Взаимоотношения Руси и Золотой орды.

В первой половине XIII века монголо-татарские орды вторглись в пределы русских земель. Феодальная раздробленность Руси привела к разъединению русского народа, ослаблению его сил в борьбе с врагом и способствовала установлению татарского ига. «Это иго не только давило, — писал К. Маркс, — оно оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой. Монгольские татары установили режим систематического террора, причем разорения и массовые убийства стали его постоянными инструментами. Будучи непропорционально малочисленными по отношению к размаху своих завоеваний, они хотели создать вокруг себя ореол величия и путем массовых кровопролитий обессилить ту часть населения, которая могла бы поднять восстание у них в тылу. Они проходили, оставляя за собой пустыни».

В то же время татарские ханы всячески поддерживали междоусобную борьбу, «натравливали русских князей друг на друга, поддерживали несогласие между ними, уравновешивали их силы и никому из них не давали усиливаться».

Русский народ принял на себя удары монголо-татарских орд, спас от разорения и порабощения народы многих стран Западной Европы, предотвратил гибель европейской цивилизации.

Русский народ неоднократно поднимался на борьбу против татар, но его выступления были разрозненными и не достигали успеха. Для победы над татарами русскому народу необходимо было объединиться в единое централизованное государство. «...Интересы обороны от нашествия турок, монголов и других народов Востока, — указывал И. В. Сталин, — требовали незамедлительного образования централизованных государств, способных удержать напор нашествия». В XIII—XIV вв. в центре Руси образовалось несколько крупных удельных княжеств: Ростовское, Владимирское, Тверское, Рязанское, Московское и др.

Среди удельных княжеств стало возвышаться Московское княжество. Возвышению Москвы (основана князем Юрием Долгоруким в 1147 г.) способствовало, во-первых, то, что она находилась в центре Русской земли и население Московского княжества было в большей безопасности от врагов, чем население окраинных княжеств; во-вторых, Москва находилась на перекрестке торговых дорог того времени, пересекавших Русь в различных направлениях. Все это привлекало в Москву большое количество поселенцев. Москва стала быстро расти, обгоняя другие старые русские города. И. В. Сталин, отмечая историческую заслугу Москвы, указывал: «Заслуга Москвы состоит, прежде всего, в том, что она стала основой объединения разрозненной Руси в единое государство с единым правительством, с единым руководством. Ни одна страна в мире не может рассчитывать на сохранение своей независимости, на серьезный хозяйственный и культурный рост, если она не сумела освободиться от феодальной раздробленности и от княжеских неурядиц... Историческая заслуга Москвы состоит в том, что она была и остается основой и инициатором создания централизованного государства на Руси».

Особенно быстро начинает расти и крепнуть Московское княжество при Иване Даниловиче Калите (1325—1341 гг.), внуке Александра Невского. Для увеличения владений Московского княжества Иван Калита использовал различные средства: покупку новых вотчин, заключение договоров между князьями и даже власть Золотой Орды.

Московскому князю Ивану Калите удалось превратить хана, как отмечал К. Маркс, «в послушное орудие в своих руках, посредством которого он освобождается от опаснейших своих соперников и одолевает любое препятствие, встающее на победоносном шествии его к узурпации власти. Он не завоевывает уделов, но незаметным образом поворачивает власть татар-завоевателей на служение исключительно его собственным интересам». Благодаря этому территория Московского княжества значительно расширилась, а власть князя усилилась. В деле объединения Калита использовал и русскую церковь. Митрополит всея Руси переехал из Владимира в Москву и оказывал большую помощь князю в борьбе за объединение вокруг Москвы всех русских земель. При Иване Калите почти полностью прекратились междоусобные войны. «И наступила тишина великая по всей русской земле, — писал летописец, — и перестали татары воевать ее».

Московское княжество продолжало возвышаться и при преемниках Ивана Калиты — Семене Ивановиче Гордом (1341 — 1353 гг.), Иване Ивановиче Красном (1353—1359 гг.) и особенно при Димитрии Ивановиче Донском (1359—1389 гг.).Московский князь Димитрий Донской был выдающимся государственным деятелем. Он более чем кто-либо из его предшественников глубоко сознавал, что без объединения северо-восточной Руси вокруг Москвы ему не победить главного врага русского народа — Золотую Орду. Димитрий Иванович повел более решительную борьбу с удельными князьями и в особенности с наиболее сильным из них тверским князем Михаилом, который был союзником Литвы и сторонником золотоордынского хана. Эта борьба окончилась в пользу московского князя. Тверской князь, не имея поддержки в народе, вынужден был заключить договор с московским князем, по которому обязался оказывать ему помощь в борьбе с татарами.Против объединения Руси вокруг Москвы выступало и Литовское княжество, которое, пользуясь татарским игом, захватило часть юго-западных русских земель и угрожало Москве. Димитрий Иванович вел с Литвой длительную и упорную борьбу, приведшую к ее ослаблению.

Деятельность Димитрия Донского была прогрессивной. Он твердой рукой проводил политику объединения Руси, подавляя силой сопротивление непокорных князей.

Расширение территории Московского княжества способствовало экономическому, политическому и культурному росту Москвы. Это давало возможность московскому князю создать для решительной борьбы с татаро-монголами многочисленное и хорошо вооруженное войско.

К концу 70-х годов XIV в. московский князь являлся единственным правителем, способным возглавить силы русского народа на борьбу с Золотой Ордой.

