ТАБЛИЦА № 154. Неолиберальная политика Западных стран второй половины ХХ века.
Концепция | Её основы | Их содержание |
«Общество всеобщего благоденствия» | Идея атлантической солидарности | Все страны по обе стороны Атлантики связаны общностью происхождения, культуры и демократических ценностей, а потому должны сообща решать все проблемы при лидерстве самой могучей державы Западного мира – США. |
| Социально-ориентированная экономика | Основной её чертой являлось сочетание высокоразвитой экономики с высоким потреблением и совершенной системой социального обеспечения граждан. Иными словами, предпринимателей призывали направить значительную часть своих прибылей на поддержку своих менее обеспеченных граждан. |
| Осмысленная социальная политика. | Социальная политика в европейских государствах осуществлялась за счёт привлечённых из бизнеса средств и проводилась по трём направлениям: а) по линии государства и его фондов; б) по линии разного рода благотворительных организаций и частных фондов; в) по линии большого бизнеса и его фондов |
| Демократические политические ценности | Система демократических ценностей, обеспечивающая правовую защиту всем слоям общества и социальную гарантии беднейшей части населения. |
Проводилась | В Западной Германии, в США, в Англии | при Л. Эрхарде при демократах при лейбористах |
ТАБЛИЦА № 155. Итоги и уроки неолиберальной политики правительств Западных стран.
ИТОГИ | Западный мир противопоставил «коммунистической угрозе» облагороженный фасад «общества всеобщего благоденствия, доказав, тем самым, что создание высоких социальных стандартов жизни для подавляющей части населения вполне достижимая задача без социальных битв и пролетарских революций. |
ПОСЛЕДСТВИЯ | Постепенное снижение заинтересованности предпринимателей в развитии производства |
| Рост социального иждивенчества |
УРОКИ | Усиление роли и ответственности частного бизнеса за место государства в системе международной интеграции и специализации |
ТАБЛИЦА № 156. Неоконсервативная революция в Западном мире на рубеже 80-х – 90-х голов ХХ века.
Основные направления | Итоги |
Отказ от идей неолиберализма и призыв заниматься не перераспределением производимого продукта, а обеспечением его постоянного роста. | Налоговые льготы для производителей способствовали внедрению новых технологий, привлекли в страну иностранные капиталы, создали новые рабочие места и повысили деловую активность |
Сокращение вмешательства государства в экономику | Свободное перемещение капиталов, товаров и рабочей силы в рамках ЕЭС ускорили интеграционные процессы и позволили использовать преимущества международного разделения труда |
Частичная приватизация нерентабельных предприятий, децентрализация управления экономикой, сокращение части социальных программ | Произошёл отход от крайностей государственного регулирования экономикой при отказе от крайностей «свободной» конкуренции |
Реформирование социальной системы: переадресовать её с прямой помощи малоимущим на выдачу кредитов для развития малого бизнеса | Повысились реальные доходы населения, причём, не за счёт социальных выплат, а за счёт своей квалификации или деловой активности |
Удовлетворение не только материальных, но и иных потребностей людей (нравственных, эстетических, религиозных, национальных и других) | На передний план вышли уже не материальные, а другие запросы граждан – экологические, нравственные, культурные, что вызвало новый интерес к идеям «неолиберализма» |
ВЫВОД: Получается, что Западный мир нашёл оптимальную модель саморазвития, своеобразные «качели», спасающие его от социальных катаклизмов. Если в обществе растёт социальная напряжённость и расширяется пропасть между богатыми и бедными, то в ход идёт неолиберальная политика, когда за счёт усиления государственного контроля над экономикой, уменьшения аппетитов «большого бизнеса» и перераспределения произведенного продукта в интересах всего общества, удаётся сгладить противоречия между обществом и бизнесом. Когда же в обществе падает интерес к производительному труду, капиталы утекают за границу и растут настроения социального иждивенчества, тогда в действие вступает неоконсервативная политика, направленная на поддержку свободного предпринимательства и ограничение разорительных для государственного бюджета социальных программ. | |
ТАБЛИЦА № 157. Страны социалистической ориентации. Вторая половина ХХ века.
Причины социалистического выбора | Препятствия на пути социалистического строительства |
Пример ускоренного социально-экономического развития СССР и других социалистических стран | Ограниченные размеры помощи со стороны СССР и социалистического лагеря |
Военно-техническая, экономическая и иные виды помощи со стороны Советского Союза и других социалистических стран | Неприменимость советского опыта в условиях ряда афро-азиатских и латиноамериканских стран |
Идея сильной власти при помощи авангардной партии | Сопротивление местного населения попыткам разрушить традиционный уклад жизни |
Попытка быстрыми темпами выйти в число развитых стран | Опасение ряда стран, что они могут стать ареной противоборства великих держав и противостоящих военных блоков |
ТАБЛИЦА № 158. Причины отказа ряда стран «Третьего мира» от выбора социалистического пути развития в конце ХХ века.
