Тема 10. Организация работы пресс-службы
История развития пресс-служб. Структура и принципы организации современной пресс-службы. Функции пресс-секретаря. Формы и методы работы современной пресс-службы со СМИ, общественностью и политическими организациями. Менеджмент новостей. Спиндоктор как профессия. Пресс-служба в коммерческой структуре. Пресс-службы политических партий и движений. Общая характеристика современных российских государственных пресс-служб. Информационная работа государственных учреждений со средствами массовой информации и общественностью. Проведение публичных акций, кампаний, налаживание двусторонней активной связи «организация-население». Формы и методы координации деятельности российских государственных пресс-служб. Практика организации и проведение аккредитации журналистов (правовые основы, основные направления работы).
Тематика семинарских занятий
Семинар 1. Обзор материалов в сфере PR и GR
1. Диссертации (кандидатские и докторские)
2. Монографии
3. Статьи
Рекомендуемая литература
1. http://pr-club.com/pr_lib/pr_dissertacii
2. www.pressclub.host.ru/PR_Lib/
3. http://lobbying.ru
4. http://diss.rsl.ru/
Методические рекомендации
Вопрос предполагает составление аналитического обзора (на 4 – 5 стр., с последующей защитной речью) прочитанного автореферата диссертации (монографии, статьи) по тематике связей с общественностью и government relations.
Семинар 2. Анализ кейсов удачных и не удачные PR-кампании в сфере ГМУ: российский и зарубежный опыт[2]
1. Возрождение музея «Архангельское».
2. Национального агентства прямых инвестиций.
3. Справочный буклет о Томской области в формате общегражданского паспорта Российской Федерации.
4. Долгосрочная социальная программа «Важное дело» как эффективный подход к реализации региональной социальной политики.
5. Ижевск — от города-завода к городу для людей. Опыт трансформации оборонного сознания индустриальной эпохи в современный социальный контекст.
6. и др.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Пятьдесят лучших проектов Национальной премии в области развития общественных связей «серебряный лучник» 2004 – 2005 гг. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
2. Пятьдесят лучших проектов Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник». 2006 – 2007 гг. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
3. Азарова Л.В., Ачкасова В.А., Иванова К.А., Кривоносов А.Д., Филатова О.Г. Ситуационный анализ в связях с общественностью: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.
4. PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика / Пер. с англ. М., 2002.
5. Касьянов Ю.В. PR-компания своими силами. Готовые маркетинговые решения. СПб., 2008.
6. Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. СПб., 2008.
7. Матвейчев О., Гусев Д., Чернаков С, Хазеев Р. Уши машут ослом. Современное социальное программирование. 2-е изд., исправленное и дополненное. — СПб.: Питер, 2014.
8. Управление общественными отношениями: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под общ. ред. В.С. Комаровского. М., 2009.
9. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учебник. М., 2008.
Дополнительная
10. PR: международный опыт / под ред. Сэма Блэка. М., 1997.
11. Гундарин М. Книга руководителя отдела PR: практические рекомендации. СПб., 2006.
12. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Учебное пособие для вузов / Пер. с англ. / Под ред. Б.Л.Еремина. М., 2003.
13. Дороти Доти И. Паблисити и паблик рилейшнз / Пер. с анг. М., 1996.
14. Каверина Е.А. Организация рекламной деятельности вуза: Учебное пособие. СПб., 2007.
15. Каверина Е.А. Создание событий: гуманитарные технологии в корпоративных коммуникациях: Научно-методические материалы. СПб., 2008.
16. Кондратьев Э.В. Связи с общественностью: Практикум / 2-е изд. М., 2008.
17. Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения: Паблик рилейшнз по-французски. Концепции. Практика / Отв. Редактор Я.Н. Засурский. М., 1996.
18. Марков С. PR в России больше, чем PR. Технологии, версии, слухи. СПб., 2005.
19. Маркони Д. PR: полное руководство / Пер. с англ. М., 2007.
20. Мейтленд Я. Рабочая книга PR-менеджера / Пер. с англ. СПб., 2007.
21. Пашенцев Е.Н. Связи с общественностью: мировая практика и современная Россия. М., 2000.
22. Петербургская школа PR: от теории к практике. Вып.1: Сб.статей / Отв. ред. А.Д. Кривоносов. СПб., 2003.
23. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М., 1999.
24. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти. СПб., 2006.
Методические рекомендации
Вопрос предполагает анализ кейсов удачных и неудачных PR-кампании, проводимых в России и за рубежом.
Семинар 3. Исследования в связях с общественностью[3].
1. Социологические исследования в СО.
2. Маркетинговые исследования в СО.
3. Выявление проблемы и определение целей исследования. Установление объектов исследования.
4. Разработка концепции исследования.
5. Сбор информации. Анализ полученных данных. Оценка результатов.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Азарова Л.В., Ачкасова В.А., Иванова К.А., Кривоносов А.Д., Филатова О.Г. Ситуационный анализ в связях с общественностью: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.
2. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2012.
3. Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. СПб., 2008.
Дополнительная
4. Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью. М., 2004.
