Раздел 5. Российское государство, право, общество 3 страница
Правительство обладает правом законодательной инициативы, которое осуществляется путем внесения законопроектов в Государственную Думу;
на Правительство возложены такие функции: разрабатывать бюджет страны и обеспечивать его исполнение; проводить единую финансовую политику; управлять федеральной собственностью; осуществлять меры по реализации внешней политики, по обеспечению прав и свобод граждан и др.;
в состав Правительства входят: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры; члены Правительства не вправе занимать другие должности в органах государственной власти, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной, творческой); члены Правительства обязаны по приглашению палат парламента присутствовать на заседаниях палат и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;
Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы; Председатель определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу; Правительство слагает полномочия перед вновь избранным Президентом; Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом; Президент вправе отправить Правительство в отставку;
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству большинством голосов депутатов; Председатель Правительства может поставить перед Думой вопрос о доверии;
Председатель Правительства ведет заседания Правительства, обладает решающим голосом, подписывает акты Правительства, предлагает Президенту структуру федеральных органов исполнительной власти, а также кандидатуры на должность заместителей Председателя и федеральных министров; в определенных случаях Председатель Правительства может временно исполнять обязанности Президента России;
в исполнение своих полномочий Правительство издает постановления и распоряжения: постановления - по вопросам нормативного характера; распоряжения - по текущим и оперативным вопросам. Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти; Президент вправе отменить постановления и распоряжения Правительства, если они противоречат Конституции, законам и указам Президента;
федеральные министры обладают решающим голосом на заседаниях Правительства, участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение, руководят соответствующими органами исполнительной власти.
В сфере экономики Правительство регулирует все экономические процессы, разрабатывает программы развития, предпринимает шаги по международному экономическому сотрудничеству.
В финансовой сфере Правительство обеспечивает исполнение бюджета, реализует налоговую политику, валютный контроль, осуществляет меры по управлению государственным долгом России.
В социальной сфере Правительство принимает меры по сокращению безработицы, обеспечению помощи в решении проблем семьи, детства, проводит государственную миграционную политику, политику по охране здоровья, развитию физической культуры и спорта.
В сфере науки, культуры и образования Правительство осуществляет меря по государственной поддержке науки и культуры, обеспечивает государственную политику в области образования.
В сфере экологии Правительство предпринимает шаги по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов.
В правоохранительной сфере Правительство разрабатывает меры, обеспечивающие безопасность личности, общества, государства, по борьбе с преступностью.
В сфере обороны и государственной безопасности Правительство занимается оснащением Вооруженных Сил вооружениями и военной техникой, обеспечивает программы военной подготовки граждан, принимает меры по охране государственных границ, руководит гражданской обороной.
В сфере внешней политики Правительство заключает международные договоры, защищает граждан России за пределами страны, регулирует внешнеэкономическую деятельность.
Вопросы, входящие в компетенцию Правительства, решаются на заседаниях Правительства, которые проводятся не реже одного раза в месяц в соответствии с Регламентом Правительства РФ. На заседаниях могут присутствовать представители палат Федерального Собрания, высших судов, Счетной палаты, Центрального банка.
Законом определены вопросы, которые решаются исключительно на заседаниях Правительства. К таким вопросам относятся: исполнение федерального бюджета, программы развития свободных экономических зон, государственное регулирование цен на определенные товары, выпуск ценных бумаг, внесение законопроектов в Государственную Думу, программы приватизации государственной собственности, заключение международных договоров и др.
Президент России имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Кроме того, Президент непосредственно руководит деятельностью некоторых министерств и ведомств, в частности ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел и др. Это, как правило, наиболее важные - "силовые" министерства и ведомства.
Для обеспечения деятельности Правительства создан специальный орган - Аппарат Правительства Российской Федерации, который возглавляется Руководителем Аппарата. Положение об Аппарате утверждается Правительством.
62. Министерства и ведомства. Структура федеральных министерств и ведомств предлагается Правительством и утверждается указами Президента. Она регулярно пересматривается.
Действующая структура была определена Указом Президента в 2004 году после проведения административной реформы. Реформа была направлена на сокращение государственных функций, на рационализацию управления страной.
Термин "ведомства" - собирательный. В это понятие входят федеральные службы и федеральные агентства, прочие органы.
Считается, что министерство - это орган, который проводит государственную политику в установленной сфере деятельности и/или координирующий деятельность других органов исполнительной власти в данной сфере.
Федеральная служба - это орган, осуществляющий оперативную работу, а федеральное агентство - орган, оказывающий государственные услуги.
