Тема 7. Государственное регулирование цен в условиях рыночных отношений.

Тема 7. Государственное регулирование цен в условиях рыночных отношений.

Час

Содержание.

7.1. Государственное регулирование цен как необходимое условие функционирования рыночной экономики, его содержание и цели.

7.2. Прямое регулирование цен, его методы, организация, влияние на ценообразование. Государственные органы регулирования цен. Роль государственного регулирования цен в решении задач стабилизации экономики, ее стимулирования и социальной защиты населения. Регулирование цен на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации. Регулирование цен продукции производственно-технического назначения. Фиксированные и предельные цены. Установление предельного уровня рентабельности, предельного размера снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Установление цен «потолка» и цен «пола». Сферы их использования.

7.3. Механизм косвенного регулирования цен, его влияние на ценообразование. Использование налогообложения, заработной платы, денежного обращения, кредита, валютного курса, таможенных пошлин для государственного регулирования цен.

7.4. Государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий.

7.5. Зарубежный опыт государственного регулирования цен.

***

Прямое регулирование цен.

Прямое вмешательство государства в процесс ценообразования означает участие государства в лице его административных органов в установлении правил ценообразования, формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Главной целью ценовой и денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе остается последовательное снижение инфляции.

В настоящее время все цены, как свободные, так и регулируемые, устанавливаются товаропроизводителями. Государственное воздействие на их уровень и структуру осуществляется через единую методику в их установлении и применении. Так, определены состав затрат, учитываемых в себестоимости продукции (Налоговый кодекс РФ, гл. 25 «Налог на прибыль»), и расходы, возмещаемые из прибыли. Также государство устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

Однако не следует забывать, что корпорации лоббируют свои интересы в правительстве.

Государственное регулирование цен затрагивает все структурные уровни управления экономикой страны:

Ø федеральный уровень;

Ø региональный и муниципальный уровень;

Ø уровень предприятий и организаций.

Федеральный уровень предполагает, что управление ценообразованием осуществляется на уровне Российской Федерации в целом.

При этом задействована целая система государственных институтов. Они учитывают опыт регулирования цен в советской экономике, но в то же время организуют ценообразование на принципах, присущих рыночным отношениям. Государство ответственно за то, чтобы цены не служили причиной деформаций в экономике и не приводили к экономически неоправданному ухудшению финансового положения предприятий, отраслей экономики. При этом особая ответственность государства находится в области социальных отношений, затрагивающих интересы отдельных личностей и групп населения.

В современной России политика цен на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. Среди последних важную роль в области регулирования цен стало играть Министерство экономического развития и торговли РФ, в состав которого входит Департамент цен. Однако в отличие от финансовых, налоговых, антимонопольных и других органов исполнительной власти, имеющих вертикальную структуру управления, Минэкономразвития РФ не имеет территориальных органов.

Правительство РФ (орган общей компетенции) в соответствии с ФЗ «О Правительстве Российской Федерации» разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. Кроме того, полномочия Правительства РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) нашли отражение в других федеральных законах.

Минэкономразвития РФ (орган межотраслевой компетенции) подчинён Правительству РФ. В числе прочего министерство осуществляет функции по выработке: государственной политики в сфере развития предпринимательской деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных долгосрочных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации и др.

На федеральном уровне регулирование цен определено:

Ø Конституцией РФ (ст. 71), в соответствии с которой основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации;

Ø Гражданским кодексом РФ, в котором отражены отдельные вопросы ценообразования, касающиеся, например, вопросов установления и применения цен при исполнении договоров и др.

Ø Налоговый кодекс РФ содержит отдельные положения, касающиеся ценообразования. Условно их можно подразделить на две группы. Первая - определение состава расходов, учитываемых в цене товара. Вторая - обоснование и контроль уровня цены для целей налогообложения.

Ø Одним из первых документов в этом отношении был Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» №221 от 1995 г.

В настоящее время действуют различные федеральные законы, касающиеся отраслей экономики, в которых содержатся положения о государственном регулировании цен на их продукцию. Например, существует Федеральный закон №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Глава 12 этого закона посвящена государственному регулированию цен на лекарственные препараты. Или в Федеральном законе №35-ФЗ «Об электроэнергетике» статья 23 посвящена принципам и методам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике. И т.д.

Государственное регулирование цен на федеральном уровне распространяется на следующие группы товаров производственно-технического назначения, услуг и работ:

· природный газ и другие виды газа (за исключением газа, реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);

· электроэнергию и тепловую энергию;

· продукцию ядерно-топливного назначения;

· операции по перекачке, перевалке, наливу и сливу нефти;

· драгоценные металлы и драгоценные камни;

· продукцию оборонного назначения;

· протезно-ортопедические изделия;

· перевозку грузов и погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

· перевозку пассажиров, багажа и почты железнодорожным транспортом (за исключением пригородных перевозок);

· обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

· услуги почтовой и электрической связи, трансляцию российских и государственных телерадиокомпаний, по списку, утвержденному Правительством России.

