Структура и рубрикация текста.

Любое сообщение предполагает, что адресат знает, от кого оно исходит. Далее адресат должен узнать о характере и назначении сообщения, если оно передается в письменной форме – где и когда оно сделано. Знание реципиентом этих фактов в значительной степени определяет его отношение к сообщению. Соответственно, в самом начале научной и учебной работы на титульном листе должна быть представлена следующая первоочередная информация: о научном учреждении или учебном заведении, где выполнена работа (обычно с указанием подразделения; для Российской академии наук это институт, для учебного заведения – факультет и кафедра); об авторе (для учебных и квалификационных работ – о научном руководителе[1]), о названии (для учебной и квалификационной работы – о ее виде: курсовая работа, выпускная работа бакалавра, магистерская диссертация, диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук и т.п.; для выпускных работ и диссертаций – о специальности), о месте и годе выполнения. Более полная информация требуется обычно для работ, предназначенных к опубликованию и тиражированию. (В файле «Положение о курсовой работе ФГСН» смотрите образец титульного листа курсовой работы).

Если исходить из закономерностей и удобства коммуникации, то далее адресат должен получить краткую информацию о содержании работы. Поэтому в учебных и квалификационных работах оглавление (рубрика «Содержание») следует сразу после титульного листа. В этой части работы представлены сведения о названиях разделов и подразделов, их последовательности, номерах страниц, с которых начинаются соответствующие части текста.

Необходимо помнить, что название работы, как и заголовки разделов и подразделов, излишне брать в кавычки, а точки после названия и заголовков не ставятся.

Деление текста на составные части, каждая из которых имеет свой предмет изложения, называется рубрикацией. Она должна отражать логику изложения и предполагает графическое отделение одной части от другой, в том числе посредством заголовков и нумерации. Структура работы содержит единицы как таксономически равные, так и иерархически соподчиненные. К основным таксономически равным единицам обычно относятся введение, главы (разделы), заключение, библиография (список источников и литературы). Главы (разделы) в работах крупного формата делятся на параграфы (подразделы). Последние тоже могут в случае необходимости делиться на составные части.

Иерархическая соподчиненность глав и параграфов (разделов и подразделов) в рубрике «Содержание» может выражаться отступом или подбором иерархически подчиненных заголовков относительно левого края страницы, изменением шрифта, а иногда нумерическими обозначениями: например, порядковый номер главы обозначается одной цифрой от единицы и далее, номер параграфа – двумя цифрами, т.е. номером главы и порядковым номером параграфа (1.1., 1.2., 1.3. и т.д.).

Заголовки глав и параграфов должны точно отражать содержание озаглавленной части текста, не сокращая и не расширяя смысл заключенной в ней информации. Структура работы определяется характером материала и задачами исследования. Например, в историческом исследовании деление, как на главы, так и на параграфы может подчиняться хронологическому принципу, либо параграфы отражают отдельные аспекты описываемого процесса, и т.п. В историко-философской работе главы могут посвящаться, в частности, отдельным сторонам той или иной философской системы (онтологии, гносеологии и т.д.), параграфы – философским проблемам, которые формулировались в рамках этой системы в области соответственно онтологии, гносеологии и т.п.

Разбивка главы на составные части (параграфы) в идеале подчиняется логическим правилам деления понятия. Применительно к рубрикации это подразумевает, что если заглавие главы обозначает, например, некоторую структуру или процесс (понятие), то параграфы отражают элементы этой структуры или аспекты (либо этапы) процесса. Первое правило деления понятия – перечисление всех видов делимого понятия (так чтобы объем членов деления в сумме был равен объему делимого понятия). Условно говоря, если глава озаглавлена «Шахматные фигуры», то по параграфу должно быть посвящено каждой фигуре, без единого исключения, или каждому их разряду (тяжелые фигуры, легкие фигуры). Нарушение этого правила может привести к тому, что смысл названия главы может оказаться уже объема составляющих ее параграфов («лишние» параграфы), либо количество параграфов будет недостаточным, не отражающим объем делимого понятия. Второе правило – неизменность признака деления (например, либо отдельные фигуры, либо разряды фигур). Третье правило – члены деления исключают друг друга, а не соотносятся как часть и целое. Четвертое правило – непрерывность деления (в процессе деления переход осуществляется к ближайшему виду, например: «Долгосрочные…», «Среднесрочные…», «Краткосрочные…»), исключающая логическую ошибку «скачка в делении». На практике абсолютно последовательное соблюдение принципа «деления понятия» не всегда оказывается возможным, но этот принцип служит одним из самых общих ориентиров для рубрикации научного текста.

Простейший случай рубрикации – абзац. Это композиционный прием, который применяется для изложения ряда фраз, объединенных единой темой и выражающих некое логическое единство.

Методически правильно начинать каждую главу с постановочной части, в которой характеризуются конкретные задачи и цели главы, ее структура. Завершать каждую главу должны выводы, в которых сообщаются основные результаты исследования с учетом всех параграфов главы. Выводы по главам содержат результаты достижений автора в исследовании конкретных вопросов, поставленных в начале главы. По отношению ко всей работе они имеют локальное значение.

Ниже приведен один из возможных вариантов оформления оглавления квалификационной работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава I. Поражение революции 1925-1927 гг. в Китае и начало формирования новой политической линии КПК (июль – сентябрь 1927 г.)………………………………………………………………………….…. 18

§ 1. Политика Москвы в Китае и китайское революционное движение в период «первого единого фронта» КПК и Гоминьдана (1924-1927 гг.)……………………………………………………………………………… 18

§ 2. Внутриполитическая обстановка в Китае после разрыва «единого фронта» КПК и Гоминьдана (июль-август 1927 г.). Начало формирования нового политического курса КПК …………………………………………………………………..…………….. 28

§ 3.Влияние борьбы с троцкистско-зиновьевской оппозицией на «китайскую политику» Москвы летом-осенью 1927г………………………………………………………………………….. 37

Глава II. «Левый уклон» в политике КПК в октябре – декабре 1927 г. и попытки его корректировки Москвой в начале 1928 г. …………………………………………………………………………………..60

§ 1. Подготовка кадров китайской революции в Советском Союзе как фактор влияния Москвы на Компартию Китая и ее идеологию……….………………………………………………………………60

§ 2. Ноябрьское совещание Временного Политбюро ЦК КПК (1927 г.) и преломление директив Коминтерна в его решениях………..............………………………………………………………..70

Глава III. Курс Москвы на «исправление авантюристических ошибок» КПК и его последствия для китайского революционного движения (1928 г.)…………………………………………………………………………………81

§ 1. Позиция Москвы и ее представителей относительно тактики КПК. Проявления недовольства руководства КПК курсом Коминтерна………………………………………………………………….. 81

§ 2. VI съезд КПК (Москва, 18 июня – 11 июля 1928 г.) и роль Коминтерна и ВКП (б) в разработке его решений по вопросам стратегии и тактики китайской революции ………….....................……………………………………………………….. 99

§ 3. Политические последствия руководства деятельностью КПК со стороны Москвы в 1927-1928 гг. ……………………………………………...…………………………………....116

Заключение...................................................................................……………..129

Источники и литература……………………………………………………139

Сокращения.......................................................................….……………….158

Наши рекомендации