Общественно политическое развитие России во во время революции 1905-1907 года.

1. Формирование политических партий

а. Социал демократы

б. Кадеты.

в. Октябристы

г. Мирно обновленцы и прогессисты.

д. Помещичье-монархические партии.

2. Изменения в государственном строе. 1-я и 2-я государственные думы.

1. Революция 1905-1907 годов сформировала мощные потоки общественно-политического движения в России. Главным показателем оживления общественно-политических процессов является формирование и начальный этап политических партий. Все политические партии можно свести к 3м группам.

· Революционно-демократические.

· Либерально-опозиционные.

· Консервативно-охранительные.

а) Среди революционно-демократических партий ведущую роль играли партии РСДРП и партия Эсеров. Партия РСДРП организационно оформившаяся на 2-м съезде 1903 году, действовала на основе программы состоявшей из 2х частей, 1-я часть, программа минимум, которая предусматривала решение задач буржуазно демократической революции. По этой программе предполагалось свержение самодержавия, введение демократической республики, предоставления права на самоопределения всем нациям. В главном вопросе революции в аграрном, выдвигались требования, возвращению крестьянам отрезков отторгнутых по реворме 1961 года, отмена выкупных и оброчных платежей за землю, а также возвращение крестьянам денег которые они заплатили ранее. В 1906 году аграрная программа была пересмотрена, теперь выдвигалось требование полной конфискации помещичьих, государственных, церковных и монастырских земель. Аграрную программу по разному представляли меньшевики и большивики, меньшивики в отличие от предложенных действий бльшивиков, предлагали программу муниципализации земли. Ее суть заключалась в том, что все конфискованные земли передаются в органы местного самоуправления, т.е. в муниципалитеты, которые потом распределят ее между крестьянами.

Была еще программа максимум, которая предусматривала социалистическое переустройство общества после победы социалистической революции. По этому вопросу между меньшевиками и большевиками не было согласия, большевики предлагали немедленное построение социализма, даже настаивали на немедленном переходе от буржуазно-демократической революции к социалистической. Меньшевики считали, что насаждение социализма в экономически и культурно не развитой стране утопия.

В период первой российской революции численность РСДРП выросла, сначала 2500 человек, к концу революции уже 70000, при этом меньшевики составляли большинство 45000, в большевистском крыле РСДРП русские составляли 89%. Кроме партии РСДРП в России действовали: Польская социалистическая партия, латышская партия социал-демократов, еврейская партия Мунд.

Партия Эсеров формально заявила о своем возникновении в 1902 году, активно начала работать на рубеже 1905-1906 годов. Центральное место в их программе занимал аграрный вопрос, эсеры требовали изъять землю из частной собственности, но они выступали не за национализацию, а за социализацию, т.е. передачу земли не в государство, а в общенародное достояние. Эссеры считали, что землей должны распоряжаться общины, которые будут распределять землю по трудовой норме. Тактика эсеров помимо пропаганды и агитации предусматривала организацию вооруженных восстаний и применения индивидуального террора. Среди эсеров была создана боевая группа, которая в ходе революции достигала примерно 30 человек, руководили боевой группой Борис Савенков, Евно Азов, они организовывали убийство, были убиты министры внутренних дел, Ситягин и Плеве, убит министр народного просвещения Богалепов, генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. В целом террористическая организация эсеров, была проявлением тоталитарного общественного движения России.

В 1906 году оформился союз Эсеров максималистов, который вообще был сосредоточен на индивидуальном терроре и экспроприациях. В числе неонароднических партий, видное место занимала трудовая народно социалистическая партия, их еще называли народные социалисты или НСы. Видными идеологами были Пишехонов, Аневский. НСы выступали за особый путь развития государства. Они считали, что Россия может придти к социализму, минуя капитализм. Развиваясь по пути традиции общины и русской народной жизни. Таким образом широкая палитра социал-демократических партий свидетельствовала о изменении части на коренные вопросы. Вопрос о власти и вопрос о земле.

б)Главной либеральной партией претендовавшей на общенациональное руководство, была партия конституционных демократов, Кадетов. Которая оформилась на первом учредительном съезде 12-17 октября 1905 года, позднее называлась партия свободы. Основное ядро составляли российской интеллигенции: врачи, писатели, учителя. В кадетской партии были Вернадский, Муромцев, историки: Корнилов, Кизеветор, Гершензор, Милюков. Видные экономисты: Струве, Изгоев. При этом кадеты старались объединить вокруг себя все другие партии и течения стороны. Лидером кадетской партии стал блестящий оратор, видный историк, Павел Николаевич Милюков.

