SWOT-анализ проблемы ветхого и аварийного жилья

Сила. -наличие большого количества строительных организаций; -наличие строительных материалов; -законодательством регулируется переселение населения из ветхого и аварийного жилья. Слабость. -старый жилищный фонд; -низкие темпы ввода жилья в эксплуатацию. -слишком высокие цены на недвижимость, на новые квартиры  
Возможность. -привлечение инвесторов; -привлечение квалифицированных управленческих кадров; -привлечение средств бюджета городов. Угрозы. -риск финансового обеспечения; -ухудшение состояния экономики; -возникновение обстоятельств непреодолимой силы.  

Сильные стороны.

1. Наличие большого количества строительных организаций.

На сегодняшний день на рынке строительных услуг представлено большое количество организаций, различных фирм и вольнонаемных бригад, которые готовы провести строительство любого объекта максимально качественно и в очерченный срок, при этом цена их услуг находится на вполне приемлемом уровне. Количество зарегистрированных строительных фирм на 2010 год составило 197507. [14]

В Иркутской области также большой строительный потенциал. Количество строительных организаций и предприятий в области составляет 476 единиц. Они ведут инженерные изыскания, проектирование, общестроительные, специальные, инженерные, ремонтные работы, поставляют строительные материалы, инструменты, оборудование, строят жилые здания, производственные помещения и др.[17]

2. Наличие строительных материалов.

На территории области большой потенциал производства строительных материалов. В обработке древесины и производстве изделий из дерева – развитие существующих и освоение новых технологоемких секторов производства, в том числе направленных на развитие малоэтажного домостроения. В производстве прочих неметаллических минеральных продуктов ― внедрение новых технологий получения конкурентных строительных материалов.

В производственном секторе строительных материалов на территории региона осуществляется ряд инвестиционных проектов и новых производств (заводов по изготовлению автоклавного газобетона; комплекс по производству гипсокартона фирмы «Кнауф», который возведен на базе горнодобывающего предприятия «Нукутский гипсовый карьер»).[6]

3. Законодательством регулируется переселение населения из ветхого и аварийного жилья.

Если говорить в целом о нормативной базе контроля за аварийным и ветхим жильем, то, прежде всего, нужно назвать нормативные акты, основополагающего характера, такие как Конституция РФ, Жилищный кодекс РФ, в целом устанавливающие как право на жилье, так и особенности содержания и эксплуатации жилища. Также этот вопрос регулирует Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг"[8]

Слабые стороны.

1. Старый жилищный фонд.

В городах жилищный фонд представлен в основном малометражными благоустроенными квартирами в панельных и кирпичных домах старых серий. По удельному весу квартиры улучшенной планировки в многоэтажных домах последних серий занимают второе место в городской жилой площади. А вот доля благоустроенных квартир в малоэтажных домах на две-четыре семьи в структуре жилищного фонда очень незначительна. Это связано с тем, что в советское время малоэтажное строительство почти не осуществлялось (проекты массовой малоэтажной застройки не разрабатывались и строительные материалы специально для их возведения не выпускались), подобные дома начали строиться лишь в 1990-х гг.

Почти во всех городах области имеются многоквартирные и индивидуальные деревянные дома. Особенно много их в городах, основанных еще в дореволюционный период (в Иркутске, Бодайбо, Тайшете, Нижнеудинске, Зиме, Тулуне, Усолье-Сибирском). Жилищный фонд в деревянных домах имеется и в ряде сравнительно молодых городов. Построенные при возведении этих городов как временное жилье, деревянные дома (в том числе барачного типа) эксплуатируются и в настоящее время.

Сельский жилищный фонд представлен преимущественно деревянными неблагоустроенными индивидуальными домами с печным отоплением.

Около 40% жилищного фонда Иркутской области представлено благоустроенными квартирами в крупнопанельных домах. Чуть меньшая доля располагается в деревянных жилых домах (одно- и двухэтажных), преимущественно неблагоустроенных, большей частью сосредоточенных в сельской местности. На долю квартир в кирпичных домах приходится 18,4%. Примерно 3% жилищного фонда представлено жилой площадью в каркасно-блочных и других типах зданий .[15]

2. Низкие темпы ввода жилья в эксплуатацию.

