектовании деловых аппаратов помгол. Местные условия, припятствующие переброске работников из губерний в губернию, отвлечение большого количества их на борьбу с бандитизмом имело то значение, что аппараты помгол на протяжении всей голодной кампании были слабо укомплектованы и местами были мало работоспособны. Если бы не тот интузиазм, не самоотверженность самостоятельность работников, доходившая в некоторых случаях до голодной смерти работников на посту, тех результатов, которые мы в органы КССР поспешно стали осуществлять. Идя по пути планомерности работы ЦКПГ КЦИК наметила план эвакуации, предусматривающий как место посадки голодных, способв их питания и эшелонирования но этим планам не суждено было осушествиться. Беженцев, находящихся (л. 35.) на станциях, вокзалах ж.д. нельзя было оставлять в таком положении, как в интересах их самих, так и в интересах основного населения и работы транспорта. Для них отводили и полужилые помещения (лучшие не было), бараки, магазины, где они сгруппировались еще в теснееи, почти не получая государственную помощь (по недостатку продовольствия), дошли до нищеты, распродав остатки своих пожиток.
Органы местной власти, руководимые комиссиями помгол, стали искать вызода из создавшегося положения. Особенно этот период был тяжел в Оренбургской и Акмолинской губерниях. В гор. Оренбурге скопилось беженцев свыше 2.000. Заявки на поживной состав для эвакуации слишком туго удовлетворялись, опять-таки по причине упадка деятельности транспорта, почему ЦКПГ при КЦИК, видя всю невозможность планового способа работы, в данном случае решило плановую эвакуацию признать запоздавшей, и в первых числах ноября приступило к эвакуации голодающих, носящую форму разгрузки.
Помня выраженную готовность Туркреспублики принять до 30.000 голдающих на свою территорию, органы помгол Актюбинской и Оренбургской губернии к сбору и отправке в Туркестан голдающих. Специальные созданные составы поездов подбирали голдающих, грузили их и направляли в сторону Туркестана. Таким путем были разгружены «Меновой двор» (в 4-х верстах от гор. Оренбурга) и станции Оренбурга до Челкара по Ташкентской жел.дор. Эвакуированные в пути снабжались пайком по голодной норме; с поездами в большинстве отправлялся медико-санитарный надзор, оказвшийся в дороге посильную помощь. До 1 декабря условия эвуакации была весьма тяжелы. Не доставало продовольствия, не было совершенно одежды, техническое оборудование вагонов, в смысле удобств, было тоже слабое и зачастую совершенно непригодго для людских переездов, а главное недостаточно паровозов для безостановочного движения поездов. Поезда останавливались вследствия несправности и зачастую стояли за отсутствием паровозов или полива последни.
Продовольствия и топливв для голдающих не было, и люди умирали в поездах массами от голода, холода и болезней. С 1 декабря 1921 года по 15 января 1922 года эвакуация почти совершенно прекратилась. Причинами к тому было: отсутствие подвижного состава паровозов, (л.35 об.) большой процент заболевания среди железнодорожной администрации, невозможность отправлять голодающих в зимную стужу без достаточного оборудования вагонов и без одежды для них самих, а главное, сильные снежные заносы на железнодорожных путях, которые на недели приводили железную дорогу в состояние бездеятельности и направлять поезда с голодающими в это время было гораздо опаснее, чем оставлять на месте в таких тяжелых условиях.
С 15 января представлялась возможность получать поряжняки-вагоны из под продовольствия и семгрузов, реже были заносы, почему работа по эвакуации вновь закипела. Сначала стали направляться контингенты голдающих, имевших ту или иную одежду, затем к более теплому периоду – к марту и апрелю стали вывозиться и все остальные голод-беженцы.
Если в Оренбурге эвакуация носила разгрузочный характер в октябре-ноябре, то в Актюбинске разгрузка происходила позднее, частью в декабре 21 года и окончательно закончена в феврале 1922 года.
Вся работа по эвакуации населения из КССР лежала на Киргизском краевом базисном управлении, которое, хотя и представляло из себя орган специальный и подготовленный к такой работе, но количество этой работы превзошло всякие ожидания. Если бы Кирбаза работала исключительно по эвакуации коренного населения КССР, то возможго, сумела бы провести работу более планомерно и с меньшими верохватостями, но на нее легла в это время работа по вызову военно-пленных империалистической войны, оптированных граждан соседних с РСФСР государств. Несомненно, Кирбаза своим аппаратом этой работы не провела бы, если партийные и профессиональные организации не оказали ей помощь, предоставляя работников для учета, погрузки и сопровождая эшалонов в благополучные районы.
