Протокол совещания коммунистов-киргиз делегатов 2-го всекиргизского съезда советов 4-го сентября 1921 года 8 страница

Учтя всю важность этого условия, рабочие и служащие в десятидневный срок выполнили предъявленные требования, оборудовав столовые и снабдив их через профессиональные объединения посудой, что при бедности их было не легко. Кроме постоянных отчислений и пожертвований от заработка, компомгол при профорганизациях имели возможность время от времи выделять значительные фонды мануфактуры, которые передавались на пошивку для голодающих (л.53 об.) детей силами членов профсоюзов.

Таким образом, помощь рабочих и служащих оказывалась в разных направлениях и учесть результаты е очень трудно. Но, если мы посмотрим, какую помощь голодным оказали рабочие железнодорожного транспорта, то размеры помощи рабочих будут очевидны.

При дорпрофсоже была создана комиссия помгол, которая за год голодкампании, кроме митингов и собраний, посвященных вопросу поднятия деятельности железнодорожного транспорта, как главного пульса страны, сумела на процентные отчисления рабочих и служащих Ташкентской жел. дороги: а) организовать и содержать 19 столовых и пит. пунктов по линии дороги, благодаря которых подержались жизнь 9.000 человек беженцев голодающих; кроме того было организовано 4 пит. Пункта исключительно для голодных беженцев, проезжающих через Оренбург по железной дороге, через которые удовлетворялось ежедневно до 10.000 человек; путем постоянных отчислений и пожертвований, а также процентов отчислений от торговых оборотов рабочего объединения собрано в помгол 2.285.554 р. 49 коп. Затем было изготовлено для голодающих 765 комплектов обмундирования; 250 пар обуви и роздано 6.282 аршина мануфактуры. Даже по результатам дорожной комиссии помгол можно судить какую колоссальную помощь оказывали рабочие и служащие голдающим. Но главная их помощь была в том, что они, как организованная сила, везде и всюду бросались в самую гущу работы помгол вносили в нее желательную планомерность и своим энтузиазмом и самоотверженностью увлекали неорганизованные массы. Общий же КССР приход средств помощи, собранных профсоюзами путем отчислений с заработка служащих и рабочих (устройство спектаклей, сборов в городах и других учтенных поступлений, выражается в следующих цифрах по месяцам:

(л.54.)

Месяцы 1922 г. продовольствие Дензнаков 1922 г.
Январь 32.271 п. 94.516 р. 69 к.
Февраль 16582 п. 268.414 р. 53 к.
Март 25.155 п. 78.21 р. 27 к.
Апрель 14.025 п. 90.322 р. 14 к.
Май 21255 п. 1.189.381 р. 19 к.
Итого: 100.258 пудов 1.718.845 р. 82 к.

Рабоче-крестьянская Красная Армия принимала деятельность участие в братской помощи голдающим. Закаленная в боях на внешних и внутренних фронтах, она быстро учла создавшуюся обстановку и встала на фронт борьбы с голодом. Работа ее в этом направлении отличалось ударностью, дисциплинированностью и самоотверженностью. Командные верхи, видя готовность армии помогать голдающим, приняли решение повести эту работу в твердом порядке постоянности и неослабленности. При Киргизском военном комиссариате организуется краевая военная комиссия помгол, которая, не медля, приказом организует аналогичные комиссии помгол на местах при губвоенкоматах. Затем проводится агитационная кампания за пожертвования и отчисления среди частей Красной Армии. Получаемые деньги от отчислений, сборов, спектаклей, концертов направляются Семипалатинскому губвоенкомпомголу для закупки в благоприятной губернии продовольствия. Затем краевая комиссия помгол вводит обязательное отчисление от получаемого пайка и жалованья красноармейцев и военнослужащих. Но от этой меры пришлось отказаться. Голод проник в красноармейскую семью. Невозможность доставлять во время продовольствия для армии породила голод некоторых частях ее. Обязательное постановление было отменено, но одновременно с этим была проведена агиткампания за сбор добровольных пожертвований и устройство спектаклей в пользу помгол. Успешности работы способствовало то обстоятельство, что все собираемое в частях Красной Армии, распределялось голодающим семьям (л.54 об.) красноармейцев войны. Поэтому в обязанность комиссии помгол при военных организациях входило учет указанных контингентов совместно с органами собаса и совместное же распределение между этими контингентами собранного внутри КССР и поступившего извне продовольствия. Результаты помощи Красной Армии в КССР рисуется следующими цифрами: на средства, собранного в частях Красной Армии в Оренбургской губернии за всю кампанию поддерживалась жизнь 600 голдающих семейств, считая в среднем каждую семью в 5 душ, спасено по одной губернии 3.000 человек. Кроме того, оказано в трудные минуты помощь 1.237 чел.- инвалидам войны, находящимся в инвалидных домах. Аналогичная помощь оказана и в других пострадавщих губерниях КССР; цифры удовлетворенных суточным пайком исчисляются сотнями тысяч человек. Наконец, такие факты красноречиво рисует участие Красной Армии в деле помгол. Уходивший из города Актюбинска Кавалерийский поселок передал губкомпомголу на борьбу с голодом 93 десятины посеянного хлеба.

