IV. Темы семинарских занятий
I. Общая характеристика курса
Отечественная история изучает исторические процессы, события и явления. Происходящие на территории России в период с IX по начало XXI вв. Это одна из базовых гуманитарных дисциплин и один из важнейших предметов учебного плана образовательных учреждений России, поскольку наиболее полно аккумулирует и системно передает социальный опыт человечества. Одновременно история Отечества формирует личную ориентацию и гражданскую позицию у молодежи.
В концепции модернизации российского образования обращается внимание на востребованность в современном обществе высокообразованных, предприимчивых специалистов, имеющих четкие нравственные ориентиры, способных к сотрудничеству. Умеющих принимать самостоятельные решения, отличающихся мобильностью. Конструктивностью и ответственностью за дальнейшее развитие страны. В воспитании этих качеств вносит значительный вклад отечественная история.
Целью изучения курса «Отечественной истории» является ознакомление с фактическим материалом по истории страны, основными тенденциями и закономерностями развития общества, методологией исторических исследований.
Задачи курса:
1) воспитание гражданственности и патриотизма
2) усвоение сущности исторического процесса
3) развитие аналитических и творческих способностей студента.
Курс истории России изучается на заочном отделении ряда специальностей в течении одного семестра. Тематически он делится на несколько блоков, охватывающих историю.
Киевская Русь, Московского государства, Российской империи, Советского государства и изложение событий в современной России, количественно включает в себя восемь часов лекций, восемь часов семинаров (для обучающихся по сокращенной программе объем соответственно уменьшается), подготовку контрольной работы и экзамен.
При этом на самостоятельную работу студента учебным планом большинства специальностей отводится 130 часов.
II. Краткое содержание курса.
Сущность и функции исторического знания. Методы исторической науки.
Исторические источники и методологические подходы. Историография истории России.
Древняя Русь в VI-XIII вв.
Проблема этногенеза восточных славян, их место и роль в истории средневековой Европы. Становление Древнерусского государства. Особенности социально-экономического , политического и культурного развития Киевской Руси. Выбор исторических путей развития в кон. XI – нач. XIII вв. Борьба с внешней опасностью в XIII в.
Московская Русь в XIV-XVII вв
Формирование Русского централизованного государства: традиции и особенности социально-политического развития. Оформление сословно-представительной монархии в эпоху Ивана IV Грозного и ее трансформация в деспотизм. Кризис российской государственности в конце XVI- нач. XVII вв. Смутное время и альтернативность путей развития страны. Противоречивый характер экономических процессов в XVII веке.
Эволюция политического строя в XVII в. Складывание абсолютизма и его характерные черты. Проблемы внешней политики в XVII в. Культура Московской Руси.
Российская империя в XVIII в.
Характерные черты эпохи просвещения. Модернизационные процессы в Европе и России. Основные направления «европеизации» России при Петре I и ее результаты.
Эпоха «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.)Политика «просвещенного абсолютизма»
Екатерины II. Правление Павла I.
Внешняя политика России в XVIII в. Культура России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX вв.
Переход России от традиционного общества к индустриальному. Промышленный переворот как стержень экономической модернизации в XIX в. Попытка изменения самодержавного характера власти и решение крестьянского вопроса. Развитие общественно-политической мысли и ее влияние на политическую жизнь. «Великие реформы» 1860-1870 гг. Внутренняя политика Александра III. Культура России в XIX в. , ее противоречия и вклад в мировую культуру.
Россия на рубеже XIX-XX вв. Результаты индустриальной модернизации.
Особенности политического развития и начало российского парламентаризма.
Классификация, программа и тактика политических сил в начале XX в. Россия в первой мировой войне (1914-1918 гг.) Февральская революция и альтернативы развития общества в 1917 г. Причины победы большевизма в России.
Советское государство (1917-1991 гг).
Формирование Советской государственной системы. Гражданская война в России (1918-1920 гг.)
Экономическая стратегия большевиков: от «военного коммунизма» к нэпу (1921-1928 гг.)
Индустриализация как основа экономической модернизации советского образца. Коллективизация сельского хозяйства. Формирование тоталитаризма в стране.
Предпосылки Второй мировой войны и участие в ней Советского Союза (1939-1945 гг.)
Складывание двухполюсного мира. Политика Н.С.Хрущева: экономические реформы и политическая либерализация. Ужесточение политического режима и попытки экономических преобразований в сер. 1960-сер. 1980-х гг.
Политика М.С.Горбачева: ускорение, гласность, перестройка. «Новое мышление» и изменение международной реальности.
Современная Россия (после 1991 г.)
Радикальная социально-экономическая реформа. Конституция 1993 г. И изменение политической системы. Внешняя политика и глобальные проблемы современности.
III. Темы лекций
1. Древняя Русь в IX-XIII вв. (2ч)
2. Образование и развитие Московского централизованного государства (XIV-XVII вв.) 2ч.
3. Российская империя в XVIII в. (2ч.)
4. Эволюция Российского государства в XIX – началеXX вв. (2ч).
IV. Темы семинарских занятий
Тема 1. Советская власть в 1917-1940 гг. (2ч.)
1. Приход большевиков к власти и введение «военного коммунизма» (1917-1920 гг.)
2. Новая экономическая политика (1921-1928 гг.) как разновидность мобилизационной модели развития советской системы.
3. Формирование тоталитарной системы в СССР (кон. 1920-нач. 1930-х гг.)
Тема 2. Политическая система СССР и попытки экономических реформ (сер. 1950- кон. 1980 гг) (4ч.)
1. Реформаторская деятельность Н.С.Хрущева.
2. Советский Союз в сер. 1960-сер. 1980-х гг.
3. Политика М.С.Горбачева. Курс на ускорение и перестройку.
Тема 3. Россия на современном этапе. 1991- 2008 гг. (2ч.)
1. Социально-экономическое развитие страны.
2. Эволюция политической системы.
3. Внешняя политика в условиях мировой глобализации.