Главной целью кадеты провозгласили введение конституции, они считали, что монархия должна быть заменена парламентским строем. При этом кадеты утверждали, что для России нормальным будет присутствие конституционной монархии английского типа.

В целом кадетская программа была направлена на развитии по западному образцу. По земле кадеты предлагали частичное отчуждение помещичьей земли в пользу крестьян по рыночным ценам. Кадеты настаивали на уничтожении общинного устройства. Так же как и социал-демократы, партия кадетов не была единой, она в своей практике распадалась на центр правых и левых.

в) 2-й буржуазно-либеральной партией была партия «союз 17 октября» это название принято в честь манифеста 17 октября, организационно партия оформилась в конце 1905 начале 1906 года. Лидером партии был Александр Иванович Гучков. Один из богатейших людей России, промышленник, высокообразованный человек, экстравагантный, склонный к авантюризму. Октябристы представляли интересы крупного капиталы. В плане государственного устройства они выступали за наследственную конституционную монархию, в которой император будет руководствоваться, положением или конституцией. Октябристы были против самодержавия, но с другой стороны считали, что для России установление парламентского строя неприемлемо. Наличие в стране верховного держателя власти, императора, является исторической гарантией т дальнейших потрясений и катаклизмов.

Аграрный вопрос октябристы предполагали решить при использовании пустующих казенных, удельных и кабинетских земель. А так же путем покупки свободной земли через посредство крестьянского банка. В плане демократических преобразований, октябристы признавали право свободы на экономические стачки, ограничение рабочего дня, так же октябристы считали продолжить реформы управления и суд. устройства.

Партия октябристов партия крупной буржуазии, одним из ведущих был вопрос свободы предпринимательства. Октябристы считали, что собственность должна охраняться. В годы революции партия насчитывала порядка 30тыс. человек.

г) Лидеры умеренного либерализма такие как граф Гейден, доктор Шипов, князь Львов, не принимали до конца ни положения октябристов ни положения кадетов. Летом 1906 года из октябристов и кадетов была создана партия мирного обновления.

Промежуточные программные положения, вопросы тактики расходились. Партия прогрессистов сложилась в ноябре эта партия представляла интересы богатейших людей. Коновалов, Третьяков, Рябушинский. Прогрессисты выступали за конституционно-монархический строй.

д) Монархические круги России, помещичьи в период первой революции сформировали свои партии, такие как Союз русского народа, союз Михаила Архангела. Создавались черносотенные организации, главная борьба с революцией.

Крупнейшими черносотенными были «двуглавый орел», «братство борьбы с крамолой», «царско-народное общество». Социальный состав пестрый, входили и титулованная знать и часть творческой интеллигенции, мещане, купцы, помещики. Лидерами партий были такие как политик Курешкевич, доктор Дубровин, помещик Марков. Во многих городах черносотенные партии создавали боевые дружины, лозунгом дружин было возрождение идей православия самодержавия народности.

Таким образом, Россия в годы первой революции была площадкой формирования многочисленных партийных организаций, которые выражали разные интересы слоев общества.

2. Одним из вопросов первой революции были вопросы формирования начал парламентаризма и прообразом российского парламента, который изменил государственный строй, были 1-я и 2-я государственная дума. В марте – апреле 1906 г. выборы в гос. думу. Большинство мест получили кадеты, были представлены трудовики, октябристы, беспартийные. 27 апреля 1906 года состоялась открытие первой гос. думы. Причем Николай II назначил встречу в своем дворце, а основные заседания проводились в Таврическом дворце.

Первая государственная дума работала 72 дня под председательством Муромцева. Основным вопросом был аграрный вопрос. Рассматривалось 2 законопроекта. 42-х и 104-х, что являлось выражением противоречий между кадетами и другими представителями партий. Острые дебаты в думе находили живейший отклик в крестьянстве. В думе поступали заказы от крестьянства. т.е. конфискации помещичьих земель и объявление их общенародной собственностью. Царское правительство понимало, что это разжигает смуту. 8 июля 1906 года депутаты явились на заседание в Таврический дворец, и увидели объявление о роспуске думы.

2-я государственная дума сформирована к февралю 1907 г., но до созыва аграрный вопрос, основной вопрос обсуждался и кадетами и октябристами и было созвано совещание где было принято выборгское совещание которое осуждало разгон думы, а прекратить выплату налогов в пользу государства.

