Форма промежуточной аттестации - экзамен
Разработчик – к.ю.н., доцентАкчурин Т.Ф.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Дипломатическая академия
Министерства иностранных дел Российской Федерации»
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор –
проректор по учебной работе
Т.А. Закаурцева
«_____» ____________20___ г.
Рабочая программа дисциплины
«Теория государства и права»
Наименование магистерской программы
Международное частное право
Направление подготовки
030900 Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника Магистр
Форма обучения – очная
Автор Акчурин Т.Ф., к.ю.н., доцент
Утверждено на заседании кафедры государства и права « __ » _______ 2017 г., протокол № __. Зав. кафедрой, д.ю.н. Данельян А.А. ________ | Утверждено на заседании УМС «__» ______ 2017 г., протокол № . Председатель УМС, профессор, д.ф.н. Кукарцева М.А. __________________ |
Москва
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Теория государства и права» является развитие у обучающихся личностных качеств и формирование общекультурных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ПрООП ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция:
Образовательные цели освоения дисциплины:
Обеспечение подготовки нового поколения высокообразованных юристов-международников, отвечающих требованиям государственных органов, развивающегося рынка труда и соответствующих международному уровню профессионального образования.
Профессиональные цели освоения дисциплины:
Подготовка магистра к решению задач нормотворческой, правоприменительной, организационно-управленческой, правоохранительной экспертно-консультационной деятельности, способность эффективно осуществлять правовое воспитание.
Задачи дисциплины:
а) содействовать приобретению обучающимися знаний в области юриспруденции (теории государства и права);
б) создать условия для овладения обучающимися методами социальных, гуманитарных и экономических наук, разработки и принятия управленческих решений, общенаучными, специальными и частнонаучными методами;
в) способствовать усвоению обучающимися основ отраслевых, специальных и прикладных юридических наук.
г) дать представление о месте юридической науки в системе знаний, ее структуре, функциях; о значении теории государства и права в системе юридических наук, методах изучения этой науки;
д) выработать умение освоения общих вопросов происхождения сущности, механизма функционирования государства и права; анализировать структурные компоненты, устанавливать их место и роль в правовой системе общества;
е) научить методам овладения юридической практикой сквозь призму изучения правовых форм деятельности управомоченных органов и должностных лиц – правотворческой, правоприменительной, контрольно-надзорной и др.; а также укрепления законности и правопорядка в РФ;
ж) сформировать научное юридическое мировоззрение, правовую культуру, выработать ценностные ориентации в жизни и практической деятельности, основанные на приоритете прав и свобод личности, а также способности принимать компетентное решение в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины «Теория государства и права» в структуре магистерской программы
Дисциплина Б1.В.ОД.2 «Теория государства и права»относится к вариативной части общенаучного цикла магистерской программы «Международное публичное право» и к блоку дисциплин, обеспечивающих федеральный компонент подготовки.
.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
· История отечественного права и государства
· История государства и права зарубежных стран
· Конституционное право России
· Муниципальное право
· Административное право
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Теория государства и права»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
Индекс компетенции | Содержание компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ОК-1 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания | З-1 | знает социальную значимость профессии юриста |
З-2 | обладает достаточным уровнем профессионального правосознания | ||
ОК-2 | способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | З-1 | ознакомлен с профессиональными обязанностями юриста |
З-2 | имеет представление об основах правовой этики | ||
ОК-3 | способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | З-1 | обладает знаниями в области культуры мышления, восприятия информации |
З-2 | имеет представление об алгоритмах целеполагания и выбора путей их достижения | ||
ОК-5 | компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом | З-1 | знает основы организации и управления коллективом |
З-2 | осведомлен относительно возможностей использования на практике приобретенных умений и навыков | ||
ПК-1 | способность разрабатывать нормативные правовые акты | З-1 | знает понятие и признаки нормативного правового акта |
З-2 | обладает знаниями в области нормотворческого процесса | ||
ПК-2 | способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | З-1 | формулирует понятие, признаки и виды нормативных правовых актов |
З-2 | имеет представление о критериях разграничения и применения норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности | ||
ПК-5 | способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению | З-1 | обладает необходимыми знаниями для предупреждения правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению |
З-2 | знает способы борьбы с правонарушениями | ||
