Основные пути исторического познания.

Основные пути исторического познания.

Основные пути исторического познания. - student2.ru

Основные пути исторического познания. - student2.ru

БЛОК ВТОРОЙ. ФОРМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

ТАБЛИЦА № 4.

       
   
Типы исторического сознания  
 
  Основные пути исторического познания. - student2.ru

ТАБЛИЦА № 5.

Основные пути исторического познания. - student2.ru

 
 
Научное – это обращение к реальным фактам истории и попытка выяснить причинно-следственные связи и суть происходивших исторических событий    

ТАБЛИЦА № 6.

Основные пути исторического познания. - student2.ru

 
 
Критическое – это стремление осмыслить историю применительно к своей жизненной практике.  

БЛОК ТРЕТИЙ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

ТАБЛИЦА № 7.

Основные пути исторического познания. - student2.ru

ТАБЛИЦА № 8.

Суть формационного подхода к истории.

Стороны концепции Содержание
1.Направленность исторического процесса Достижение идеального общества – коммунизма
2.Движущая сила исторического развития Классовая борьба и её высшая форма – социальная революция
3.Соотношение материальных и духовных, объективных и субъективных факторовисторического развития Основное внимание к фактору материального производства и детерминированности (предопределённости) исторического процесса
4.Характер исторического процесса Человеческое общество проходит пять этапов (формаций) в своём развитии: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Каждый новый этап прогрессивнее предыдущего

     
  Основные пути исторического познания. - student2.ru
 
  Основные пути исторического познания. - student2.ru

ТАБЛИЦА № 9.

Суть цивилизационного подхода к истории.

Стороны концепции Содержание
1.Направленность исторического процесса Каждая цивилизация уникальна и развивается по собственным законам от рождения до гибели
2.Движущая сила исторического развития Изменения в культуре, религии, менталитете общества, в природно-климатической среде
3.Соотношение материальных и духовных, объективных и субъективных факторов исторического развития Первостепенное внимание к факторам духовно-культурного развития общества
4.Характер исторического процесса История – это существование отдельных цивилизаций (культурно-исторических типов), слабо связанных друг с другом

     
  Основные пути исторического познания. - student2.ru
 
  Основные пути исторического познания. - student2.ru
Более яркое и полное освещение исторических событий

ТАБЛИЦА № 10.

Суть мирсистемного подхода к истории (теория стадий роста).



Стороны концепции Содержание
1. Направленность исторического процесса Человеческое сообщество движется к самой прогрессивной стадии развития – к постиндустриальному обществу
2. Движущая сила исторического развития   Изменения в науке и технике, влекущие за собой изменения в духовной сфере
3. Соотношение материальных и духовных, объективных и субъективных факторов исторического развития Особое внимание к достижениям научно-технической революции, т.е. к научно-техническому фактору развития
4. Характер исторического процесса Все народы и страны проходят неравномерно путь от традиционного общества к постиндустриальному

     
  Основные пути исторического познания. - student2.ru
 
  Основные пути исторического познания. - student2.ru

ТАБЛИЦА № 11. Теории особого пути развития России.

Основные пути исторического познания. - student2.ru

БЛОК ПЕРВЫЙ. СУТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ.

ТАБЛИЦА № 66.

 
 
Причины Петровских реформ  

Основные пути исторического познания. - student2.ru

 
  Основные пути исторического познания. - student2.ru

ТАБЛИЦА 67. Логика Петровских реформ.