5. Бодалев А.А. Основы социально-психологических исследований. М., 2007.
6. Волков Б.C., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. М., 2004.
7. Глубокое интервью: Учеб. пособие. М., 2001.
8. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подход. Самара, 2002.
9. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2004.
10. Ермакова В.В., Пациорковский В.В., Шереги Ф.Э. Повторные исследования в прикладной социологии // Социологические исследования. 1999. № 3.
11. Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования. М., 2005.
12. Квале С. Исследовательское интервью. М., 2003.
13. Кокрен У. Методы выборочного исследования. М., 2005.
14. Крюгер А., Кейси М.Э. Фокус-группы: Практическое руководство. М., 2003.
15. Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. М., 2003.
16. Метод фокус-групп. М., 2001.
17. Минаева Н.С., Пивоваров Д.В., Боднар Э.Л. и др. Методы социальной психологии. М., 2000.
18. Осипов Г.В. Методы измерения в социологии. М., 2004.
19. Погорецкий В.Г. Вторичный анализ: функциональное ядро архивов социологической информации // Системы исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, ч.2. М., 1998.
20. Попов С.В. Визуальное наблюдение. М., 2002.
21. Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники. М., 2001.
22. Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Методология и методы социологического исследования. М., 2000.
23. Таршина Е.Я. Перспективы развития метода контент-анализа // Социология: методология, методы, математические модели. № 15, 2002. С. 71-93.
24. Татарова Г.Т. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.
25. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М., 2000.
26. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М, 2001.
27. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2004.
28. Хагуров А.А. Социальный эксперимент. Ростов-на-Дону, 1991.
29. Шалак В. Современный контент-анализ. М., 2004.
30. Ядов В.А., Семенова В.В. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебник для вузов. М., 2003.
Методические рекомендации
Проведите SWOT-анализ ситуации в рекламном агентстве «Jet Design». Какие методы исследования наиболее эффективны в данной ситуации? Выявите приоритетные группы целевой общественности. Предложите эффективные каналы коммуникации. Составьте вопросник для экспертного интервью. Предложите варианты элементов корпоративной политики организации. Разработайте структуру интернет-сайта рекламного агентства «Jet Design». Проанализируйте эффективность возможных технологий и стратегий PR-деятельности: 1) расширение спектра услуг, создание программы уникальных предложений; 2) инвестирование средств в производственные активы компании; 3) информирование целевых групп общественности.
Семинар 4. Разработка GR-кампании по продвижению территорий[4]
1. Продвижение Российской Федерации.
2. Продвижение Самарской области.
3. Продвижение г. Самара.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Азарова Л.В., Ачкасова В.А., Иванова К.А., Кривоносов А.Д., Филатова О.Г. Ситуационный анализ в связях с общественностью: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.
2. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2012.
3. Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. СПб., 2008.
4. Пятьдесят лучших проектов Национальной премии в области развития общественных связей «серебряный лучник» 2004 – 2005 гг. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
5. Пятьдесят лучших проектов Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник». 2006 – 2007 гг. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
6. Управление общественными отношениями: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под общ. ред. В.С. Комаровского. М., 2009.
7. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учебник. М., 2008.
Дополнительная
8. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Учебное пособие для вузов / Пер. с англ. / Под ред. Б.Л.Еремина. М., 2003.
9. Дороти Доти И. Паблисити и паблик рилейшнз / Пер. с анг. М., 1996.
10. Кондратьев Э.В. Связи с общественностью: Практикум / 2-е изд. М., 2008.
11. Маркони Д. PR: полное руководство / Пер. с англ. М., 2007.
12. Пашенцев Е.Н. Связи с общественностью: мировая практика и современная Россия. М., 2000.
13. Петербургская школа PR: от теории к практике. Вып.1: Сб.статей / Отв. ред. А.Д. Кривоносов. СПб., 2003.
14. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М., 1999.
15. Харрисон Ш. Связи с общественностью: Вводный курс / Пер. с англ. Под ред. Г.Е.Алпатова. СПб., 2003.
Методические рекомендации
На данном семинарском занятии студенты должны получить представление о PR-стратегии, а также начать собственную разработку информационно-коммуникативной стратегии в сфере государственного или муниципального управления. Оформляется данная работа в виде электронной презентации. Приведем критерии оценки PR-стратегии:
I. Требования к текстовой (смысловой) части:
1) Анализ ситуации.
2) Наличие цели или целей.
3) Наличие стратегического подхода.
4) Оригинальные тактические решения.
5) Четкий и понятный график реализации проекта.
6) Примерно рассчитанный бюджет.
7) Наличие конспекта PR-плана и стратегии.
II. Требования к оформлению презентации (графическая часть):
8) Минимальное количество слайдов 20 шт.
9) Наличие титульного листа (авторы, название).
10) Единый стиль оформления презентации (белый фон, шрифт Arial).
11) Читабельность слайдов (большие заглавия 54 кеглем, тезисы и средние заголовки 28 кеглем, подписи к рисункам и малые надписи 20 кеглем).
