Юридические факты и фактический (юридический) состав
Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Виды юридических фактов.
Классификация по волевому признаку:
- события - это такие юридические факты, которые имеют место независимо от воли людей;
Например: землетрясение, наводнение, пожар повлекшее уничтожение имущества, обязывает страховую компанию выплатить страховку.
- деяния (действия или бездействия) — это юридические факты, находящиеся в зависимости от воли человека.
Деяния, в свою очередь, разделяются:
· правомерные;
· неправомерные
Правомерные деяния подразделяются на:
- юридические акты, т.е. действия, которые прямо направленные на достижение правовой цели (подача иска, заключение договора, вынесение правоприменительного акта).
- юридические поступки – это действия направленные на удовлетворение потребностей материального и духовного плана ( создание произведений литературы, искусства, производство, потребление, распределение материальных благ.
По проявлению в объективной действительности:
- идеальные факты, существующие только в сознании людей: цели, мотивы поведения, интересы, виновность;
- материальные факты — действия, бездействия, предметы материального мира.
По времени существования:
- однократные;
- длящиеся.
По степени очевидности (доказанности).
- очевидные (аксиоматичные) — наличие которых однозначно, всеми не подвергается сомнению;
- общеизвестные — не нуждающиеся в доказывании по мнению суда или другого субъекта правоприменительной деятельности;
- факты, нуждающиеся в доказательстве;
- презумпции — т.е. предположения о наличии каких-то фактов.
По последствиям своего появления для возникающих отношений:
- правообразующие - вызывающие появление новых правоотношений;
- правоизменяющие - факты вследствие появления которых, правовые связи между сторонами частично изменяются;
- правопрекращающие - это факты, ведущие к полному прекращению правоотношений.
Фактический (юридический) состав – это совокупность юридических фактов без которых невозможно возникновение правоотношений. Например, для возникновения пенсионных правоотношений необходима совокупность следующих фактов:
- стаж работы достаточный для выхода на пенсию;
- достижение пенсионного возраста;
- заявление о выходе на пенсии;
- решения компетентного органа о назначении пенсии.
Юридические факты, предусматриваются гипотезой правовой нормы, а их наступление вызывает предусмотренные нормой последствия. Однако для того, чтобы соответствующие последствия признавались другими лицами, эти лица должны быть убеждены в том, что юридические факты действительно наступили. В подавляющем большинстве случаев эта убежденность базируется на очевидности либо доказанности существования факта, но иногда юридический факт не только не очевиден, но подчас и практически недоказуем. В такой ситуации убежденность других лиц может основываться только на предположении о том, что если существует правовое последствие, то, следовательно, имел место и юридический факт.
Предположение о существовании юридического факта, вызвавшего наступление данных правовых последствий, называется презумпцией. Презумпция, следовательно, заменяет или представляет собой юридический факт и потому имеет такое же правовое значение, как и сами юридические факты.
Презумпции бывают различных видов, в силу чего возможна их дифференциация по различным основаниям. Не останавливаясь подробно на различных классификациях презумпций, назовем лишь наиболее существенные их разновидности.
Наиболее юридически значимы так называемые общие презумпции, действие которых распространяется на все случаи реализации права. Такова, например, презумпция знания законов. По своей юридической силе презумпции могут быть опровержимыми и неопровержимыми. Опровержимые презумпции признаются за истину до тех пор, пока не будет доказано противное. Такова, например, презумпция, в соответствии с которой отцом ребенка, рожденного в браке, считается муж матери этого ребенка. В отличие от этого неопровержимые презумпции признаются за истину во всех случаях, когда налицо условия их применения, и их опровержение не допускается.
Виды презумпций;
-фактичесая, в законе не фиксируется но используется в правоприменительной деятельности
-юридическая фиксируется в законе, например презумпция отцовства закреплённая в ст. 48-51 Семейного кодекса.
Если презумпция подлежит доказыванию в процессе правоприменении и реализации права, то фикция прямо закрепляется в законе, в этом видится принципиальное отличие фикции от презумпции. Фикция – это ложное положение официально признанное и закреплённое в законе (например, п.3 ст.45; ст. 42 ГК РФ, ст. 111 ГПК РФ).
