Тема 4.1. Тенденции развития детской литературы во второй половине XIX века

Новые требования к детской литературе, выдвинутые временем:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4.2. Произведения поэтов второй половины XIX века в круге детского чтения

Закончите предложения, используя материалы набора.

1. _______________- основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего – нибудь;

2. _______________- предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества;

3. _______________- сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования;

4. _______________- проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения;

5. _______________ - душевное переживание, чувство.

Набор: а) проблема; б) эмоция; в) тема; г) мотив; д) идея.

Совместите фамилии авторов и названия стихотворений

1. А.А.Фет (1820-1892)   А. «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Летний вечер»
2.А.Н.Майков (1821-1897)   Б. «Колокольчики мои, цветики степные», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад»
3.И.С.Никитин (1824-1861)   В.«Мама, глянь-ка…», «кот поет…»
4. А.К.Толстой (1817-1875)   Г.«Летний дождь», «Ласточка примчалась», «Спи, дитя мое, усни!»
5. Ф.И.Тютчев (1803-1873)   Д.«Встреча зимы»,«Полюбуйся, весна наступает…»
6.А.Н.Плещеев (1825-1893)   Е.«Зима», «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной…»)
7. И.З.Суриков (1841-1880)   Ж.«Травка зеленеет»,«Старик» («У лесной опушки домик небольшой…»)

Сделайте литературный анализ одного понравившегося стихотворения и выучите его наизусть______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4.3. Малые повествовательные формы в творчестве писателей – педагогов К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого

Дайте определения понятий:

Зообеллетристика________________________________________________ ________________________________________________________________

Рассказ – быль ___________________________________________________

________________________________________________________________

Рассказ – миниатюра _____________________________________________

________________________________________________________________

Пословичный рассказ____________________________________________ ________________________________________________________________ Признаки жанра пословичного рассказа: _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте пословицы и напишите пословичный рассказ на тему одной из них (по выбору)

1. Без дела жить – только небо коптить.

2.Была бы твердая воля – и гора превратится в поле.

3. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

4. Слово - не воробей: вылетит – не поймаешь.

5. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте рассказ Л.Н.Толстого «Лев и собачка». Составьте план рассказа и приготовьте пересказ по плану.

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

4._______________________________________________________________5._______________________________________________________________

Психологический образ животных в рассказах Л.Н.Толстого_____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4.4. Английская литература бессмыслицы и парадокса

Прочитайте лимерики Э. Лира. Рассмотрите строение лимериков (количество строк в каждом стихотворении, какие строки рифмуются)

Прекрасная леди, чей нос

До носков ее туфель дорос,

Уходя на пирушку,

Нанимала старушку,

Чтоб носить этот царственный

нос.

Жила – была дама приятная,

На вид совершенно квадратная.

Кто бы с ней ни встречался,

От души восхищался:

«До чего ж эта дама приятная!»

Дайте определение:

Лимерики ______________________________________________________

_______________________________________________________________

Раздел 5. Детская литература конца XIX – начала XX века

Тема 5.1. Детская литература конца XIX – начала XX века

Дайте определения понятий:

Серебряный век__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные тенденции развития поэзии для детей конца XIX – начала XX века:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стихи А.Блока, доступные детям дошкольного возраста:________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стиха С.Есенина, вошедшие в круг детского чтения:___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте литературный анализ одного понравившегося стихотворения и выучите его наизусть______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5.2. Проза для детей конца XIX – начала XX века

Основные тенденции развития прозы для детей конца XIX – начала XX века:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравнительный анализ рассказов о животных А.П.Чехова «Каштанка» и А.И.Куприна «Барбос и Жулька» ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – 2 – е изд., стереотип. – М.,2005.

2. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр « Академия», 2004.

3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. Книга для воспитателя детского сада./ Под ред. В.И.Логиновой. -М., 1992.

4. Детская литература / Под ред. Е.Е.Зубаревой. – 3 – е изд., дораб. – М.,1999.

5. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.,1998.

6. Русская литература для детей: Учеб. пособие для студ. Сред. пед. учеб. заведений / Т.Д.Полозова, Г.П. Туюкина, Т.А.Полозова, М.П. Бархота; Под ред. Т.Д.Полозовой.- М.: Издательский центр «Академия»,1997.

7. Капица Ф.С. , Колядич Т.М. Русский детский фольклор. - М., 2002.

8. Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: Исследования и тексты.- Петрозаводск, 2001.

9. Мельников Л.М. Русский детский фольклор. – М., 1987.

10. Зарубежная литература для детей и юношества: В 2 ч. / Под ред. Н.К.Мещеряковой, И.С. Чернявской. – М., 1989.

11. Серов С.Я. Русская литературная сказка // Городок в табакерке: Сказки русских писателей. – М.: Правда, 1989. – С.3-16.

12. Шаров А. Волшебники приходят к людям (Главы «Антоний Погорельский», «Владимир Ф. Одоевский»). – М.: Дет.лит, 1979. – С.73-100, 211-244.

13. Афанасьев В. Жуковский. – М., 1989.

14. Бессараб М. Жуковский. – М.: Современник, 1983.

15. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

16. Маршак С. О сказках Пушкина // Соч.: В 4 т. – Т. 4. – М. , 1960.

17. Сапожков С.В. Сказки Пушкина как поэтический цикл // Детская литература. – 1991. - № 3. – С. 23-27.

18. Русская поэзия детям / Вступ. статья, составление, подготовка текста, биографические справки и примеч. Е.О.Путиловой. – Л.: Сов. писатель, 1989. ( Библиотека поэта. Большая сер.)

19. Бегак Б. Литературный подвиг педагога // Классики в стране детства. – М.: Дет. лит., 1994. – С. 20-34.

20. Бегак Б. Доброе слово для всей земли // Классики в стране детства. – М.: Дет. лит., 1994. – С. 3-19.

Наши рекомендации