В настоящее время действует следующий состав министерств и ведомств:
под управлением Президента находятся: министерство внутренних дел; министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; министерство иностранных дел; министерство обороны; министерство юстиции, а также ряд служб: Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности и др.
под управлением Правительства находятся: министерство здравоохранения и социального развития; министерство культуры и массовых коммуникаций; министерство образования и науки; министерство природных ресурсов; министерство промышленности и энергетики; министерство сельского хозяйства; министерство транспорта; министерство информационных технологий и связи; министерство финансов; министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), а также ряд служб: Федеральная антимонопольная служба; Федеральная служба государственной статистики; Федеральная служба по финансовым рынкам; Федеральное агентство по атомной энергии; Федеральное космическое агентство и др.
Кроме того, множество служб и агентств функционирует под управлением (в системе) министерств. Так, например:
в системе министерства внутренних дел - Федеральная миграционная служба;
в системе министерства обороны - Федеральная служба по ВТС; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
в системе министерства юстиции - Федеральная служба исполнения наказаний;
в системе министерства здравоохранения и социального развития - Федеральная служба по труду и занятости;
в системе министерства образования и науки - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
в системе министерства природных ресурсов - Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральное агентство по недропользованию;
в системе министерства сельского хозяйства - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральное агентство по рыболовству;
в системе министерства транспорта - Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Федеральное агентство морского и речного транспорта;
в системе министерства финансов - Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовому мониторингу;
в системе МЭРТ - Федеральная таможенная служба; Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и др.
Нет сомнений, что приведенная система органов федеральной исполнительной власти будет и впредь меняться и совершенствоваться.
63. Судебная ветвь власти. Столкновения интересов, которыми наполнены общественные отношения, неизбежно порождают конфликты - большие и малые.
Эти конфликты выливаются в противоправные действия, в споры. Охранять законные интересы, наказывать правонарушителей, разрешать споры и тем самым гармонизировать, согласовывать сталкивающиеся интересы призваны специальные органы государственной власти - суды.
Можно сказать, что суды играют важную роль в жизни общества:
а) они стоят на страже права (правоохранительная роль;
б) они наказывают нарушителей (карательная роль);
в) они разрешают споры (согласительная, гармонизирующая роль).
В советский период суды обслуживали интересы власти. Судебная ветвь власти была подчинена исполнительной, партийному аппарату. Поэтому еще и сегодня люди зачастую не доверяют судам, предпочитая решать свои проблемы самостоятельно, неправовыми способами.
Одна из важнейших задач - обеспечить истинную независимость и самостоятельность судов, устранить карательный и обвинительный уклон в их деятельности, сделать суды инструментом порядка и справедливости.
Правовое положение судебной ветви власти в России определяется главой 7 Конституции, а также Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года, "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 года, "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 года, "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 года.
В России приняты и действуют Федеральные законы: "О статусе судей" от 26 июня 1992 года, "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 года, "О судебных приставах" от 21 июля 1997 года, "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года, "О третейских судах в Российской Федерации" от 24 июля 2002 года и другие.
Деятельность судов непосредственно связана с процессуальной частью права. Именно в этих сферах отношений применяются процессуальные кодексы: Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 года, Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 марта 2002 года, Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 года.
Судебная система России на федеральном уровне состоит из трех видов государственных судов:
а) Конституционного Суда;
б) судов общей юрисдикции;
в) арбитражных судов.
К судам субъектов федерации относятся: уставные/конституционные суды субъектов, мировые судьи.
Характерные черты правового положения судебной власти в России можно свести к следующему:
правосудие осуществляется только судами, предусмотренными конституцией и законами; создание чрезвычайных судов не допускается;
все равны перед законом и судом; суды не вправе отдавать предпочтения каким-либо органам, лицам;
судебные постановления (а также поручения, вызовы и т.п.) подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России;
разбирательство дел во всех судах должно быть открытым; слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, определенных законом (государственная, коммерческая тайна, вопросы опеки, усыновления, половые преступления и т.п.);
запрещается заочное разбирательство уголовных дел, кроме случаев, определенных федеральным законом: отсутствие подсудимого в пределах страны, уклонение подсудимого от явки в суд, ходатайство подсудимого и т.п.;
судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон: обвинения и защиты; истцов и ответчиков;
суды руководствуются при принятии решений только конституцией и законами; судьи независимы и подчиняются только конституции и закону; они несменяемы и неприкосновенны; все судьи обладают единым статусом;
участие граждан в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом;
федеральные суды и мировые судьи финансируются из федерального бюджета.
