Церковная реформа и начало раскола русской церкви

Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок и нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и греческим Востоком требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.

В конце 40-х годов XVII в. в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, выдающиеся деятели церкви нижегородцы Никон и Аввакум и др. Церковные реформы, прежде всего, были связаны с именем Никона. Приняв монашеский постриг на далеких Соловецких островах, Никон вскоре стал главой Кожеозерского монастыря. Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьей поддержкой он долго пользовался. После короткого пребывания митрополитом Новгородским Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений. Это и не удивительно: переписчики, используя тексты ветхих рукописей, не все могли прочитать, кое-что дописывали по памяти, тем самым нередко искажая смысл переписанного.

То же происходило в церковных обрядах. Многие знающие литургию люди осуждали многоголосие во время церковных служб. Одновременное чтение и пение наполняли церковь шумом, разноголосицей. Обычай креститься двумя перстами, шедший от отцов и дедов, согласно утверждению многих прихожан, тоже был ошибочным, греховным: нужно класть крест тремя перстами. Одни говорили, что нужно исправить богослужебные книги и обряды, примеряясь к старым, древнерусским образцам, решениям Стоглавого собора (1551 г.). Другие считали, что в самих старинных русских рукописях много описок и ошибок, посему образцами могут служить только греческие оригиналы. В конце 40-х гг. XVII в. из Киева прибыли в столицу ученые монахи ЕпифанийСлавинецкий, Арсений Сатановский и ДамаскинПтицкий. Посмотрели русские книги, и засели за благое дело – исправление книг, смущающих людей православных, вводящих их в искушение и грех.

При изучении русских рукописных книг выяснилось, что в них нет одинаковых текстов, немало описок, ошибок, исправлений, малопонятных слов, терминов. Алексей Михайлович, возложивший надежды на Никона, поручил ему проведение реформы в церкви. Новый патриарх в 1653 г. разослал память по всем церквам: отныне земные поклоны заменить поясными, а двуперстие - троеперстием. Тем временем ученые-богословы заново перевели с греческого богослужебные книги. От старых книг они отличались немногими уточнениями, исправлениями. Ничего существенного новые книги, которые по повелению Никона отпечатали и рассылали по церквам, не вносили, основы православия, догматы религии остались неприкосновенными. Вводились только уточнения, единообразие. Внес он изменения в церковную и монашескую одежду.

В 1656 г. на очередном сборе всех сторонников старых русских обрядов отлучили от церкви. В Москве происходили волнения противников реформ Никона.

Алексей Михайлович не мог больше сносить патриаршие претензии, выходки второго "великого государя", к тому же претендовавшего на политическое первенство. Недовольство царя нарастало. Он перестал посещать службы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец. Обидчивый и гневливый Никон не выдержал – на одном из богослужений в Успенском соборе он отказался от патриаршества, покинул столицу и уехал в один из построенных им монастырей – Воскресенский Новоиерусалимский к западу от Москвы. Никон ждал, что царь будет умолять его вернуться в Кремль, но тот и не думал это делать. Обрадованный таким поворотом событий, царь отдал приказание подыскать нового кандидата в патриархи, более сговорчивого. Никон не спешил давать согласие на уход. Только в 1666 г. состоялся суд, на который под охраной стрельцов привезли Никона. Его свели с патриаршества и сослали в Ферапонтов монастырь, потом перевели в Кирилло-Белозерскую обитель, где он и скончался в 1681 г.

Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков – старообрядцы – отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями "расколоучителей", бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.

Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. Сюда, в далекую обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стекались противники реформ. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 600 защитников крепости в живых остались только 50. Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск.

Наши рекомендации