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение правовых отношений.
2. Перечислите признаки правоотношений, отличающие их от иных видов общественных отношений.
3. Что является предпосылками возникновения правоотношений?
4. Как взаимосвязаны нормы права и правоотношения?
5. Что такое состав правоотношения?
6. Кто является субъектом правоотношения?
7. Поясните, кто такие индивидуальные и коллективные субъекты правоотношения?
8. Дайте определение физического и юридического лица.
9. В чем особенности государства, как субъекта правоотношений?
10. Что такое правосубъектность?
11. Что такое правоспособность, дееспособность, деликтоспособность?
12. Может ли дееспособность быть ограниченной?
13. Что является объектом правоотношения?
14. Какие виды объектов правоотношения вам известны?
15. В чем отличие фактического и юридического содержания правоотношения?
16. Что такое субъективное право?
17. Что такое юридическая обязанность?
18. По каким основаниям можно классифицировать правоотношения?
19. Что такое простые и сложные, общие и конкретные правоотношения?
20. Что такое юридические факты?
21. Что такое простые и сложные юридические факты?
22. Чем отличаются факты-события и факты-действий?
23. Чем отличаются юридические акты и юридические поступки?
24. Что такое фактический (юридический) состав?
25. Что такое правовые презумпции?
26. Что такое юридические фикции?
Глава 20. Реализация права
§1. Формы реализации права
Традиционно в советской и современной юридической литературе сложилось представление о правореализации как о претворении предписаний правовых норм в конкретных действиях субъектов[133], либо «как достижение полного соответствия между требованиями норм совершать определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммой фактически последовавших действий»[134]. Фактически, под правореализацией понимается реализация норм права санкционированных государством. Такое одностороннее понимание правореализации исходит из нормативного представления о праве как системе норм.
Безусловно, что догматическая юриспруденция оказала достаточно положительное влияние на разработку учения о реализации правовых норм. По мнению Л.Н. Завадской, «такое видение проблемы ориентирует на правомерность деятельности субъектов и на эталон этой правомерности – норму, закрепленную в законе, норма выступает той главной установкой, с которой в дальнейшем должны быть сопоставимы поведение субъектов, либо деятельность правоприменительных органов, которые применяют нормативные положения»[135]. По существу, такая постановка вопроса исходит из понимания права как системы норм и ставит знак равенства между правом и законом. Однако на практике подавляющее число проблем правореализации связано с нетождественностью этих понятий.
Право – сложное многоаспектное явление общественной жизни не сводимое лишь к нормативному его пониманию. Поэтому, реализацию права можно рассматривать исходя из его многоаспектного бытия. Так, по мнению В.В. Лазарева, исходя из многоаспектного характера права, можно выделить три основных этапа реализации права: первый этап связан с реализацией права в законодательной деятельности, второй – с реализацией закона и его формами, третий – с реализацией права при пробелах в законодательстве[136].
На первом этапе правореализации, законодатель исходит из не тождественности права и закона. Он отыскивает право и следует ему, формулируя нормы закона. Причем, он «реализует содержащиеся в общественных отношениях объективные по обстоятельствам и естественные по условиям места и времени требования, вытекающие из природы вещей»[137]. Постановка вопроса о правореализации законодателем – говорит В.В. Лазарев – «покоится как на позитивистском правопонимании, так и на метафизическом, естественно-правовом, философском представлении о праве»[138].
Именно в законотворчестве реализуются не только потребности общества, имеющие объективный характер, но и выработанные теоретическим сознанием закономерности бытия права, которые интерпретируются законодателем в виде наиболее общих принципов права и закрепляются им в законах. Следование этим принципам, священная обязанность законодателя, они реализуются им же в форме соблюдения, использования и исполнения.
На этом этапе, реализация права законодателем представляет собой деятельность, осуществляемую согласно выраженной в законе волей, согласующуюся с объективными потребностями общественного развития, всеобщими универсальными принципами права, выражающими закономерность его бытия и вытекающими из представления о праве, как явлении многоаспектного характера. Все сказанное связано с различием права и закона и имеет практическое значение для нормотворческой деятельности.