Перечислив таким образом все источники продовольственного поступления, мы видим, что фонд помгол Кирреспублики поступило:

1) государственным плановым нарядам в голодные губернии 388.657п.24 ф.

2) по внутригубернскому продналогу пяти губерниях КССР 277. 484, из них в фонд помгол 50 процентов 138.742

3) от привязанных благополучных губерний и Красной Армии 191. 382

4) приблизительно 50 процентов от товарообменных операции, давших в общем итоге для частных и государственных организации 190.447 п. 23 ф. 95.373

5) 50 проц. поступления по промысловому сбору пищевой

промышленности, выразившуюся в 34.149 пудов. 17.074 п. 20 ф.

6) отчисления 1 ф. с пуда заготовленных в порядке товарообмена продуктов 16.645 п. 20 ф.

7) 10 проц. отчисления с жировых и мясных заготовок в пользу помгол с приезжих организаций 1.005 п. 30 ф.

8)из закупленных на церковные ценности из-за границей через Финляндию хлеба 33.910 п. 33 ф.

9) в счет особого наряда центра на восточную киргизию 1.200000 пуд. 50 проц. из фактически полученных 35 вагонов и 74.937 п. зернохлеба. 64.968 п. 20 ф. (л.55.).

10) пожертвований и отчислений рабочих и служащих 100.258 п.

Итого поступило: 1.048.018 п. 27 ф.

В пункте 6-ом поставлена цифра не 50.240. а. 20 ф., а 16.645 п. 30 ф. потому что однофунтовые отчисления по Семипалатинской губернии в сумме 32.504 п. 30 ф. проведены по пункту 3-му, как поступление, вывезенное из Семипалатинской губернии.

Подитожив таким образом все учтенные продовольственные поступления, мы видим, что до полного выполнения планов не дополучено 63.353 п. 13 ф. для удовлетворения же всех голодающих за все кампанию 5.973.509 п. 13 ф.

Из этих сравнительных цифр видно, в каких тяжелых условиях недостатка ресурсов протекала работа помгол в Кирреспублике, откуда все ужасы голода, дошедшие до людоедства, бороться с которыми зачастую бессильны органы власти. О причинах вызывавших эти условия или создающих в предел работы, мы говорим при перечислении источников поступления, здесь же укажем на те из них, кои не касались в предыдущем изложении. Невозможность учесть в короткий срок действительную обстановку вещей на местах была причиною тому, что Акмолинская губерния в начале кампании не признанная голодающей, в январе месяце стала упорно ходатайствовать о признании некоторых районов в голодающими. Ходатайство Акмолинской губкомпомгола, основанное на весьма веских цифрах, в конце февраля 1922 года ЦКПГ КЦИК было удовлетворено, а именно, районы: Петропавловский, Кокчетавский и часть Атбасарского были признаны нуждающимся в помощи, и чему вся губерния была переведена на самопомощь. За Акмолинской губкомпомголом было оставлено права расходовать 50 проц. хлебных и 100 проц. всех остальных внутригубернских поступлений на борьбу с голодом, но в планы снабжения Акмолгуберния не включалась. Обстоятельствами, повлекшими за собой бедствия из губерний Повожья, недород трав и хлебов в Петропавловском, Кокчетавском и двух районов Атбасарского уездов и задержание на территории губернии крупной партии беженцев империалистической войны, следовавших из глубины Сибири к западным границам России.