Оказалось что 2-я дума еще более левая, большинство мест принадлежало левым партиям. Председателем был кадет Головин. 2-я дума просуществовала 102 дня. Главным вопросом был аграрный. Эти дебаты сильно тревожили правительство. Было очевидно, что дума является трибуной для провозглашения противопомещичьих взглядов. Были обнародованы 3 июня 1906 царский манифест о роспуске думы и новый закон который изменял порядок выборов в думу. Издание нового избирательного закона воли одного царя было грубым нарушением манифеста 17 октября 1905 года и обнародованных 23 апреля 1906 года основных законов, согласно которым никакой новый закон не может последовать без одобрения государственного совета и государственной думы. Это являлось государственным переворотом. Поскольку были нарушены основные законно положения. В то же время события 3 го июня являются окончанием даты российской революции.

Третьеиюньская монархия.

1. Общее направление реформаторской деятельности Столыпина.

2. Аграрная реформа

3. Итоги правления Столыпина.

1. В период третьеиюньской монархии, главной задачей Столыпина было укрепление социальной базы самодержавия. Общественно политическое развитие показало, что дворянство в единственном числе не может служить достаточной опорой для режима. Мощное аграрное движение 1905-1906 года так же доказало, что крестьянская община с его традиционной аполитичностью и верой в доброго царя не является опорой режима. По этой причине и по причине того, что именно крестьянство является большей частью российского населения, Столыпин предполагал радикальное социально-экономическое переустройство страны за счет основной массы общинников.

Таким образом, в правительственной программе, опубликованной 25 августа 1906 года предполагалось проведение важнейших реформ в государстве:

1. Аграрная, которая должна помочь превращению зажиточных крестьян в сильную социальную группу.

2. Реформа самоуправления, она должна предоставить еще большее возможности для участия в работе земств.

3. Реформа средней и высшей школ, эта реформа должна демократизировать систему образования в России и сделать ее более доступной для крестьян.

Для решения проблем эволюции необходимым условием являлось организация государственной власти. В период третьеиюньской системы в стране был введен режим бонапартизма, который создавал впечатление надклассовой власти, надпартийности правительства. Возможность бонапартизма объясняется соперничеством между крепостниками и буржуазии, в следствии чего они уравновешивали друг друга. В этом случае правительство имело большую возможность для социального маневра.

Политика бонапартизма стала неизбежной после революции 1905-1907 года в России. В условиях острого противоречия между растущим капитализмом и устоявшим полуфеодальным помещичьим и надельным землевладением, в обстановке резкого размежевания классов и роста полемилизации большинства населения. Черты бонапартийского лавирования обнаруживались уже в самом законе 3 июня 1907 года. Смысл его состоял в том, что он создавал не одно, а два большинства в думе. Обеспечив землевладельческой курии половину всех выборщиков новый закон в то же время не допускал преобладание в государственной думе одного класса или партии, так как голоса помещиков от которых зависел исход выборов дробились между кадетами, октябристами, прогрессистами и черносотенцами. По образцу законодательства Наполеона 3, закон 3 июня предоставлял право министру внутренних дел изменять границы избирательных округов по самопроизвольным признакам: территориальному, имущественному, классовому, национальному и другим. Это открывало неограниченные возможности для проведения выборов по Бонапартийсски. Создавая видимость законности самой беззастенчивой фальсификации выборов, для поведения в государственную думу, угодных правительству кандидатов. Введена была так же система, так называемых обязательных депутатов, которые представляли собой послушный режиму думский состав. В целом новый закон коренным образом перераспределял выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии. Рабочие потеряли около половины выборщиков, крестьяне больше половины, народы средней Азии, якутской области, кочевники астраханской, ставропольской губернии, и нерусские народности Забайкалья вообще лишались представительства в думе. Кавказу из 29 мест было оставлено 14, Польша вместо 37 посылала 14, в целом число депутатов сокращалось с 524 до 442.

После 1905 года помещики напуганные пробуждением народных масс должны были отказаться от игры крестьянский цезаризм, и искать себе новую опору. Поиски были возможны только на путях приспособления к буржуазному развитию страны. Третеиюньская система была последней попыткой спасти крепостническую монархию, путем обновления союза с буржуазией.

По итогам выборов в 3ю государственную думу было избрано 144 черносотинца, 148 октябристов, 28 прогрессистов, 54 кадета, буржуазных националистов 26, 14 трудовиков и 19 социал демократов. Председателем думы стал октябрист Хомяков, которого сменил затем А.И. Гучков в 1910 году.