Основные пути исторического познания. - student2.ru

Война, определившая темп и порядок реформ

 
  Основные пути исторического познания. - student2.ru

Потребности войны, вызвавшие необходимость:

Основные пути исторического познания. - student2.ru Основные пути исторического познания. - student2.ru Основные пути исторического познания. - student2.ru

           
  Основные пути исторического познания. - student2.ru   Основные пути исторического познания. - student2.ru   Основные пути исторического познания. - student2.ru

I. Преобразование вооруженных сил II. Обеспечение их содержания

       
  Основные пути исторического познания. - student2.ru   Основные пути исторического познания. - student2.ru

Что заставило:

       
  Основные пути исторического познания. - student2.ru
    Основные пути исторического познания. - student2.ru

1. Создать регулярную армию. 1. Ввести подушную подать

2. Построить флот. 2. Организовать мануфактурное

3. Ввести рекрутскую повинность производство

4. Основные пути исторического познания. - student2.ru Основные пути исторического познания. - student2.ru Обязать всех государственной 3. Регулировать торговлю

службой 4. Создать государственную систе-

му финансов

Что вызвало:

 
  Основные пути исторического познания. - student2.ru

Ш. Перестройку всей системы управления страной и

подготовки научных кадров

 
  Основные пути исторического познания. - student2.ru

1. Распространение научных знаний

2. Реорганизацию органов центрального управления

3. Организацию по-новому органов местного управления

4. Закон о единонаследии и неотчуждаемости имений

5. Введение табеля о рангах

6. Культурно-бытовые новшества

ТАБЛИЦА 68. Причины Северной войны. 1700-1721 гг.

Основные пути исторического познания. - student2.ru

Основные пути исторического познания. - student2.ru

Стремление Швеции сохранить своё господство на Балтике и усилить своё влияние в Европе  

ТАБЛИЦА № 69. Основные этапы Северной войны. 1700-1721 гг.

Основные пути исторического познания. - student2.ru

Основные пути исторического познания. - student2.ru

ТАБЛИЦА № 70. Итоги Северной войны. 1700-1721 гг.

 
  Основные пути исторического познания. - student2.ru

ТАБЛИЦА № 71. Результаты преобразовательной деятельности Петра I

 
  Основные пути исторического познания. - student2.ru

 
 
Установление политической системы абсолютизма в самой его жёсткой форме, с полным закрепощением всех сословий и социальных институтов государством.  

 
  Основные пути исторического познания. - student2.ru

3. 4.

ТАБЛИЦА № 72. Оценки Петровских реформ.

 
  Основные пути исторического познания. - student2.ru

 
  Основные пути исторического познания. - student2.ru

Объективистская. Реформы Петра I носили противоречивый характер, проводились насильственно-репрессивными методами и привели к перенапряжению народных сил (В.О. Ключевский, Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский)  

ВЫВОД: Преобразовательная деятельность Петра Великого носила характер «консервативной революции». Модернизация всех государственных институтов и структур власти осуществлялась при консервации таких сугубо традиционных основ русского общества, как самодержавный режим и крепостное право, одновременно явившимися и главными рычагами проводимых реформ. Придав мощный толчок экономическому развитию страны, петровские реформы одновременно обусловили её грядущее отставание от передовых европейских государств, где уже утвердились основы капиталистического миропорядка. Создав мощную индустриальную базу, так необходимую молодой развивающейся нации, они заморозили едва появившиеся ростки новых капиталистических отношений. Однако, в целом, несмотря на ряд отрицательных моментов, Россия, благодаря петровским реформам, вышла в XVIII веке по темпам своего экономического развития и по культурному потенциалу верхних привилегированных слоёв общества на уровень передовых государств Европы и в течение целого столетия удерживала этот паритет.  

Екатерины II Великой.

Прогрессивные мероприятия Консервативные мероприятия
1. Работа Уложенной комиссии, проекты реформ (1767) 1. Упорядочивание структуры Сената, изъятие законодательных функций и сохранение их только за монархом (1763)
2. Секуляризация церковных владений (1764) 2. Ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине (1764)
3. Городская реформа, учреждение трёх купеческих гильдий (1785) 3. Жестокое подавление крестьянского движения Е. Пугачева (1773-1775)
4. Жалованная грамота дворянству, расширение дворянских привилегий 4. Губернская реформа: разделение страны на 50 губерний под полной властью губернаторов (1775)
5. Финансовая реформа: введение бумажных денег. Открытие дворянского и купеческого банков (1769) 5. Полицейская реформа (1782)
6. Образовательная реформа: создание системы образовательных учреждений (1786) 6. Право помещиков ссылать крестьян на поселение в Сибирь или на каторгу (1765)
7. Введение свободы предпринимательской деятельности (1775) 7. Запрещение крестьянам жаловаться на помещиков (1767)
8. Борьба за выход к Чёрному морю. Войны с Турцией (1768-1774; 1787-1791). Присоединение Крыма и Причерноморья 8. Распространение крепостного права на Украину (1783)