ПК-6 | способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения | З-1 | Обладает необходимыми знаниями для предупреждения, выявления и пресечения коррупционного поведения |
З-2 | Знает способы борьбы с коррупционным поведением | ||
ПК-7 | способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты | З-1 | знаком с видами правовых актов |
З-2 | осведомлен о способах видах, приемах и средствах толкования различных правовых актов | ||
ПК-8 | способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности | З-1 | на должном уровне знает действующее законодательство |
З-2 | На должном уровне знает правила юридической техники по подготовке и написанию НПА и требования по написанию заключений и проведению консультаций в юридической сфере | ||
ПК-9 | способность принимать оптимальные управленческие решения | З-1 | на должном уровне знает действующее законодательство и правила приема управленческих решений |
З-2 | осознает важность и значимость принятия оптимальных управленческих решений | ||
ПК-10 | способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности | З-1 | На должном уровне осознание современных новаций в юридической сфере |
ПК-11 | способность квалифицированно проводить научные исследования в области права | З-1 | Знание на должном уровне современных методов научных исследований |
ПК-15 | способность эффективно осуществлять правовое воспитание | З-1 | Знание на должном уровне возможностей и способов правового воспитания |
Уметь:
Индекс компетенции | Содержание компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ОК-1 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания | У-1 | умеет ориентироваться в юридических специальностях |
У-2 | обладает умениями формировать свои представления о государственно-правовой действительности | ||
ОК-2 | способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | У-1 | умеет добросовестно выполнять профессиональные обязанности |
У-2 | умеет квалифицировать свои действия с точки зрения профессиональной этики | ||
ОК-3 | способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | У-1 | может анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию, верно строить мыслительный процесс |
У-2 | применяет алгоритмы постановки целей и способов их достижения | ||
ОК-5 | компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом | У-1 | применяет требования к организации исследовательских работ и управления коллективом на практике |
У-2 | действует логично, обосновывает, аргументирует свою позицию | ||
ПК-1 | способность разрабатывать нормативные правовые акты | У-1 | может участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности |
У-2 | пользуется приемами и способами нормотворческой деятельности | ||
ПК-5 | способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению | У-1 | умеет выявлять, устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений |
У-2 | может содействовать пресечению правонарушений | ||
ПК-2 | способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | У-1 | обладает умениями применять нормативные правовые акты. |
У-2 | может реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | ||
ПК-3 | готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | У-1 | может уважать честь и достоинство личности |
У-2 | может соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина | ||
ПК-6 | способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения | У-1 | умеет выявлять, давать оценку коррупционного поведения |
У-2 | может содействовать пресечению коррупционного поведения | ||
ПК-7 | способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты | У-1 | может уяснять значение различных правовых актов |
У-2 | может разъяснять волю нормоустановителя, содержащуюся в соответствующем правовом акте | ||
ПК-8 | способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности | У-1 | может давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности |
ПК-9 | способность принимать оптимальные управленческие решения | У-1 | может эффективно принимать оптимальные управленческие решения |
ПК-10 | способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности | У-1 | умеет воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности |
ПК-11 | способность квалифицированно проводить научные исследования в области права | У-1 | умеет квалифицированно проводить научные исследования в области права |
ПК-15 | способность эффективно осуществлять правовое воспитание | У-1 | может эффективно осуществлять правовое воспитание |
У-2 | умеет формировать первичный уровень правовой культуры |
Владеть (иметь навыки):
Индекс компетенции | Содержание компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ОК-1 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания | В-1 | способен ориентироваться в юридических специальностях |
В-2 | способен формировать свои представления о государственно-правовой действительности | ||
ОК-2 | способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | В-1 | способен добросовестно выполнять профессиональные обязанности |
В-2 | способен квалифицировать свои действия с точки зрения профессиональной этики | ||
ОК-3 | способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | В-1 | способен к восприятию и воспроизведению информации |
В-2 | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу информации | ||