64. Конституционный Суд РФ. Зачем нужны конституционные суды? Парламенты нередко принимают законы, которые противоречат конституции страны. Это происходит по различным причинам: либо парламентарии бывают недостаточно квалифицированы, либо законы пролоббированы определенными силами и в них заложены интересы и воля не народа, а узких групп общества, либо в силу разного рода случайных ошибок и т.п.
Так или иначе, контроль за законностью в сфере правотворчества необходим. Наиболее подходящим механизмом для такого контроля являются конституционные суды. Конституционный суд - важнейший элемент системы сдержек и противовесов в "игре" ветвей власти.
В советский период истории страны конституционных судов не существовало. Некий аналог такого суда появился в Советском Союзе лишь в 1989 году; тогда был создан Комитет конституционного надзора, просуществовавший до 1991 года.
Впервые Конституционный суд появился в России в 1991 году на основании Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР". На этом этапе Суду было предоставлено право проверять конституционность (т.е. соответствие конституции) не только нормативных актов, но и действий должностных лиц. При этом Суд самостоятельно решал, какие акты и действия ему проверять.
Во многом из-за столь широких полномочий Суд оказался втянутым в политические события 90-х гг. ХХ века, и его деятельность была приостановлена указом Президента.
После принятия Конституции России 1993 года был создан новый Конституционный Суд. Его правовой статус определен Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 года.
Конституционный Суд состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента.
В структуре Суда образованы две равноправные палаты (по 10 и 9 судей), решения которых имеют такую же юридическую силу, как и решения Суда в целом.
Рассмотрение дел происходит по единому порядку в двух формах: на заседаниях палат и в пленарных заседаниях (т.е. составом обеих палат Суда). При этом законом определено, какие вопросы могут разрешаться только в пленарных заседаниях, например толкование Конституции. Судьи заседают в мантиях.
Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин России в возрасте не менее 40 лет, с безупречной репутацией, высшим образованием, стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Срок пребывания судьи в должности - 15 лет. Повторное назначение не допускается. Полномочия судьи прекращаются, когда ему исполняется 70 лет.
Судья Конституционного Суда не может быть членом парламента, занимать государственные, общественные должности, заниматься предпринимательской или любой иной оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной, творческой), не вправе состоять в партиях, вести политическую деятельность, выступать в средствах массовой информации по вопросам, которые могут стать предметом рассмотрения в Суде.
В полномочия Суда, в частности, входит:
1) рассмотрение дел о том, соответствуют ли Конституции российские законы; акты Президента, палат парламента, Правительства; акты субъектов федерации, международные договоры России (не вступившие в силу) и др.;
2) разрешение споров, которые происходят между органами государственной власти об их компетенции;
3) рассмотрение жалоб на нарушения конституционных прав граждан;
4) толкование положений Конституции.
Дела о неконституционности принимаемых в стране нормативных актов Суд (в отличие от Суда, который был создан в 1991 году) не вправе рассматривать по собственной инициативе. Он может это делать, только если к нему обратятся с соответствующими запросами лица, определенные Конституцией, т.е. Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, высшие суды и др.
Если Конституционный Суд признает акт (или его часть - отдельные статьи) не соответствующим Конституции, такой акт (или его часть) должен быть отменен.
Дела по спорам между государственными органами об их компетенции Суд рассматривает, только если об этом имеется ходатайство любой из участвующих в споре сторон (ст. 125 Конституции). Такие споры рассматриваются с точки зрения разделения властей и разграничения компетенции между органами власти.
По итогам рассмотрения Суд либо подтверждает то или иное полномочие государственного органа, либо отрицает его.
Суд рассматривает также дела по жалобам на нарушение конституционных прав граждан. С жалобой - индивидуальной или коллективной - вправе обратиться граждане, чьи конституционные права нарушены или могут быть нарушены законом в конкретном деле.
Итогом рассмотрения жалобы может быть решение Суда о том, что закон (его часть) либо не соответствует, либо соответствует Конституции.
Если Суд признает закон не соответствующим Конституции, конкретное дело гражданина подлежит пересмотру компетентным органом в обычном установленном порядке.
Толкование Конституции осуществляется Судом по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации.
