Семинар №12. Казахстан в 20-30 годы ХХ века
Учебные вопросы:
1. Социально-экономическое и политическое положение в Казахстане
2.Общественно-культурная жизнь Казахстана
Методические указания:
При подготовке к семинару необходимо изучить рекомендованную литературу. В ходе подготовки вопросов семинарского занятия обратить внимание на деятельность казахской интеллигенции, которые хотели подчинить советскую систему интересам казахского народа и на суть большевистской модернизации казахского общества, не учитывая их интересы.
В ходе подготовки вопросов семинарского занятия выявить причины массовых политических репрессий и их последствия. Обратить внимание на позитивные и негативные моменты в культурном строительстве Советской власти в Казахстане.
Краткие тезисы материала занятия:
- декрет Советского правительства «Об образовании Киргизской (Казахской) Автономной Социалистической Советской Республики» (КАССР 26 августа 1920г.);
- учредительный съезд Советов КАССР - образование ЦИК и СНК;
- национально-государственное размежевание Туркестана (1924г.);
- политику «индустриализации» Казахстана: споры и дискуссии о путях и методах индустриализации, результат индустриализации в Казахстане;
- идеология «Малого Октября» Ф.И. Голощекина: постановление ЦИК и СНК Казахской АССР о переделе пахотных и сенокосных угодий; декрет ЦИК и СНК Казахстана (1928 г.) о конфискации скота, имущества и выселении крупных баев-полуфеодалов;
- протест народных масс против насильственной коллективизации (1929-1931 гг.);
- голод 1931-1933 гг., и его последствия.
- репрессия против казахской интеллигенции;
- формирование сети концентрационных лагерей (ГУЛАГ: Карлаг, Степлаг, АЛЖИР и др.);
- массовые политические репрессии 1937-1938 гг. и трагические последствия репрессий;
- насильственное переселение народов в Казахстан;
- достижения Советской власти в области образования: развитие системы народного образования, борьба с неграмотностью;
- перевод казахского языка с арабского алфавита на латинский, и в последующем - на кириллицу;
- борьбу с «буржуазным национализмом» в культуре: подавление национальных основ культуры, социалистический реализм в литературе и искусстве.
Дополнительные задания для семинарских занятий:
1. Заполните таблицу №1. Коллективизация.
Цель коллективизации | Методы коллективизации | Социальные последствия | Экономические последствия |
2. Заполните таблицу №2. Индустриализация.
Цель индустриализации | Трудности осуществления индустриализации | Различные позиции по поводу путей индустриализации | Методы и источники индустриализации | Последствия |
3. Заполните таблицу. Политические репрессии.
Период репрессии | Репрессированные |
4. Составьте по теме кроссворд, чайнворд и чайндат.
5. Подготовить по теме: 1) сообщение; 2) доклад; 3) рефераты.
6. Прочитать и законспектировать материалы из ниже указанных литератур по выбору студентов.
7. Выписать в тетрадь термины по теме и раскрыть их смысл.
Задания для самопроверки:
1. Когда был издан декрет об образовании Казахской АССР?
2. Где и когда состоялся Учредительный съезд образования Казахской АССР?
3. Какие области вошли в состав Казахской АССР в период национально-государственного размежевания?
4. С чего началась индустриализация в Казахстане?
5. Чем было вызваны трудности индустриализации?
6. Когда и как была проведена коллективизация в Казахстане?
7. Какое население было в Казахстане накануне голода в 1931-1933 гг.; сколько человек погибло от голода?
8. Где произошли восстания против коллективизации?
9. Каково было отношение казахской интеллигенции к индустриализации?
10. Как проходили репрессии в Казахстане в годы тоталитарного режима?
11. Во второй половине 30-х годов идеология и практика культа личности достигла апогея. В чем это выразилось?
12. Назовите положительные и отрицательные аспекты в области культуры в 20-30-е годы.
13. Какой вуз первым был открыт в Казахстане?
14. Как развивалось киноискусство, музыкальное и изобразительное искусство?
15. Кто автор книги «История Казахстана с древнейших времен»?
16. Какова была система образования в Казахстане?
Литература:
1. История Казахстана. Курс лекции. – Алматы, 2009.
2. Алдажуманов К.С., Козыбаев М.К. Тоталитарный социализм: реальность и последствия. – Алматы, 1997.
