Превращение племен в сословия

Но в Х в. от смешанного высшего класса, называвшегося русью, военного и промышленного, в значительном количестве пришлого, еще резко отличалось туземное низшее население, славянское простонародье, платившее дань Руси. Скоро и это простонародье обозначится в наших памятниках не как туземная масса, платящая дань пришлым иноплеменникам, а в виде низших классов русского общества, отличающихся правами и обязанностями от верхних слоев того же единоплеменного им русского общества. Так и в нашей истории вы наблюдаете процесс превращения в сословия племен, сведенных судьбой для совместной жизни в одном государственном союзе, с преобладанием одного племени над другими. Можно теперь же отметить особенность, отличавшую наш процесс от параллельных ему, известных вам из истории Западной Европы: у нас пришлое господствующее племя, прежде чем превратить­ся в сословие, сильно разбавлялось туземной примесью. Это лишало общественный склад рельефных сословных очертаний, зато смягчайте социальный антагонизм.

В таких чертах представляется нам состояние Русской земли около половины XI в. С этого времени до исхода ХII в., т.е. до конца первого периода нашей истории, политический и гражданский порядок, основания которого были положены старыми волостными городами и потом первыми киевскими князьями, получает дальнейшее развитие. Переходим к изучению явлений, в которых обнаружилось это развитие, и, прежде всего, изучим факты политические, т.е. порядок княжеского владения, установившийся на Руси по смерти Ярослава.

Документ 9.

Покровительство церкви[10]

После принятия на Руси христианства вошло в обычай производить торговые операции под покровительством церкви, и духовенство хранило в церквях меры и весы. В церквях устанавливались также особые лари, в которых хранились торговые договоры, записки и книги для закрепления торговых сделок. Купцы считали своим долгом строить церкви в тех городах, где часто бывали, и самое устройство церквей было приспособлено к требованиям торговли: в церковных подвалах товары сохранялись, а в притворах взвешивались.

Документ 10.

Татарское нашествие[11]

Татаро-монгольское иго, продолжавшееся более двух веков, сильно подорвало экономику северо-восточной Руси. Русские земли систематически опустошались, с народа взималась большая дань. Внутренний упадок торговли выразился в практическом отсутствии металлических денег в конце XII-XIII вв. Торговля осталась только в деревне – меновая. Многие отрасли городской ремесленной промышленности вовсе прекратили существование и возобновилась только спустя полтора – два столетия. Лучших ремесленников уводили в орду, продавали в рабство. Главные сферы предпринимательской деятельности - торговля и ремесло – были более всего подорваны монгольским игом, предприимчивые люди истреблены. Остались самые покорные, неактивные, князья и холопы. Города, центры ремесла и торговли, были по несколько раз уничтожены. Татаро-монголы не только подорвали экономику страны, но и усилили холопско-подданические черты в развитии русских княжеств, что отрицательно сказалось на развитии предпринимательства.

Документ 11.

Последствия ига[12]

Татарское иго имело некоторое значение для развития русской торговли. Прежде всего, его непосредственным результатом было установление постоянной чеканки монеты. При дальности расстояния от Сарая до северо-русских княжеств было неудобно получать дань натурой. Татары требовали поэтому при сборе дани золота и серебра. Это и побудило русских князей в XIV в. начать чеканить монету. Восточное происхождение первых русских монет сказывается, как в заимствованных у татар терминах (деньга, алтын), так и в том, что некоторые русские монеты XIV в. имеют арабские и татарские надписи.

Документ 12.

Торговля с Западной Европой[13]

Исторически по устройству Новгород был ближе к Скандинавии. Из Норвегии и Швеции в Новгород приезжали гости со слугами, с купцами-торговцами, сами привозили товары и скупали их в Новгороде, вывозили в основном меха. Новгород постепенно вовлекался в общеевропейскую торговлю – с немцами, датчанами, голландцами. Кроме купцов во внешней торговле участвовали бояре и церковь. Далекие торговые экспедиции, требовавшие вооруженной охраны, оплачивались боярско-купеческими кругами.

«Иностранцы были лучше организованы. Немцы, например, были хозяевами новгородского рынка. Новгородцы и немцы старались обмануть друг друга. Новгородцы жаловались, что немцы привозят сукна слишком узкие, что винные бочки меньше положенного, а вино низкого качества. Немцы жаловались, что русские недостаточно туго набивают кадушки воском, в воск подкладывают кирпичи, подсовывают испорченную шкуру. Иногда купцы ссорились, брались за оружие, прерывая торговлю». Но торговля была взаимовыгодна, и обиды забывались, обмен продолжался».

Документ 13.

Торговля с Востоком[14]

В XIV-XV вв. развивалась также торговля с Востоком. Главным торговым путем для суздальских и московских купцов являлась Волга, несмотря на опасности, сопряженные с плаванием по ней. Татарская столица Сарай представляла собой большой населенный город, куда стекались много иноземных купцов. Для иностранных гостей существовал особый квартал, и особенно много было между ними русских. Постоянного русского населения было в Сарае так много, что уже во второй половине XIII в. русскому митрополиту пришлось устроить особую Сарскую епархию и назначить туда епископа. Главным образом, русские купцы встречались здесь с купцами персидскими, армянскими и других стран Востока. Но в Сарае можно было получить также и товары Запада, благодаря венецианцам и генуэзцам, прочно обосновавшимся во владениях хана Золотой Орды.

«Торговали русские купцы по реке Дону с генуэзскими колониями, расположенными на побережье Азовского и Черного морей. Плавание по Дону продолжалось 27 дней, но судоходна была река только весной и дождливым летом. Предметами торговли служили со стороны русских купцов меха, лес, кожи, медь, воск, со стороны генуэзцев шерстяные и шелковые материи, металлические и стеклянные изделия, ковры, драгоценные камни. Эти сношения продолжались до XV в. В 1453 г. Константинополь был взят турками. Путь в Черное море итальянцам был закрыт».

Документ 14.

Описание Новгородского торга[15]

«Если мы представим себе богатого гостя Садко, который скупает все товары Великого Новгорода, то мы должны будем признать, что возможности у него были большие. Он мог на торгу попить меду, поесть пирогов, одеться в китайский шелк или во французское сукно, он мог при желании купить сотни рабов, мог тут же на торгу одеть их, вооружить и посадить на коней или в ладьи. Больше того, тут же в Новгороде он мог купить участок земли, купить строительный лес, нанять за деньги «древоделей» и построить хоромы с крепким тыном, внутреннее убранство которых также в значительной степени могло быть куплено на торгу».

Семинар 3

Наши рекомендации