Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Формами промежуточного контроля по «Зарубежная литература 19 в. (часть 1, 2)» являются зачет и экзамен, проводимые соответственно в 4 и 5 семестрах.

Примерные контрольные вопросы для экзамена в 4 семестре

1. Периодизация литературного процесса XIX века.

2. Основные черты романтизма как метода и литературного направления.

3. Теория романтической драмы в Германии. Драматургия Г. фон Клейста: «Амфитрион», «Разбитый кувшин».

4. Просветительские традиции в повести А. фон Шамиссо «Необычайные приключения Петера Шлемиля».

5. Просветительские традиции и демократические тенденции в немецкой литературе: Ф. Гельдерлин, Жан-Поль Рихтер.

6. Философско-эстетическое своеобразие иенского этапа немецкого романтизма.

7. Романтический идеал в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген».

8. Национальная тематика в творчестве гейдельбергских романтиков.

9. Восприятие и оценка творчества Э.Т.А. Гофмана в русской литературе XIX века.

10. Жанровое и композиционное своеобразие романа Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

11. Специфика хронотопа в романе Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

12. Роман Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» как пародия на романтическое мировосприятие.

13. Объекты политической и эстетической сатиры в романе Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

14. «Золотой горшок» Гофмана. Принцип двоемирия. Особенности композиции.

15. Сказка Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес» как социальная сатира.

16. Художественные традиции Э.Т.А. Гофмана в творчестве Н.В. Гоголя.

17. Тематические циклы романов В. Скотт.

18. Художественное новаторство В. Скотта как создателя жанра исторического романа. В.Г. Белинский и А.С. Пушкин о В. Скотте.

19. Роман В. Скотта «Айвенго» как образец исторического романа.

20. Своеобразие английского романтизма; основные этапы развития.

21. Основные представители и художественное новаторство «озерной школы».

22. Жанровое своеобразие поэмы Д. Г. Байрона «Паломничество Чайльд - Гарольда».

23. История создания и композиция поэмы Д. Г. Байрона «Паломничество Чайльд - Гарольда».

24. Политическая лирика и политическая деятельность Д.Г. Байрона.

25. Своеобразие героя и художественного конфликта в «восточных поэмах» Д.Г. Байрона.

26. Восприятие творчества и личности Д.Г. Байрона в русской литературе и переводческой традиции XIX века.

27. Романтическая символика «Сказания о старом мореходе» С.Т. Колриджа.

28. Творчество П.Б. Шелли и его роль в развитии английского романтизма.

29. Эстетические принципы раннего французского романтизма: роман Б. Констана «Адольф»; композиция, особенности поэтики; Адольф как тип лишнего человека.

30. Авторская позиция Ф.Р. де Шатобриана в повести «Атала».

31. Концепция литературы в трактатах Ж. де Сталь.

32. Тип героя и конфликта в романе А. де Мюссе «Исповедь сына века».

33. Общая характеристика французского романтизма, его периодизация и специфика.

34. Творчество В.Гюго. Предисловие к «Кромвелю» как манифест французского романтизма.

35. Роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» – идейно-художественное своеобразие исторического романа во Франции.

36. Демократический пафос романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

37. Художественное своеобразие раннего творчества П.-Ж. Беранже.

38. Философско-художественное своеобразие раннего американского романтизма.

39. Творчество В. Ирвинга. Его роль в создании национальной американской литературы.

40. Отношение к буржуазной современности в новеллах В. Ирвинга: «Рип Ван Винкль», «Дьявол и Том Уокер», «Легенда о Сонной Лощине».

41. Становление американского социального романа; романы Д.Ф. Купер «Шпион», «Моникины».

42. Отношение к буржуазному прогрессу в пенталогии о «Кожаном Чулке».

43. Философские и эстетические корни американского трансцендентализма; Р.У. Эмерсон.

44. Социально-этическое значение эксперимента Г.Д. Торо.

45. Новаторство эстетических принципов Э.А. По и их оценка Ш. Бодлером.

46. Поэма «Ворон» Э.А. По и ее значение для европейской и американской поэзии.

47. Новеллы «логического мышления» Э.А. По и его вклад в развитие детективного жанра.

48. Основные мотивы лирики Г. Лонгфелло.

49. Фольклорная основа, эпические черты и европейские источники поэмы «Песнь о Гайавате».

50. Восприятие творчества Г. Лонгфелло в России.

51. Творческий путь Г.Гейне.

52. Влияние народной поэзии в «Книге песен» Г.Гейне.

53. Восприятие раннего творчества Г.Гейне в России.

Примерные контрольные вопросы для экзамена в 5 семестре

1. Периодизация литературного процесса XIX-го века.

2. Критический реализм как художественный метод и направление.

3. Роль романтизма в формировании критического реализма.

