Тема 27. Основные тенденции в развитии современного права
Развитие мировых систем права. Тенденции в развитии имущественных и договорных отношений. Эволюция семейного права. Социальное и трудовое законодательство. Эволюция уголовного и процессуального права. Развитие международного таможенного сотрудничества
Развитие мировых систем права. Состояние современного права отражает исторически сложившиеся тенденции в рамках англосаксонского и романо-германского права. Для первого характерна опора на прецедент и слабое развитие статутного права (письменного законодательства) до начала XX в., а для второго — унаследованная от римского права роль закона. Однако проблемы систематизации существуют в правовых системах, относящихся к различным типам, и касаются, в том числе, сущностных вопросов права.
В зависимости от методов и видов систематизации различают «кодифицированные» и «некодифицированные» правовые системы. Английская правовая система — традиционный представитель «некодифицированных» правовых систем. Длительное время вопрос о систематизации английских законов не ставился. Это было обусловлено малозначительной ролью законов (статутов) в системе, где доминировал прецедент. Но в период государственно-монополистического капитализма укрепилось положение закона в английском праве. На современном этапе необходимость систематизации связана с увеличением количества законов.
За многовековую деятельность английского парламента им принято значительное число статутов. В английском праве можно встретить акты парламента, принятые в XIV—XV вв. и до сих пор используемые в судебной практике. С каждым годом число статутов продолжает расти.
Тесное переплетение всех форм права, максимальная детализация содержащихся в них правовых норм, принципы применения обусловили сложность развития систематизации в английском праве путем кодификации. Применительно к английскому праву до сих пор говорится лишь о систематизации путем консолидации — процесса соединения законодательных положений по одному вопросу в единый акт.
Процесс консолидации начался в Великобритании еще в XV в. Первым консолидирующим актом английские юристы считают Закон о рабочих 1562 г. Но дальнейшее развитие процесса было незначительно. Более существенные шаги были предприняты в XIX в. В 1825 г. 425 законов были заменены консолидирующими статутами. В 1859 г. в докладе национальной правовой комиссии говорилось о целесообразности консолидировать все действующие законы в ближайшие два года. Однако бурная деятельность правовых комиссий не встречала реальной поддержки парламента: с 1870 по 1892 гг. из 59 подготовленных ими законопроектов было принято только 36.
Несмотря на глубокие исторические корни, консолидация продолжает вызывать в английском праве множество проблем. Дискуссионным являлся вопрос о пределах консолидации, то есть о допустимости включения новых законодательных положений в консолидирующий акт. Упрощенная процедура прохождения в парламенте для простых консолидирующих актов не могла распространяться на консолидирующие акты, включавшие новые положения, т.к. тогда нарушался принцип парламентского верховенства, согласно которому «ничто, вызывающее изменение в действующем праве, не может быть издано без тщательной проверки в парламенте». Но простое суммирование старых законов не обеспечивает соответствия законодательства современному уровню развития общества. Английские законодатели вынуждены были в определенных случаях вносить коррективы в устаревшие законы.
В английском праве сложилось три типа консолидированных актов:
1) чисто консолидирующие акты, непосредственно объединяющие законодательные положения;
2) консолидирующие акты, принимаемые в соответствии с Законом о процессе консолидации 1949 г.;
3) консолидирующие акты, принимаемые в соответствии с поправками, предложенными правовой комиссией.
Различие между вторым и третьим типом консолидированных актов заключается в объеме вносимых изменений в действующее законодательство. Закон 1949 г. допускает внесение «изменений и незначительных совершенствований» в действующие Статуты. Статья 2 определяет, что «изменения и незначительные совершенствования» означают поправки, цель которых заключается в устранении двусмысленности и сомнительных положений, в приведении устаревших положений в соответствие с современной практикой или в устранении ненужных или неправильных положений, не имеющих существенного значения.
Закон 1949 г. устанавливал длительную и особую процедуру прохождения консолидирующих биллей, расчленяя их положения на составные части – положения «чистой» консолидации и положения, содержащие новые законодательные предложения. В Законе особо оговаривается, что изменения, вносимые консолидирующими актами, после их принятия имеют силу закона. Допуская возможность внесения консолидирующим законом изменений, акт парламента устанавливал, что такие изменения не должны быть столь существенны, чтобы требовать принятия отдельного закона.