Такое толкование является официальным и обязательным для всех органов власти, предприятий и организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
К основным чертам правового статуса Конституционного Суда можно добавить также следующие:
Конституционный Суд - это орган конституционного контроля; он не может быть упразднен иначе как путем изменения Конституции; его полномочия не ограничены каким-то определенным сроком;
основными принципами деятельности Суда являются: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность, равноправие сторон;
судья Конституционного Суда - несменяем, неприкосновенен; все судьи Конституционного Суда пользуются равными правами;
Суд задействован в процедуре отрешения Президента от должности: на нем лежит обязанность дать заключение о том, был ли соблюден установленный порядок выдвижения обвинений против Президента;
решения Суда обязательны для всех органов государственной власти - представительных, исполнительных, судебных и др.; решения принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей и вступают в силу немедленно после провозглашения;
Суд обладает правом законодательной инициативы по вопросам его ведения;
Конституционный Суд независим в организационном, финансовом, материально-техническом отношениях от любых других органов.
В Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" содержатся также процессуальные нормы. Этими нормами определен порядок обращения в Суд, рассмотрения обращений и дел в Суде, в том числе порядок конституционного судебного процесса.
Деятельность Суда обеспечивается Секретариатом и другими подразделениями аппарата Суда. Официальным изданием Суда является "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации".
65. Примеры постановлений Конституционного Суда. Для примера следует обратиться к некоторым постановлениям Конституционного Суда, которые дают более точное представление о характере вопросов, рассматриваемых Судом, и о принимаемых решениях.
Так, Постановлением от 18 июля 2003 года Конституционный Суд признал, в частности, неконституционными отдельные положения закона "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 1, п. 2; ст. 21, п. 1; ст. 22, п. 3). В соответствии ними прокуроры могли обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о том, чтобы признать противоречащими общероссийскому закону конституцию или устав субъекта федерации.
Оспаривание подобных актов не в конституционном судопроизводстве, а в судах общей юрисдикции противоречит статьям 66 (ч. 1, 2), 76 (ч. 3-6), 118 (ч. 2), 125 (ч. 2, 3, 5), 126, 128 (ч. 3) Конституции России.
Конституционность уставов/конституций субъектов федерации должна оспариваться в Конституционном Суде России по запросу, например, Генерального прокурора.
Постановлением от 14 мая 2003 года Конституционный Суд признал конституционными оспаривавшиеся положения закона "О судебных приставах" (ст. 14; ст. 12, п. 2). Заявитель утверждал, что данные положения нарушают права клиентов банков на неприкосновенность частной жизни и личную тайну (ст. 23 Конституции).
Согласно данным положениям судебные приставы при исполнении постановлений судов имеют право запрашивать в банках сведения о вкладах физических лиц.
При этом имеется в виду, что приставы должны получать не всю информацию о средствах на банковском счете, а лишь информацию о суммах, которые требуются для исполнения конкретного решения суда.
Постановлением от 13 декабря 2001 года Суд признал неконституционными некоторые положения Закона города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве".
Суть дела была в следующем. Гражданка Б. имела на праве собственности дом в пределах территории Москвы. Прилегающий участок размером более 0,2 га находился у нее в постоянном (бессрочном) пользовании на законных основаниях.
В 1996 году префектура Восточного административного округа г. Москвы своим решением закрепила за гражданкой М. на праве пожизненного наследуемого владения участок размером 0,06 га; остальную часть участка ей предлагалось взять в аренду на 49 лет.
Суды общей юрисдикции гражданке Б. в праве на пожизненное наследуемое владение всем участком в полном размере отказали, сославшись на Закон города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" от 16 июля 1997 года. Этим законом (ст. 16) предельный размер земельных участков граждан-домовладельцев ограничивался площадью 0,06-0,12 га.
Гражданка Б. такое решение в отношении ее земельного участка расценила как незаконное ограничение ее прав и "реквизицию" собственности без суда.
Конституционный Суд признал, что статья 16 Закона города Москвы не соответствует статьям 19 (ч. 1, 2), 35 (ч. 2, 3) и 55 (ч. 1-3) Конституции России, а дело гражданки Б. должно быть пересмотрено в установленном порядке.
В Постановлении от 11 июля 2000 года Конституционный Суд по запросу Государственной Думы дал толкование статей 91 и 92 (ч. 2) Конституции о досрочном прекращении полномочий Президента по состоянию здоровья.
Вопрос заключался в том, препятствует ли статья 91 Конституции (неприкосновенность Президента) возможности получить информацию о его здоровье для того, чтобы решить, способен он или не способен осуществлять свои полномочия.
Ответ Конституционного Суда сводился к тому, что статья 91 не препятствует реализации статьи 92, на основе которой определяется порядок досрочного прекращения полномочий Президента по состоянию здоровья.