ВЫВОД: Хорошо понимая свою зависимость от дворянского сословия, которому она была обязана престолом, Екатерина II проводила строгую грань между своими просветительскими идеями и реальной политикой. Оттого её прогрессивные мероприятия, направленные на развитие экономики и культуры, а также повышению роли страны в мире, соседствовали с откровенно реакционными мерами по расширению дворянских привилегий и усилению крепостного гнёта для крестьян. В силу этого, XVIII век никак не мог стать временем ограничения крепостной зависимости крестьян и эволюции самодержавия в сторону конституционной монархии. Господствующей была тенденция к сохранению «золотого века дворянства» как можно в неизменном виде. Только лучшие представители дворянского сословия высказывались за законодательное ограничение крепостного права (Н. Панин, Д. Фонвизин) и лишь единицы (А. Радищев и Ф.Кречетов) говорили о моральном ущербе нации, который наносит крепостное права и об его экономической неэффективности  

ТАБЛИЦА № 78. Общие и отличительные черты буржуазных революций на Западе.

Общие черты для большинства буржуазных революций в Европе.
Революциям подвержены общества, переживающие переход от традиционализма к буржуазному миропорядку
Революции всегда предшествует кризис, порождаемый противоречиями между новым социально-экономическим базисом общества и его политикой надстройкой
Революция возможна лишь тогда, когда сознание народа готово воспринять идею преобразования общества на более справедливых началах.
Революция проходит несколько этапов в своём развитии по мере радикализации революционных требований масс: от умеренных мер к более крайним и экстремистским действиям, ставя под угрозу уже установленные революцией порядки
Отсюда непреложный закон всех революций: они неизбежно оборачиваются контрреволюцией: через военную диктатуру к частичному восстановлению прежних, дореволюционных порядков.
Возвращение к эволюционному пути развитию не означает полное восстановление старых порядков. Общество неизбежно приобретает новое качество, отчего повернуть его развитие вспять становится невозможным

ТАБЛИЦА № 79. Отличительные черты буржуазных революций в Европе.

Страна Особенности по причинам, характеру и последствиям
Нидерланды Революция имела характер национально-освободительного движения против колониального и религиозного гнёта Испании. Завершилась окончательным утверждением буржуазных отношений
Англия Революция была порождена финансовым кризисом, гонением на пуритан, провокациями королевской власти. Имела характер войны короля с парламентом и сильные религиозные мотивы
Северная Америка     Революция была спровоцирована мерами английского правительства по ограничению экономических и административных свобод колонистов. Она пошла дальше европейских революций и способствовала созданию в США элементов гражданского общества
Франция Для Франции была характерна предельная острота революционных событий и крайняя поляризация политических сил. Идеи просветителей обернулись революционным террором против всех недовольных

БЛОК ТРЕТИЙ. ВОЗМОЖНОСТИ ИНОГО ВАРИАНТА ОБНОВЛЕНИЯ Советского общества.

ТАБЛИЦА 162. Разные условия проведения перестройки М.С. Горбачёва и реформ Дэн-Сяопина.