Для юридической практики более значим анализ форм реализации закона. Этот этап правореализации связан с представлением о праве как системе норм исходящих от компетентных органов государственной власти. Т. е. исходным при характеристике реализации закона будет нормативная концепция права.
В реализации закона задействованы многие факторы: привычки и сознание людей, заинтересованность субъектов права и деятельность должностных лиц, органов государства, добровольность исполнения закона и принудительные рычаги власти, общие и конкретные правоотношения. Совокупность этих факторов дают характеристику конкретной формы реализации права.
В одних случаях законы реализуются в поведении субъектов без какого-либо вмешательства органов государства и вне правоотношений. Например, многие нормы конституционного, уголовного, административного, трудового права, когда соблюдаются запреты путем воздержания от совершения противоправных действий.
В других, интересы субъектов права удовлетворяются через взаимоотношения. Но и здесь могут присутствовать или отсутствовать представители государства, иметь место общие или конкретные правоотношения. Это происходит, когда осуществляются (используются) нормы гражданского, семейно-брачного права.
В третьих случаях, обязательно присутствие органа государства или должностного лица, наделенного властными полномочиями. В данном случае имеют место чаще всего конкретные правоотношения. Во всех этих обстоятельствах право реализуется, осуществляется, претворяется в жизнь, т.е. достигаются те цели, которые преследовал законодатель, принимая нормативно-правовой акт.
Все это свидетельствует о многообразии форм реализации права и различном наборе юридических средств его обеспечения.
Объектом воздействия права является поведение людей. Здесь реализуются правовые нормы. Субъекты правоотношений сообразуют свое поведение с требованием правовой нормы: так достигается результат, на который рассчитывал законодатель.
Каждый юридический акт появляется с определенной целью, которая может быть в нем словесно, и не выражена. "В цели права непосредственно выражается опережающее отражение сознанием действительности, и в этом состоят творческие потенции права в преобразовании действительности"[139].
Назначение права (исходя из нормативного его понимания) в том, чтобы быть особым государственным регулятором общественных отношений и упорядочить их. Реализацией права достигается тот результат, к которому законодатель стремиться. Но издание нормативного акта еще не свидетельствует о том, что осуществились содержащиеся в нем правовые нормы. Их осуществление имеет место тогда, когда субъекты действуют в соответствии с содержанием. Как отмечается в литературе, "целенаправленное действия конкретных субъектов права, которые полностью согласуются с предписаниями правовых норм и исходят из них (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и юридических обязанностей есть реализация права"[140]. Осуществление права - это процесс превращения юридических идеальных моделей в практическую действительность, в существующую систему общественных отношений.
Термин "реализация права" отличается от таких понятий, как "социальное действие права", "правовое регулирование". Здесь внимание акцентируется не на системе факторов и средств, обеспечивающих воздействие права на общественные отношения, а на организационно-управленческих особенностях воплощения общих правовых предписаний в практической деятельности и поведении субъектов. В проблеме реализации права в качестве основного выступает вопрос о формах и методах претворения правовых норм в общественную жизнь[141].
В этом отношении близки понятия "реализация права", "осуществление права", "претворение права в жизнь". Они являются предельно широкими и стоят в одном ряду.
Общие вопросы реализации права подробно и обстоятельно исследованы в специальной научной литературе. Данная проблема исследовалась с различных сторон: объективной и субъективной, как процесс, деятельность, достигнутый результат, а также в качестве особого механизма[142].
С объективной стороны она представляет собой совершение в известной последовательности, предусмотренных нормами права, правомерных действий, с применением соответствующих орудий и средств осуществления правовых предписаний.
Субъективная сторона реализации права характеризует отношение субъекта к правовым требованиям и состояние его воли в момент совершения предписываемых действий. По мнению В.В.Лазарева, по своему значению этот вопрос не уступает проблеме объективной и субъективной сторон правонарушения[143].