Во второй половине XIV в. Золотая Орда была значительно ослаблена междоусобной борьбой; за 20 лет (1360—1380 гг.) в ней сменилось более 25 ханов.

Пользуясь благоприятно сложившейся внутренней и внешней обстановкой, московский князь Димитрий сосредоточил все свои усилия на борьбе против Золотой Орды.

Основным родом войск на Руси того времени, как и в других феодальных государствах Европы, была конница. Княжеская и боярская дружины, сражавшиеся в конном строю, составляли ядро русских вооруженных сил. Но национально-освободительная борьба против иноземных захватчиков привлекала к активному участию в ней широкие народные массы. Наемничества, практиковавшегося в Западной Европе, на Руси не было. Русское войско было однородным по своему национальному составу, а потому обладало более высокими морально-боевыми качествами, чем войска стран Западной Европы.

Перед выступлением в поход русские войска делились на полки во главе с воеводами. Полк являлся основной и высшей боевой единицей. Всего полков было пять: большой полк, полки правой и левой руки, передовой и сторожевой. Кроме того, в качестве общего резерва создавался засадный полк. Личный состав полков не был определенным и зависел от общего количества войск. В походах войска шли полками, охраняемые сторожевым полком. Функции боевого охранения и разведки выполнял также этот полк. Чем ближе подходило русское войско к неприятелю, тем активнее становились действия «сторож» (разведки). Русские полководцы Александр Невский и Димитрий Донской уделяли большое внимание изучению противника. Они хорошо знали не только сильные, но и слабые стороны врагов русского народа.

Боевой порядок русских войск состоял из нескольких боевых линий, с глубоким эшелонированием, необходимым для наращивания удара. Центром боевого порядка был большой полк.

В бою русские действовали решительно и мужественно. Тактические приемы русских войск были разнообразны. Исходя из конкретно сложившейся обстановки, русские применяли обходы, охваты, демонстративные отходы и внезапные удары.

Сражение носило массовый характер, тогда как в войнах стран Западной Европы того времени оно протекало в форме единоборства. В борьбе с вражескими крепостями русские применяли штурм, осаду и внезапное нападение. Осада и штурм крепостей и городов велись с помощью «пороков» (таранов), «тур» (осадных башен) и стенобитных машин.

Русское военное искусство развивалось самобытным путем и было более передовым, чем военное искусство стран Западной Европы. Об этом говорят не только победы Александра Невского над шведами и немцами в первой половине XIII в., но и последующие победы русских — взятие Ландскроны (1301 г.), Орешка (1349 г.) и др.

К середине второй половины XIV в. русское военное искусство превосходило военное искусство Золотой Орды, армия которой считалась непобедимой. Если русское военное искусство непрерывно развивалось и совершенствовалось, то в Золотой Орде оно приходило в упадок. Со времени Чингис-хана татарские военачальники не внесли ничего существенно нового в свое военное искусство. Во второй половине XIV в. у них оставались те же приемы борьбы, что и при Чингис-хане. Татары переоценивали свои силы и не желали считаться с возросшей военной мощью Руси, что приводило их к пренебрежительному отношению к силам своего противника.

Московский князь Димитрий Иванович, хорошо зная тактику татар, в сражениях с ними стремился сковывать их основные силы невыгодным для противника фронтальным ударом, от которого татары терпели тяжелые поражения.

Зная о движении татар во главе с мурзой Бегичем на Русь, Димитрий Иванович собрал в 1378 г. свое войско и вышел на реку Вожа.

Чтобы лишить Бегича возможности использовать равнинную местность, где его многочисленная конница могла бы свободно маневрировать, московский князь решил не переправляться через реку и дать татарам сражение на ее правом, возвышенном берегу. Здесь, построившись в боевой порядок в форме полукруга (центр и два крыла), русские ждали татар. Центром командовал сам Димитрий, правым флангом — окольничий Тимофей Вельяминов с полоцким князем Андреем Ольгердовичем, левым флангом — пронский князь Даниил.

Татары, рассчитывая на свое численное превосходство, сразу же начали наступать на русских.

В полдень 11 августа 1378 г. передовые полки татарской конницы стали переправляться на левый берег Вожи, чтобы стремительным ударом сломить центр русского боевого порядка, а затем, окружив фланги, уничтожить их.

Когда татары переправились на левый берег Вожи, Бегич дал команду атаковать центр русских. Татары, рассчитывавшие на панику в рядах своего противника, были ошеломлены, когда увидели, что русские стоят непреодолимой стеной, с пиками, направленными на врага. Татары растерялись и, вместо обычно применяемой ими решительной атаки, остановились и начали стрелять в русских из луков. Воспользовавшись нерешительностью татар, Димитрий приказал своим войскам атаковать их. Враг не выдержал внезапного удара и в беспорядке стал отходить. Русские войска нападали со всех сторон на многочисленные полчища татар, прижимая их к реке. Враг был разбит наголову. Бегич и ближайшие его сподвижники погибли в этом бою, а уцелевшие остатки татарского войска, преследуемые русскими, в панике бежали. Димитрий Иванович, переправив полки на левый берег Вожи, решил преследовать бежавшего противника, но сильный туман, спустившийся к вечеру, не дал ему возможности осуществить свой замысел. И только 12 августа, когда туман рассеялся, русские двинулись в погоню за татарами. Но их уже не было. Богатый обоз, брошенный татарами, был взят русскими. Так закончилось сражение на Воже, которое явилось переломным моментом в истории взаимоотношений Золотой Орды и Руси.

Наши рекомендации