О разграничении и определении значений слова «закон» и о наиболее соответствующем его истинному смыслу значении, которого мы склонны придерживаться
1. После того как мы назвали избрание самым совершенным и превосходным из способов установления господства, хорошо бы изучить его действующую причину, а именно ту, из какой ему надлежит исходить ради приумножения его достоинств. Ибо на основании этого станет ясна также причина избранного правительства и, равным образом, прочих частей государства. Поскольку, однако, правительству следует упорядочить гражданские деяния людей (...) согласно правилу, которое определяет и должно определять образ действий того, кто осуществляет господство, постольку надлежит исследовать такого рода правило—есть ли оно, что оно собою представляет и вследствие чего существует. Ведь, пожалуй, его [правила] действующая причина та же, что и у государя.
2. Таким образом, на основании индукции полагая, как само собой разумеющееся, будто это правило, именуемое постановлением, или обычаем, или, согласно общепринятому названию, законом, существует во всех совершенных сообществах, сначала покажем, что оно собой представляет, затем выявим его конечную цель и, наконец, на наглядном примере определим, с помощью чьих индивидуальных или коллективных действий —и каких именно—надлежит его устанавливать; это значит—подвергнуть исследованию законодателя или действующую причину того, кому, как мы считаем, подобает избирать правительства. (...) На основании этого станет ясна материя или субстрат вышеупомянутого правила, которое мы назвали законом. Ведь именно правящей части [государства] следует, руководствуясь законом, упорядочивать политические или гражданские дела людей....
4. Закон, понятый таким образом, можно рассматривать двояко: во-первых, сам по себе, поскольку с его помощью только выявляется, что справедливо или несправедливо, полезно или вредно, и в таком качестве он именуется знанием или учением о праве. Во-вторых, его можно рассматривать с той точки зрения, что ради его соблюдения издается предписание, имеющее принудительную силу благодаря наказанию или поощрению, которые надлежит воздавать в настоящем мире, либо он излагается в виде такого предписания; будучи рассмотрен таким образом, он и называется законом в собственном смысле слова, и [действительно] является таковым. (...)
5. Следовательно, не всякие истинные знания о том, что справедливо и полезно в гражданском обществе, являются законами, но только в случае, если по поводу их соблюдения было издано имеющее принудительную силу предписание (...), хотя такое ис-
тинное знание настоятельно необходимо для того, чтобы закон был совершенным. И даже ложные представления о справедливом и полезном порою делаются законами, если по их поводу издается предписание их исполнять либо они составляются в виде предписания; так происходит в областях, населенных некими варварами, которые предписывают соблюдать, как нечто справедливое, обычай отпускать вину убийце и освобождать его от гражданского наказания, если он дает за такое преступление (...) материальное возмещение, тогда как это, однако, явная несправедливость, и, следовательно, их законы просто несовершенны Ведь имей они даже должную форму, т. е. форму обладающего принудительной силой предписания их соблюдать, у них все-таки отсутствует необходимое основополагающее условие, а именно—надлежащее и истинное установление того, что является справедливым.
6. Подразумеваются же под таким пониманием закона все установленные волею людей правила, упорядочивающие то, что представляется справедливым и полезным в гражданском обществе: обычаи; постановления; решения, принятые в результате обсуждения всем народом; указы и все тому подобное, что, как мы уже сказали, проистекает из волеизъявления людей.
Глава XI