На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, а на уровне муниципальных образований - органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики (управления, комитеты или отделы по ценовой политике).

На территории Российской Федерации функции органов ценообразования осуществляют (в пределах своей компетенции) и другие органы исполнительной власти. В их числе следует назвать, в первую очередь, федеральную и региональную энергетические комиссии.

На этом уровне также принимаются регулирующие документы. Например, Решение Совета депутатов городского округа Дубна МО № РС-6(71)-57/38 «Об утверждении Порядка регулирования цен (тарифов) в г. Дубне Московской области».

На региональном и муниципальном уровнях система регулирования цен построена по типу федерального уровня. Различие состоит лишь в номенклатуре регулируемых товаров, услуг и работ, масштабах и организационном механизме регулирования. Здесь регулирование цен распространяется на следующие группы товаров, услуг и работ:

· газ для населения и жилищно-строительных кооперативов;

· электрическую и тепловую энергию, реализуемую населению;

· топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

· перевозку пассажиров и багажа видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

· оплату населением жилья и коммунальных услуг;

· услуги систем водоснабжения и канализации;

· торговые надбавки к ценам на лекарства и изделия медицинского назначения;

· услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством России;

· ритуальные услуги.

Методы прямого регулирования цен.

1) Замораживание цен – это временный или частичный запрет на изменение цен (общий, на отдельные группы товаров или отдельные товары). Такой подход применяется при сильной инфляции для стабилизации уровня цен.

2) Установление фиксированных цен и тарифов. Субъекты ценообразования (предприятия и организации) в случае введения таких цен обязаны реализовывать свою продукцию или услуги по ценам, не превышающим установленных фиксированных цен.

Такие цены в основном применяются при заключении государственных контрактов. Их введению предшествует определение прибыли (рентабельности), включаемой в цены, и разрешение возможных хозяйственных споров. В этом случае цена обладает определенной степенью жесткости, а предприятие-изготовитель, принимая на себя хозяйственный риск, в то же время получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

Фиксированные цены устанавливаются также на продукцию или услуги предприятий - естественных монополистов. В первую очередь это касается отраслей жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, ритуальных услуг и некоторых других, цены и тарифы на которые устанавливаются региональными и муниципальными органами власти.

3) Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т.е. максимального или минимального уровня цены (цен «пола» и «потолка»), выше или ниже которого цена не может подниматься/опускаться.

Примером цены «пола» может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости. С ценами «потолка», регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. В РФ такого рода регулирование производится по отношению к продукции естественных монополий, по которым определяются предельные уровни роста цен или тарифов на их продукцию или услуги в течение года.

4) Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае при расчете цены в ее состав включается прибыль в размере не больше норматива, размер которого может дифференцироваться по отраслям и видам продукции. Этот метод применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов. Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны быть снижены.

5) Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на некоторые виды продукции (лекарственные препараты и медикаменты, детское питание) и наценок на продукцию собственного производства (в школьных буфетах и столовых) на соответствующей территории и определять порядок их установления и применения.

6) Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может быть введено декларирование цен (оптовых или отпускных) на отдельные виды продукции. В этом случае все предприятия, производящие данную продукцию, обязаны представить в органы ценообразования декларации об уровне цен для заявительной регистрации. В свою очередь, органы ценообразования должны или принять решение о регистрации цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении указанной цены.

7) Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, то может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации продукции по завышенным ценам. Такой метод применяется в некоторых странах (США, Япония).

В целом, защитные меры государства по сдерживанию роста цен могут осуществляться в форме установления правительством верхних пределов цен или прибылей, замораживания цен, установления определенного порядка формирования цен. Для недопущения снижения цен могут устанавливаться минимальные цены, определяться минимально допустимый уровень прибыли, виды затрат, в обязательном порядке покрываемых за счет цены.

Тема 7. Государственное регулирование цен в условиях рыночных отношений.

Час

Содержание.

7.1. Государственное регулирование цен как необходимое условие функционирования рыночной экономики, его содержание и цели.

7.2. Прямое регулирование цен, его методы, организация, влияние на ценообразование. Государственные органы регулирования цен. Роль государственного регулирования цен в решении задач стабилизации экономики, ее стимулирования и социальной защиты населения. Регулирование цен на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации. Регулирование цен продукции производственно-технического назначения. Фиксированные и предельные цены. Установление предельного уровня рентабельности, предельного размера снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Установление цен «потолка» и цен «пола». Сферы их использования.

7.3. Механизм косвенного регулирования цен, его влияние на ценообразование. Использование налогообложения, заработной платы, денежного обращения, кредита, валютного курса, таможенных пошлин для государственного регулирования цен.

7.4. Государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий.

7.5. Зарубежный опыт государственного регулирования цен.

***

Наши рекомендации