Россия на рубеже XIX-XX вв. Николай II. Реформы С.Ю. Витте.
Империализм.
В преддверии крушения российской монархии территория страны составляла 22,2 млн кв. км. Население России к 1914 г. возросло до 175,1 млн человек. Его прирост шел быстро, и, по прогнозам демографов, общая численность населения страны (при отсутствии войн и кризисов) к середине XX в. должна была достичь 350 млн человек. В начале нового века в Российской империи ускоренными темпами шла экономическая модернизация, и она стала одной из пяти ведущих держав мира. По степени концентрации производства в рамках догоняющей модели индустриализации Россия к началу века вышла на первое место в Европе. За счет быстрого роста новых промышленных районов на юге страны, в том числе Баку и Донбасса, создается мощная топливная база (за 1890-е гг. добыча угля увеличивается в три раза, а нефти - в 2,5). Быстрыми темпами развивается тяжелая промышленность: в три раза возрастают выплавка чугуна и производство продукции машиностроения. К началу века почти в два раза удлиняется сеть железных дорог, а по абсолютным показателям железнодорожного строительства Россия уступает лишь США. Этот процесс всемерно поощрялся царским правительством, заинтересованным в создании крупных предприятий, способных выполнять государственные и, прежде всего, военные заказы. Параллельно с концентрацией производства и созданием промышленных монополий в стране складывалась система монополизированного банковского капитала (пять ведущих банков страны контролировали основную массу финансовых средств).
Бурные темпы промышленного роста были обусловлены проведением последовательной финансово-экономической политики, идеологом которой являлся министр финансов С. Ю. Витте. Еще в 1892 г. он пообещал Александру III в течение 20 лет сделать Россию крупнейшей промышленной державой, не проводя при этом радикальных политических преобразований. Взятый С. Ю. Витте курс на всемерное содействие промышленному развитию не был принципиально новым явлением и опирался на традиции форсированного индустриального развития петровской эпохи, а также опыт финансово-экономического регулирования последующих периодов. Составными частями "системы Витте" являлись последовательный протекционизм в таможенной политике, защищавший отечественных промышленников от иностранной конкуренции (основы этой политики были заложены еще таможенным тарифом 1891 г.), широкое привлечение зарубежных займов и инвестиций, путем распространения в развитых европейских странах (Германии, Франции, Бельгии) государственных ценных бумаг, наконец, накопление внутренних финансовых ресурсов с помощью казенной винной монополии и усиления косвенного налогообложения.
В рамках денежной реформы 1897 г. значимой мерой явилось введение золотого денежного обращения (золотого стандарта). Золотое содержание рубля при этом уменьшилось на одну треть. Кредитный (бумажный) рубль приравнивался к 66,7 коп. золотом. Государственный банк, ставший эмиссионным учреждением, получил право ежегодно выпускать не обеспеченные золотом кредитные билеты на сумму не более 300 млн руб. Финансовая реформа способствовала стабилизации курса рубля и притоку в Россию иностранных капиталов. Государство оказывало активное содействие в создании новых и расширении существующих предприятий. Основным внутренним ресурсом индустриализации страны был аграрный сектор экономики. Однако сохранение общинного землевладения сдерживало развитие промышленности.
Сложной задачей в начале века являлась модернизация государственно-политической системы Российской империи. Абсолютная власть в России по-прежнему принадлежала императору. Николай II (1894-1917) пытался следовать курсу своего отца Александра III на сохранение неограниченной самодержавной власти. В стране отсутствовали основные политические и гражданские свободы. Первые политические партии, возникшие в конце XIX - начале XX в., находились на нелегальном положении. Быстро росший слой промышленной, торговой и финансовой буржуазии не имел не только власти, но и каких-либо политических прав. Важной особенностью организации аппарата управления Российской империи являлась его крайняя бюрократизация: к 1917 г. в системе государственных учреждений разных уровней служило около 500 тыс. чиновников, на содержание которых ежегодно расходовалось до 15% госбюджета, при этом лишь 3,4 тыс. человек из них относилась к высшим четырем классам Табели о рангах. Абсолютное большинство российской бюрократии пополнялось в основном из среды потомственного дворянства, и даже среди высшей чиновной элиты выходцев из помещиков-землевладельцев было немного. Большинство царских чиновников находилось полностью на казенном жаловании, состоя таким образом в жесткой зависимости от самодержавной системы власти и одновременно являясь ее надежной опорой. На местах царская администрация - генерал-губернаторы, гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, земские начальники, офицерский корпус в армии и полиции - также комплектовалась в основном из дворян. Значительную роль в системе губернского и уездного управления играли предводители дворянства, избиравшиеся на сословных дворянских выборах. Уездный предводитель дворянства был первым лицом в уезде, он председательствовал в важнейших коллегиальных административных органах, в воинском присутствии, на уездном земском собрании и др. Дворяне-помещики были полными хозяевами и в земстве. Первые годы царствования Николая II не отмечены и существенными изменениями в системе управления окраинами: в основном сохранялись как прежняя структура учреждений, так и архаическое административно-территориальное деление страны.