Пределы консолидации были раздвинуты английским парламентом в 1967 г. с принятием предложений правовой комиссии при прохождении Закона о морских промыслах моллюсков.
На основе постоянных распоряжений палат консолидирующий билль признается как «акт, направленный на консолидацию отдельных положений, касающихся конкретного объекта, с некоторыми поправками, рекомендованными правовой комиссией Шотландии». Если предложения, содержащиеся в консолидирующем билле, вносят, по мнению парламентариев, слишком существенные изменения в действующее законодательство, то после второго чтения создается экспертный комитет. По своей сути подобные проекты ближе всего к обычным публичным биллям.
На практике консолидирующий законопроект может объединять признаки всех типов консолидации. В этом случае он обычно относится к третьей группе и проходит как консолидирующий акт, предложенный правовой комиссией. Но разработанный правовой комиссией, консолидирующий законопроект также может проходить по процедуре, предусмотренной Законом 1949 г. Таким образом, на практике в качестве единственного критерия разграничения типа консолидирующего акта выступает целесообразность выбора той или иной процедуры прохождения законопроекта.
Процесс консолидации осложняется тем, что статуты часто изменяются, и консолидация должна проводиться постоянно, чтобы учитывать все текущие изменения в действующих статутах. Сложность составления консолидирующих биллей также определяется особенностью составления английских законов. Они чрезвычайно детализированы и включают в себя массу вопросов, где каждый раздел закона, по сути, является самостоятельным законом.
Например, Закон об отправлении правосудия 1970 г. содержит разделы о банкротстве, судах графств, уголовном праве, муже и жене, закладе, патентах, практике, королевской армии.
В процессе консолидации учитываются не только поправки к законам, но и делегированное законодательство. В связи с этим, объединенный комитет высказал предложение, согласно которому в процессе рассмотрения в парламенте делегированного акта как составной части консолидирующего билля он может быть признан недействительным из-за нарушения парламентского законодательного процесса, а также признания их ultra vires полномочий исполнительных органов, которыми были приняты. На практике подобных случаев пока не было.
Примерами таких консолидированных законов могут быть Закон о судах графств 1984 г., который консолидировал положения примерно 20 актов, в том числе и делегированных; Закон о дантистах 1984 г., законы о психическом состоянии 1983 и 1984 гг. и т.д.
Консолидация тесно связана с ревизией, т.к. появляется необходимость отменить отдельные устаревшие положения, чтобы не включать их в консолидирующий акт. Но как ведущая форма систематизации в английском праве, консолидация на практике оборачивается существенными затруднениями, что приводит к необходимости совершенствования техники консолидации актов парламента, и поиска новых форм, как, например, кодификации английского права.
Так, в процессе активной консолидации семейного права в современной Великобритании, в течение последних лет были изданы законы, где каждый последующий консолидировал некоторые положения предшествующих. Издание в 1979 г. консолидирующего Закона о брачно-семейных делах, а также нового Закона 1984 г. о судопроизводстве по брачно-семейным делам, не облегчило положения, т.к. это не освободило юристов от обязанности обращаться к предшествующим законам.
По вопросам кодификации английского права юристы до сих пор не выработали единого мнения. Велась разработка ряда кодексов — торгового, обязательственного, земельного и семейного. Но по результатам работы правовой комиссии профессором X.Хахло было высказано мнение, что кодифицированное общее право перестанет быть правом и по форме, и по сути, что невозможно для Великобритании. Континентальные юристы также скептически относятся к возможности кодификации английского права.
На самом деле, сложность кодификации английского права заключается еще и в том, что при кодификации систематизируются не только нормы статутного права, но и прецеденты. При этом кодекс должен суммировать не только предшествующее законодательство, но и прецедентное право, и право справедливости по данному вопросу. Учитывая, что в Великобритании действует около 800 тысяч прецедентов, а статуты занимают в общей сложности около 50 томов, создать такой кодекс сложно. Проблемы касаются как способов их компиляции, так и вопросов принятия и действия кодексов.
Юристами высказывались различные предположения закрепления в статутной форме положений прецедентного права. Еще И. Бентам предлагал создать кодекс, представляющий собой систематизированное изложение действующего права, разделенное по предметам регулирования. Его идеи получили реализацию в США. Великобритания до сих пор не знает кодекса, даже подобного американскому.
