Проблема ветхого и аварийного жилья в современной России
Поддержание в надлежащем состоянии существующего жилищного фонда - неотложная задача, решение которой немаловажно и просто необходимо.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления конституционного права граждан на жилище. Особенно необходима поддержка со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, когда жилое помещение становится непригодным для проживания. В таких условиях органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять меры по обеспечению граждан жильем за счет соответствующих бюджетов несмотря на то, что программы государственного жилищного строительства в большей части свернуты. Эта обязанность возникает потому, что граждане оказываются в сложной ситуации, когда дальнейшее проживание в неисправном жилом помещении становится невозможным, поскольку возникает угроза причинения вреда их жизни, здоровью, имуществу, а решить сразу жилищную проблему зачастую граждане не в состоянии. В частности, речь идет о гражданах, которым ранее занимаемое ими жилое помещение предоставлялось на условиях социального найма. Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47. Непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения), и т.д. находящиеся в ветхом или в аварийном состоянии, либо в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания. Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных утверждаются Федеральным агентством по строительству и жилищнокоммунальному хозяйству.
Так, например, в соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищнокоммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г. № 10 к непригодным для проживания относятся жилые дома в аварийном состоянии, ветхие жилые дома, жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов угольных пород, оползней, и т.д. При этом жилой дом признается находящимся в аварийном состоянии, если создается угроза безопасности проживания граждан. Ветхим признается жилой дом с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик. Большое количество ветхого и аварийного жилья (в Российской Федерации около 91 млн кв. м ветхого и более 11 млн кв.м аварийного жилья) – тяжелое наследие советского прошлого и результат государственной социальноэкономической политики последних 20 лет. Одним из существенных аспектов данной проблемы является организация учета ветхого и аварийного жилья. Похоже, что такой учет не очень хорошо налажен как в целом по Российской Федерации, так и по ее субъектам в частности.
Например, по сведениям, сообщенным СМИ заместителем генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ В. Талалыкиным, по данным на март 2009 года, общий объем жилья в России составляет 2 млрд квадратных метров, объем аварийного жилья составляет 15 миллионов квадратных метров (0,75%). Однако, по данным Росстроя, в 2010 году это соотношение составляет 14%., т. е. 280 миллионов квадратных метров. Как было сказано выше, по информации, содержащейся в Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 26.04.2007 г., общий объем жилищного фонда России составляет 3 млрд кв. м, объем ветхого жилья составляет 93 млн кв. м., из них аварийное жилье – 11,2 млн кв.м. В Новой газете (2010. 27 апр.) сообщалось, что за 1992–2008 годы площадь ветхого и аварийного жилья в России в течение 16 лет утроилась и достигла уже 99,5 млн кв. м. По разным экспертным оценкам, в ветхом и аварийном жилье проживают от 2 до 5 млн человек. Площадь ветхого и аварийного жилья, по утверждениям сотрудников федерального фонда реформирования ЖКХ, к общему объему жилого фонда составляет около 3%.
Обращение к статистическим данным позволяет объективно оценить масштабы ветхости и аварийности жилья в России как в динамике за несколько лет, так и на современном этапе развития. Российская статистика содержит разные показатели, характеризующие состояние жилищного фонда, динамику его выбывания и прироста. При этом особое значение имеет соотношение аварийности и ветхости жилья с новостроящимися домами. Согласно статистике здания стареют быстрее, чем возводятся новые.[16]
Ветхий и аварийный жилищный фонд по данным Федеральной службы государственной статистики (см. Таблица 1).