12) Разбивка презентации на главы (название каждой главы на отдельном слайде 54 кеглем).
13) Наличие названия к каждому слайду. Название слайда должно быть крупнее, нежели текст или подписи к рисунку.
14) Текст оформляется в виде списка с обязательным использованием маркеров. Предложения краткие. Мысли ясные и четкие. Один слайд – 5–6 маркеров.
15) Обязательное наличие рисунков, фотографий (минимум 10 шт.) На одном слайде не более 2 – 3 картинок.
16) Обязательное наличие подписей ко всем рисункам, фотографиям, графикам, таблицам и т.д.
17) Единая система выравнивания рисунка и подписи к нему.
18) Наличие концевого слайда.
19) За последним слайдом обязательное наличие слайда с аналитической информацией (общее количество слайдов в презентации, из них, сколько графических и сколько информационных).
III Требования к защите презентации PR-стратегии:
20) Членораздельное, эффектное, красивое, понятное озвучение.
21) Текстовые слайды должны быть дополнены личными комментариями, выходящими за рамки написанного на слайде.
22) Рисунки должны быть прокомментированы.
Всего за данную работу студент может набрать 22 балла.
Оценка «Отлично» ставится, если студент набирает 22–21 балл.
Оценка «Хорошо» ставится, если студент набирает 20–17 баллов.
Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент набирает 16–12 баллов.
Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент набирает 11 и менее баллов.
Семинар 5.Организационные структуры GR[5]
1. PR-подразделения в федеральных органах власти
2. PR-подразделения в региональных органах власти
3. PR-подразделения в муниципальных органах власти
Рекомендуемая литература
Основная
1. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2012.
2. Матвейчев О., Гусев Д., Чернаков С, Хазеев Р. Уши машут ослом. Современное социальное программирование. 2-е изд., исправленное и дополненное. — СПб.: Питер, 2014.
3. Пономарев Н.Ф. Связи с общественностью: социально-психологические аспекты: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008.
4. Русаков А. Связи с общественностью в органах государственной власти. СПб.: Издательство В.А. Михайлова, 2006.
5. Татаринова Г.Н. Современная пресс-служба: Учебное пособие. Омск, 2007.
6. Ольшанский Д. В. Политический PR. — М., 2003.
Дополнительная
7. Васильев В.И., Постников А.Е. Путеводитель по избирательной кампании. Пособие для кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков. М., 1999.
8. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001.
9. Вуйма А. Ю. Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только. - СПб., 2005.
10. ГозмаЛ., Шестопа Е. Политическая психология. — Ростов н/Д., 1996.
11. Гри Р. Сорок восемь законов власти. — М., 2003.
12. Гринберг Т. Политические технологии: ПР и реклама. М., 2005.
13. Дьяков Е. Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полис. — 2003. —№3.-С. 109-119.
14. Журналистика в мире политики: исследовательские подходы и практика участия / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. — СПб., 2004.
15. Истон Д. Системный анализ политической жизни // Политология: Хрестоматия. М., 2000.
16. Кошелюк М. Е. Технологии политических выборов. — М., 2004.
17. Лекашев А. В., Пониделко А. В. Черный PR как способ овладения властью, или Бомба для имиджмейкера. — СПб., 2002.
18. Максимов А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов. Российский опыт. М., 1999.
19. Мальцева Н. М. Грязные избирательные технологии: мифы и реальность. - М., 2003.
20. Манойло А. В., Петренко А. И. Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. — М., 2003.
21. Марков С. PR в России больше, чем PR. Технологии, версии, слухи. СПб., 2005.
22. Нисневич Ю. А. Информация и власть. — М., 2000.
23. Ноэлъ-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М., 1996.
24. Ольшанский Д. В. Политическая психология. — М., 2002.
25. Панарин И.Н. Технология информационной войны. М., 2003.
26. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. В. С. Комаровского. — М., 2001.
27. Ситников А. П., Огарь И. В., Бахвалова Н. С. Политический консалтинг, — М., 2004.
28. Тимофеева Л.Н. Власть и оппозиция: взаимодействие, взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникация. М., 2003.
29. Фирсов Б., Грушицкий Л., Николаева Н. Искусственно созданная идеология федерального масштаба как способ изменить позиции клиента на рынке (на примере PR-кампании АКБ «Пробизнесбанк») // Практический маркетинг. 1999. № 3(25).
30. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учебник. М., 2008.
Методические рекомендации
Сравните структуру и основные направления работы PR-подразделения в зарубежных и отечественных органах власти, выявите сходства и различия. Изучите Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности государственных органов власти в государственных средствах массовой информации». Изучите Положение об Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации. Опишите работу пресс-служб Правительства РФ, Совета Федерации, Государственной Думы.
Выявите в структуре Администрации Губернатора Самарской области подразделения, отвечающие за связи с общественностью; расскажите об их работе; какими нормативно-правовыми документами регулируется их деятельность. Расскажите о работе и структуре пресс-службы Самарской Губерноской Думы.
Изучите Положение об Управлении информации и аналитики Администрации городского округа Самара; расскажите структуре и основных направлениях работы данного управления.