3. Гуревич Л.Я. Тоталитаризм против интеллигенции. – Алма-Ата, 1992.
4. История Казахстана: белые пятна. – Алма-Ата, 1991.
5. Нурпеисов К.Н. Алаш һәм Алашорда. – Алматы, 1995.
6. Новейшая история Казахстана. Сборник документов и материалов. Ч.1. Составители Каражанов К., Такенов А.С. – Алматы, 1998.
7. Алдажуманов К.С., Алдажуманов Е.К. Депортация народов – преступление тоталитарного режима. – Алматы, 1997.
8. Чокай М. Туркестан под властью Советов. – Алма-Ата, 1991 и др.
Семинар №13. Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Учебные вопросы:
1. Вклад Казахстана в разгром фашисткой Германии
2. Трудовой героизм казахстанцев
Методические указания:
При подготовке к семинару необходимо изучить рекомендованную литературу. В ходе подготовки вопросов семинарского занятия обратить внимание на причину возникновения войны, на формированные национальные части, на массовый героизм казахстанцев на войне, на участников-казахстанцев партизанского движения.
Обратить внимание на размещение эвакуированных предприятий на территории Казахстана и выявить имена и трудовой героизм казахстанцев своего края.
Краткие тезисы материала занятия:
- начало и характер войны;
- мобилизацию сил на отпор врагу: формирование воинских подразделений и национальных частей на территории Казахстана;
- казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны;
- участие казахстанцев в партизанском движении;
- перестройку промышленности Казахстана на военный лад;
- эвакуацию населения: проблемы и решения;
- Казахстан – основная республика трудового фронта;
- народное движение помощи фронту: вклад казахстанцев в добровольный сбор средств для строительства танковых колонн, авиасоединений и др.;
- помощь Казахстана в восстановлении разрушенного войной хозяйства освобожденных районов.
Дополнительные задания для семинарских занятий:
1. Заполните таблицу. Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны.
Подвиги Казахстанцев в битве за Москву | Подвиги Казахстанцев в битве за Ленинград | Подвиги Казахстанцев в битве под Сталинградом | Имена Казахстанцев, ставшие дважды героями | Участники партизанского движения |
2. Заполните таблицу. Трудовой подвиг сельских тружеников в годы войны.
Герои труда | Трудовые подвиги |
3. Составьте по теме кроссворд, чайнворд и чайндат.
4. Подготовить по теме: 1) сообщение; 2) доклад; 3) рефераты.
5. Прочитать и законспектировать материалы из ниже указанных литератур по выбору студентов.
6. Выписать в тетрадь термины по теме и раскрыть их смысл.
Вопросы для самопроверки:
1. В какое государство должен был войти Казахстан согласно захватническим планам фашистов?
2. Где в основном были размещены эвакуированные заводы и фабрики?
3. Как решалась проблема кадров в Казахстане?
4. Какая область Казахстана была прифронтовой?
5. Кто из казахов стал самым юным Героем Советского Союза?
6. Кто из казахстанских летчиков лично сбил 37 вражеских самолетов?
7. Историческое значение Сталинградской битвы.
8. Каким событием завершилась Вторая мировая война?
9. Значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.
10. Что такое «перестройка экономики на военный лад»?
11. Расскажите о деятельности научно-исследовательских институтов, высших и средних учебных заведений.
12. Как казахстанцы оказывали помощь фронту и освобожденным от оккупации районам?
13. Назовите героические подвиги труженников.
14. Какие народы были депортированы в Казахстан?
Литература:
1. История Казахстана. Курс лекции. – Алматы, 2009.
2. Белан. П. С. На всех фронтах. – Алматы, 1995.
3. Белан. П. С. Участие казахстанцев в завершающих сражениях Великой Отечественной войны. – Алматы, 1970.
4. Балакаев. Т. М. Колхозное крестьянство Казахстана в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. – Москва, 1975.
5. Козыбаев. М. К. Казахстан – арсенал фронта. – Алматы, 1970.
6 Книга памяти Казахстана. – Алматы, 1995.
7. Казахстан в период Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. 1-2 т. – Алматы, 1964 и др.
Семинар №14. Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь Казахстана во второй половине ХХ века (1946-1991 гг.)