Существенное снижение ввода жилья на территории Иркутской области наблюдалось в январе 2016 года: в регионе построено на 54,6% меньше жилья по сравнению с январем 2015 года. По данным Иркутскстата, предприятиями и организациями, а также населением построено 14,1 тыс. кв. м общей площади жилья. В том числе предприятиями (без индивидуальных застройщиков) введено 9,1 тыс. кв. м. Фактическая стоимость данного объема жилья для застройщиков составила около 293,5 млн руб.

Сдача жилья в эксплуатацию осуществлялась в 3-х городских округах (Иркутск, Саянск, Зиминское городское МО) и 14-ти муниципальных районах области. Больше, чем в 2015 году, построено жилья в 11-ти муниципальных районах области. Весь ввод жилья приходится на частную собственность, где 35,3% жилых домов построены населением.[1]

Возможности.

1. Привлечение инвестиций.

По оценкам Международной финансовой корпорации (IFC) для проведения капремонта и модернизации жилого фонда в России необходимы масштабные инвестиции, составляющие около 322 млрд. рублей ежегодно до 2035 г. В рамках региональных программ софинансирования Фондом ЖКХ средняя стоимость ремонта в 2011 г. составляла 833 руб. на кв. м и 837 руб. на кв. м — в 2010 г. При этом в настоящее время динамика фактического старения жилого фонда в два раза превышает количество сносимого ветхого и аварийного жилья.

Привлечение инвестиций в экономику региона - один из ключевых элементов стратегии его развития. Будут инвестиции - будет развитие реального сектора, а следовательно, будет и экономический подъем.

Cогласно рейтингу инвестиционной привлекательности российских регионов, проведенному рейтинговым агентством «Эксперт» в 2003 г., Иркутская область по инвестиционному потенциалу и риску находится на уровне 2В (средний потенциал - умеренный риск). Иркутская область сохраняет этот показатель на протяжении уже 6 лет и входит в число 14 регионов с подобным рейтингом. Иркутская область конкурирует за инвестиции с 14 регионами и должна иметь собственное конкурентное преимущество, чтобы привлекать инвесторов.

Областная администрация разрабатывает концепцию «Развитие строительного комплекса до 2010 г.», включающей вопросы привлечения инвестиций в стройиндустрию, строительство и ипотечное кредитование населения.[4]

2. Привлечение квалифицированных управленческих кадров.

Для того чтобы программы по переселению населения из ветхого и аварийного жилья работали интенсивней необходимо привлекать квалифицированных управленцев, которые будут работать на достижение результата. Чтобы привлечь профессионалов можно сотрудничать с высшими учебными заведениями, искать людей внутри организации, на ярмарках вакансий и т.д. Привлечение специалистов позволит эффективно ускорить работу по переселению, повысит ее качество, защитит от рисков и мошенничества.

3. Привлечение средств городских бюджетов.

Согласно государственной программе Иркутской области «Доступное жилье», объем средств местных бюджетов, необходимый для реализации Государственной программы, составляет 5 653 218,8 тыс. руб., в том числе:

2014 год - 1 094 955,6 тыс. руб.;

2015 год - 1 294 529,6 тыс. руб.;

2016 год - 3 090 469,6 тыс. руб.;

2017 год - 43 316,0 тыс. руб.;

2018 год - 43 316,0 тыс. руб.;

2019 год -4 3 316,0 тыс. руб.;

2020 год - 43 316,0 тыс. руб.[10]

Угрозы.

1. Риск финансового обеспечения, который связан с финансированием Государственной программы в неполном объеме, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности Государственной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения бюджетных источников. [10]

2. Ухудшение состояния экономики, может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляций, снижению темпов экономического роста и доходов населения. Учитывая достаточно высокую зависимость экономики России от мировых цен на углеводородные ресурсы, а также опыт последнего финансово-экономического кризиса, который оказал существенное негативное влияние на динамику основных показателей жилищного строительства, ипотечного жилищного кредитования.[10]

3. Возникновение обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, что может привести к существенному снижению состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в отдельных регионах или муниципалитетах, а также потребовать концентрации средств областного бюджета на преодоление последствий таких катастроф. На качественном уровне такой риск для Государственной программы можно оценить как умеренный.[10]

Наши рекомендации