КИТАЙ СССР
Китай накануне реформ пребывал в хаосе, и всё население понимало необходимость коренных перемен. Экономика продолжала функционировать, в стране сохранялись социальная стабильность и управляемость. Многие осознавали целесообразность перемен, но мыслили их только в рамках существующей социалистической системы.  
В Китае роль и влияние партаппарата были подорваны репрессиями и «культурной революцией», поэтому он не мог и даже не хотел выступать против реформ. В СССР партаппарат крепко держал в руках бразды правления страной, был спаян групповой порукой и общими интересами, а потому готов противостоять любым покушениям на свои прерогативы и привычные устои жизни.  
В Китае был многоопытный и авторитетный Дэн Сяопин. Его реформы были глубокими и далеко идущими, однако не подрывавшими общественную стабильность. В СССР бремя реформ легло на плечи молодого провинциального партийного работника, способного экспериментировать лишь в очень узких рамках, заданных традицией и позициями партийной бюрократии.
Китай оставался аграрной страной, где 80% населения составляло крестьянство, жаждавшее обрести права на землю, которые им были предоставлены, что дало толчок реформам в других отраслях. Хребтом советской экономики был военно-промышленный комплекс, для оздоровления народного хозяйства надо было сократить военное производство и поменять структуру экономики, но партаппарат не желал такого удара по своим финансовым и властным позициям.  
В Китае соцобеспечение пребывало в зачаточном состоянии, и население в этом смысле не могло серьёзно пострадать от начавшихся реформ.   В Советском Союзе социальное обеспечение находилось на сравнительно высоком уровне, удержать который в ходе перестройки оказалось невозможно.
Китай, благодаря конфронтационной с СССР политике, сумел наладить тесные военно-политические связи с Западом, который с энтузиазмом подключились к реформированию китайской экономики. СССР даже мечтать не мог о такой зарубежной помощи, ибо Запад был зациклен на «Холодной войне».
Китайское руководство в условиях политического кризиса сумело проявить волю и решимость в борьбе с радикальной оппозицией (события на площади Тайоньмынь).   Горбачёв и его окружение всегда упускали инициативу в схватке с непримиримой оппозицией и постоянно ей проигрывали, а, может, подыгрывали.  

 
 
ВЫВОД: М.С. Горбачев вначале попытался начать реформы по-китайски, с экономики, но натолкнулся на непреодолимые препятствия. Тогда и отдал приоритет политическим и идеологическим реформам. Демократизация неизбежно привела к размыванию фундамента тоталитарного режима: высвободила центробежные силы в национальных республиках, породила политико-идеологическую оппозицию Коммунистической партии. Общество расслоилось, развернулась острая борьба между различными политическими группами, идеологическими течениями, социальными слоями, между центром и провинцией, республиками, этносами. Политический кризис сделал плохо управляемыми экономические процессы. Центр уже не был в состоянии разработать единую комплексную стратегию экономических преобразований. Тем более он не мог реализовать такую стратегию на практике. В итоге, не поддавшись реформированию, коммунистический режим рухнул. А заодно рухнуло и управляемое им многонациональное государство.  

МОДУЛЬ ПЯТНАДЦАТЫЙ. РОССИЯ В ПЕРИОД ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ.

ТАБЛИЦА № 161.Политика президента Б.Н. Ельцина (1991-1999) и политический курс президента В.В. Путина (2000-2015).

Сферы управления Б.Н. Ельцин В.В. Путин
1.Общее направление политического курса. Разрушение коммунистической системы Стабилизация российского общества
2.Экономика. Либерально-рыночные реформы методом «шоковой терапии», приватизация госпредприятий, создание крупных капиталов.   Восстановление контроля государства над экономикой, «укрощение» олигархов, меры по ускорению темпов экономического роста.
3.Государственное строительство. Демонтаж советской системы и создание президентско- парламентской республики. Усиление «властной вертикали» за счёт ослабления политической роли Думы и губернаторов.
4.Межнациональные отношения. Ослабление контроля Центра над регионами, суверенизация субъектов Российской Федерации, угроза распада России. Усиление контроля Центра над регионами, создание федеральных округов и приведение местных законов в соответствие с российской конституцией.
5. Идеология. Полный плюрализм мнений при настойчивом внедрении в массовое сознание западных идеалов и ценностей. Настойчивый поиск новой государственной идеологии на основе национальных идеалов и моральных ценностей.
6. Внешняя политика. Односторонние уступки Западу в ущерб национальной безопасности и долговременным интересам страны. Попытка занять достойное место на мировой арене и проводить самостоятельную внешнюю политику, ориентированную на национальные интересы страны.
7.Общие итоги: Создание номенклатурно-олигархического капитализма, обнищание населения, рост сепаратизма, угроза распада страны, падение авторитета России на мировой арене. Реальность общенациональной катастрофы. Попытка выстраивания социально- ориентированной экономики, меры по увеличению доходов населения и решению других социальных проблем, экономический рост и усиление позиций России в мире. Видимые признаки улучшения экономического положения страны и укрепления социальной стабильности.