(л. 55 об.) Далее несвоевременное выполнение нарядов на голодное снабжение было одним из крупных тормозов. Благополучные по урожаю губернии КССР Акмолинская и Семипалатинская с осени 1921 года были забронированы во всех отношениях в смысле хлебозаготовок за центральными продорганами РСФСР и уполномоченных ВЦИК по данным губерниям т.Пономаренко допускал случаи невыполнения нарядов центра даваемых на госфонды в этих губерниях для голодающих губернии КССР.

Им был эвакуирован крупный наряд на Акмолинскую губернию в 64.000 пудов для бедствующей соседней Кустанайской губернии, в результате последней дошла катастрофического положения, так как до февраля месяца 1922 года не получила в свое распоряжение ни одного фунта извне.

Хотя часть наряда успел вывести Тургайский уезд Кустанайской губернии, а позднее и весь наряд был восстановлен, все же это обстоятельство в значительной степени способствовало обострению положения до людоедство в Кустанайской губернии. Затем полученные на места компомголами продовольствия не было затраховано (так в тексте) от расхода его не назначению, сколько не боролись органы помгол с этим злом. Прежде всего борьба с таким стихийным бедствиями, как снежные заносы на железных дорогах в зиму 1921 (1922 года разлив рек 1922 года требовала продовольствия, без которого немыслима была ликвидация этих бедствий.

Далее в голодных районах переброска грузов в уезды и районы требовала деньсредств, так как самодеятельность населения не исчерпывала потребности гужетранспорта. Органы власти перед неизбежностью платить возчикам подгрузов продовольствием же по отсутствию деньсредств, к тому же возчики обычно просто отказывались получать плату деньгами в виду неустойчивости их покупательной ценности: бесплатно вести также не могли, так как большинство из них только и кормилось этим извозом. Значить опять-таки нужно было расходовать фонд помгол. Наконец самая обстановка недостатка продресурсов у продорганов на местах зачастую диктовала необходимость (л.56.) позаимствования из голодного фонда продуктов на снабжение тех отраслей промышленности, поддержание существования которой ставилось на одну линию со спасением голодающих или поддержание сверхплановыми выдачами особо нуждающихся районов или волостей.

Все эти вместе взятые тормозы в работе, встречавшие на протяжения всей кампании борьбы, нежелательно отражались на состоянии фонда помгол, а состояние фонда пререшало успехи борьбы с голодом вообще и развитие о Бюественного питания голодающих в частности.