Правомерность выступает необходимым качеством правореализационного процесса. О реализации права можно говорить лишь там, где налицо правомерный характер складывающихся правовых отношений, соответствующих режиму законности. На этом основывается концепция механизма правореализации Ю.С. Решетова, основными элементами которого выступают отдельные виды или однородные целостные участки правомерной деятельности. Он выделяет три основных элемента механизма правореализации: а) целостные участки правомерного поведения и деятельности, представляющие собой реализацию прав и обязанностей субъектов, непосредственных участников урегулированного диспозицией нормы права общественного отношения; б) целостные участки правомерной деятельности субъектов, в соответствии с законом осуществляющих индивидуально-правовое регулирование; в) целостные участки правомерной деятельности участников индивидуально-регламентированных общественных отношений[144].
Изложенное позволяет представить правомерность не только как конечный результат процесса претворения права в жизнь, но и как внутренне присущее качественное состояние правовых связей и отношений, выражающих юридическое содержание правового регулирования.
Вопрос о классификации форм реализации права в литературе является дискуссионным[145]. С точки зрения субъектного состава разграничивают индивидуальную и коллективную формы. По характеру правовых связей между правовыми субъектами различают реализацию юридических норм в правоотношениях и вне их, либо в конкретных и общих правоотношениях[146]. В зависимости от внешнего проявления выделяют активную и пассивную форму реализации права.
Ряд авторов по-иному рассматривают формы осуществления правовых предписаний. Так, делая основной упор на методы, при помощи которых реализуется право, Г.А.Белов считает, что реализация происходит двумя основными способами: путем добровольного соблюдения и исполнения гражданами, должностными лицами, учреждениями, организациями, а также путем применения особых мер государством в лице его органов, должностных лиц и общественными организациями[147].
Данное мнение основано на том, что нормы права реализуются через поведение людей - участников общественных отношений, где достигаются результаты, к которым стремится законодатель.
Следовательно, в основе классификации форм реализации права должен лежать критерий, под воздействием которого субъекты начинают действовать в соответствии с требованиями и методами осуществления норм права.
Такие методы описываются в литературе: а) метод добровольного соблюдения и использования гражданами, должностными лицами, учреждениями, организациями норм права; б) метод автономного (договорного) решения вопросов субъектами; в) метод государственно-властного предписания[148].
Так, Л.С.Явич различает три формы реализации права: а) путем морально-политического воздействия права на поведение людей; б) путем установления и реализации прав и обязанностей в не конкретных правоотношениях; в) при помощи конкретных правоотношений[149]. Полагаем, что при такой структуре происходит смешение форм реализации морально-политических и юридических норм. Однако сильной стороной является вывод о невозможности утверждения, что наделение правами и обязанностями есть полное осуществление норм права.
Интересна классификация Б.В.Шейндлина, включающая в себя пять форм реализации: а) реализацию правового статуса субъектов; б) воздержание от запрещаемых действий; в) выполнение компетентными лицами своих обязанностей и осуществление правомочий; г) фактическое осуществление субъективных прав и обязанностей участников правоотношений; д) применение правовых санкций[150].
Многие ученые, основываясь на особенностях содержания норм (нормы-запреты, нормы-дозволения, управомачивающие нормы), рассматривают реализацию в форме соблюдения, исполнения, использования и применения права[151].
Соблюдение норм права - это одна из форм их реализации, обладающая признаками всеобщности и универсальности. В такой форме реализуются, в основном, правовые запреты. Это общественно-необходимое поведения субъектов права.
Соблюдение, во-первых, это всегда требуемое и необходимое поведение, что определено императивным предписанием государства. Во-вторых, соблюдение - это важная гарантия субъективных прав и средство удовлетворения их интересов. В-третьих, если использование может быть лишь добровольным, то соблюдение может быть и принудительным. В-четвертых, границы соблюдения во времени, пространстве и по содержанию определены более строго, чем у использования. Эта форма реализации, при которой субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами и ограничениями.
Так, занимаясь различными видами деятельности в сфере экономики, граждане России не допускают экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, соблюдая тем самым статью 34 Конституции России.