В современном английском праве наиболее активные шаги по кодификации предпринимаются в семейном и уголовном праве. Это обусловлено тем, что большая часть этих отраслей права существует в форме статутов. В областях, где многие положения права содержатся в форме прецедентов, а не статутов, например, в деликтном праве, вопрос о кодификации практически не ставится.
Необходимо отметить, что ежегодно в Великобритании прибавляется 2000 судебных решений, около 80 статутов, 300 новых сборников по действующему праву, а также Европейскому праву.
На сегодняшний день, с учетом всех реалий, в большей степени теоретическим дискуссиям по вопросам кодификации в Великобритании противостоит реальная практика консолидации, которая пока остается ведущей формой систематизации. Но современная проблема систематизации получила качественно новое направление с развитием компьютерной техники, что позволяет хранить многочисленный правовой материал и оперативно его использовать. В настоящее время активно используются компьютерные системы: американская «LEXIS», в которой запрограммированы законы, прецеденты и иные акты Великобритании, США, Франции и Европейского сообщества (система «EURO-LEX»); английские «Infolex» и «Lawtel» («Prestel»), которые содержат информацию об источниках, где можно найти текст акта, а также краткую информацию о новых законах и прецедентах.
Тенденции в развитии имущественных и договорных отношений.Для развития гражданского права в ХХ в. Характерно возрастание роли государственного регулирования в совокупности с повышением значения частного права. Некоторые области гражданско-правовых отношений перенеслись в область конституционного права, что в целом отражало интересы и потребности общества, а также создавало гарантии от чрезмерного государственного вмешательства.
Например, эта тенденция коснулась вещного права. Собственность стала социальным институтом, претерпев трансформацию из индивидуальной категории. Социализация собственности реализована в правовых системах Англии, Франции, Германии и США.
Право собственности претерпело значительные изменения особенно в части субъектов и объектов. Различают публичную и частную собственность. Публичная собственность неделима и носит коллективный характер. Её субъектами являются государство, субъект федерации, муниципалитет, коммунальная община. В современных гражданско-правовых источниках государственной собственностью, как правило, являются национальные парки, прибрежная полоса, ценные природные ископаемые и т.д. Под защитой государства находятся вода, почва, флора и фауна.
В период социалистических революций, а также в процессе создания социалистического лагеря, в первой половине XX в. И после завершения второй мировой войны, в Европе была распространена национализация. Кроме радикальных вариантов национализации советского образца имели место и более умеренные, реализованные в странах буржуазно-демократической государственности.
Так, в Англии была проведена программа национализации общественно значимых, но убыточных отраслей: угольной, транспортной и электроэнергетической. Условием этой программы стал выкуп государством этих отраслей у прежних владельцев, а также создание общественных корпораций, в управлении которыми участвовали и представители профсоюзов.
И сегодня в современных законодательствах европейских странах обязательными являются условия национализации, соотносимые с общественными интересами, законодательно закрепленные, с обязательной компенсацией или судебным порядком возмещения стоимости имущества в случае возникновения имущественных споров и претензий.
В рассматриваемый период получил последующее развитие институт доверительной собственности – траст, - возникший в Англии. Его сущность заключается в передаче учрежденной одним лицом доверительной собственности в управление другим лицам, что используется в целях защиты интересов недееспособных лиц, замужних женщин, благотворительных и иных учреждений. На основе трастов создаются различные инвестиционные объединения. Траст предусматривает своеобразное разделение собственнических прав между собственником (бенефициантом) и управляющим. Так, в случае отчуждения доверительной собственности закон защищает права и интересы бенефициантов при получении ими определенных выгоды гарантированных правом справедливости, но при невозможности подавать иски для защиты своих прав.
По мере развития рыночной экономики возросло значение в праве юридических лиц и правовом регулировании корпоративного предпринимательства, что обусловило становление акционерного (корпоративного) права. В системе общего права отсутствует понятие юридического лица, но ими фактически являются акционерные общества. В послевоенный период получила развитие юридически закрепленная возможность распространения ценных бумаг среди широкого круга лиц, в т.ч. на международной арене.
В области договорного права также произошли изменения. В романо-германской правовой системе обязательственное право рассматривается в качестве центрального раздела гражданского права. Обязательство выступает, как обязанность одного лица совершить или не совершать какого-либо действия в интересах другого лица. Они возникают из закона или из деликта. Распространена практика возмещения ущерба за угрозу возникновения деликта.
