Клюнийская реформа церкви (См.
1) Началось все с того, как император Алексей Комнин, начавший в 1081 году династию Комнинов. Доведенный до отчаяния, Комнин, стесненный положением своего государства, которое стояло на краю гибели, он обратился с посланиями в Западную Европу, в которых умолял о помощи против неверных, т.к. Особенно был опасен тот год, когда турецкий пират (морской разбойник) Чаха подплыл со своими кораблями к Константинополю, распоряжаясь свободно Мраморным морем и Босфором. Одновременно с этим с севера к столице подступили полчища печенегов, народ также тюркского племени. Эти два родственных народа, турки сельджуки и печенеги, имели намерение заключить союз друг с другом и совместно захватить Константинополь. Через несколько лет после этого призыва многочисленные европейские отряды уже отправились на отвоевание Святых Мест. 2) Крестовыми походами называются попытки Западной Европы отнять из рук неверных Святые Места на Востоке, где родился, жил, страдал, умер и воскрес Спаситель. Но в Византии к этому времени обстоятельства совершенно изменились. О той опасности, которая грозила столице несколько лет тому назад, не было и речи. Страшный турецкий пират Чаха был убит. Печенеги были разбиты призванными на помощь императором половцами и в беспорядке ушли из-под Константинополя. Византия освободилась от ужасной опасности, которая заставила Алексея Комнина обратиться за помощью к Западу, и, с точки зрения византийского императора, более уже не нуждалась в западной помощи. Поэтому он с неудовольствием узнал о приближении крестоносцев, и это неудовольствие усилилось и превратилось даже в некоторое опасение, когда до него дошли вести о грабежах и разорениях, чинимых крестоносцами по дороге. В этом заключается одна из главных причин недоразумений, возникших позднее между императором и крестоносцами. 3) Причины. Духовные – итог клюнийского движения; возвышение папства; бороны и рыцари надеялись на славные подвиги; купцы рассчитывали увеличить свою прибыль расширением торговли с Востоком; угнетенные крестьяне освобождались за участие в крестовом походе от крепостной зависимости и знали, что во время их отсутствия церковь и государство будут заботиться об оставленных ими на родине семьях; должники и подсудимые знали, что во время их участия в крестовом походе они не будут преследоваться кредитором или судом. 4) На саборе в Планцении выступил Урбан 2. Папа ознакомил собор с содержанием византийского послания; собравшиеся сочувственно отнеслись к сообщению и выразили готовность пойти в поход на неверных. Через несколько месяцев в 1095 году Урбан II переехал во Францию, где в городе Клермоие, в южной Франции, был созван новый собор. Урбан II наконец выступил перед собравшимися и обратился к ним с пламенною речью, в которой заявил о получении важного сообщения из Иерусалима и Константинополя. В ярких красках папа рисовал преследования христиан в Святой Земле от рук неверных: жители уводились в плен или убивались; храмы разрушались или обращались в мечети (мусульманские молельни); алтари осквернялись; христиане подвергались всевозможным истязаниям; Византия настолько слаба, что не в силах взяться за дело. Урбан II кончил свою речь призывом исполнить святое дело освобождения Гроба Господня и обещал отпущение грехов всем тем, которые примут участие в походе. 5) Петр Амьенский из сев Фр и Вальтер Неимущий собрали ополчение д/похода в святую землю. направились весною 1096 года через Германию, Венгрию и Болгарию к Константинополю. На своем пути эти невежественные толпы, не давая даже себе отчета, где они проходили, не приученные к повиновению и порядку, грабили и разоряли все, что могли. И это народное ополчение не имело ни обоза, ни съестных припасов; все это ему нужно было доставать от жителей проходимых ими стран. Раздраженные местные князья нападали на крестоносцев и истребляли их. Наконец, ослабленные и изнуренные, они подошли к Константинполю. Ополчение Петра Амьенского, расположившись в окрестностях Константинополя, стало по обыкновению заниматься грабежом. Обеспокоенный император поспешил переправить крестоносцев в Малую Азию, где они, действуя вразброд и не имея никакого представления о военном деле, были почти все перебиты около Никеи турками. Жалкие остатки, спасшиеся от смерти, с трудом возвратились в столицу. Петр Амьенский еще до погрома ополчения понял, что с этим ополчением ему ничего не добиться, и уехал в Константинополь, где стал поджидать рыцарского ополчения. Таким жалким образом окончился крестовый народный поход. 