ОК-5 | компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом | В-1 | обладает способностью самостоятельно представить информационное тематическое сообщение |
В-2 | способен выступать публично, аргументировано отстаивать свою позицию, обладает навыками ведения научного спора. | ||
ПК-1 | способность разрабатывать нормативные правовые акты | В-1 | способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности |
В-2 | готов использовать правотворческую инициативу, разрабатывать нормативно-правовые акты. | ||
ПК-2 | способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | В-1 | применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности |
В-2 | реализовывает нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | ||
ПК-3 | готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | В-1 | способен уважать честь и достоинство личности |
В-2 | соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина | ||
ПК-5 | способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению | В-1 | способен выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений |
В-2 | способен содействовать пресечению правонарушений | ||
ПК-6 | способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения | В-1 | способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения |
В-2 | способен содействовать пресечению коррупционного поведения | ||
ПК-7 | способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты | В-1 | толкует различные правовые акты |
В-2 | разъясняет и уясняет смысл и содержание различных правовых актов | ||
ПК-8 | способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности | В-1 | Имеет навыки в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, Владеет навыками давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности |
ПК-9 | способность принимать оптимальные управленческие решения | В-1 | Имеет навыки по принятию управленческих решений |
ПК-10 | способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности | В-1 | Владеет способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности |
ПК-11 | способность квалифицированно проводить научные исследования в области права | В-1 | Способен грамотно проводить научные исследования в области права |
ПК-15 | способность эффективно осуществлять правовое воспитание | В-1 | способен эффективно осуществлять правовое воспитание |
В-2 | способен заниматься самовоспитанием |
4. Структура и содержание дисциплины «Теория государства и права»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы (в академических часах) | Формы текущего контроля успеваемости | Формируемые компетенции (ОК, ПК) | |||||||||||
Л | С | СРC | Всего часов (без экз.) | ||||||||||||||
| Предмет и метод теории государства и права | Реферат (презентация) по вопросу темы | ОК -1,3,5 ПК – 2,6,7,8,10,11,15 | ||||||||||||||
| Происхождение и сущность государства и его типология. | Реферат (презентация) по вопросу темы | ОК -1,3,5 ПК – 2,6,7,8,10,11,15 | ||||||||||||||
| Форма государства и его типология | Работа на семинар/конспект | ОК -1,3,5 ПК – 1,2,3.2,6,7,8,10,11,15 | ||||||||||||||
| Аппарат государства и его функции | Работа на семинар/конспект | ОК -1,3,5 ПК – 1,2,3.2,6,7,8,10,11,15 | ||||||||||||||
| Правовое государство и гражданское общество | Работа на семинар/конспект | ОК -1,3,5 ПК – 1,2,3.2,6,7,8,10,11,15 | ||||||||||||||
| Право в системе социальных регуляторов. Понятие, признаки и сущность права | Реферат (презентация) по одному из видов социальных регуляторов | ОК -1,3,5 ПК – 2,6,7,8,10,11,15 | ||||||||||||||
| Форма права. Правосознание и правовая культура | Работа на семинаре/конспект | ОК -1,3,5 ПК – 2,6,7,8,10,11,15 | ||||||||||||||
| Норма права. Система права. | Сообщение о субъектах права. | ОК -1,3,5 ПК – 2,6,7,8,10,11,15 | ||||||||||||||
| Функции права. Правоотношение | Работа на семинаре/конспект | ОК -1,3,5 ПК – 1,2,6,7,8,10,11,15 | ||||||||||||||
| Правотворчество. Толкование права. | Работа на семинаре/конспект | |||||||||||||||
| Реализация права. Правомерное поведение. Законность и правопорядок | Работа на семинаре/конспект | ОК -1,3,5 ПК – 1, 2,6,7,8,10,11,15 | ||||||||||||||
| Правонарушение. Юридическая ответственность | Работа на семинаре/конспект | ОК -1,3,5 ПК – 1,2,3,6,7,8,10,11,15 | ||||||||||||||
Вид промежуточной аттестации | Экзамен и реферат (презентация) | ОК – 1,2,3,5. ПК-1,2,3,7,8,9,10,11,15 | |||||||||||||||
Итого | |||||||||||||||||
Таблица 2
Объем дисциплины Теория государства и права и виды учебной работы
Вид учебной работы | Трудоемкость дисциплины | Семестры (кол-во недель в семестре) | ||||||
Всего часов | Из них в интер-активной форме | 1 семестр (17) | 2 семестр(16) | 3 семестр(17_ | 4 семестр(16) | |||
Аудиторные занятия (всего) | Х | |||||||
в том числе: | Лекции (Л) | Х | ||||||
Семинары (С) | Х | |||||||
Лабораторные работы (ЛБ) | ||||||||
Практические занятия (ПЗ) | ||||||||
Самостоятельная работа обучающегося (СРС) (всего), в том числе: | Сроки выполнения | |||||||
СРС в семестре: | Курсовая работа (КР) | |||||||
Реферат (презентации) | 1-2 недели | Х | ||||||
Эссе | ||||||||
Аналитические записки (АЗ) | ||||||||
Расчетно-графические работы (РГР) | ||||||||
Другие виды само-стоятельной работы | В течение всего курса | Х | ||||||
СРС в сессию: | экзамен/защита курсовой работы | Х | ||||||
Форма промежуточной аттестации экзамен | ||||||||
Общая трудоемкость (в часах) | ||||||||
Общая трудоемкость (в зачетных единицах) |
Содержание дисциплины «Теория государства и права»