Соблюдениепредполагает одну социальную связь: "субъект права - закон". Эта правовая связь не порождает правоотношений. Таким образом, соблюдение права есть наиболее доступная и понятная форма реализации. Здесь все обходится без государства и его представителей, без правоотношения. Соблюдение обеспечивается правомерным поведением сторон, в ходе которого реализуются многие запреты и предписания.
Исполнение включает в себя активные действия субъектов права по выполнению возложенных на них активных обязанностей[152]. В отличие от соблюдения, исполнение предполагает возникновение конкретных правовых отношений, то есть наличие не менее двух субъектов и установление между ними четкой правовой связи на основе предусмотренных в гипотезах норм права юридических фактов. Например, первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат, тем самым исполняется статья 99 Конституции России.
Использование права выражается в осуществлении возможностей, предоставленных субъектам нормами-дозволениями. Эта форма касается субъективных прав - использование юридических возможностей, воплощенных в нормах права[153]. Субъект сам властен избирать необходимый вариант поведения. Использование складывается не иначе, как в форме конкретных правовых отношений. Этим путем осуществляются управомачивающие нормативно-правовые предписания, предоставляющие субъектам полномочия на совершение определенных положительных действий.
Творческие деятели имеют возможность создавать литературные произведения на любом языке, родители могут выбирать любой язык общения и воспитания детей в семье, а также их обучения. Это право закреплено в статье 26 Конституции России. При этой форме реализации права существуют конкретные или общие правоотношения, но отсутствует государственное вмешательство. Здесь имеет место четкая правовая программа, которой следуют участники правоотношения. Поэтому каждая сторона, соблюдая закон и исполняя его требования, удовлетворяет свои интересы. И все это обходится без участия государства и его органов или должностных лиц.
§2. Применение права, как особая форма реализации правовых норм
В юридической науке этот вопрос решался в ходе длительных научных дискуссий, посвященных проблеме разработки форм реализации правовых норм. Значительную роль в этом сыграла научная полемика в 1954-1955 гг., которая прошла в журнале «Советское государство и право». В редакционной статье журнала «К итогам дискуссии о применении норм советского права» основной вывод относительно юридической природы правоприменения состоял в том, что «законодательство связывает обычно термин «применение» с тем способом осуществления юридических норм, который характеризуется властными действиями компетентных государственных органов по отношению к другим государственным организациям, общественным организациям и гражданам»[154].
Положение о властном, организующем характере применения права и указание на специальных субъектов, уполномоченных на такого рода юридическую деятельность, послужило теоретической базой для дальнейших научных изысканий, для творческого развития концепции правоприменения.
Дискуссионность многих теоретических вопросов, сложность проблемы неоднократно побуждали многих ученых вновь и вновь обращаться к вопросам правоприменительной деятельности.
Правоприменение - это особая форма реализации права и особенность проявляется в том, что правоприменение связано с государственно-властными предписаниями компетентных государственных органов.
Одним из основополагающих признаков правоприменения выступает его властный характер. В литературе замечено, что если мы говорим о применении, то имеем в виду властную деятельность компетентного органа, « которому государство дало полномочие на самостоятельную, творческую реализацию норм в применении к отдельному случаю»[155]. Необходимо подчеркнуть, как весьма важный и определяющий момент, что субъектами применения могут быть только органы, обладающие государственно-властными полномочиями. Эти полномочия являются одними из главных моментов при раскрытии вопросов касающихся правоприменительной деятельности. Организующий характер правоприменения проявляется тогда, когда правоотношения не могут возникнуть и развиваться без вмешательства государственного органа, либо когда создаются препятствия для реализации существующих полномочий[156]. В подобных случаях возможна характеристика правоприменения в качестве способа, обеспечивающего различные формы реализации права[157]. Правоприменительная деятельность представляет собой систему разнородных действий основного и вспомогательного характера, имеющих творческое, организующее содержание.
Государство благодаря применению права организует, упорядочивает определенные отношения. Компетентный орган выступает от имени государства и по его полномочию принимает то или иное решение на основе нормы права в зависимости от фактических обстоятельств, интересов дела, местных условий и целого ряда других факторов.
Применение права осуществляется на основе действующего законодательства и в соответствии с установленной им процедурой (процессом), заканчивается вынесением индивидуально-правовых предписаний, направленных на решение конкретных юридических вопросов, разрешения различных ситуаций.