Если в первой и весьма трудной задачей комиссии было изыскание ресурсов борьбы с голодом, то второй, не менее трудной работой было распределение этих ресурсов голодающему населению в порядке, достигающим небольших результатов. Наиболее целесообразительной формой помощи центральными органами РСФСР был признан принцип общественного питания голодающих через общественные столовые, как самый экономный и при небольших затрат давший важность (так в тексте) оказывать наибольшую помощь, почему он был введен, как обязательная форма помощи. Но в условиях Кирреспублики это форма помощи не могла быть проведена повсеместно, уже хотя бы потому, что кочевой население пораженных районов по его хозяйственным особенностям не могло воспользоваться этой формой помощи. Кочевники и полукочевники , живя летом в юртах и перекочевывая от пастбища к пастбищу, не могли пользоваться такой формой помгол, требующей кухонь, посуды и другого инвентаря. Поэтому все попытки компомголов ввести этот принцип поддержания жизни голодающих в киргизских местностях наталкивался на такие припятствия, как отсутствия подходящих зданий для столовых, инвентаря и посуды для них, топлива для приготовления пищи и даже одежды и обуви для посещения этих столовых. Эти объективные условия жизни кочевников сразу исключали возможность какого-либо развития общественного питания через столовые среди них, почему органы помгол вынуждены были примириться на такой форме распределения, как снабжения голодающих месячным пайком продовольствия в «сухом» (неприготовленном) (л.56 об.) виде еще за долго до разрешентя на этот счет со стороны ЦКПГ КЦИК. Среди оседлого населения организация общественного питания была вполне возможна, и если здесь эта форма помощи не получила развития, то опять таки по причине тех припятствий, правда, менее важных, чем среди кочевников, но все же существенных, как-то: слабость аппаратов, ком вверилось техническое проведение общественного питания, недостаток инвентаря для оборудования столовых и питпунктов, а главное, денежных средств. Техническая организация общественного питания голдающих была с начала голодной кампании возложена на органы продовольствия с правом привлечения в качестве технического аппарата органов потребительской кооперации, а последние в действительности проводили эту работу почти во всех голодгуберниях КССР, при чем были исключения в тех случаях, когда органы кооперации признавались комиссиями к помгол недостаточно сильным или просто неподготовленными к этой работе и она передавалась непосредственно органам продовольствия и даже органам собеса. Недостаток инвентаря для оборудования столовых, особенно в городах, где производилось питать бездомных, обнщавший до крайности контигент голодающих, особенно осущался, и вышеперечисленные размеры территориальной помощи центра красноречиво говорят, что инвентарь и все оборудование ложилось всю тяжестью на месячные средства. Снабжение топливом столовых помгол тоже не носило желательной постоянности, хотя этому может быть приведено то уважительное обстоятельство, что с заготовкой топлива в количестве, могущем обеспечить все столовые в 1921 году заподали по отсутствию средств. Особенно же тяжело обстоял вопрос с денежными средствами на покрытие расходов общественному питанию ( дрова, доставка воды, подвоз продовольствия, выпечка хлеба и т.п.)

На организацию общественного питания Наркомпродом РСФСР за период с 16 декабря 1921 года по 3 июля 1922 года было отпущено Кирреспублике и распределены следующие суммы:

(л.57.) Ассигновано:

16-ХII- 1921 г. руб. 347.500 руб. обр. 22 года

31-ХII- 1921 г. 62.500 руб.

Израсходовано Компродом 5.000

Остаток 415.000 руб.

В 1922 году центром открыт кредит по параграфу сметы Наркомпрода ( питание сельского населения в местностях, пострадавших от неурожая).

Сведения о недвижении прямого кредита по параграфу 20 сметы Наркомпрода с 1-1 по 3.ҮІІІ- 22 года.

Открыто кредита Переведено продорганы

17.1.22 г. руб. 597.600 18.1.22 г. Оренбург 79.490

1.11- 22 г. руб. 95.140 18.1.22 г. Уральск 79.490

31.III-22 г. руб. 56.140 18.1.22 г. Кустанай 79.490

1.IY-22 г. руб. 398.400 18.1.22 г. Актюбинск 79.490

1.Y- 22 г. руб. 398.400 18.1.22 г. Букеевск. 38.850 38.850

8.YI- 22г. руб. 219.120 1.YI-22 г. Уральск 52.993

16.YI-22 г. руб. 617.520 1.YI-22 г. Оренбург 52.993

17.YI- 22 г. руб. 668.000 1.YI-22 г. Кустанай 52.993

10.YI- 22 г. руб. 51.850 3.102.407 1.YI-22 г. Букеевск. 26.497

ВОССТАНОВЛЕНИЕ КРЕДИТА

10.ІІ-22 г. руб. 40.000 1.Ү- 22 г. Оренбург 150.000

16.ІІІ-22 г. руб. 558. 1.YI-22 г. Уральск 79.680

15.ҮІ-22 г. руб. 200.000 1.YI-22 г. Актюбинск 99.600

1.YI-22 г. Кустанайск 59.760

1.YI-22 г. Букеевск 19.920. 408.960

25.ҮІ-22 г. руб. 20.000

13.Ү-22 г. руб. 100.000

27.ҮІ руб. 2.070

6.ҮІІ-22 г. руб. 33.362.691

Перенос: 3.465. 8.ҮІ-22 г. Кустанайск 32.868

8.ҮІ-22 г. Оренбург 32.868.

8.ҮІ-22 г. Уральск 43.824.

8.ҮІ-22 г. Актюбинск 54.780 (л.57 об.)

