Глава 1. Общее разделение государственных дел
§1. Все дела государственные в порядке исполнительном разделяются на 5 гласных частей:
I. Внешние сношения.
II. Устройство внешней безопасности. Ш. Государственная экономия.
IV. Устройство суда гражданского и уголовного.
V. Устройство внутренней безопасности.
§ 2. Число министерств и главных управлений в каждой части определяется пространствомее и существом дел.
§ 3. На сем основано следующее государственных дел разделение:
1. Внешние сношения: Министерство иностранных дел.
2. Устройство внешней безопасности: Министерство военное, Министерство морское.
3. Государственная экономия: Министерство финансов, Государственное
значейство, Ревизия государственных счетов, Министерство внутренних дел,
Министерство народного просвещения, Главное управление путей сообщения.
3. Устройство суда: Министерство юстиции.
5 Устройство внутренней безопасности: Министерство полиции. К числу министерств вышеозначенных присоединяется Главное управляй духовных дел разных исповеданий.
Глава II. Предметы каждого министерства и главного управления
§ 4.Предмет Министерства иностранных дел составляют все внешние сношения с принадлежащими к сему местами и лицами.
§ 5. К Министерству военному принадлежат все военные сухопутные силы, в составлении их, устройстве, продовольствии, снабжении и движении.
§ 6. К Министерству морскому принадлежат все морские военные силы, в составлении их, устройстве, продовольствии, снабжении и движении.
§ 7. Управление государственными доходами и расходами делится на 3 главные части.
В первой, под именем Министерства финансов, ведаются все источники государственных доходов, как-то: государственные имущества, дела горные, соляные, подати, сборы и пошлины всякого рода; дела внешней коммерции и управление таможен, доходы городские и земские, общие денежные повинности.
§ 8. Во второй части, под именем Государственного казначейства, ведается движение сумм, в доход поступивших.
§ 9. В третьей, под именем ревизии государственных счетов, производите» поверка счетов по всем департаментам военным и гражданским.
§ 10. Главный предмет Министерства внутренних дел есть попечение о распространении и поощрении земледелия и промышленности. Посему к Министерству сему принадлежат дела о поощрении земледелия, колонии, внутрений переселения и разные ветви хозяйства, фабрики, внутренняя торговля, почты публичные здания.
§ 11. Министерство народного просвещения ведает все ученые общества академии, университеты, все общие учебные заведения, исключая духовные военные и те училища, кои особенно учреждены для образования юношей отдельной какой-либо части управления, как-то: Горный корпус и другие сему подобные установления, кои, находясь в особенном ведомстве, сохраняют однако же в делах общих нужную связь и сношение с министром просвещения.
§ 12. Главное управление путей сообщения ведает все предметы, относящиеся как к сухопутным, так и водяным внутренним сообщениям, на то основании особенных его учреждений.
§13. Все, что принадлежит к устройству судебного порядка, составляет предмет Министерства юстиции. <...>
Глава Ш. Управление и состав министерств
§16. Управление каждого министерства вверяется лицу, по непосредственномуего императорского величества избранию определяемому со званием министерства, главного директора или главноуправляющего. <...>
§19. Главные части, министерство составляющие, суть:
1. Департаменты. 2. Совет министра. 3. Общее присутствие отделений. 4. Канцелярия министра. 5. Особенные установления, при некоторых министерствах состоящие. <...>
Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 томах. М., 1988.
Т. б. "Законодательство первой половины XIX в." С. 93-96.
Документ 3.
ИЗ МАНИФЕСТА ОБ ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
Января 1810 г.
К утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном управлении признали мы нужным установлению Государственного совета дать образование, свойственное пространству и величию нашей империи. <...>
.... Совет издавна занимал важное место. В начале своем он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным, мы тоща же предназначили дать ему в свое время образование, свойственное публичным установлениям.
Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:
I. В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в тем все части управления в главных их отношениях к законодательству сообщаются и через него восходят к верховной императорской власти.
II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.
III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может петь своего совершения без утверждения державной власти.
IV. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых. V. Члены Совета могут иметь звания в порядке судном и исполнительном.
VI. Министры суть члены Совета по их званию.
VII. В Совете председательствуем мы сами.
VIII. В отсутствие наше место председателя занимает один из членов по нашему назначению. Назначение члена председательствующего возобновляется ежегодно.
Совет разделяется на департаменты.