В Постановлении от 1 декабря 1999 года Конституционный Суд рассмотрел дело по спору о компетенции между Президентом России и Советом Федерации.
В апреле 1999 года Президент России своим Указом (N 415) временно отстранил от исполнения обязанностей Генерального прокурора в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела.
Совет Федерации счел подобный Указ неправомочным, поскольку отстранение Генерального прокурора должно было производиться в том же порядке, что и его назначение, т.е. в соответствии со статьями 83 (п. "е"), 102 (п. "з"), 129 (ч. 2). По Конституции назначение Генерального прокурора осуществляется Советом Федерации по представлению Президента.
Конституционный Суд, однако, посчитал, что в компетенцию Совета Федерации не входит издание актов об отстранении Генерального прокурора от должности на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. В отсутствии иного акта, регулирующего этот вопрос, такой акт обязан издать Президент.
66. Суды общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские, административные и иные дела.
Если человек нарушил Уголовный кодекс, совершил убийство, кражу и т.п. преступление, он предстанет перед уголовным судом.
Если два физических лица подписали договор купли-продажи недвижимости, а потом возникли споры о содержании и исполнении этого договора, такой спор может быть разрешен в гражданском суде.
Если гражданину неправильно рассчитали налог и не хотят исправить расчеты, и по этому вопросу гражданин также вправе отстоять свои права в суде общей юрисдикции.
Все споры, связанные с разводом и разделом имущества, судьбою несовершеннолетних детей, споры с работодателем, споры относительно наследства и многие другие рассматриваются в судах общей юрисдикции.
Таким образом, суды общей юрисдикции - это государственные органы, в которых гражданин может защитить свои нарушенные права и которые от имени государства определяют наказания правонарушителям.
Суды общей юрисдикции - это разветвленная, единая система судов. Она состоит из двух уровней - федеральных судов и мировых судей.
Федеральные суды подразделяются на три звена:
районные (городские) суды;
областные/краевые суды (в республиках - верховные суды республик; в других субъектах федерации - соответствующие суды);
высшее звено - Верховный Суд.
Отдельной ветвью судов общей юрисдикции являются военные суды, которые рассматривают дела с участием военнослужащих. Эта ветвь судов также состоит из трех звеньев: гарнизонных военных судов, окружных военных судов, Военной коллегии Верховного Суда.
В судах общей юрисдикции на федеральном уровне работают порядка 20 тысяч судей и более 40 тысяч вспомогательного персонала.
Правовое положение судей определено в Законе "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 года. Согласно закону, судебная власть в стране принадлежит только судам в лице судей.
Судьи - независимы и подчиняются только Конституции и закону. Их требования и распоряжения обязательны для всех. Судья - неприкосновенен.
Судьи не вправе быть депутатами, состоять в партиях, осуществлять предпринимательскую или любую другую оплачиваемую работу (кроме преподавательской, научной, творческой).
Судьей может быть гражданин России, достигший определенного возраста, имеющий высшее образование и необходимый стаж по юридической профессии, не имеющих заболеваний, препятствующих работе судьи, сдавший квалификационный экзамен.
Судьи назначаются на должность Президентом России по представлению Председателя Верховного Суда. Судьи Верховного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Назначение производится на неопределенный срок.
Полномочия судьи прекращаются по достижении им возраста 65 лет.
На уровне субъектов федерации создано звено мировых судей. Правовое положение мировых судей определяется Законом "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года.
Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов федерации и при этом входят в единую судебную систему России. Порядок назначения и деятельности мировых судей устанавливается законами субъектов федерации (в части, не урегулированной Конституцией и федеральными законами).
Мировые судьи назначаются (избираются) законодательным органом государственной власти субъекта федерации на срок не более чем на 5 лет - с последующими возможными повторными назначениями/избраниями. Они могут также избираться на должность населением судебного участка.
В компетенцию мировых судей входят следующие дела:
уголовные дела, наказания по которым не превышают 2 лет лишения свободы;
о расторжении брака, если нет спора о детях;
о разделе имущества между супругами;
по имущественным спорам, если сумма требований не превышает 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
о порядке пользования земельными участками и другой недвижимостью;
ряд дел об административных правонарушениях (в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях).
Мировые судьи рассматривают дела единолично в пределах своих судебных участков. Участки создаются субъектами Федерации из расчета от 15 до 30 тыс. человек населения на одном участке. Постановления мировых судей - обязательны для всех лиц, организаций и органов.
Мировым судьей может быть гражданин России не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих поступков, сдавший квалификационный экзамен, получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.
На мировых судей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности и материального обеспечения.