8.ҮІ-22г.Букеевс10.955 175.296- р.

23.YI-22 г. Кустанайск 139.500

23.YI-22 г. Актюбинск 80.700

23.YI-22 г. Уральск 170.900

Букеевск 80.700

23.YI-22 г. Оренбург 176.200

Перечислено в оборотные

17.YI-22 г. руб. 68.767

23.YI-22 г. руб. 81.233. 150.000

Итого: руб. 2152832

Израсходовано Кирнаркомпродом:

с 1. по 3.III – рублей 123 1862

Всего расхода 3.384.696 руб.

Остаток на 3.YII-22 г. 80.402 руб.

Баланс: 3.465.098 руб.

(л.57. об.) Сведения о движении оборотного кредита по параграфу 20 сметы наркомпрода 1922 года с 1-1 по 3.YII-22 г.

Открыто кредита Перенесено продорганам:

17.I-22 г. руб. 597.600 18.I- 22 г. Оренбург руб. 79.490

1.II-22 г. руб. 124.400 18.I- 22 г. Уральск руб. 79.490

18.III- 22 г. руб. 124.400 18.I- 22 г. Кустанайск руб. 79.490

(л.58.)

1.IY- 22 г. руб. 389.400 18.I- 22 г. Актюбинск 79.490 р.

1.Y- 22 г. руб. 389.400 18.I- 22 г. Букеевск 38.840 р.

1.IY- 22 г. Оренбург 52.993 р.

1.IY- 22 г. Кустанайск 52.993 р.

Восстановление кредита:

1.IY- 22 г. Актюбинск 32.991 р.

.IY- 22 г. Букеевск 26.497 р.

1.IY- 22 г. Уральск 52.993 р.

238.4707 р.

Перечислено на прямые

15.IY- 22 г. руб. 200.000

13.Y- 22 г. руб. 100.000

300.000

Итого: 895.279.

Остаток кредита перечислен в ресурсы казны 889.930

Баланс: 1.785.200 Баланс: 1.285.200

Недостаточность этих сумм очевидна из этих ведомостей, но все же если суммы были израсходованы исключительно на организацию общественного питания, их при той же или иной поддержке из местных поступлений хватило бы для указанной цели, но тяжелым бременем на этот же кредит легли денежные расходы, связанные с оказанием содействия заграничной организации помгол «АРА».

Таким образом, мы видим, что слабый приток продовольствия, отсутствие заготовленного топлива, недостаток инвентаря и недостаток денсредства в совокупности предрешила развитие общественного питания. Столовые и питательные пункты открывались лишь при условии наличия в данной местности и в данное время главным образом продовольствия, т.с. материальных и денежных ресурсов. Оседлое населения своими скудными средствами создавало столовые, но работа этих последних не была и не могла быть постоянной. Есть продовольствие – столовая работает, вышло продовольствия – столовая бездействует. Поддержагие их в полной готовности лежало на комитетах взаимопомощи в волостях и селах. Поскольку главным продуктом был хлеб, то несомненно, что столовые работают лишь в моменты, когда у органов (л.58 об.) питания имелись приварочные продукты питания, а противном случае помощь принимала форму лишь ежедневной раздачи печеного хлеба или выдачи пайка в сухом виде. Эти перебои в работе по общественному питанию вносили также путаницу в деле учета размеров помощи через общественное питание, что зачастую не было возможности уяснить, какое количество голодающих кормилось фактически в данном месяце и какое количество столовые работало.

Все же мы приведем те данные 22 года, которые удалось собрать.

Губернии Количество столовых Пропускная способность
Оренбургская 124.400 человек
Кустанайская 12.414 человек
Уральская 1.626 человек
Актюбинская 34 столовых и 8 питпункт   4.193 человек
Итого: 186 столовых и 8 питпункт. 157.2676 чел.

Высшего своего рода в Кирреспублике оющественное питание голодающим достигло в апреле, когда насчитывалось 1,055 столовых. Объясняется это явление только сильным притоком продовольствия к этому времени. Приток продовольствия в мае 1922 года еще более усиливался, однако же сеть общественного питания (столовые) значительно сократилось7 К этому времени населению, занятому полезными работами, продовольствие выдавалось на руки в сухом виде.