Учебные вопросы:
1. Казахстан в послевоенные годы
2. Казахстан в 50-60-е годы ХХ века
3. Казахстан в 70-80-е годы ХХ века
Методические указания:
При подготовке к семинару необходимо изучить рекомендованную литературу. В ходе подготовки вопросов семинарского занятия обратить внимание на трудности перевода экономики на мирные рельсы и причины усиления тоталитарного режима. Выявить причины отставания сельского хозяйства, на причины незавершенности экономических реформ.
В ходе подготовки вопросов семинарского занятия обратить внимание на причины застоя в экономике, на причины финансирования социальной жизни общества по остаточному принципу, на извращение национальной политики, а также обратить внимание на причины половинчатости политики «перестройки», на причины экономического кризиса.
Краткие тезисы материала занятия:
- перевод экономики на мирные рельсы: демобилизация армии, отмена карточной системы;
- курс на ускоренное наращивание военно-промышленной базы (создание ядерных полигонов);
- негативные тенденции в области экономики.
- борьбу за политическое лидерство: приход к власти Н.С. Хрущева;
- «оттепель» в общественно-политической жизни;
- ХХ съезд партии - осуждение культа личности Сталина;
- курс на реформирование сельского хозяйства: освоение целинных и залежных земель, первые результаты освоения целины в Казахстане и экологические, экономические и социально-демографические последствия;
- изменение в высшем партийном руководстве: приход к руководству страны группы во главе с Л.И. Брежневым;
- ограничение демократии и усиление командно-административных методов руководства.
-застой в политическом руководстве страны: усиление бюрократизации, извращение в национальной политике (события в Целинограде 1979г., сужение сферы употребления казахского языка);
- экологический кризис (Арал, Семипалатинский полигон, промышленность);
- курс на ускорение социально-экономического развития (Апрельский пленум ЦК КПСС. 1985 г.): концепция самоуправления и самофинансирования;
-декларативность и противоречивость политики «перестройки» (декабрьские события в Алма-Ате (1986 г.) и их оценка);
- формирование и деятельность общественных движений;
- принятие «Закона о языках» (1989 г.);
- принятие «Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР» (1990 г.).
Дополнительные задания для семинарских занятий:
1. Заполните таблицу. Казахстан в послевоенный период
Трудности на пути восстановления сельского хозяйства | Меры по улучшению социального положения трудового населения |
2. Заполните таблицу. Целинная эпопея.
Успехи целины | Негативные последствия целины |
3. Заполните таблицу. «Перестройка».
Этапы | Хронологические рамки этапов | Основные лозунги |
4. Составьте по теме кроссворд, чайнворд и чайндат.
5. Подготовить по теме: 1) сообщение; 2) доклад; 3) рефераты.
6. Прочитать и законспектировать материалы из ниже указанных литератур по выбору студентов.
7. Выписать в тетрадь термины по теме и раскрыть их смысл.
Вопросы для самопроверки:
1. Когда была открыта Академия наук КазССР и кто был ее первым президентом?
2. Каковы были трудности и особенности восстановительного периода в Казахстане?
3. Цель, значение и последствия укрупнения колхозов.
4. Когда начался ввод в действие Семипалатинского полигона и других военных полигонов?
5. Какие мероприятия проводились в области образования в послевоенный период?
6. Какие меры предпринимались в области народного образования?
7. Когда началось освоение целинных и залежных земель в Казахстане?
8. Назовите экономические, экологические и демографические последствия освоения целины.
9. Какова была суть хозяйственных реформ 60-х годов?
10. Назовите основные недостатки, допущенные в реформаторской политике.
11. Что такое «либерализация», «демократизация» политической системы?
12. Причины событий в Темиртау 1958 г.
13. В чем суть событий в Целинограде в 1979 г.?
14. Причины и значение декабрьского события 1986 г.
15. Когда был принят «Закон о языках» и какие меры предпринимались по возрождению казахского языка в республике?
16. В каком году начался курс на перестройку?
17. Охарактеризуйте этапы перестройки.
Литература:
1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5-ти томах. Том 4. – Алматы, 2010.
2. История Казахстана. Курс лекции. – Алматы, 2009.
3. Берденова К.А. и др. Экономическая история Казахстана. – Алматы, 2000.
4. Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана ХХ век. – Алматы, 1997.
5. Козыбаев М.К. Казахстан на рубеже веков; размышления и поиски. 1-2 тт. – Алматы, 2000.
6. Кунаев Д.Н. «Времена и годы». – АлмаАта, 1985 и др.