Чтобы нагляднее представить себе результаты этой работы приведем цифры эвакуированных из всей Кирреспублики, разделив эвакуацию на два периода: 1) с августа 1921 года по 1 января 1922 г. и 2) с 1 января 1922 года по 1 июля 1922 года. Цифры эти следующие: (л.36.)
В первый период эвакуировано из КССР:
а) в Туркреспублику:
голодающих 27.712 чел.
беженцев Туркрая 2.661 чел.
Переселенцев 2.947 чел.
Итого: 33.320 чел.
б) к западным границам РСФСР:
беженцев Польши 5.152 чел.
военно-пленных и военнообязанных 1.385 чел.
беженцев Литвы и Латвии 930 чел.
Итого: 7.467 чел.
в) в другие места:
квалифиц. раб. силы 735 чел.
бухарских, персидских и китайских
подданных 157 чел.
Итого: 892 чел.
А всего за указанный период 41.679 чел.
Во второй период эвакуировано:
а) в Туркреспублику:
голдающих 19.595 чел.
беженцев Турккрая 691 чел.
Итого: 20.186 чел.
б) к западным границам РСФСР:
беженцев Польши 10.231 чел.
военно-пленных и военнообязанных 1.936 чел.
Итого: 12.456 чел.
в) в другие места:
раб. силы 395 чел.(л.36 об.)
бухарских, персидских подданных 101 чел.
обратников 129 чел.
А всего за указанный период 33.267 чел.
Таким образом, за всю голодную кампанию 1921-22 г. Кировакбазой эвакуировано 74.946 чел. в следующих направлениях:
а) в Туркреспублику: 47.207 чел.
голдающих беженцев Турккрая 3.352 чел.
переселенцев 2.947 чел.
Итого: 53.506 чел.
б) к западным границам РСФСР:
беженцев Польши 15.383 чел.
военно-пленных и военнообязанных
беженцев Литвы и Латвии 1.249 чел.
Итого: 19.923 чел.
в) в другие места:
раб. силы 1.130 чел.
подданных соседних государств 258 чел.
обратников 129 чел.
Итого: 1.517 чел.
Всего: 74.946 чел.
Вот те цифры эвакуированных, которые вывезены Кирэвакбазой. Необходимо отметить, что в это количество эвакуированных входят взрослые и находившиеся при своих родителей дети. Дети же, находившие в иждивении государства, в детских приемниках и домах, собранные в последние из числа безпризорных голодных детей, в указанную цифру не вошли. Дети из приемников и детских домов эвакуировались по нарядам центра в специальных санитарных поездах. Всего было эвакуировано 15.111 детей. Несомненно, эти цифры далеко не определяют числа граждан, выбывших (л. 37.) из КССР в этот ужасный год. Есть полное основание полгать, что число ушедших своими силами по железным дорогам, гужем и пешком, в несколько раз больше количество этого. Наполовину опустевшие некоторые поселки, кварталы в городах, говорят за это предположение, но последнее движение, как не поддающееся учету, а особенно откочевание степного киргизского населения, может быть определено теми или иными цифрами, разве только ближайшие 2-3 года после всестороннего обследования влияния голода на все стороны жизни КССР.
Подитоживая всю работу по эвакуации, мы видим, что работа проделано колоссальная. Если же иметь ввиду, что она проходила в самых неблагоприятных условиях, при отсутствии денежных средств, при отутствии работников, которые зачастую гибли от эпидемии, холода и голода при отсутствии достаточного количества продовольствия, то станет очевидным, что только при наивысшем напряжении и героических усилиях работников можно было достигнуть этих результатов.
