Общественно-политические движения в России
Во второй половине XIXв.
Реализация великих реформ, их итоги вызвали обострение идейно-политической борьбы. Причины подъема общественного движения:
1. Сохранение самодержавного строя с его полицейским аппаратом, отсутствием демократических свобод.
2. Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса.
3. Появление новых социальных противоречий, вызванных развитием капитализма – между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством.
4. Колебания правительственного курса в сторону репрессий.
В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении – консерваторы, либералы и радикалы.
Консерваторы | Либералы | Радикалы | |
Социальная база | Реакционное дворянство, духовенство, купечество и крестьяне | Обуржуазившиеся помещики и интеллигенция | Демократическая интеллигенция |
Идеология | Теория официальной народности | Западный путь развития. Конституционная монархия, демократические свободы | Революционное переустройство общества |
Во внутренней политике | Сохранение самодержавия, свертывание реформ | Проведение реформ, сильная исполнительная власть | Противодействие царизму |
В социально-экономической сфере | Укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения | Развитие капитализма и свобода предпринимательства | Решение рабочего и крестьянского вопроса |
В духовной сфере | Патриархальный образ жизни, религиозность | Неприкосновенность личности. Свобода духовного развития | Демократические свободы |
Идеологи | К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой | К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин | А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский |
Либеральное движение в пореформенный период было сосредоточено в земствах. Особенности российского либерализма:
ü дворянский характер из-за политической слабости буржуазии;
ü близость к консерваторам, объединение с ними против радикалов.
Радикальное направление во 2 половине XIXв. было представлено выходцами из разных слоев общества, посвятивших себя служению народу. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к революционному переустройству общества. Особенности российского радикализма:
ü высокая идейность, направленность на противодействие царизму;
ü он провоцировался политикой правительства, связанной с полицейским произволом, отсутствием свободы слова, печати;
ü в самой России могли существовать только тайные организации;
ü теоретики радикалов, как правило эмигрировали за границу. Это укрепляло связи русского и западноевропейского революционных движений, но то, что на Западе было научной теорией, подлежащей критике и не претендующей на всеобщность, у русских интеллигентов превращалось в догму.
В истории радикального направления исследователи выделяют три этапа:
|
В 60-е годы сложилось два центра радикального направления: один находился в Лондоне при редакции журнала «Колокол» под руководством А.И. Герцена, второй – в России, вокруг редакции журнала «Современник» под руководством Н.Г. Чернышевского. Основные взгляды революционных демократов:
- видя отрицательные стороны западного капитализма, они предлагали «сокращенный путь» исторического развития;
- через крестьянскую общину с ее равенством, коллективизмом, самоуправлением можно перейти к социализму;
- для того, чтобы в России наступил социализм нужно свергнуть монархию при помощи крестьянской революции, учредить республику и дать землю крестьянам.
Боевой демократизм у революционных демократов сочетался с утопическим социализмом. И если на Западе утописты не признавали революционного пути и верили в меценатов, которые помогут реализовать их идеи социалистического общества, то русский утопизм делал ставку на революцию и на общину – готовую ячейку социализма.
В 70-е годы сформировалось народническое движение. Народники 70-х гг. заимствовали у революционеров-демократов 60-х гг. главные положения: идею общины, идею крестьянской революции и идею социализма. И, несмотря на развитие капитализма в России после реформы 1861г., продолжали считать его случайным явлением. Новым в их взглядах была завышенная оценка роли личности в истории. В отличие от теоретиков революционного демократизма, они были практиками, организовали хождение в народ с целью его подготовки к революции.
Народники 70-х гг. знали и глубоко уважали К. Маркса, но были убеждены в неприменимости идей марксизма в России. Народничество 70-х гг. имело несколько течений: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое.