Причины отказа от социалистического выбора | Пути отхода от социалистического пути развития |
Идея социалистической ориентации родилась в период заката «реального социализма», что со временем вызвало скептицизм в отношении социалистического выбора | В одном случае социалистический путь развития пресекала обогатившаяся военная и гражданская бюрократия, чтобы вложить средства в прибыльные отрасли и получить доступ к европейским товарам (Египет) |
Социалистическая модель оказалась несостоятельной в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки | В другом случае социалистический эксперимент порождал междоусобные и гражданские войны, вмешательство иностранных держав, оборачивался восстановлением традиционных структур (Афганистан) |
Резервов и возможностей СССР и стран социалистического содружества оказалось недостаточно для поддержки своего влияния в странах «Третьего мира» | Были случаи, когда отказ от социалистического выбора происходил в результате демократических выборов, что вело к изменению политического вектора развития страны (Никарагуа) |
Авангардные партии, избравшие социалистический выбор, быстро утрачивали нацеленность на крупные социальные преобразования и становились инструментом для выражения клановых и бюрократических интересов | Опыт стран «Третьего мира» показал, что нельзя быстро прейти на более высокий этап развития. Афганистан, Ангола, Бирма, Гана, Индонезия, Камбоджа, Мозамбик, Никарагуа, Танзания и Эфиопия, после недолгого «социалистического эксперимена» вернулись к привычным условиям своего существования |
МОДУЛЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ. Попытка перестройки советского общества во второй половине 80-х годов ХХ века.
ТАБЛИЦА № 159. Судьба социализма в СССР.
Марксистское учение | Ленинская концепция | Сталинская модель | Развитой социализм |
1.Безденежный, бестоварный механизм хозяйствования | 1.Государственное производство и распределение при временном сохранении товарно-денежных отношений | 1.Командно- административная экономика | 1.Сочетание жёсткого планирования с ведомственным хозрасчётом |
2.Народное самоуправление и общественная собственность | 2.Диктатура одной партии и единая государственная собственность | 2.Режим личной власти и господство государственной и колхозно-кооперативной (номинально) форм собственности | 2.Всевластие партноменклатуры и переплетение государственной системы и «теневой» экономики |
3.Социальная однородность общества как гарантия всестороннего развития личности | 3.Устранение всех классов и социальных групп, не вписывающихся в социализм | 3.Иерархическое разделение общества на управленцев и управляемых | 3.Усиление социальной градации не только по степени приближенности к власти, но и по уровню материальных благ |
4.Новый коммунистический тип культуры и морали | 4.Пролетарская культура и коммунистическая мораль | 4.Идеология культа личности, принцип «социалистического реализма» в искусстве и проповедь аскетизма в быту | 4.Партийный диктат в идеологии и культуре вместе с «двойной моралью» и ростом потребительских настроений в обществе |
5.Партия коммунистов средство коммунистического переустройства мира | 5.Партия - организатор и руководитель строительства социализма | 5.Партия как орудия утверждения режима личной власти | 5.Партия руководящая и направляющая сила советского общества при всевластии партийной бюрократии |
БЛОК ПЕРВЫЙ. Причины, ход и последствия советской перестройки.
ТАБЛИЦА № 160. Попытки перестройки Советского общества.
Меры | В годы НЭПа | В ходе хозяйственных реформ в 50-е – 60-е годы | В годы перестройки |
В экономике | Ослабление государственного контроля в экономике, допущение в ограниченных пределах частного предпринимательства | Предоставление большей самостоятельности в работе промышленных предприятий и колхозов при сохранении государственного контроля в экономике | Допущение частной инициативы в торговле и производстве при господствующем положении государственного сектора в экономике |
В политике | Практически без изменений, создание тоталитарного общества | Ослабление репрессий и снижение роли карательных органов при усилении власти партаппарата | Разделение властных полномочий между партийными и советскими органами, проведение альтернативных выборов |
В идеологии | Жёсткая политическая цензура и некоторое ослабление контроля в духовной сфере | Абсолютный идеологический контроль над пробуждённым десталинизацией общественным сознанием | Партийный контроль постепенно ослабевал под давлением гласности и демократизации Советского общества |
Итоги | Возврат к полному государственному контролю над экономикой и становление тоталитарного государства | Попытка реставрации предреформенного состояния общества не удалась из-за необратимых изменений в сознании советских людей | Полный развал социалистической экономики, крах коммунистического режима, распад СССР и начало новой исторической эпохи |
ВЫВОД: Неоднократные попытки реформирования Советского общества либо заканчивались ничем, либо давали крайне незначительный социально-экономический и политический эффект. Это происходило, главным образом, по причине идеологической зашоренности советского руководства, не допускавшего и мысли о возможности принципиально иной модели социализма, кроме сталинско-брежневской. По этой причине они не могли преодолеть всё углубляющиеся технико-экономическое отставание СССР от стран Запада, что грозило подорвать с таким трудом достигнутый военно-стратегический паритет между социалистическим содружеством и атланто-европейским сообществом. Временем, когда советское руководство во главе с М.С. Горбачевым приступило к решительному обновлению социалистического общества на началах рыночной экономики, а также демократических идеалов и ценностей, стали годы перестройки. Однако, начатая с целью возвращения к ленинским идейным истокам и с постановки социалистической экономики на уровень современных задач научно-технического прогресса, перестройка привела к прямо противоположным результатам: к полной дискредитации коммунистической идеи и к разрушению социалистической экономики, на руинах которой стали строиться новые рыночные отношения. | |
БЛОК ВТОРОЙ. Роль Запада и внутренних факторов в разрушении СССР.
