Региональные целевые программы как механизм решения проблем переселения граждан из ветхого и аварийного жилья

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительством Иркутской области принимаются меры по ликвидации в срок до 1 сентября 2017 года всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года. Объем аварийного жилищного фонда, который необходимо ликвидировать на территории Иркутской области в срок до 1 сентября 2017 года составляет 592,9 тыс. кв. м. Среди субъектов Российской Федерации Иркутская область занимает 1 место по общему объему аварийного жилищного фонда.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации на территории Иркутской области утверждены 3 программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которые входят в состав Государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014 – 2020 годы.

1. Подпрограмма «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2014 – 2017 годах» реализуемая с участием средств Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В рамках программы до 1 сентября 2017 года планируется расселить 432,9 тыс. кв. м аварийного жилья. Плановый объем финансирования подпрограммы должен составлять 14 873,0 млн. руб., при этом по состоянию на 1 сентября 2014 года обеспечено финансированием лишь 12 093,5 млн. руб. (81% от расчетного объема).

В рамках реализации этапа подпрограммы 2013 – 2014 годов планируется ликвидировать 90,0 тыс. кв. м аварийного жилья. В настоящее время введено в эксплуатацию 13,7 тыс. кв. м (15% от плана). В соответствии с заключенными муниципальными контрактами основной ввод жилья планируется осуществить в четвертом квартале 2014 года.

В рамках реализации этапа подпрограммы 2014 – 2015 годов заявка на предоставление финансовой поддержки Иркутской области была одобрена решением Правления Фонда ЖКХ 11 июля 2014 года. В августе 2014 года заключены соглашения с муниципальными образованиями Иркутской области, участвующими в реализации этапа программы 2014 – 2015 годов, в местные бюджеты перечислены средства областного бюджета, предназначенные для долевого финансирования этапа программы 2014 – 2015 годов. Муниципальными образованиями ведется работа по заключению муниципальных контрактов на строительство (приобретение) жилья в рамках реализации этапа программы 2014 – 2015 годов.

2. Подпрограмма «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Иркутской области» на 2014-2020 годы.

В рамках подпрограммы до 1 сентября 2017 года необходимо расселить 103,0 тыс. кв. м аварийного жилья. Плановый объем финансирования подпрограммы должен составлять 2 748,4 млн. руб., при этом по состоянию на 1 сентября 2014 года обеспечено финансированием лишь 912,5 млн. руб. (33% от расчетного объема).

На средства, выделенные в 2013 году, ликвидировано 2,4 тыс. кв. м аварийного жилья (100% от плана).

На средства, выделенные в 2014 году, до конца 2015 года планируется ликвидировать 4,7 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда. По состоянию на отчетную дату соглашения заключены со всеми муниципальными образованиями, участвующими в подпрограмме. Ведется работа по перечислению в местные бюджеты средств областного бюджета, направленных на реализацию подпрограммы в 2014 году. Муниципальными образованиями ведется работа по заключению муниципальных контрактов на строительство (приобретение) жилья.

3. Подпрограмма «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 %) на территории Иркутской области» на 2014 – 2020 годы. В рамках подпрограммы до 1 сентября 2017 года необходимо расселить 57,0 тыс. кв. м аварийного жилья. Плановый объем финансирования подпрограммы должен составлять 1 960,4 млн. руб., при этом по состоянию на 1 сентября 2014 года обеспечено финансированием лишь 749,3 млн. руб. (38% от расчетного объема).

На средства, выделенные в 2013 году, до конца 2014 года планируется ликвидировать 6,0 тыс. кв. м аварийного жилья. В настоящее время введено в эксплуатацию 3,6 тыс. кв. м (60% от плана). В соответствии с заключенными муниципальными контрактами оставшийся ввод жилья планируется осуществить в четвертом квартале 2014 года. На средства, выделенные в 2014 году, до конца 2015 года планируется ликвидировать 5,3 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда. По состоянию на отчетную дату соглашение с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заключено, однако средства федерального бюджета в бюджет Иркутской области не поступали. С муниципальными образованиями, участвующими в подпрограмме, ведется работа по заключению соглашений и перечислению в местные бюджеты средств областного бюджета. Муниципальными образованиями ведется работа по заключению муниципальных контрактов на строительство (приобретение) жилья.