Таблица 1
Ветхий и аварийный жилищный фонд
(на конец года; общая площадь жилых помещений)
20131) | 20142) | ||||||||||||
Весь ветхий и аварийный жилищный фонд, млн. м2 | 32,2 | 37,7 | 65,6 | 94,6 | 95,9 | 99,1 | 99,7 | 99,5 | 99,4 | 98,9 | 99,9 | 93,9 | 93,3 |
в том числе: | |||||||||||||
Ветхий | 28,9 | 32,8 | 56,1 | 83,4 | 83,2 | 84,0 | 83,2 | 80,1 | 78,9 | 78,4 | 77,7 | 70,1 | 69,5 |
аварийный | 3,3 | 4,9 | 9,5 | 11,2 | 12,7 | 15,1 | 16,5 | 19,4 | 20,5 | 20,5 | 22,2 | 23,8 | 23,8 |
Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, процентов | 1,3 | 1,4 | 2,4 | 3,2 | 3,2 | 3,2 | 3,2 | 3,1 | 3,1 | 3,0 | 3,0 | 2,8 | 2,7 |
1)В связи с отсутствием нормативно-правового акта, устанавливающего порядок государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, в том числе его государственного технического учета (включая техническую инвентаризацию), официальная статистическая информация за 2013 год сформирована на основе данных органов местного самоуправления не по полному кругу собственников жилищного фонда.
2) В связи с отсутствием нормативно-правового акта, устанавливающего порядок государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, в том числе его государственного технического учета (включая техническую инвентаризацию), официальная статистическая информация за 2014 год сформирована органами местного самоуправления, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации не по полному кругу собственников жилищного фонда.
По данной таблице видно, что фонд ветхого и аварийного за последние 5 лет уменьшается.[5]
1.2 Федеральные целевые программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья
Программа «Ветхое жилье» направлена на расселение жителей аварийных домов. Чем более изношено здание, особенно если этот износ угрожает жизни людей, тем быстрее можно выехать из дома в новую квартиру. Программа расселения из аварийных домов продлена до 2017 года. Любые граждане, считающие, что их дом слишком стар и изношен, могут подать соответствующее заявление. Решение остается прерогативой комиссии. Не обойтись без обследования дома специалистами — именно они решают, подходит ли дом под критерии изношенности или аварийности.
Закон о расселении, действующий с 2010 года, позволяет гражданам России, чье жилье признано ветхим или аварийным, претендовать на переезд в новые квартиры. Планировалось, что к 2015 году план по расселению людей будет выполнен. Однако этого не произошло, и действие программы было продлено еще почти на два года.[3]
21 июля 2007 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Закон установил правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки.[11]
Программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Общая площадь аварийного жилищного фонда, расселение которого необходимо осуществить в 2014-2017 годах в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», составляет 11,4 млн.кв.м. (целевой показатель в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 482-р от 21 марта 2015 года), из которых с участием средств Фонда подлежит расселению 10,09 млн.кв.м.
Общий объем финансирования данных программ из средств Фонда на 2013-2017 годы составляет 183,4млрд. рублей.
Целевые показатели реализации программ переселения в Российской Федерации 2016 года составляют в части площади расселяемого аварийного жилья — 2 818,00 тыс. кв. метров, в части численности переселяемых граждан – 179,41 тыс. человек.
По состоянию на 1 мая 2016 года расселено 436,19 тыс. кв. метров аварийного жилья, достижение целевого показателя 2016 года – 15,5 %; переселены 25,41 тыс. человек, достижение целевого показателя 2016 года – 14,2 %. (см. Таблица 2)
Таблица 2
Плановые и фактические показатели реализации расселения граждан из аварийного жилищного фонда
На контроле по указу № 600 | Целевой показатель 2015 года | Перевыполнение целевого показателя 2015 года | Целевой показатель 2016 года | Фактически переселено в 2016 году | Переселено в 2016 году с учетом перевыполнения целевого показателя 2015 года | Достижение целевого показателя на 2016 год |
тыс. м2 | тыс. м2 | тыс. м2 | тыс. м2 | тыс. м2 | тыс. м2 | % |
11 400,85 | 2 759,49 | 265,61 | 2 818,00 | 170,58 | 436,19 | 15,5 |
тыс. чел. | тыс. чел. | тыс. чел. | тыс. чел. | тыс. чел. | тыс. чел. | % |
733,23 | 177,72 | 13,57 | 179,41 | 11,84 | 25,41 | 14,2 |
По этапу 2016-2017 гг. утверждена 61 заявка на общую сумму 41,78 млрд. рублей (с учетом софинансирования регионов – 98,12 млрд. рублей), средства будут направлены на переселение 147,98 тыс. граждан из аварийного жилья общей площадью 2 400,35 тыс.кв.м[2]
В заключении отметим, что…….выводы по главе