ТАБЛИЦА № 161. Меры Запада по ослаблению СССР.
БЛОК ТРЕТИЙ. ВОЗМОЖНОСТИ ИНОГО ВАРИАНТА ОБНОВЛЕНИЯ Советского общества.
ТАБЛИЦА 162. Разные условия проведения перестройки М.С. Горбачёва и реформ Дэн-Сяопина.
КИТАЙ | СССР |
Китай накануне реформ пребывал в хаосе, и всё население понимало необходимость коренных перемен. | Экономика продолжала функционировать, в стране сохранялись социальная стабильность и управляемость. Многие осознавали целесообразность перемен, но мыслили их только в рамках существующей социалистической системы. |
В Китае роль и влияние партаппарата были подорваны репрессиями и «культурной революцией», поэтому он не мог и даже не хотел выступать против реформ. | В СССР партаппарат крепко держал в руках бразды правления страной, был спаян групповой порукой и общими интересами, а потому готов противостоять любым покушениям на свои прерогативы и привычные устои жизни. |
В Китае был многоопытный и авторитетный Дэн Сяопин. Его реформы были глубокими и далеко идущими, однако не подрывавшими общественную стабильность. | В СССР бремя реформ легло на плечи молодого провинциального партийного работника, способного экспериментировать лишь в очень узких рамках, заданных традицией и позициями партийной бюрократии. |
Китай оставался аграрной страной, где 80% населения составляло крестьянство, жаждавшее обрести права на землю, которые им были предоставлены, что дало толчок реформам в других отраслях. | Хребтом советской экономики был военно-промышленный комплекс, для оздоровления народного хозяйства надо было сократить военное производство и поменять структуру экономики, но партаппарат не желал такого удара по своим финансовым и властным позициям. |
В Китае соцобеспечение пребывало в зачаточном состоянии, и население в этом смысле не могло серьёзно пострадать от начавшихся реформ. | В Советском Союзе социальное обеспечение находилось на сравнительно высоком уровне, удержать который в ходе перестройки оказалось невозможно. |
Китай, благодаря конфронтационной с СССР политике, сумел наладить тесные военно-политические связи с Западом, который с энтузиазмом подключились к реформированию китайской экономики. | СССР даже мечтать не мог о такой зарубежной помощи, ибо Запад был зациклен на «Холодной войне». |
Китайское руководство в условиях политического кризиса сумело проявить волю и решимость в борьбе с радикальной оппозицией (события на площади Тайоньмынь). | Горбачёв и его окружение всегда упускали инициативу в схватке с непримиримой оппозицией и постоянно ей проигрывали, а, может, подыгрывали. |
|
| ВЫВОД: М.С. Горбачев вначале попытался начать реформы по-китайски, с экономики, но натолкнулся на непреодолимые препятствия. Тогда и отдал приоритет политическим и идеологическим реформам. Демократизация неизбежно привела к размыванию фундамента тоталитарного режима: высвободила центробежные силы в национальных республиках, породила политико-идеологическую оппозицию Коммунистической партии. Общество расслоилось, развернулась острая борьба между различными политическими группами, идеологическими течениями, социальными слоями, между центром и провинцией, республиками, этносами. Политический кризис сделал плохо управляемыми экономические процессы. Центр уже не был в состоянии разработать единую комплексную стратегию экономических преобразований. Тем более он не мог реализовать такую стратегию на практике. В итоге, не поддавшись реформированию, коммунистический режим рухнул. А заодно рухнуло и управляемое им многонациональное государство. | |
МОДУЛЬ ПЯТНАДЦАТЫЙ. РОССИЯ В ПЕРИОД ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ.