Всего в 2013 – 2017 годах из бюджетов всех уровней на реализацию всех программ по переселению граждан планируется направить 13 755,3 млн. руб., что позволит ликвидировать 406,1 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда (68% от необходимого объема). Не обеспечено финансированием 186,8 тыс. кв. м аварийного жилья для ликвидации которого дополнительно необходимо предусмотреть 5 826,4 млн. руб. [12]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования, мы пришли к выводу о том, что проблема ветхого и аварийного жилья имеет очень большие масштабы как в России в целом, так и в субъектах. Решение этой проблемы остается одной из самых важных задач для органов власти.

Обращение к статистическим данным позволило объективно оценить масштабы ветхости и аварийности жилья в России как в динамике за несколько лет, так и на современном этапе развития. Если оценивать динамику аварийности и ветхости жилья то за последние годы отмечается неуклонный рост данной категории жилья.

Данная проблема весьма актуальна, без ее разрешения не реализовать одну из главных установок Президента России: повысить качество жизни, создать условия для безопасного проживания населения, сделать жизнь в нашей стране комфортной.

Большая часть жилья в России была построена до 1970 года и только треть – после. К настоящему времени проблема ветхого и аварийного жилья стала настолько масштабной, что ее смело можно назвать одной из основных социальных проблем страны, которая требует срочного решения. В основном сейчас ветхие и аварийные – это дома первых серий индустриального домостроения. Их эксплуатационный ресурс оказался весьма непродолжительным. За 40 – 50 лет пришли в негодность не только внутренние инженерные сети, но и потеряли функциональные свойства и деформировались несущие конструкции, снизились ниже нормативного уровня теплозащитные свойства ограждающих конструкций, началось промерзание стеновых панелей, протекание кровель. Это и многое другое ведет к постоянному росту эксплуатационных затрат. С точки зрения современных норм, застройка годов экономически нерациональна и имеет значительные резервы для уплотнения.

Особенно остры эти проблемы для наших регионов. Это связано с неблагоприятными климатическими условиями, строительством малоценного жилого фонда в военный и послевоенный периоды, насыщенностью городов Сибири типовыми домами первых поколений – «хрущевками».[9]

Чтобы изменить ситуацию, органы власти осуществляют реализацию государственных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Федеральная целевая программа «Жилище» действует с 2015 года по 2020 год. Благодаря ей большая часть населения переселена из ветхого и аварийного жилого фонда в благоустроенный.

Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Данный Фонд стимулирует формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом.

В Иркутской области активно идет переселение граждан, разработана государственная программа «Доступно жилье» на 2014-2020 годы. В составе этой программы работают три подпрограммы которые касаются проблемы ветхого и аварийного жилищного фонда: подпрограмма «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2014-2017 годах»; подпрограмма «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Иркутской области»; подпрограмма «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) на территории Иркутской области».

В результате реализации Государственной программы планируется, что к 2020 году целевые показатели Государственной программы достигнут следующих значений:

1. Общая площадь жилых помещений, признанных в установленном порядке пригодными для проживания, приходящихся в среднем на одного жителя - 24,77 кв. м.

2. Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда - 4,05 %.

3. Коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего

совокупного годового денежного дохода семьи, состоящей из трех человек) - 3,0 лет.

4. Динамика средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке, с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» -104,6 %.

5. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда - 6,45 %. [10]

В заключение можно сказать о том, что органы власти как на федеральном, так и на региональном уровне выполняют большую работу, чтобы ситуация с ветхим и аварийным жильем кардинально изменилась.

Наши рекомендации