Ход работы по эвакуации говорить за то, что большое количество голодающих подолгу оставалось скопления – в городах и больших населенных пунктах, ожидая своей очереди для вывоза и, несомненно, своим пребыванием в местах ожидания порождало обязанность местных органов советской власти оказать им помощь предоставлением им крова и пищи. Трудна и эта работа. Внезапно, в размерах, не подающихся быстрому учету, она наваливалась на неподготовленный и слабый аппарат собесов. Наркомсобес и его местные органы были застигнуты врасплох, а выжидать было некогда, наступила зима, нужно было всех согреть и накормить. Прежде всего все дома для престарелых, инвалидов и других призреваемых сыли заполнены обездольными и их обнищавшими голодающими до фактической возможности вместить, сверх всякой нормы. Наркомсобес и его органы на местах приступили к открытию особого типа домов для голодающих, которые представляли из себя дома-общежития, где голодающие регистрировались, получали приснаище и получали по возможности санитарную обработку. При домах открывался питательный пункт, через который голодающие, прикрепленные к дому, получали горящую пищу (л.37 об.) и кипяток. Таких юомов необходимо было организовать очень много, но своевременная необходимость в них, при условии бедности инвентарем и ремонтными средствами, при отсутствии жилых помещений, не дала возможности Наркомсобесу организовать их в размерах, отвечающих потребности.
Зданий почти ен было, а если были, то требовали ремонта и устройства в них, хотя бы примитивных удобств для житья. Совместные условия всех соворганов вывели и из этого житья на зиму. В Оренбурге как в самом культурном центре скопления, были созданы 5 русских и 1 специально киргизский дом для голодных, в которых получили приют 21.000 человек. Кроме того, приемники Кирэвакбазы также были привлечены для обслуживания нуждающихся контингентов, так что 30.000 голодающих было на полном государственном иждивении в одном только Оренбурге.
Всего же по КССР домов такого типа было создано и оборудовано 56. Указать их количество по губерниям в тот или иной период не представляется возможным, так как эти дома часто закрывались по разгрузке и вновь открывались по мере накопления голодающих. Также было невозможно учесть и число голодающих, проходящих через эти дома. Нельзя обойти молчанием того обстоятельства, что обслуживание этих домов топливом и даже водою и светом велось с перебоями, но эти нежостатки удавалось ликвидировать путем привлечения к помощи коммунальных отделов и местного населения.
Касаясь последних моментов эвакуации, приходиться остановиться на движении беженцев-обратников. Как определенной и существенной по результатам, работа в этой области в КССР не велась; из некоторых губерний были заявки на потребное количество средст для отправки к старым местам жительства обратников. ЦКПГ КЦИК, совместно с Кирэвакбазой, приняты меры, по из всего периода последней работы аидно что это работа последняя уже не будет носить того тяжелого характера, как эвакуация голодающих из КССР, и по своему количественному движению не будет такой колоссальной. Это обясняется тем, отчасти, что (л.38.) беженцы сумели устроится на местах жительства или настолько окрепели, что возвращаются домой без помощи государства. Возможно также, что часть беженцев, потеряв все хозяйство на родине и в пути, просто не имеет, к чему возвратиться.
А Г И Т А Ц И Я
Охватить учетом работу, проделанную в области агитации за помощь голодающими, чрезвычайно трудно. Это трудность создается благодаря неорганизованности самой работы и плому состоянию отчетности с одной стороны и плохой связи с местными агитаторами с другой. Агитационные работы велись не только агитпропотделом обкома РКП и Кирглавполитпросветом, но и союзом молодежи, женотделом и некоторыми советскими органами, в тесном контакте с которыми приходилось все время вести работу агитпропу, являвшемуся совместно с главпросветом руководящим органом.
Кроме того одной агиткампании проводились продналоговые и сельскохозяйственные посевные кампании 1921 и 1922 г. В этих кампаниях агитационным элементом была ботьба с голодом. Организационная работа и главполитпросвета велась и через специальные комиссии, которые входили представители агитпропа, главпоитпросвета, Наркомпрода, Наркомзема и др. соворганов. Комисий было три: комиссия по сбору продналога, по борьбе с голодом и комиссия селскохозяйственная (посевная кампания).
Кампания по борьбе с голодом фактически началась с половины сентября 1921 года, когда была организована специальная комиссия На местах были даны распоряжение об организации аналогичных комиссий и разослано циркулярное письмо о задачах парторганов и политпросвета в деле борьбы с голодом и сбора продналога. Кроме того, было послано по радио воззвание к населению и организациям о помощи голодающим. Этой комиссией издано: 1) замена разверстки трудналогам; 2) задачи и методы продналоговых инспекторов; 3) плакаты 4-х видов на темы: «Продналог и голод»; 4) указать материалов по продналогу и голоду; 5) местный продналог. Кроие того была отпечатана и разослана агит «Продналог».