В новых условиях царизм оказался перед выбором: либо решиться на реформирование политической системы, либо, ничего не меняя, ограничиться мелкими уступками, но это в итоге могло привести к насильственной ликвидации самодержавия. В ближайшем окружении императора существовали две противоборствующие группировки бюрократии, имевшие различные взгляды на реформирование государственного строя. При отсутствии единого органа государственного управления - правительства (хотя с 1802 г. формально в России существовал Комитет министров, а с 1857 г. - Совет министров) шла борьба между министерством финансов и министерством внутренних дел. Их руководители оспаривали друг у друга лидерство в проведении структурной перестройки системы государственного управления. Николай II склонялся к принятию предложений министра внутренних дел В. К. Плеве. В условиях нарастающего социально-экономического и политического кризиса самодержавие оттолкнуло от себя либеральное земство и интеллигенцию, власти одновременно при помощи "полицейского социализма" стремились "приручить" рабочее движение и направить действие против революционных организаций наиболее реакционно настроенных националистов и антисемитов. Наконец, по совету Плеве правящие круги ввязываются в рискованные авантюры на Дальнем Востоке, что приводит к Русско-японской войне 1904 г.
Революционное движение и формирование политических партий. Начало столетия было ознаменовано подъемом массового рабочего и крестьянского движения. Созданный I! конце 1895 г. петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" (руководители А. А. Ванеев, П. К. Запорожец, В. И. Ульянов, Ю. О. Цедербаум (Мартов) и др.) и другие социал-демократические и рабочие организации стремились осуществить переход к новой тактике борьбы: массовой экономической и политической агитации среди рабочих, организации забастовок. В мае 1901 г. крупная забастовка на Обуховском заводе в Петербурге вылилась в столкновения с полицией. На следующий год состоялась массовая демонстрация в Нижнем Новгороде. В том же году всеобщая стачка охватила предприятия Юга России. Попытка начальника московского охранного отделения С. В. Зубатова создать в начале 1900-х гг. легальные рабочие организации, действующие под контролем властей, не встретила поддержки в высших правительственных сферах и потерпела неудачу. Весной 1902 г. произошли массовые выступления крестьян в Полтавской и Харьковской губерниях, которые были подавлены войсками. Летом и осенью 1902 г. крестьянские волнения охватили ряд уездов в центральной части России.
Рост крестьянского движения способствовал возрождению среди радикальной интеллигенции веры в революционный потенциал крестьянства. В 1901-1902 гг. различные обновленные народнические кружки и организации объединились в Партию социалистов-революционеров (эсеров). Боевая организация этой партии осуществила ряд террористических актов против высших чиновников. Так, большой резонанс приобрело убийство эсером Е. С. Созоновым в середине июля 1904 г. министра внутренних дел В. К. Плеве. Во главе либерального движения встал созданный в 1903 г.
"Союз освобождения", в том же году оформился "Союз земцев-конституционалистов". В ходе организованной "Союзом освобождения" в 1904 г. "банкетной кампании" на собраниях представителей либеральных кругов открыто выдвигались требования введения в России представительного правления. В 1903 г. на II съезде Российской социал-демократической партии (РСДРП), которая была учреждена в 1898 г., произошел раскол. В ее составе выделилось радикальное крыло - большевики (сторонники В. И. Ленина) и более умеренное крыло - меньшевики (Г. В. Плеханов, Ю. О. Мартов, А. Н. Потресов и др.). Обострение социально-политических противоречий в России усугублялось ее поражениями в Русско-японской войне.
Реформы С. Ю. Витте
Царское правительство Николая 2 пыталось разрешить острые экономические и социально-политические проблемы путем проведения реформ “сверху”. Министерство финансов на рубеже XIX—XX вв. Возглавлял С. Ю. Витте, который много сделал для превращения России в индустриальную страну.
При нем был осуществлен ряд важных мер:
-- развертывание железнодорожного строительства и введение на железных дорогах единого тарифа;
-- введение винной монополии;
-- государственное регулирование внутренней и внешней торговли;
-- расширение частного предпринимательства;
-- стимулирование иностранных капиталовложений;
-- гибкое налоговое законодательство;
-- укрепление национальной валюты за счет введения золотого эквивалента рубля.