ВЫВОД: Инициированные президентом Б.Н. Ельциным либерально-рыночные реформы не оправдали возложенных на них надежд, подтвердив азбучную истину, что рынок и частная собственность, взятые сами по себе, всего лишь инструмент для построения более совершенного материального мира, а не чудотворное средство для моментального решения всех проблем, доставшихся от социалистической эпохи. Поэтому действия президентской команды привели к утверждению в России номенклатурно-олигархического капитализма, где процветают немногие, приближенные к власти люди, а остальное население брошено на произвол судьбы. Продолжение подобной политики было чревато угрозой разрушения России или погружения её в пучину экономического коллапса. Доведя страну до национальной катастрофы, Б.Н. Ельцин передал власть своему преемнику В.В. Путину, который твёрдо и неуклонно стал проводить курс на достижение общественной стабильности, на экономическое возрождение и на защиту национальных интересов России. Его курс, который одобряют свыше 70% россиян, укладывается в нехитрую формулу: рынок без базара, свобода без вседозволенности и порядок без диктатуры. Только такой политический курс в современных условиях существования России может гарантировать нашему народу путь в лучшее будущее.    

МОДУЛЬ ШЕСТНАДЦАТЫЙ. Сравнительный анализ. Реальность и идеал: «Кланово-олигархический капитализм» и «социально-ориентированная экономика».

Основные параметры Номенклатурно-олигархический капитализм Социально-ориентированная экономика
Роль государства в обществе Государство - выразитель интересов бюрократии и крупных собственников Государство-гарант социальной справедливости
Право собственности Владельцы крупных капиталов стоят над обществом и над законом Права собственника и рядового гражданина защищены законом
Место предпринимателя Предприниматель – главная фигура в экономике, но при условии полной лояльности к власти Предприниматель - исполнитель общественно-полезной функции
Форма социальных связей В основу положен принцип круговой поруки и клановых связей В основу положен принцип социального партнёрства
Политический строй «Суверенная» или «виртуальная» демократия, когда права и свободы провозглашены, но реально не действуют Гражданское общество с равными правами и равной ответственностью всех и каждого
Общественная мораль Пропаганда исключительной роли денег и богатства, что низводит общественную мораль до предельно низкого уровня Сплав национальных традиций с общечеловеческими идеалами и ценностями
Положение народа Неуверенность в завтрашнем дне, поддержание стабильности только за счёт высоких экспортных цен на энергоносители Создание условий для свободного развития всех, адресная поддержка социально незащищённым слоям населения
Перспективы Либо экономический крах, либо социальный взрыв Нахождение своего места в мировом разделении труда, как условие стабильного развития .

Основные пути исторического познания.

Основные пути исторического познания. - student2.ru

Основные пути исторического познания. - student2.ru

БЛОК ВТОРОЙ. ФОРМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

ТАБЛИЦА № 4.

       
   
Типы исторического сознания  
 
  Основные пути исторического познания. - student2.ru

ТАБЛИЦА № 5.

Основные пути исторического познания. - student2.ru

 
 
Научное – это обращение к реальным фактам истории и попытка выяснить причинно-следственные связи и суть происходивших исторических событий    

ТАБЛИЦА № 6.

Основные пути исторического познания. - student2.ru

 
 
Критическое – это стремление осмыслить историю применительно к своей жизненной практике.  

БЛОК ТРЕТИЙ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

ТАБЛИЦА № 7.

Основные пути исторического познания. - student2.ru

ТАБЛИЦА № 8.

Наши рекомендации