В современном праве расширяется и детализируется перечень убытков, подлежащих возмещению. В рамках германского права было разработано понятие «фиктивных» убытков. В этом случае исчисляются не только фактические убытки, но и потенциальные. Легитимно закрепляется новый вид обязательства — из необоснованного обогащения. В части обязательств из договоров современное законодательство усиливает договорную ответственность. В юридической практике закрепляется правило, о том, что обязательство не должно ущемлять интересы третьих лиц.
В Англии и США «обязательственное право» становится важнейшим элементом гражданского права, несмотря на то, что в общем праве отсутствует такое определение. Принцип свободы заключения договоров закрепляется на конституционном уровне, а основным источником регулирования договорных отношений становится законодательство штатов. Закон закрепил новую разновидность договоров – лизинг, сочетавший аренду и продажу товара. Новацией стал договор о передаче научно-технической информации, обладающей коммерческой ценностью. Значительным изменениям подверглись традиционные договоры купли-продажи: появилась продажа в кредит, с рассрочкой платежа, с аукциона и т.п. Все перечисленные формы шагнули далеко за пределы стран-основательниц, и уже находят широкое применение в т.ч. и в России.
Вместе с тем в сферу гражданско-правовых отношений вторгаются нормы императивного характера, что было обусловлено широким распространением административных договоров. Некоторые ученые к такому типу договоров относят концессионные договоры.
Под концессией (уступка)[22] понимают акт, посредством которого государство наделяет частное лицо правом участвовать в осуществлении некоторых из своих функций в хозяйственной сфере. Т.е. посредством такого договора частному лицу (компании) передаются в эксплуатацию на определенный срок природные богатства, предприятия и другие хозяйственные объекты, принадлежащие государству.
На самом же деле концессионный договор содержит в себе два элемента: во-первых, это акт публичной власти (в форме особого разрешения), «дарующего» концессионеру собственные, одному лишь государству принадлежащие права; во-вторых, это акт, исходящий от частного лица и констатирующий его согласие подчиниться тем специальным нормам (например, нормам, регулирующим порядок организации или эксплуатации данного предприятия), которые постановлены в акте предоставления концессии. Таким образом,концессионный договор обладает одновременно чертами публично-правового акта и гражданско-правового договора.
В современной правовой доктрине преобладает мнение, которое определяет концессионный договор как особый, «смешанный» тип договора, соединяющий в себе в меняющихся пропорциях публично - и гражданско-правовые начала. Наличие компонента публичности и указывает на нормы императивного характера. Однако сочетание публично-правового и гражданско-правового регулирования позволяет согласовать индивидуальные и коллективные, частные и общественные, государственные и международные интересы для наиболее рационального и гуманного развития человечества.
Эволюция семейного права. Источниками регулирования правоотношений в области семейного праваявляются Гражданские кодексы или иные акты гражданского законодательства, а также судебная практика по семейно-имущественным делам. Вместе с тем, можно подразделить страны на те, где нормы семейного права включены в Гражданские кодексы, и те, где функционируют обособленные законы о браке и семье.
В Германии и Испании функционируют унифицированные нормы семейно-брачных отношений. В Англии и США параллельно сосуществуют несколько систем правовых норм, регламентирующих эту сферу отношений между людьми. Это обусловлено многоуровневой системой национального законодательства. Так, в США функционируют как общефедеральные нормы, так и законы отдельных штатов, где наблюдаются существенные различия.
В 60 – 70-х гг. во многих европейских государствах были осуществлены реформы семейно-брачного законодательства. Это стало результатом социальной и политической активизации молодежи и женщин. Спор между гражданским и церковным браком закончился в пользу гражданского. Таким образом, основной чертой развития семейно-брачного законодательства стала его демократизация.
Брак в современном праве трактуется как договор, который в силу определенных обстоятельств может быть признан недействительным. В юриспруденции распространено мнение о том, что брак — это правоотношение, порождающее юридический статус, что обусловливается государственное регулирование этого института.
