Особенности взаимодействия правоприменеия с соблюдением запретов, исполнением обязанностей и использованием прав.
Вопрос о применении норм права как одной из форм его реализации, наряду с соблюдением, исполнением и использованием, и в настоящее время остается предметом научных дискуссий и теоретических разногласий. Так, Ю.Г.Ткаченко считает, что «применение норм права не может являться самостоятельным способом осуществления, а представляет собой лишь стадию сложного исполнения»[177]. С этим перекликается позиция Л.С.Явича, который считает, что «применение права - это специфический способ реализации его норм, не сводимый ни к соблюдению закона, ни к исполнению юридических обязанностей и использованию субъективных прав. Однако применение права нельзя считать самостоятельной формой его осуществления. Это лишь стадия, звено, этап претворения правовых установлений в жизнь»[178]. Григорьев Ф.А. считает применение лишь "способом реализации. Соблюдение и использование - формы реализации, которые могут происходить с применением и без применения норм права"[179].
Останавливаясь на этих различных суждениях, отметим, что семантическое значение терминов «соблюдение», «исполнение», «использование» и «применение» почти одинаковое, они часто используются как тождественные, что свидетельствует о несовершенстве терминологического аппарата.
Некоторые юридические действия трудно отнести к той или иной форме реализации, предложенной авторами. Например, не совсем ясно, куда следует отнести такую форму юридических действия, как заключение трудового договора с работниками общества с ограниченной ответственностью, не являющимися его учредителями. С одной стороны, это исполнение правовой нормы, так как общество обязано это сделать, а с другой - перед нами использование нормы права, так как при этом используются предоставленные полномочия.
Предложенная классификация предполагает включение в одну и ту же форму разнородных по своему юридическому характеру действий. Так, в форму исполнения должны быть включены и действия, в результате которых не возникают какие-либо юридические последствия, и действия, влекущие возникновение, изменение либо прекращение правоотношений.
Точно также в использование правовых норм попадают разнообразные по своему юридическому значению действия. Например, совершая такие действия, как покупка автомобиля или квартиры, гражданин вступает в правоотношение и своим поведением порождает юридические последствия, а такие действия, как использование права проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирования (статья 31 Конституции России), не порождают никаких юридически значимых последствий.
Рассматривая основные формы реализации права, следует подчеркнуть, что они берутся «в чистом виде», как образцы осуществления правовых предписаний. Каждый субъект права, и особенно правоприменитель, находится в различных правовых связях. По отношению к закону - он его соблюдает, по отношению к государству - исполняет (использует), по отношению к правоприменяемому лицу - применяет.
При проведении классификации форм претворения правовых норм в жизнь необходимо учитывать множественность и разнообразие критериев.
Во-первых, отмеченные выше формы отличаются по субъектному составу. Характерная черта соблюдения, исполнения и использования в том, что правовые предписания осуществляются самими субъектами прав и обязанностей.
При применении права возникает еще один субъект - властный орган, обеспечивающий процесс реализации права и доводящий его до конца.
Во-вторых, у субъектов - участников правоотношений разная степень активности.
В-третьих, каждая форма реализации основана на различных методах правового регулирования.
В-четвертых, разные формы реализации обусловливают и различную степень «властности» данных правовых явлений.
В-пятых, каждая форма реализации нормативных предписаний имеет принципиальные отличия в характеристике правоотношений, возникающих в данных процессах.
В-шестых, соблюдение, исполнение, использование и применение имеют разные механизмы реализации, обладающие значительными особенностями. Чаще всего, исполняя форму права, мы тем самым ее соблюдаем и используем, и, наоборот, соблюдая ее, используем и исполняем одновременно. Это объясняется тем, что подобные отношения не изолированы друг от друга, одни субъекты связаны с другими комплексами правовых норм. И, как следствие, здесь - одновременность всех форм осуществления нормативных предписаний.