Главной реформаторской деятельности была аграрная реформа

2. Курс на создание крепкого и единоличного собственника, царское правительство в конечном счете проводило для сохранения власти и доходов благородного российского дворянства, основным направление состояло в разрушении общины. первый шаг на этом пути был сделан еще во время революции. Указом 9 ноября 1906 года, который имел абсолютно бесцветное название, о дополнении действующего закона касающегося крестьянского землевладения и землепользования. Суть крестьянского закона раскрывалась в первой статье, которая устанавливала, что каждый домохозяин владеющий землей на общинном прав может требовать укрепления в его личную собственность причитающейся ему части земли. Для поощрения выхода из общины как бы виде премии для выходящих из нее, указ устанавливал, что домохозяева имевшие больше нормы надела на душу могли укрепить за собой эти излишки по выкупной цене 1861 года, т.е. гораздо ниже рыночной. Для выхода из общины необходимым было согласие сельского схода, если в течении 30 дней сход не давал согласия, то выдел производился распоряжением земского начальника. Когда указ 9 ноября поступил на рассмотрение в думу, он встретил полное одобрение. На почву столыпинского землеустройства стала либеральное( прогрессисты и кадеты), при этом в идеи организации землеутройства, наиболее совершенным типом землевладения был провозглашен хутор, в котором крестьянская усадьба, земля, и прочие угодья сводились в единое целое. 2м вариантом земельного владения был отруб, в этом случае все пахотные земли закреплявшиеся за крестьянами все равно сводились воедино, но находились на расстоянии от коренной усадьбы.

Недостатком подобного землеустройство является то обстоятельство, что хутора и отруба рассматривались как единственное универсальное средство для подъема сельского хозяйства, в этом духе составлялись правительственные инструкции, действовали землестроительные комиссии, при этом бюрократия не считалась не с крестьянскими традициями, ни с особенностями того или иного региона. В это же самое время большинство крестьян не только маломощных но и в полнее справных не готовы были к реформе психологически.

Серьезным препятствием к созданию хуторского хозяйства являлось крестьянское малоземелье, особенно характерное для черноземных губерний. Выйти на хутор было возможным, но продержаться на нем в условиях рискованного земледелия, при устаревшей технике удержаться было трудно. Община разрушалась с двух концов, из нее выходили как и крепкие крестьяне, так и бедные, стремящиеся уйти в город. к 1910 году обнаружилось, что реформа не проводится темпами, которыми планировалось. 14 июня 1910 принимается новый закон о выходе из общины. Он подтверждал принципы выхода 9 ноября 1906, теперь в принудительном порядке, все крестьяне общинники переводились на положение частных собственновиков, если в тех общинах в которых жили не было переделов со времени перехода на выкуп. Значительно упрощалась процедура на выход, раньше нужно согласие 2\3, теперь достаточно простого большинства.

По мимо разрушения общины вторым направлением крестьянской реформы было переселение крестьян. В целом процесс переселения после постройки Транссиба был заметным явлением. Однако только в период столыпинской реформы с 1907 по 1910 года в Сибирь переселилось 1.5 мил человек.

Для организации переселения было сформировано ГПО ( гл. переселенческое управление) во главе которого находился сподвижник Столыпина, Кривошеев. Деятельность была направлена на организованный процесс переезда и проведению землеустроительных мероприятий в Сибири, Северном Туркестане и на Дальнем Востоке.

Переселенцы, которые переезжали организованным путем получали ссуду, могли пользоваться услугами железной дороги, и на месте водворения землестроители наделяли крестьян по душевой норме.

Из двух направлений столыпинской реформы более удачной была переселенческая политика, благодаря которой были введены огромные территории земель за Уралом, но решить проблему преобразования деревни правительству Столыпина не удалось, так как Николай 2, по мере ослабления революционного процесса все менее поддерживал реформаторские новации в правительство Столыпина. 1 сентября 1911 года Столыпин был смертельно ранен.

3. Итоги правления Столыпина заключались в том, что он оставил заметный след в истории России. он стремился сохранить самодержавный строй, усовершенствовав его деятельностью 3-й думы, проведением аграрной реформы, реформ самоуправления и образования, но залогом неудач Столыпина была попытка примерить непримиримое. Абсолютистский режим с нормами буржуазной демократии, крепостное, помещичье дворянство, с растущим слоем крестьян единоличников. Доказательством того, что третииюньская система не имела исторической перспективы, был новый революционный подъем, начавшийся в 1910 и достигший пика своего развития после Ленского расстрела в апреле 1912 года.

Наши рекомендации