Возраст, по достижении которого разрешается вступать в брак, в разных странах колеблется, например, от 21 года для мужчин (в некоторых штатах США) до 12 лет у женщин (в Испании). Кроме достижения брачного совершеннолетия, которое во многих странах ниже, чем общегражданское, важнейшим условием для заключения брака является отсутствие различных препятствий, оговоренных законом.
Так, запрещены браки между родственниками по восходящей и нисходящей линиям, а также между братьями и сестрами. Но, например, в Швеции запрещены лишь браки между ближайшими родственниками. А в Ирландии запрет касается 28 степеней родства.
Важнейшим условием заключения законного брака является ставшее традиционным для Европы требование к супругам не состоять в другом браке. В последнее время в законодательстве ряда европейских стран выдвигаются нетрадиционные требования к брачующимся: например, принадлежность вступающих в брак к разному полу.
Это требование нашло отражение в английском брачном законодательстве. В Голландии, наоборот, закон разрешил заключение однополых браков. В законодательстве ряда стран встречаются требования и ограничения относительно состояния здоровья вступающих в брак. В ряде американских штатов сохраняются ограничения временного характера на вступление в повторный брак обвиненного в супружеской неверности (если это стало причиной развода).
В ХХ в. наконец был признан равный статус в браке мужчин и женщин – супруги являются полноправными партнерами. Наиболее отчетливо тенденция либерализации проявилась в практике расторжения брака. В целом современное законодательство признает свободу развода. Вместе с тем, в Италии возможность развода была признана лишь в 1970 г., в Португалии — в 1976 г., а в Испании — в 1981 г.
В большинстве стран основанием для развода является распад брака, признаками чего могут являться раздельное проживание супругов, разногласия между ними, супружеская неверность, жестокое обращение, злоупотребление алкоголем, уход из дома одного из супругов и др.
Во Франции брак, может быть, расторгнут вследствие прекращения семейной жизни, когда супруги не живут вместе в течение шести лет или когда один из супругов в течение такого же срока страдает психическими заболеваниями. Это так называемые «безвинные» основания для развода, к которым относится и несовместимость характеров. В некоторых странах для получения развода достаточно заявления об этом обоих или даже одного из супругов. Примером такого подхода может служить Швеция, где в случае одностороннего заявления развод оформляется по истечению шестимесячного срока. И то, если у супругов имеются несовершеннолетние дети. Однако и это ограничение не применяется, если супруги не проживали вместе в течение двух лет.
В современной юридической практике существует понятие судебной сепарации (разлучения) супругов. Основанием чего могут являться брачные правонарушения: супружеские измены, жестокое обращение и т.п. В Англии и Франции решение о сепарации нередко используется в качестве промежуточной меры перед оформлением развода. Непосредственное решение о разводе принимают суды или органы регистрации актов гражданского состояния.
Расторжение брака влечет целый ряд юридических последствий для бывших супругов и для детей, затрагивающих раздел имущества и содержания. На регламентацию алиментирования повлияла утрата представления о разводе как наказании за вину. Поэтому во многих европейских странах устанавливается одинаковый размер материальной помощи, которую должны оказывать супруги друг другу. При этом учитываются состояние здоровья, возраст, длительность брачных отношений, материальные нужды и потребности разведенных, наличие несовершеннолетних детей.
Значительные изменения претерпели имущественные права супругов, которые, как правило, уравнялись. Закон регулирует как личные, так и имущественные отношения супругов: вопросы режима имущества супругов, порядка управления им и предоставления содержания. В современном европейском праве существует три вида правового режима имущества супругов: общности владения, раздельного владения и смешанный тип, т.н. режим «отложенной общности». Юридическим основанием применением того или иного режима является брачный контракт, либо соответствующие статьи закона (легальный режим).
Средством защиты личных и имущественных прав супругов стал рассматриваться брачный контракт. Он регламентирует статус добрачного имущества мужа и жены, режим имущества, нажитого в браке, а также имущественные санкции в случае развода. Легальный режим общности имущества предусматривается в законодательстве Франции, Испании, некоторых американских штатов. Режим раздельного владения доминирует в ФРГ, Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии.
Права и обязанности супругов регулируются по-разному в различных европейских странах в зависимости от степени либеральности семейного права. Так, в Англии господствует традиционное представление о том, что обеспечение жены всем необходимым и предоставление ей содержания является основной обязанностью мужа.