Продуктивным подходом к изучению и характеристике правоприменения является выявление его социальной природы. Нельзя забывать, что «применение права является одним из видов общественных отношений»[158], а это накладывает серьезный отпечаток.
Формально-логическая сторона правоприменения отходит здесь на второй план, не теряя научной ценности, а анализ данной категории предполагает «не отождествление (слияние) и не противопоставление общего и отдельного, а их сопоставление, причем не в виде силлогизма, логической операции, а как сопоставление обстоятельств социального значения»[159].
Правоприменение имеет волевую природу. Доминирующим здесь должно быть правильное истолкование воли законодателя, выраженной в подлежащей применению правовой норме, разрешение какой-либо конкретной жизненной ситуации в соответствии с правом.
Следует учитывать и волю непосредственно правоприменителя, являющуюся также выражением государственной воли, только конкретизированной применительно к данному жизненному случаю. И безусловно определенною роль играет воля граждан и юридических лиц участвующих в правоприменении.
Создание необходимых общесоциальных и юридических условий, соответствующих закономерным связям и качественным особенностям системы общественных отношений, должно в конечном итоге привести к возрастанию правоприменения, направленного на регулирование общественных отношений, о не только на осуществление государственного принуждения[160].
К общесоциальным условиям правильного и справедливого правоприменения относятся общая ситуация в стране, обстановка стабильности, уровень культуры и т.д. К юридическим следует отнести качественность действующего законодательства, всей правовой системы, согласованность между различными видами нормативно-правовых актов, между общими и специальными нормами.
В каких же случаях и жизненных обстоятельствах это необходимо? Что является основанием правоприменения?
Под основаниями правоприменительной деятельности понимаются такие обстоятельства и ситуации реальной жизни, когда компетентному органу для возникновения и развития правоотношения необходимо принять индивидуально-конкретное властное решение. К таким обстоятельствам следует отнести:
а) когда определенные правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующих правоприменительных органов;
б) если возникает спор о праве и стороны не могут сами прийти к согласованному решению;
в) когда ненадлежащим образом исполняются права и обязанности или существуют препятствия для их реализации;
г) когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми;
д) когда имеет место правонарушение и правонарушителю необходимо установить конкретную меру юридической ответственности или определить меры государственного воздействия. Акт применения вместе с соответствующей нормой права служит обязательным основанием ответственности в сфере правового регулирования[161];
е) когда без правоприменительного акта не возникает правоотношение, не реализуется норма.
Правоприменение - одна из важнейших форм обеспечения реализации норм права, она представляет собой властную специфическую деятельность специально уполномоченных субъектов права, со своими функциями, средствами и методами. Они обеспечивают непрерывность процесса реализации нормативно-правовых предписаний путем наделения одних участников правоотношения субъективными правами, а других соответствующими юридическими обязанностями или возможностью принятия решения по вопросам о последствиях правовых споров и правонарушений и привлечения, виновных к юридической ответственности.
Существенный вклад в разработку проблемы правоприменения внесла дореволюционная русская теория права. Можно назвать ряд ценных источников, посвященных этой теме[162]. Данное наследие служит серьезной теоретической базой для современных исследователей.
Однако вопросы применения права трактовались тогда, в основном, как вопросы «техники права», «техники толкования законов». Раскрытие сущности правоприменительной деятельности ограничивалось почти исключительно формально-логической стороной, что крайне суживало рамки познания концепции правоприменения. Современные авторы, напротив, почти полностью игнорируют именно эту сторону.
Весьма часто применение права рассматривается как подведение конкретного жизненного случая под общую норму и на ее основе решение реального факта жизни, подведении частных жизненных случаев под предусматривающие их в общей форме постановления.
"Такое подведение имеет вид силлогизма, в которой большею посылкой служит законодательная норма или ряд норм, малою - фактические обстоятельства данного конкретного случая, а вытекающие из них с логической необходимостью заключение, дает ответ на возникший и подлежащий разрешению юридический вопрос"[163]. Но рассматриваемая ситуация может иметь достаточно сложную природу, и тогда правоприменителю придется иметь дело не с одним, а с целой системой силлогизмов. Сложность жизненной обстановки вызывает необходимость использования в правоприменительной деятельности не только формальной, но и диалектической логики. В юридической литературе показан ряд важных аспектов логической стороны правоприменения[164].