Бунтарское или анархистское М.А. Бакунин революционер европейского масштаба, деятель I интернационала, участник революций 1848-1849гг. | Русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Задача интеллигенции идти в народ и разжигать всероссийский бунт, в результате которого будет свергнуто самодержавие. Государство рассматривал как зло, призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляющих свободных общин |
Пропагандистское П.Л. Лавров полковник, член «Земли и воли», редактор журнала «Вперед» и вестника«Народной воли» | Для осуществления революции нужна долгая пропагандистская работа, чтобы народ осознал необходимость революции. «Разбудить» крестьян должна передовая часть интеллигенции |
Заговорщическое П.Н. Ткачев теоретик, из дворян, окончил Петербургский университет. Издавал за границей журнал «Набат» | Не считал крестьян готовыми к революции. Все надежды возлагал на заговорщическую организацию, способную захватить власть, организовать свое временное революционное правительство, вовлечь народ в социалистическое переустройство |
Народнические кружки начала 60-х годов вели пропагандистскую работу и использовали политический террор.
В конце 60-х гг. фанатик от революции С.Г. Нечаев создал тайную организацию под символическим названием «Топор» или «Народная расправа» (1869г.). Насилие он считал главным способом достижения победы революции. «Наше дело разрушение, полное и беспощадное… Тот не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом мире. Нравственно то, что способствует торжеству революции». Он требовал от участников организации слепого подчинения своим распоряжениям. За отказ подчиняться Нечаеву студент Иванов был убит.
В 1874г., опираясь на идеи Бакунина, более тысячи молодых революционеров организовали массовое «хождение в народ» для подготовки крестьянского восстания. Особенности «хождения в народ»:
- отсутствие единого руководящего центра;
- отсутствие единой программы деятельности;
- отсутствие единой идейной платформы.
Результаты «хождения в народ» были ничтожны. Жить среди народа было нелегко, народники пытались копировать быт крестьян, одеваться, разговаривать как они. Но крестьяне не понимали, чего от них хотят народники и пачками сдавали их полиции.
Неэффективность «хождения в народ» дала толчок к созданию в 1876г. централизованной конспиративной организации «Земля и воля». Было предпринято второе «хождение в народ». Поскольку пропаганда давала мизерные результаты, часть народников перешла к террору. Среди землевольцев начались дискуссии о методах борьбы. В результате общего кризиса народничества и внутренних разногласий «Земля и воля» распалась на две организации.
В 80-е годы часть либералов перешла в оппозицию к правительству, часть заняла соглашательские позиции. «Золотой век» русского либерализма закончился вместе с преобразованиями, наступил век рабочего, революционного движения. В это время самой заметной силой становился промышленный пролетариат. В индустриальных районах страны вспыхивали волнения и забастовки. Самой заметной стала Морозовская стачка в Орехово-Зуеве на текстильной фабрике Т.С. Морозова в 1885г. Девять тысяч рабочих оставили работу и требовали изменить рабочее законодательство. На фабрику прибыл губернатор, за ходом стачки следил сам царь. Зачинщиков арестовали, но суд, ознакомившись с положением рабочих, вынужден был их оправдать. Присяжные отвели все обвинения (101 пункт). Правительство сознавало значение новой общественной силы – в рабочее законодательство были внесены изменения.
Новые реалии в России сильно напоминали европейскую действительность, поэтому часть народников, ища выход из кризиса, обратилось к западному учению – марксизму. Первым русским марксистом стал народник Г.В. Плеханов, участник «хождения в народ», член «Черного передела». Эмигрировав в Швейцарию в 1880г., он создал группу «Освобождение труда», в которую вошли бывшие народники П. Аксельрод, Л. Дейч, В. Засулич, П. Игнатьев.
Заслугой группы «Освобождение труда» было распространение марксизма в России путем перевода произведений К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык и нелегальной пересылки их в Россию. В общей сложности группа перевела более 250 работ К. Маркса и Ф. Энгельса. Плеханов Г.В. разрабатывал теорию марксизма применительно к России, он критиковал народников и доказывал, что будущая революция в России будет не социалистическая, а буржуазная. Через 37 лет (1880-1917гг.) Плеханов вернулся в Россию и не принял Октябрьскую революцию.
В конце 80-х гг. XIX марксизм в России стал реальностью, но с теорией марксизма знакомились, главным образом, интеллигенция, студенты, а рабочее движение развивалось само по себе. Переход от узкой пропаганды марксистских идей в кружках к широкой агитации среди рабочих был связан с созданием В.И. Лениным в 1895г. «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В числе руководителей этой организации были Ю. Мартов, В. Старков, Г. Кржижановский, но идеологом «Союза борьбы» был В.И. Ленин. Деятельность «Союза борьбы» по организации рабочих стачек, распространению листовок, пропаганде революции привела к аресту его руководителей, которые были сосланы в Сибирь.