ТАБЛИЦА № 161.Политика президента Б.Н. Ельцина (1991-1999) и политический курс президента В.В. Путина (2000-2015).
Сферы управления | Б.Н. Ельцин | В.В. Путин |
1.Общее направление политического курса. | Разрушение коммунистической системы | Стабилизация российского общества |
2.Экономика. | Либерально-рыночные реформы методом «шоковой терапии», приватизация госпредприятий, создание крупных капиталов. | Восстановление контроля государства над экономикой, «укрощение» олигархов, меры по ускорению темпов экономического роста. |
3.Государственное строительство. | Демонтаж советской системы и создание президентско- парламентской республики. | Усиление «властной вертикали» за счёт ослабления политической роли Думы и губернаторов. |
4.Межнациональные отношения. | Ослабление контроля Центра над регионами, суверенизация субъектов Российской Федерации, угроза распада России. | Усиление контроля Центра над регионами, создание федеральных округов и приведение местных законов в соответствие с российской конституцией. |
5. Идеология. | Полный плюрализм мнений при настойчивом внедрении в массовое сознание западных идеалов и ценностей. | Настойчивый поиск новой государственной идеологии на основе национальных идеалов и моральных ценностей. |
6. Внешняя политика. | Односторонние уступки Западу в ущерб национальной безопасности и долговременным интересам страны. | Попытка занять достойное место на мировой арене и проводить самостоятельную внешнюю политику, ориентированную на национальные интересы страны. |
7.Общие итоги: | Создание номенклатурно-олигархического капитализма, обнищание населения, рост сепаратизма, угроза распада страны, падение авторитета России на мировой арене. Реальность общенациональной катастрофы. | Попытка выстраивания социально- ориентированной экономики, меры по увеличению доходов населения и решению других социальных проблем, экономический рост и усиление позиций России в мире. Видимые признаки улучшения экономического положения страны и укрепления социальной стабильности. |
ВЫВОД: Инициированные президентом Б.Н. Ельциным либерально-рыночные реформы не оправдали возложенных на них надежд, подтвердив азбучную истину, что рынок и частная собственность, взятые сами по себе, всего лишь инструмент для построения более совершенного материального мира, а не чудотворное средство для моментального решения всех проблем, доставшихся от социалистической эпохи. Поэтому действия президентской команды привели к утверждению в России номенклатурно-олигархического капитализма, где процветают немногие, приближенные к власти люди, а остальное население брошено на произвол судьбы. Продолжение подобной политики было чревато угрозой разрушения России или погружения её в пучину экономического коллапса. Доведя страну до национальной катастрофы, Б.Н. Ельцин передал власть своему преемнику В.В. Путину, который твёрдо и неуклонно стал проводить курс на достижение общественной стабильности, на экономическое возрождение и на защиту национальных интересов России. Его курс, который одобряют свыше 70% россиян, укладывается в нехитрую формулу: рынок без базара, свобода без вседозволенности и порядок без диктатуры. Только такой политический курс в современных условиях существования России может гарантировать нашему народу путь в лучшее будущее. | |
МОДУЛЬ ШЕСТНАДЦАТЫЙ. Сравнительный анализ. Реальность и идеал: «Кланово-олигархический капитализм» и «социально-ориентированная экономика».
Основные параметры | Номенклатурно-олигархический капитализм | Социально-ориентированная экономика |
Роль государства в обществе | Государство - выразитель интересов бюрократии и крупных собственников | Государство-гарант социальной справедливости |
Право собственности | Владельцы крупных капиталов стоят над обществом и над законом | Права собственника и рядового гражданина защищены законом |
Место предпринимателя | Предприниматель – главная фигура в экономике, но при условии полной лояльности к власти | Предприниматель - исполнитель общественно-полезной функции |
Форма социальных связей | В основу положен принцип круговой поруки и клановых связей | В основу положен принцип социального партнёрства |
Политический строй | «Суверенная» или «виртуальная» демократия, когда права и свободы провозглашены, но реально не действуют | Гражданское общество с равными правами и равной ответственностью всех и каждого |
Общественная мораль | Пропаганда исключительной роли денег и богатства, что низводит общественную мораль до предельно низкого уровня | Сплав национальных традиций с общечеловеческими идеалами и ценностями |
Положение народа | Неуверенность в завтрашнем дне, поддержание стабильности только за счёт высоких экспортных цен на энергоносители | Создание условий для свободного развития всех, адресная поддержка социально незащищённым слоям населения |
Перспективы | Либо экономический крах, либо социальный взрыв | Нахождение своего места в мировом разделении труда, как условие стабильного развития . |