Государство как субъект политической системы общества.

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство с его аппаратом публичной политической власти – это основа, «ядро» политической системы, оно концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни посредством общеобязательных установлений. Именно вокруг государственной власти, высказывается В. Е. Чиркин, «идет борьба, а с другой стороны, складывается сотрудничество многих звеньев политической системы». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению обществом, пользуясь его ресурсами и упорядочивая его жизнедеятельность.

Место и роль государства в политической системе общества определяется следующими основными моментами:

1. Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства (подданства). Государство призвано выражать интересы не отдельных групп, слоев населения, а общества в целом его общезначимые интересы. Государство интегрирует, объединяет разрозненные группы и индивидов в обществе. Этим государство отличается от политических партий, движений, которые создаются для выражения групповых интересов. Будучи политическим объединением всех граждан на определенной территории, государство представляет их интересы, принимает важные и обязательные для общества решения;

2. Является единственным носителем суверенитета, т.е. является главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес;

3. Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

4. Имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т. п.);

5. Осуществляет, как правило, монополию на правотворчество;

6. Владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т. д.);

7. Определяет главные направления развития общества;

8. Государство представляет общество на международной арене, от его имени проводит внешнюю политику, является его официальным представителем в международных делах.

Будучи ядром политической системы, государство активно взаимодействует с институтами политической системы: политическими партиями, общественными объединениями, молодежными организациями, профсоюзами, Церковью, средствами массовой информации, обеспечивает их нормальную деятельность, решение их уставных задач.

В современной учебной и научной литературе выделяются различные направления взаимодействия государства с иными социальными институтами, входящими в политическую систему. Так, например, В. М. Обухов, Э. В. Чайкин, А. Х. Гатиев выделяют три основных направления:

Первое направление связано с доведением до сведения политических партий, органов местного самоуправления, общественных объединений, научной общественности и др. информации о состоянии дел, возможностях решения возникших проблем в соответствующих структурах государственного механизма, например, посредством встреч должностных лиц государства с представителями иных (негосударственных) субъектов политической системы.

Второе направление заключается в совместной деятельности, направленной на решение стоящих перед государством и обществом проблем. В этих целях создаются и функционируют постоянные специальные подразделения (отделы, департаменты и т. д.), а также временные образования (комиссии, комитеты и пр.).

Третье направлениереализуется в участии различных субъектов политической системы в правотворческой деятельности. Представители этих субъектов (политических партий, общественных объединений и пр.) привлекаются органами законодательной и исполнительной власти для подготовки проектов нормативно-правовых актов, изучения общественного мнения о действующем законодательстве, социальных интересов населения, проведения экспертиз подготовленных проектов и т. п.

Соглашаясь в целом с приведенной точкой зрения, отметим, что перечисленные направления характеризуют в большей степени не взаимодействие государства и общества, а одностороннее воздействие государства на общество. Вместе с тем необходимо иметь в виду и обратную (ответную) тенденцию, т. е. влияние социальных институтов – субъектов политической системы общества на процессы государственного управления.

В этой связи, прежде всего, следует отметить, что общество, а точнее, структурирующие его субъекты (нации, народы, религиозные группы, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. п.) оказывают как непосредственное, так и опосредованное воздействие на проводимую государством политику, управление обществом в целом. Причем проводниками различных корпоративных (а иногда и частных) интересов выступают не только такие известные институты демократии как выборы, референдум, участие представителей в правотворческой деятельности и т. д. Влияние на принятие важнейших политических решений зачастую осуществляется через институт лоббирования.

Социально-политическое лобби образуют общественные организации, деятельность которых связана с оказанием «давления» на официальную государственную власть с целью обеспечения приоритета узкокорпоративных интересов данной организации. По мнению В. Л. Варшавского, «лоббизм, как и любое другое политическое явление, имеет свой смысл, основными чертами которого являются следующие:

1. Группы давления осуществляют посредническую функцию между гражданами и государством. Прежде всего, эта функция касается обмена информацией. Группы влияния, добиваясь определенных выгод для себя, в свою очередь обеспечивают определенные положительные условия восприятия населением … принимаемых государством законов;

2. Группы влияния осуществляют функцию «организации плюрализма общественных интересов». Обществу существование лоббизма выгодно уже потому, что сопоставление групповых интересов, оформленное в политических решениях и осуществленное в пределах демократических процедур, создает реально и эффективно действующую «систему сдержек и противовесов»;

3. Лоббизм своеобразным образом дополняет систему представительства, делая возможным участие в принятии и реализации политических решений групп, не имеющих возможностей делать это другим путем. Следовательно, именно посредством лоббизма в общенациональном масштабе выражаются те интересы, которые в любом другом случае остались бы не выраженными». Причем эти интересы нередко идут вразрез с интересами публичного (общегосударственного) характера. К лобби можно отнести политические партии (парламентского и непарламентского типа), негосударственные средства массовой информации, бизнес-корпорации, профсоюзы и т. п.

Лоббирование как способ социально-политического воздействия может осуществляться как в противоправных, так и в правовых формах. К противоправным формам, как правило, относится подкуп государственных чиновников, от которых зависит принятие политического решения. Но лоббирование осуществляется и в правовых формах, не связанных с нарушением действующего законодательства: аргументация, убеждение, использование приемов подготовки и принятие соответствующих нормативных актов и т. д.

Итак, следует отметить, что взаимодействие государства с иными субъектами политической системы по указанным направлениям, во многом определяют особенности политического режима, т. к. именно в рамках этих направлений взаимодействия наиболее отчетливо проявляется степень участия населения в политической жизни.

Контрольные вопросы к главе 1

Что такое система?

Кто впервые применил системный подход для исследования общества?

Что такое политическая система общества?

На какие критерии опирается типология политических систем, созданная на основе марксистского подхода?

Какие типы политических систем выделяют, исходя из характера взаимоотношений политических систем с внешней средой?

Какие компоненты включает в себя политическая система?

Что такое политическая культура?

В чем заключается функция политической социализации?

Что такое социально-политическое лобби?

Какую роль играет государство в политической системе общества?

Наши рекомендации