Закончив таким образом освещение вопроса помощи населению путем поддержания его жизни продуктами питания6 мы видим, что намеченное по плану количество голодавших удавалось накормить фактически получённым и распределенным продовольствием почти полностью. Та же большая часть населения, которая не удовлетворялось по плану, оставалась вне русской продовольственной помощи, а стало быть была обучена на вымирание, если бы не дополнительная помощь заграничных организаций помгол и не другие мероприятия помгол, как общественные.

(л. 59.) Работы и эвакуация в благаполученные районы.

Ознакомившись с общим продовольственным положением и продпомощью голодавшим в Ки республике, познакомимся теперь с помощью какую имел возможность оказать голодавшим детям. Осветить отдельно помощь голодавшим детям необходимо во-первых, потому что она проходила в специальной форме, несколько отличающейся от помощи взрослым. Как мы видим из предыдущих глав, голод особенно тяжело отразилось на детях. Дошедшие до небывалых ужасах родители, их не желая видеть смерти голодных детей своих, бросали их в надежде, советские органы, ведающие помощью детям подберут и приютят их. Эти беспризорные дети, вначале в одиночку, а потом целыми толпами, стали появляться на улицах города и крупных населенных местностей. Признание их стало очередной задачей центральной детской комиссии по улучшению жизни детей в детдома штатного типа, не считаясь о том, сирота он или не сирота. Затем видя, что детдома переполнены, а беспризорность все увеличивается и увеличивается, центральная детская комиссия отдает (в начале ноября 1921 года) распоряжение губернским детским комиссиям о том, чтобы детские дома, сады и очаги для детей не закрывалась бы, а продолжали бы прием детей, а также продолжено немедленно приступить к открытие специальных домов приемников для беспризорных детей, в которых они могли бы получить кров, пищу и уход. Вместе с тем центральная комиссия ставит вопрос спасения детей «вопрос дня», организует систематический сбор беспризорным детям. Организация этих детприемников пошла довольно быстрым темпом, не отставала от нее и организация новых детдомов нормального штатного типа. Если с 1 июля 1921 года с количеством их на 1 января 1922 года, то увидим резкого разницу в страну увеличения (л. 59 об.).

Название детского учреждения Состояло на 1.VII.21 г. Состояло на 01.01.22 г.
Количество учреждениях детей в них Количество учреждениях детей в них
Детских домов (нормальных) 17,092 26,192
Детские садов 4,495
приемников Не было  
Итого: 21,551 33,342

Высшего своего развития сеть дет. учреждения достигло в следуем виде:

Название детского учреждения Состояло на 1.VII.21 г.
Количество учреждениях детей в них
Детских домов (нормальных) 35,332
Детских домов дефективных
Детские садов
Детских очагов
Детских приемников 2,542
Итого: 41,215

Теперь посмотрим кокой же рост детской беспризорности наблюдается за головную компанию, дабы иметь возможность с поставить цифру несколько полным, так как сама по себе беспризорность слишком слабо поддавалась учету, рост беспризорности по периодам определятся следующими цифрами:

Название губернии На 16.11.21г. На 16.12.21г. На 01.01.22г. На 01.03.22г.
Оренбург 32,000 33,000 47,112 208,937
Уральская 21,100 29,100 31,479
Кустанай 12,344 22,464 27,344 114,847
Семипалатинск 5,316 5,976 8,316 8,316
Акмолинск 8,670 12,170 12,000
Актюбинск 14,959 23,109 22,959 22,959
Букеевск 4,105 4,100 6,106 6,505
Абаевск 2,000 3,079 3,079
Итого 100,000 128,873 138,564 408,022