4. Творческий путь и политические взгляды Бальзака.

5. История создания и композиция "Человеческой комедии".

6. Эстетические взгляды Бальзака. "Неведомый шедевр".

7. Бальзак и Великая французская буржуазная революция 1789-1974 гг. Историзм "Человеческой комедии".

8. Бальзак и буржуазная эпоха. Новелла "Гобсек".

9. Идейно-художественные особенности романа "Шагреневая кожа". Роль философских этюдов.

10. Разоблачение буржуазного стяжательства в романах "Отец Горио", "Евгения Гранде".

11. История молодого человека в произведениях Бальзака.

12. Проблема положительного героя в "Человеческой комедии".

13. Литература и журналистика в буржуазную эпоху. Роман "Утраченные иллюзии".

14. Проблема типического в "Человеческой комедии".

15. Творческий путь Ф. Стендаля: «Расин и Шекспир».

16. Стендаль и романтизм. Типическое в понимании Стендаля.

17. Тема "Отверженных" в романе "Красное и черное".

18. Проблема типического, особенности стиля в романе "Красное и черное". Стендаль о задачах романиста.

19. Демократический пафос романа "Красное и черное" и новеллы "Ванина Ванини".

20. Понимание "успеха" в произведениях Стендаля. Эволюция героя.

21. Особенности творческого метода П. Мериме. "Театр Клары Газуль".

22. Идейно-художественные особенности "экзотических" новелл П. Мериме. Полемика с романтизмом.

23. Жанровые особенности новеллы "Кармен".

24. Новеллы П. Мериме о современной ему Франции.

25. А.В. Луначарский о специфике творчества П. Мериме.

26. П. Мериме и русская литература.

27. Творчество В. Гюго после 1830 года.

28. Этическая критика буржуазного строя в романе "Отверженные".

29. Борьба В. Гюго против Второй империи. В. Гюго - "рыцарь мира".

30. Гюго и парижская коммуна. Роман "Девяносто третий".

31. Творческий путь и периодизация творчества Ж. Санд.

32. Развенчание романтического героя в романе "Орас".

33. Творчество П.-Ж. Беранже в 30-е годы XIX века.

34. Чартистская литература. Т. Гуд.

35. Творческий путь и периодизация творчества Ч. Диккенса.

36. Первый период творчества. "Посмертные записки Пиквикского клуба" - роман-утопия.

37. Реализм, актуальность романа "Приключения Оливера Твиста". Проблема положительного героя.

38. Идейно-художественное своеобразие романа "Домби и сын".

39. Особенности композиции и конфликта в романе "Домби и сын".

40. Сатира в романе "Домби и сын". Прием лейтмотива.

41. Ч. Диккенс и чартизм. Роман "Тяжелые времена".

42. Характеристика творчества Диккенса 60-х годов. Оценка творчества Диккенса в России.

43. Ранний период творчества У.М. Теккерея. "Книга снобов".

44. Объекты сатиры в романе "Ярмарка тщеславия".

45. Особенности композиции романа "Ярмарка тщеславия".

46. Проблема героя в романе "Ярмарка тщеславия".

47. Социальный детерминизм и проблема скепсиса в романе "Ярмарка тщеславия".

48. Трансцендентализм в американской литературе.

49. Основные мотивы лирики Г. Лонгфелло.

50. Фольклорная основа поэмы "Песнь о Гайавате".

51. Э.А. По - основоположник детективного жанра.

52. Своеобразие творческого метода Э.А. По.

53. Своеобразие американской эссеистики и публицистики.

54. Аболиционистская литература. Г. Бичер-Стоу.

55. Особенности творческого метода романа "Хижина дяди Тома".

56. Общая характеристика немецкой литературы 30-х годов XIX века.

57. Г. Гейне после 1830 года. Публицистика этого периода.

58. Политическая лирика Г. Гейне в 40-е годы.

59. Немецкая революционно-демократическая поэзия (Г. Веерт, Ф. Фрейлиграт).

60. Идейно-художественные особенности поэмы "Германия. Зимняя сказка".

61. Объекты сатиры в поэме "Германия". Социалистически идеи в поэме "Германия".

62. Противоречивость общественных взглядов Г. Гейне после 1848 года.

63. Творчество Г. Гейне в России.

64. Исторические условия распространения принципа "искусство для искусства" во Франции.

65. Эстетические позиции Т. Готье и его значение для французской поэзии.

66. Этические и эстетические взгляды Ш. Бодлера.

67. Композиционное единство сборника Ш. Бодлера "Цветы зла".

68. Эстетические взгляды Г. Флобера.

69. Место романа "Мадам Бовари" в литературном процессе 50-х годов. Авторская позиция в романе.

70. Художественное творчество и значение философии С. Кьеркегора.

Наши рекомендации