XI. Каждый департамент имеет определенное число членов, из ко их один председательствует.
ХII. Министры не могут быть председателями департаментов.
Государственныи совет, таким образом составленный, в первых своих собраниях обратит внимание на следующие главные предметы:
Первое. Гражданское уложение, по мере совершения его с принадлежащими к нему судебными обрядами и устройством судебных мест, будет поступать на его уважение. За сим последует уложение уголовное. От успешного окончания сего труда зависит общее устройство судебной части. Вверив оную … Правительствующему сенату, мы не умедлим дать сему высшему в империй нашей судебному сословию образование, важному назначению его свойственное…
Второе. <...> Мы предложим Совету ... главные основания общего министерства наказа, в коем с точностью определятся отношения министровк другим государственным установлениям и будут означены пределыдействия и степень их ответственности.
Третье. Настоящее положение государственных доходов и расходов трек также неукоснительного рассмотрения и определения. На сей конец доставим мы Совету план финансов... Главные основания сего плана состоят в том, чтоб всевозможным сокращением издержек привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии и самыми действенными мерами положить твердое основан постепенной уплаты государственных долгов, коих ненарушимость, удостой ренную всеми государственными богатствами, мы всегда признавали и буде признавать одним из важнейших и неприкосновенных обязательств нашей империи. <...>
Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 6. С. 62-64
ПОРЯДОК ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ
Степень первая
В каждом волостном городе или в главном волостном селении каждый три года из всех владельцев недвижимой собственности составляется собрание названием волостной думы. Казенные селения от каждого пятисотного участка посылают в думу одного старшину. <...>
Степень вторая
Из депутатов волостных дум каждые три года в окружном городе составляется собрание, под именем думы окружной. <...>
Степень третья
Из депутатов окружных дум составляется в губернском городе каждые три года собрание, под именем губернской думы. <...>
3) Выбор членов в государственную думу из обоих состояний, политические права имеющих. Число их в каждой губернии назначается законом.
Степень четвертая
Из депутатов, представленных от губернской думы, составляется законодательное сословие, под именем государственной думы.
Государственная дума государственных сил есть место равное сенату и министерству.
Государственная дума собирается по коренному закону и без всякого созыва ежегодно в сентябре месяце.
Срок действия ее определяется количеством дел, ей предлагаемых.
Действие государственной думы пресекается двояким образом: 1) отсрочкою его до будущего года; 2) совершенным всех членов ее увольнением.
Отсрочка производится актом державной власти в государственном совете.
Увольнение производится таковым же актом, но с означением в нем же новых членов, назначенных последними выборами губернских дум.
Кроме общего увольнения, члены государственной думы не могут оставить свое место, разве смертию или определением верховного суда.
В сих двух последних случаях места членов занимаются непосредственно одним из кандидатов в списке, последнего выбора означенных.
Председатель государственной думы есть канцлер по самому своему званий
Особенный чиновник определяется ему в помощь под именем секретаря государственной думы.
В первых собраниях государственная дума образует следующие законодательные комиссии:
1) Комиссию законов государственных.
2) Комиссию законов гражданских.
3) Комиссию уставов и учреждений.
4) Комиссию министерских отчетов или взыскания ответственности.
5) Комиссию представлений о государственных нуждах.
6) Комиссию финансов. Каждая из сих комиссий имеет своего председателя и секретаря по вы думы.
Дела государственной думе предлагаются от имени державной власти одним из министров или государственного совета.
Хрестоматия по истории СССР. Т. II. М., 1949. С. 427-434.
Документ 4.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Ф.Ф. ВИГЕЛЯ1 ОБ ОТСТАВКЕ М.М. СПЕРАНСКОГО
Перваяважная весть, которую получили мы в конце марта, была о неожиданных отставке и ссылке Сперанского; но эта весть громко разнеслась по всей России. Не знаю, смерть лютого тирана могла ли бы произвести такую всеобщую радость. А это был человек, который никого не оскорбил обидным словом который никогда не искал погибели ни единого из многочисленных личных врагов своих, который, мало показываясь, в продолжении многих лет трудился в тишине кабинета своего. Но на кабинет сей смотрели все, как на Пандорин ящик, наполненный бедствиями, готовыми излететь и покрыть собою все наше отечество.
Хрестоматия по истории СССР. Т. II. М., 1949. С. 440.
Документ 5.