В настоящее время существуют несколько точек зрения на правоприменительную деятельность. Одни авторы (И.В. Мартьянов, П.М. Рабинович, В.М. Степанов) склоняются к убеждению, что правоприменение есть предпосылка, юридический факт по отношению к использованию, исполнению, соблюдению правовых установлений[165]. Они считают, что применение права - это форма реализации определенного поведения, а не форма реализации права. К последним же, по их мнению, относятся использование, исполнение и соблюдение права[166]. Другие авторы (их подавляющее большинство), такие как С.С. Алексеев, Н.Н. Вопленко, И.Я. Дюрягин, В.Н. Карташов, А.П. Коренев, В.В. Лазарев, И.П. Левченко, Р.Х. Макуев, А.С. Пиголкин, Ю.С. Решетов, Ю.Г. Ткаченко, считают, что правоприменительная деятельность является особой формой реализации права[167].
Под применением права понимается властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом.[168]
Представляется важным исследование правоприменительной деятельности с точки зрения ее внутреннего содержания. Так, И.Я. Дюрягин пишет, что по своему содержанию применение права является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных властных правовых предписаний, где нормы права применяются к определенным жизненным случаям, общие предписания правовых норм адресуются персонально определенным лицам, затем происходит установление определенных юридических прав и обязанностей лиц[169]. С.С. Алексеев под содержанием правоприменения понимает наличие в этой деятельности интеллектуально-волевых характеристик. Интеллектуальная сторона содержания правоприменения, - отмечает он, - состоит в том, что в процессе ее происходит отражение фактов объективной действительности и следовательно их познание. Последнее включает в себя установление фактических обстоятельств дела, а также уяснение путем толкования содержания правовых предписаний, применяемых к данным обстоятельствам. Волевая сторона содержания правоприменительной деятельности состоит в самом государственно-властном решении юридического дела. Особенно ярко это проявляется в решениях направленных на индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений (например в приговорах суда по уголовному делу, содержащих меру наказания за совершенное преступление)[170].
По мнению С.Ф. Кечекьяна, Д.А. Керимова, П.Е. Недбайло, Б.В. Шейндлина, правоприменение является так же исполнением и соблюдением правовых норм[171]. Далее в юридической литературе неоднократно подчеркивалось, что при правоприменении субъекты одновременно исполняют обязанности и осуществляют права, что применение норм - наиболее сложная форма правореализации, включающая в себя и соблюдение каких-то запретов, и исполнение лежащих на правоприменители обязанностей, и использование принадлежащих ему прав[172]. Применение права, обладая качественным своеобразием, представляет собой форму реализации права, ибо оно: а) осуществляется компетентными государственными органами (должностными лицами) и уполномоченными государством общественными организациями; б) по своему содержанию является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных правовых предписаний, обращенных к персонально определенным лицам; в) носит государственно-властный характер; г) представляет собой организующую деятельность; д) осуществляется в специально установленных законом формах[173].
Существует мнение Ю.Х.Колмыкова, который выделяет всего две формы реализации права - применение и соблюдение. При этом категорию применения права он отождествляет с понятием правового регулирования. Причем характерной чертой соблюдения как формы реализации, им признается не правовое регулирование, а общее юридическое воздействие на поведение людей, которое осуществляется правовыми запретами, где используется обязанность вести себя определенным образом[174]. На наш взгляд, здесь забывается о государственно-властном характере правоприменения. «Какие бы сильные и внешне убедительные доводы ни приводились в пользу того, что граждане и все общественные организации применяют право, они не могут поколебать главных аргументов, отражающих объективный факт обособления применения права»[175].
Применение права имеет место там, где есть властное решение компетентного органа по поводу конкретного жизненного случая. Оно представляет собой особый способ осуществления юридических норм, претворения в жизнь их требований[176].