Следующим шагом в распространении марксизма в России стало создание социал-демократической партии. Начало созданию такой партии было положено в 1898г. в Минске, где состоялся I съезд РСДРП, но окончательно партия оформилась на II съезде в 1903г.
Таким образом, к концу XIXв. радикализм вступил в новую фазу своего развития, суть которой состояла в ставке на рабочее движение при ведущей роли социал-демократической партии. Идеологической основой этого радикализма был марксизм.
Для радикального течения политической мысли было характерно:
· идеализация рабочего класса России;
· абсолютизация насилия (диктатура пролетариата);
· преувеличение руководящей роли социал-демократи-ческой партии;
· нетерпимость к инакомыслию. Так, в конце XIX – начале ХХв. шла борьба социал-демократов с либеральными народниками, экономистами. В.И. Ленин считал иную позицию, кроме собственной, равносильной «полному отречению от марксизма».
Догматизм и революционная нетерпимость русской радикальной социал-демократии в условиях обострения социальной напряженности в стране становились угрожающими для судьбы России.
Основные термины:
Анархизм (от греч. «безвластие») – политическое учение, возникшее в 40-е гг. Х1Х в., считающее государство насилием над людьми и призывающие к замене его свободным объединением людей снизу вверх. Русскими теоретиками анархизма были М.А.Бакунин и П.А.Кропоткин.
Временнообязанные крестьяне – после 1861 г. бывшие помещичьи крестьяне, еще не выкупившие свою землю у помещика и поэтому временнообязанные выполнять определенные повинности или вносить деньги за пользование землей.
Воинская повинность – установленная законом обязанность населения нести военную службу в вооруженных силах своей страны. Введена в 1874 г. в ходе проведения военной реформы.
Гласные – выборные члены органов управления.
Земство – система местного всесословного самоуправления, включавшая в себя выборные органы местного самоуправления – земские собрания, земские управы. Введено в ходе земской реформы 1864 г.
Курия – разряд избирателей (по имущественному, национальному и др. признакам) в феодальных и некоторых буржуазных избирательных системах.
Мировой посредник – должностное лицо из дворян, назначавшееся для утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками.
Мировой судья – после судебной реформы 1864 г. и до 1889 г., а также в 1912 – 1917 гг. – судья, выбираемый или назначаемый для разбора мелких дел и выносящий решение единолично.
Монополия – крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и капитала с целью установления господства в какой-нибудь области хозяйства и получения максимальной прибыли.
Народовольцы – члены организации революционных народников, использовавшей тактику индивидуального террора.
Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьянских земель, отрезанных после реформы 1861 г. в пользу помещиков, если крестьянский надел превышал предельную норму, установленную «Положением».
Присяжные заседатели – 12 выборных, заседающих в суде для определения в уголовных делах вины или невиновности подсудимого и дающих присягу «подать решительный голос … по сущей правде и убеждению … совести».
Пропаганда – распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учения, знаний.
Рескрипт – письмо монарха в форме конкретного предписания.
Террор – применение крайне жестоких методов политического запугивания, устрашения, вплоть до физического уничтожения противника.
Уставные грамоты – документы, устанавливающие количество земли, предоставляемое помещиком сельской общине в постоянное пользование временнообязанных, и размер повинностей, причитающихся ему за это.
«Хождение в народ» - массовое движение молодежи, придерживающейся народнических взглядов, в провинцию. Получило массовый характер весной 1874 г.
Ценз – установленные законом условия, необходимые для приобретения права участвовать в выборах представительных органов государственной власти. Наиболее распространены цензы избирательные: имущественный, оседлости, грамотности.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему реформы Александра II получили название «великих реформ»?
2. Почему самодержавие в середине XIXв. выступает как главная реформаторская сила?
3. В чем суть крестьянской реформы? Могла ли эта реформа быть более радикальной?
4. Что нового внесли в органы местного самоуправления земская и городская реформы?
5. Какая из политических реформ Александра II была наиболее последовательной и почему?
6. В чем заключаются особенности российского типа модернизации?
7. Каковы последствия «великих реформ»?
8. Почему в России так и не была принята конституция?
9. В чем заключались особенности российского либерализма XIXв.?