Эти цифры говорят, что положение с детьми в Республике было весьма тяжелое и все усилия губкомиссий помгол детям не могли в достаточной степени улучшить его. Расширить сеть детских учреждений комиссии не могли, как по отсутствию зданий, так и средств к их ремонту и содержанию. Перед центральной детской комиссией встал вопрос о а в детей из пределов республики в благополучные местности федераций7 Переполненные деприемники при недостаточном питания детей, при недостатке топлива в них могли превратиться в очаги болезней, почему центральная детская комиссия спешно поставила вопрос перед московскими центрами ( разрешенный в утвержденном смысле) с присылке санитарных поездов для эвакуации детей. С ноября месяца в распоряжение в деторгонов Кирруспублики начали поступать санитарные поезда для погрузки детей. Из них 5 поездов вывезли 37271 чел. детей в Туркреспублику в 1921 году и 13 поездов – 11.840 детей в другие местности федерации в 1322 году, из которых 1 поезд в Бухару, а остальные в центральные губернии РСФСР и Украину. Из губерниям эвакуация распределяется следующим образом: из Акмолинской губернии 4, из Укральской 6, из Кустанайской – 2 и из Оренбурской 12 поездов. Всего вывезено за всю компанию 24 санпоезда, которыми спасено 15,111 детских жизней. Оставшиеся в детдомах дети налогали на органы помгол заботу (л. 60 об) поддержания их жизни. Ресурсы, ком распологали органы помгол детям были сначала компании и до конца вестма скудны. Так в ноябре, хотя и было занярежено для детей Кирреспублики 50,000 пайков, но строго количества пайков центральная детская комиссия при ЦКПГ не получила7 В декабре было отпущено только 15.320. С января 1922 года до июля отпускалось 20.000 пайков в месяц и лишь в июле 21.500 пайков7 Органы помгол детям в тех случаях, когда не доставало занаряженного количества продуктов питания, получили токовые от губкомпомголов, конечно при условии наличия у последних продовольствия. Но были и очень часто случам, что никакого продовольствия не было: тогда детей кормили суррогатами, что несомненно отражалось на их здаровье. Были и такие виды помоши, как работа питательного поезда №10 в Оренбурге, который с 4.Х по 1.ХII – выдал 179.351 детскую порцию: затем с 1.ХII по 25.ХII кормили по 5.000 детей в сутки, довая обед без хлеба7 Особенно тяжелое положение детей было в детских домах таких городов, как гор. Орск, Оренбурской губернии или Кустананай. Гор. Орск будучи отрезан от Оренбурга заносами и не имея гужевого транспорта, оставался в течении 3,5 месяцев без помощи отценра КССР. Смертность детей от истощения достигла 75 проц.. не взирая на то, что все запасы, все съедобное было удалено детям. Усилиями, нечеловеческому усилиями удавалось поддерживать жизнь детишек в приемниках. Из сел, деревень аулов привозили целыми детскими на повозках грязных, полураздетых, больных и голодных, всех нужно было обмыть, одеть и накормить. В таких случаях колоссальную помощь детям оказали женские, партийные и профессиональные объединения. Ими были установлены ночные дежурства и детприемниках? Они же обмывали и одевали детей: они же сопровождали в поездах при эвакуации. Благодаря из самоотверженности и материнское отношению к детям, ни одна тысяча детей было вырвана из цепких лап царя голода.

К весенним месяцам 1922 года положение детей значительно улучшилось: во первых, час приток продовольствия был больше, чем зимою: во-вторых, часть детей была эвакуировано, и, в третьих, значительную часть детей взяла на дополнительное питания американская организация помощи голодающим в России («АРА»)

(Л.61.) В это же время деторганам удалось провести принцип так называемого «шефства», сущность которого заключалась в том, что детдома прикреплялись к советским учреждениям о том, чтобы последние изыскивали возможность к улучшению положения детей в прикрепленном к учреждению дома. С наступлением же лета детприемники были в большинстве вывезены в загородные и лесные местности, на даче или просто в киргизские юрты, где после ужасов зимы, голода, холода и болезни они пригревались летними лучами солнца. Дополнительное питание «АРА»а главное помощь шефов, без которых осталось малая незначительная часть детдомов в КССР, создали такую обстановку детей к июлю месяцу которую можно признать удовлетворительной, и уже случаи истощения не наблюдаются. К тому же в конце июня стали все чаще наблюдаться случав розыска детей родителями и вода их из домов. Очевидно положение населения начинает улучшаться, что дает нам право сделать вывод, что тяжелое время прошло и на смену ужасам голода и смерти пришли более светлые дни.

Наши рекомендации