Демократизация отразилась на отношениях между детьми и родителями. Происхождение ребенка, рожденного в браке, устанавливается путем регистрации новорожденного с указанием его отца и матери по обоюдному согласию супругов. Установление родителей детей, рожденных вне брака, осуществляется их легитимацией путем вступления родителей в брак после их рождения, а также на основании добровольного заявлении отца о признании отцовства. Законом допускается практика установления отцовства в судебном порядке. Несмотря на улучшение статуса внебрачных детей, между ними и законнорожденными сохраняются отличия. Наиболее четко это проявляется в сфере наследственного права.
Многие европейские государства не присоединились к международной Конвенции о правах детей, рожденных вне брака, от 1975 г. Этот документ декларировал равные права детей независимо от статуса законно - или незаконнорожденных.
Права и обязанности родителей и детей включают гарантии по взаимному содержанию, реализующемуся через выплату алиментов. Как правило, алименты на содержание детей выплачиваются родителями, проживающими отдельно, до достижения детьми совершеннолетия. После этого дети в свою очередь в предусмотренных законом случаях обязаны содержать родителей.
Во многих правовых системах устанавливается юридическая ответственность родителей за противоправные действия несовершеннолетних детей. Как правило, такая ответственность имеет имущественный характер. Законодательное признание получают права детей, например, на гуманное обращение, на среднее образование и т.д. Их нарушение родителями может повлечь в т.ч. уголовную ответственность.
Социальное и трудовое законодательство. Еще в XIX в. с развитием промышленности и становлением новой социальной структуры общества рабочие осознали потребность в законодательной регламентации и защите своих прав. В XX в. Конституционное признание и закрепление получили социально-экономические и культурные права граждан: на труд и свободный выбор профессиональной деятельности, на социальное обеспечение, на отдых, на безопасные условия труда, на защиту материнства и детства, на забастовку, на образование и т.д. Эти гарантии впервые декларировались в социалистических конституциях, а затем широко распространились в конституционном праве Германии, Франции, Испании, Италии, Португалии.
В 1948 г. социально-экономические права были признаны на международном уровне, что отразилось в тексте Всеобщей декларации прав человека. Они были детализированы в последующих документах европейского сообщества. К послевоенному периоду относится и формирование «третьего поколения» прав человека: на здоровую окружающую среду, на достойный уровень жизни, на пользование природными национальными богатствами и многие другие.
Важнейшей задачей социального законодательства является поддержание социальной стабильности и гражданского мира посредством предупреждения социальных конфликтов. Необходимость социальной интеграции для эффективного эволюционного развития общества воплотилась в концепции солидаризма, положения которой закреплены в новейших конституциях европейских стран. Принципиальной новацией стало закрепление понятия социального государства, что предполагает государственную поддержку определенных слоев населения. Основой современной социальной политики является распределение бремени социальных проблем между личностью и государством.
В качестве самостоятельной отрасли трудовое правоначало формироваться начале XX в. Изначально трудовые отношения регулировались путем подписания договора (соглашения) между наемным работником и работодателем. Государство практически не вмешивалось в отношения, возникавшие между рабочими и предпринимателем. В 20-30-е гг. под давлением рабочего движения и под влиянием распространившейся социал-демократической доктрины создается система социального страхования. Но страховки предусматривались только на случай болезни, нетрудоспособности и инвалидности.
В рамках этой тенденции в США были приняты законы Вагнера (1935 г.) и Тафта-Хартли (1947 г.). Они регламентировали содержание коллективных трудовых договоров, правовой статус профсоюза, продолжительность рабочего дня, предусматривали меры по охране труда женщин и подростков.
В послевоенный период были приняты законы об уравнении оплаты труда женщин и мужчин, о профсоюзах, о профессиональном обучении, о компенсациях. Развивалось социальное обеспечение, важнейшим элементом которого стало пенсионное законодательство. Оно претерпело эволюцию от установления пенсий в случае получения производственных травм или увечий до всеобщего пенсионного обеспечения.
Между тем, в настоящее время наблюдаются серьезные различия в определении предмета социального законодательства в Европе и США. В англосаксонском праве приоритетное значение имеют личные и политические права. В европейском континентальном праве традиционно большее внимание уделяется социально-экономическим правам. США не присоединились к ряду важнейших международных пактов по правам человека. Однако это связано с тем, что интерпретация социальных законов Верховным судом США привела к превращению социальных прав в фундаментальное право страны.
