Политическое развитие страны в 1907-1917 гг.
Столыпинская аграрная реформа — обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П. А. Столыпина, начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.
еформа представляла собой комплекс мероприятий, направленных на две цели: краткосрочной целью реформы было разрешение «аграрного вопроса» как источника всеобщего недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений), долгосрочной целью — устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.
Если первую цель предполагалось достичь немедленно (масштаб аграрных волнений летом 1906 года был несовместим с мирной жизнью страны и нормальным функционированием экономики), то вторую цель — процветание — сам Столыпин считал достижимой в двадцатилетней перспективе.
Реформа разворачивалась в нескольких направлениях:
Повышение качества права собственности крестьян на землю, состоявшее прежде всего в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев; мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер.
Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян.
Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли прежде всего в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения силами государства огромного объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель.
Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего помещичьих) земель крестьянами, через разного рода операции Крестьянского поземельного банка, преобладающее значение имело льготное кредитование.
Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земель, ссуды членам кооперативов и товариществ).
Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями). Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.
Так называемый Третьеиюньский государственный переворот, произошедший 3 июня 1907 года, выразился в роспуске II Государственной Думы и изменении Избирательного закона от 11 декабря 1905 года (при этом был нарушен Манифест от 17 октября 1905 и основные законы от 23 апреля 1906).
Причиной роспуска II Думы послужила невозможность конструктивного взаимодействия между правительством, возглавляемым премьер-министром Петром Столыпиным, и оппозиционной Думой, значительную часть которой составляли представители крайних левых партий. Любой правительственный закон фактически блокировался Думой. А думские законы – императором и Государственным Советом. Сложившаяся ситуация олицетворяла собой конституционный кризис. Император Николай II понимал, что следующая Дума (при роспуске существующей) не будет сильно отличаться и тупиковая ситуация сложится вновь. Правительство нашло выход из кризиса в одновременном роспуске Думы и изменении Избирательного закона.
Воспользовавшись незначительным поводом, председатель Совета министров Петр Столыпин обвинил Социал-демократическую фракцию в Государственной Думе в подготовке антигосударственного переворота. Царское правительство потребовало предания суду 55 социал-демократических депутатов Думы и в ночь на 3 июня, не дожидаясь решения думской комиссии, созданной для расследования этого обвинения, арестовало их. 3 июня был опубликован манифест о роспуске Думы и об изменениях в Положении о выборах.
Избирательный закон был изменен таким образом, что круг избирателей значительно сузился, а избиратели с высоким имущественным цензом (землевладельцы и горожане высшего ценза, то есть преимущественно домовладельцы) получили фактический контроль над выборами на большинство парламентских мест. Большинство в III Думе перешло к проправительственным фракциям — Октябристской и Националистической, позиции левых партий были существенно подорваны. Новая Дума сумела наладить конструктивную законодательную работу в контакте с правительством. В то же время новый избирательный закон поколебал представления населения о том, что депутаты Думы являются его представителями.
Роспуск II Думы совпал по времени с заметным ослаблением забастовочного движения, аграрных волнений. В стране на некоторое время наступило относительное спокойствие. 3 июня принято считать последним днем Первой русской революции.
Революция 1905—1907 гг. показала правительству, что социальной опоры в деревне у царизма нет.
Сословная обособленность крестьян (патриархальность), общинное землепользование не стали гарантами поддержки крестьянами помещиков в вопросе о земле.
Аграрная реформа Столыпина преследовала цель создать в деревне прочную социальную опору царизму в «крепком единоличном собственнике». Чтобы он появился, нужно было разрушить общину, сделать возможным выход из нее. Главным в реформе стало насильственное разрушение общины и насаждение частной собственности на землю.
Указ от 9 ноября устанавливал, что каждый хозяин, владеющий землей в общине, может требовать выделения своего надела в личную собственность, и каждый вправе закрепить собственность на землю, превышающую норму душевого надела. Он имеет возможность получить вместо разрозненных полос цельный равноценный участок (отруб) или вообще отселиться и завести хуторское хозяйство.
Важным звеном реформы была деятельность Крестьянского банка, который поощрял создание отрубных и хуторских хозяйств. Существенной мерой было переселение крестьян за Урал. Этим решались две задачи: 1) ослаблялся земельный голод;
2) удалялись малоземельные, задавленные нуждой, политически ненадежные крестьяне.
Льготы: крестьяне-переселенцы освобождались от воинской повинности, обустраивались на новых местах.
Первые годы переселение шло активно, затем темпы его снизились. За Урал переселилось чуть больше 3 млн. чел.
Аграрную реформу Столыпина поддержала партия «Союз 17 октября» остальные партии в Думе критиковали ее.
Реформа потерпела неудачу. Столыпин наткнулся на вековую психологию крестьянина-общинника, который боялся рисковать. По переписи 1916 г., из 14,6 млн. крестьянских хозяйств отрубы составляли 9,1%, хутора — 2,3%. Выделившиеся из общины продолжали жить в деревне, их участки оставались в чернополосном владении с общинной землей.
Реформа не создала внутренний рынок для промышленности, не устранила социальной войны между крестьянами и помещиками, земли которых оставались неприкосновенными. Реформа ускорила расслоение крестьянства - необходимое условие для создания наемной рабочей силы в деревне и городе для развития капитализма при сохранении крупного помещичьего землевладения и самодержавной системы.
Насильственные, бюрократические методы разрушения общины с сохранением малоземелья озлобляли крестьян, вызывали их сопротивление. Попытка уберечь Россию от новой революции не удалась. Потерявший покровительство Николая II Столыпин был убит в сентябре 1911 г в Киеве анархистом Богровым.