10. В чем сущность и особенности российского радикализма XIXв.?
Проблемные задания
1. Подумайте, почему аграрный капитализм развивался в США, несмотря на то, что ликвидация рабства в США и отмена крепостного права в России произошли почти в одно и то же время? Более того, в России большинство крепостных крестьян освобождалось с землей, а рабы США были освобождены без земли. В чем здесь причина?
2. Две точки зрения по уровню развития капитализма в России к началу ХХв.
| |||
|
Какую точку зрения разделяете Вы? Почему?
3. С.М. Соловьев, анализируя проблему отмены крепостного права, отмечал: «…Александр 11 был связан с наследнической стариной: будучи наследником, он высказывался решительно против освобождения… ставши императором… он в обращении к дворянству также высказывался против освобождения». И тем не менее по его велению крепостное право вскоре было отменено. Значит, все предшествующие заявления – не более чем маневр?
4. Н.Чернышевский, А.Герцен, П.Кропоткин поверили в Александра 11, который провел ряд прогрессивных реформ, совпадающих с их идейными позициями. Однако через некоторое время все они стали врагами императора и оказались на каторге, в тюрьме, в изгнании. Почему так произошло?
5. В «Положении о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. указывалось, что губернские и уездные земские учреждения образуются «для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда…». Если речь идет «о пользах и нуждах» каждой губернии, то почему даже через 15 лет многие губернии (а следовательно, и уезды) так и не ввели у себя земскую систему самоуправления?
6. Во внешней политике Александра 11 значительное место отводилось приращению земель Российской империи в Закавказье, Средней Азии и т.д. Но в 1867 г. правительство осуществило акт, явно противоречащий такой политике: уступило США за 7 млн. 200 тыс. долларов русскую территорию – Аляску. Почему ?
7. К концу ХIХ в. купечество оставалось единственным сословием, для вступления в которое необходимо было уплатить денежный взнос. С чем это связано? Кроме того, купцы освобождались от паспортной прописки. Почему?
8. В 1878 г. Вера Засулич была привлечена к уголовной ответственности за покушение на жизнь петербургского градоначальника Ф.Трепова. На основе закона и с учетом мнения правящих кругов ее должны были подвергнуть суровому наказанию. Однако суд вынес ей оправдательный приговор и Вера Засулич была освобождена в зале суда. Почему?
9. В марте 1881 г. убили русского царя Александра II. В июле 1881 г. смертельно ранили президента США Д.А.Гарфилда. Русские народовольцы, убившие Александра II, осудили покушение анархиста Ш.Гито на президента США и открыто заявили: «Выражая американскому народу глубокое соболезнование по случаю смерти президента Джеймса Авраама Гарфилда, Исполнительный комитет считает своим долгом заявить от имени русских революционеров свой протест против насильственных действий, подобных покушению Гито». Получается, что своих царей можно убивать, а чужим сострадать?
Дополнительная литература:
1. Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура. – М., 1996.
2. Бессолицын А.А. Экономическая история России. Очерки развития предпринимательства. Учебное пособие для вузов. М.:И.ГУВШЭ, 2005.
3. Боханов А. Император Александр III М., 2001.
4. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: хрестоматия по истории общественной мысли Х1Х и ХХ вв. М.: Логос,1997.
5. Галаганов З.П., Макарчук С.В., Шуранов Н.П. Отечественная история с древнейших времен до конца ХХв. Часть 1. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.
6. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник для вузов. М.: ИТК «Дашков и К», 2003.
7. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях (Соб. О.В.Будницкий). Ростов-на/Д: Феникс,1996.
8. История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XIX в. (Автор – сотавитель Г.Е. Миронов. М., 2001.
9. История России с начала XVII до конца XIX вв. / Под. Ред Сахарова А.Н. – М., 1996.
10. Лященко Л.М. Царь-освободитель: жизнь и деяния Александра II. – М., 1994.
11. Словарь исторический: Личности. Общество. Политика: В 2т. (Под ред. В.В. Битнера). – М.: Остожье, 1999.
12. Революционеры 1870-х: воспоминания участников народнического движения в Петербурге. – Л., 1986.
13. Федоров В.А. История России. 1861-1917гг. – М.: Высшая школа, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ XIX
Документ 1.