В США на рубеже XIX – XX вв. господствовало представление о том, что реализация социально-экономических прав зависит не от принятия новых законов, а от уровня экономического развития. Следовательно, гарантии не имеют юридического характера и не могут обеспечиваться средствами судебной защиты. Поэтому большинство законодательных предложений, предусматривавших позитивную реализацию социально-экономических прав, было отвергнуто как несоответствующих конституции. Американская концепция прав человека отрицала социальные права, т.к. невозможно их точно определить и создать эффективный механизм защиты. Права и свободы в американской традиции преподносились как сферы деятельности индивида, свободные от вмешательства государства. В большей степени права человека рассматривались как естественное и субъективное право.
Но с приобретением профсоюзами легального статуса, принятием закона об охране окружающей среды, общественным ограничением свободы предпринимательской деятельности такой подход стал пересматриваться. Постепенно пришло осознание того, что конфликт между экономикой и правом существует. Это послужило основой в современном развитии американского социального законодательства.
Эволюция уголовного и процессуального права. Общественно-экономическая эволюция ХХ в. Не могла не отразиться на развитии уголовного и уголовно-процессуального права. Основной тенденцией развития уголовного права во многих европейских странах стала его систематизация: разработаны уголовные кодексы – УК ФРГ 1975 г., Примерный УК США, УК Франции 1994 г., УК Испании 1995 г. В каждой из этих стран сложилась своя концепция наказуемого поведения, дефиниции преступления, принципы трактовки вопросов самообороны, крайней необходимости, невменяемости, неосторожности и соучастия.
В структуре преступлений на первое место по тяжести вышли преступления против личности. Многие законодательные акты предусматривают преступления против человечества: геноцид, депортация, массовые казни без суда и следствия, репрессии, пытки и акты жестокости и др. Современный закон предусматривает уголовную ответственность за проявление сексуальной агрессии, проведение биомедицинских экспериментов над человеком без его согласия, за посягательство на его частную жизнь. Важной новацией стало введение уголовной ответственности юридических лиц: предпринимательских объединений и территориальных единиц. Современное уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за терроризм, производство и сбыт наркотиков, компьютерные преступления и др.
Существенные изменения произошли и в уголовном праве англосаксонской системы. В Англии отменяется существовавшее веками традиционное деление на фелонии и мисдиминоры. На территории США оно сохранено, но введена новая классификация преступлений.
Современная система наказаний ориентирована на защиту интересов общества и социальную адаптацию преступников. Наблюдается тенденция к либерализации карательной системы, её гуманизации и оптиматизации. В связи с этим проблема применения смертной казни выходит на первый план. Во многих европейских странах в 60-е гг. произошла фактическая отмена смертной казни. В США в 1967 г. был установлен мораторий на применение смертной казни, а некоторые штаты приняли закон об ее отмене. Сегодня смертная казнь предусмотрена законодательствами 36 американских штатов, а также федеральным законом при совершении тяжких государственных, воинских, уголовных преступлений. Верховный суд страны предусматривает возможность применения этой меры наказания при совершении тяжкого убийства. Но присяжные должны иметь возможность выбора между смертной казнью и пожизненным заключением.
Значительному реформированию подверглась судебная система и уголовный процесс. В качестве гарантии от судебного произвола рассматривается суд присяжных. Однако его функционирование остается одной из наиболее спорных проблем в современной юриспруденции. Одни настаивают на необходимости его применения как гарантии от судебного произвола, ссылаясь при этом на национальные традиции. Другие подчеркивают низкий профессиональный уровень принятых им решений, а также длительность судебного разбирательства и большие финансовые затраты.
В США статус суда присяжных закреплен 7-й поправкой к Конституции. Важным элементом судебной системы суд присяжных рассматривается в Англии, где он рассматривает исключительно уголовные дела. Подбор присяжных стал централизованным, отменен имущественный ценз, снижен возрастной ценз. Во Франции допускается участие в суде не 12, а 9 присяжных заседателей, и не обязательно их единогласное решение.
Отличительным признаками современной уголовно-процессуальной системы являются предварительная санкция суда на арест подозреваемого, обыски и другие следственные действия, подразделение доказательств на допустимые и недопустимые (полученные незаконным путем), а также право на защиту и презумпция н