6) 1-й крестовый поход. Летом того же 1096 года из Европы двинулось рыцарское ополчение: герцоги, графы, князья приняли в нем участие. Ни один западноевропейский государь не участвовал в этом первом настоящем крестовом походе. Генрих IV Германский был в это время занят у себя борьбою с папами за инвеституру и уехать из своей страны не мог. Французский король находился под церковным отлучением за свой незаконный брак. Английский король имел слишком много дела у себя, жестоко подавляя феодалов и не рискуя поэтому оставить страну на долгое время без своего личного управления. Главных ополчений, двинувшихся на освобождение Гроба Господня, было четыре: 1) лотарингское под начальством Готфрида Бульонского, герцога Нижней Лотарингии, с которым находился и брат его Балдуин; 2) средне- и северо-французское, в котором главными руководителями были брат французского короля Гуго Вермандуа, герцог нормандский Роберт и Роберт Фриз из Фландрии; 3) южно-французское, или провансальское, во главе с Раймундом, графом тулузским, и 4) норманнское из южной Италии под начальством Боэмунда, князя тарентского, к которому присоединился его племянник Танкред. Только первое ополчение отправилось через Венгрию и Болгарию, т. е. путем Петра Амьенского. Остальные же ополчения шли через Италию, чтобы оттуда уже на кораблях доехать до пределов византийской империи. Все крестоносные армии преследовали свои цели; у большинства вождей религиозные побуждения стояли не на первом месте. Общего плана у них не было, как не было и главнокомандующего, который бы направлял действия всех ополчений. В различное время, отдельными частями, подходили крестоносцы к Константинополю. Алексей Комнин с подозрительностью и опасением смотрел на прибывавшие к столице ополчения, которые, как он знал, на своем пути не пренебрегали ни грабежом, ни насилием. Для большей безопасности Алексей потребовал от крестоносных вождей ленной присяги и обещания, что все отвоеванные ими города от турок будут переданы императору. Дав ленную присягу, крестоносные ополчения были переправлены в Малую Азию, где, несмотря на большие трудности страны, они удачно сражались с турками и отвоевали крепость и город Никею. Тем не менее, невзирая на эти удачи и на большое одушевление, особенно в начале похода, крестоносцам понадобилось два года, чтобы дойти до Палестины. Особенно страдали войска от недостатка воды и от жары в Малой Азии. 7) Дойдя до богатой и цветущей Сирии, некоторые вожди похода, забыв совершенно о его первоначальной цели, овладевали большими, укрепленными городами и, оставшись в них, образовывали самостоятельные княжества. Балдуин лотарингский углубился дальше других к востоку, к верховьям Евфрата, занял город Эдессу и основал эдесское княжество, первое латинское владение на Востоке. Боэмунд тарентский после упорной борьбы овладел важным сирийским городом Антиохией и обосновался там. Раймунд тулузский на время утвердился в сирийском прибрежном городе Триполи. С этими вождями оставалось в завоеванных ими городах и большинство их ополчения. Сами же они, сделавшись самостоятельными князьями, уже не стремились к дальнейшему походу в Иерусалим. 8) Взятие Иерусалима. В это самое время Иерусалим перешел из рук сельджуков в руки сильного египетского калифа из династии Фатимидов. Крестоносцы осадили хорошо укрепленный Иерусалим. Обе стороны сражались ожесточенно. Но успех перешел на сторону христиан, которые, проломив городскую стену и овладев башнями, штурмом взяли Иерусалим 15 июля 1099 года. После взятия города крестоносцы произвели в нем страшное кровопролитие и разграбили его; многие сокровища были унесены вождями; знаменитая мечеть Омара была разграблена Танкредом. Цель похода была достигнута. Иерусалим был отнят у неверных, и Гроб Господень снова перешел в руки христиан.