Категориальный аппарат и функции теории государства и права
Каждой науке, любой отрасли знаний присущ свой понятийно-категориальный аппарат, своя терминология. Понятия и категории представляют собой язык науки, посредством которого отражаются характерные особенности и свойства предмета познания.
«Понятие (наряду с суждением и умозаключением) является одной из основных форм мышления. Оно отражает и закрепляет существенные (отличительные) признаки предметов или явлений объективного мира и процесса мышления и представляет собой простейшую структурную единицу мысли»[2].
Возникнув однажды, понятия постоянно развиваются, корректируются, наполняются новым содержанием, поскольку меняются сами явления объективного мира, которые они отражают.
Правовые (юридические) понятия имеют особый предмет отражения – государственно-правовые явления. Это понятия, которыми оперирует юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика.
Наиболее общие, предельно широкие правовые понятия называют правовыми категориями. Они представляют собой результат обобщения существующих юридических понятий. Так, например, термин «юридическая ответственность» является предельно широким юридическим понятием, т.е. правовой категорией, поскольку обобщает такие правовые понятия, как: гражданско-правовая ответственность, уголовная ответственность, административная ответственность, дисциплинарная ответственность. Употребление данной правовой категории позволяет отвлечься от специфических признаков указанных видов ответственности и сконцентрировать внимание на общих чертах, свойственных юридической ответственности в целом.
В юридической литературе указывается на то, что следует различать четыре основные группы понятий и категорий, используемых юридической наукой, в том числе теорией государства и права[3]:
1. Понятия и категории, используемые в обыденной, повседневной речи людей, а также в различных отраслях научного знания, в том числе в юриспруденции, и трактуемые одинаково, независимо от сферы их применения. Это, например, такие понятия и категории, как: «справедливость», «гласность», «гуманизм», «порядок», «решение», «родители», «дети», «брак», и др.
2. Общеупотребимые понятия и категории, которым юристы придают специальное значение, наделяя их особым отличительным от общеупотребительного значения смыслом. Так, например, термин «эмансипация» в юриспруденции имеет смысл, отличительный от обыденного понимания. В обиходной речи данный термин означает предоставление женщинам равных с мужчинами прав. В юридической науке, в частности, в гражданском праве, эмансипация – это объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным до достижения им возраста совершеннолетия при наличии оснований, указанных в законе.
3. Понятия и категории, заимствованные юриспруденцией из других неюридических наук: философии, политологии, социологии, медицины, биологии, географии и др. Следует отметить, что в процессе познания своего предмета теория государства и права, прежде всего, опирается на понятийно-категориальный аппарат философии. Описание государственно-правовых явлений, их анализ невозможны без употребления таких философских терминов, как: «явление», «сущность», «форма», «содержание», «необходимость», «случайность», «закономерность» и др.
Так, например, для раскрытия природы и назначения государства в обществе употребляется категория «сущность государства»; при характеристике способов внешнего выражения (закрепления) правовых норм используется понятие «форма права» и т.д.
Немало терминов пришло в юридическую науку из других отраслей научного знания: «инаугурация» демаркация, наркотические вещества, эвтаназия и др.
4. Собственно юридические понятия и категории, вырабатываемые юридической наукой, в частности, теорией государства и права, используемые для обозначения специальных государственно-правовых явлений. В теории государства и права это такие понятия и категории, как: «правоотношение», «состав правоотношения», «юридический факт», «правомерное поведение», «правонарушение», «правоспособность», «дееспособность» «деликтоспособность» и др.
Благодаря наличию собственного понятийно-категориального аппарата теория государства и права создает универсальный юридический язык, который обеспечивает взаимопонимание между представителями различных отраслей правоведения по общим юридическим и государствоведческим вопросам, единообразие в оценках юристами явлений, присущих нескольким или всем отраслям права.
Несмотря на то, что в рамках юриспруденции вырабатывается свой сугубо юридический понятийно-категориальный аппарат, он далеко не всегда имеет одинаковый смысл в различных отраслях права. Так, например, термин «декларация» в конституционном и международном праве обозначает документ, имеющий рекомендательный характер, в котором закрепляются какие-либо основополагающие принципы. В таможенном праве – это заявление, предоставляемое при провозе через границу каких-либо ценностей. В налоговом праве – документ, в котором отражаются доходы, полученные лицом в течение года. Такие термины в науке называют полисемичными, т.е. многозначными.
Понятия и категории, выработанные юриспруденцией, в том числе теорией государства и права, интенсивно используются не только в научной сфере, но и в практической юридической деятельности, в частности, при подготовке законопроектов, в решениях, выносимых правоприменительными органами. Достаточно трудно найти какой-либо официальный юридический документ, в котором не присутствовали бы такие распространенные общетеоретические понятия, как: норма права, закон, государственный орган, юридическая обязанность, должностное лицо и др.
Востребованность любой науки определяется тем назначением, которое она выполняет в обществе. Социальное назначение науки реализуется через осуществляемые ею функции.
Функции науки – это направления воздействия данной науки на человека (общество).
Функции теории государства и права – это направления воздействия системы знаний, выработанных в рамках теории государства и права на человека (общество).
Очевидно, что основополагающая функция любой науки – выработка научных знаний. Поэтому, при функциональной характеристике любой науки, прежде всего, указывается на гносеологическую (познавательную) функцию.
Гносеологическая функция теории государства и права проявляется в том, что в ее рамках познаются закономерности формирования и функционирования всех государственно-правовых явлений. Особое место в познавательной деятельности теории государства и права принадлежит теориям, концепциям, посредством которых трактуются различные государственно-правовые явления. В частности, теории происхождения государства и права, теории сущности государства и права и др. Наличие множества теорий по одноименным проблемам, творческие дискуссии между их авторами позволяют глубже исследовать изучаемые явления, обогащают и развивают теоретико-правовую науку.
Методологическая функция теории государства и права заключается в определении научных подходов к изучению государственно-правовых явлений. При этом, как уже отмечалось, теорией государства и права востребованы не только методы, выработанные другими отраслями научного знания (всеобщий философский метод, общенаучные методы, специальные методы), но и сформированные в рамках самой теории государства и права (частнонаучные методы). Таким образом, значение методологической функции теории государства и права заключается в том, что теория государства и права вооружает другие юридические науки приемами и способами познания государственно-правовых явлений.
Прикладная функция теории государства и права связана с разработкой практических рекомендаций и предложений по совершенствованию государственного механизма, действующего законодательства, его эффективному претворению в жизнь. Огромное количество научных трудов (диссертаций, монографий, статей) посвящены такого рода проблемам. Вместе с тем, следует отметить, что далеко не всегда правотворческие и правоприменительные органы учитывают данные рекомендации в своей повседневной деятельности. Это ведет к разрыву теории и практики и свидетельствует о низком уровне развития правовой системы.
Прогностическая функция теории государства и права заключается в разработке прогнозов (гипотез) развития государственно-правовых явлений. Научные прогнозы в государственно-правовой сфере имеют исключительно важное значение в периоды реформ, когда осуществляются радикальные изменения в государственно-правовой сфере и существует потребность в предвидении их возможных результатов.
Воспитательная функция теории государства и права проявляется в двух аспектах: обучающее воздействие (связано с формированием у обучаемых знаний о государственно-правовых явлениях, выработкой навыков юридической техники и т.д.); собственно воспитательное воздействие, выражающееся в формировании уважительного отношения к праву, закону, устойчивых стереотипов правомерного поведения.