Социологическое изучение государственной службы: цели и задачи
Методологические и методические основы изучения государственной службы как социального явления разрабатываются одной из отраслевых социологических теорий— социологией государственной и муниципальной службы. Ее предметом являются публично правовые отношения по поводу производства управленческих решений (т.е. перевода социальной информации на язык нормативных актов), их реализации (т.е. трансформации юридических норм в социальное поведение людей) и последствий, связанных с изменением общественной жизни (Зинченко,1996, 103).
Прикладное значение такого рода исследований ярче всего будет проявляться при разработке социальных технологий и реализации социоинженерного подхода.
Государственная служба выступает неотъемлемым институтом государственно организованного общества и поэтому испытывает на себе воздействие тех же факторов, что и другие его социальные институты. В литературе отмечается, что переходность состояния современного российского общества проявляется в разрушении этатистской модели общества, для которой характерно доминирование государства во всех сферах общественной жизни к гражданской модели, в которой государство и его институты уравновешиваются системой самодеятельных и
-----526-----
независимых организаций. Происходит аномийный процесс распада политарных структур и образования современных общественных структур (Резник, 1994, 22).
Государственная служба в полной мере ощущает это на себе. Меняется характер взаимоотношений между органами власти (региональными и федеральными), между ними и хозяйствующими субъектами, меняется само содержание этого взаимодействия в сторону усиления равноправия, все большей самостоятельности и независимости организаций, находящихся на территории, подведомственной органу власти, все громче заявляет о своих правах система местного самоуправления.
Но есть и другая сторона медали: вновь возникающие структуры и организации не обеспечиваются в достаточной мере необходимыми для их эффективного развития средствами нормативного регулирования и контроля. Отсюда дисфункции, конфликты, нарастание латентности и, в конечном счете, разочарование населения в реформах. Именно здесь появляется широкое поле для социологических исследований как основы социальных технологий и социальной инженерии.
Здесь можно выделить два аспекта: собственно научный и практически внедренческий. Мало создать хорошую социальную технологию, нужно, чтобы она была востребована и использована.
Первый аспект раскрывается через последовательность действий и процедур социального инженера в процессе обоснования общих функций конкретных социальных институтов: от определения базисной функции институциональной системы к проектированию механизмов ее реализации с целью достижения оптимального состояния социального института и предотвращения дисфункциональных последствий (Резник, 1994, 28-29).
Если речь идет о социальном институте государственной службы, нужно обязательно иметь в виду, что она не является абсолютно новым институтом в России. Ее базисная функция в основном сохранилась, меняются лишь частные функции и механизм ее взаимосвязи и взаимодействия с гражданским обществом, населением. Система институциональных ролей тоже принципиально не меняется, но трансформируется их оценка в общественном сознании и самими чиновниками.
Наибольшие подвижки испытывает социальный статус государственных служащих в силу обретения ими самостоятельности и независимости, в том числе от партийно-хозяйственной номенклатуры. В то же время этика государственной службы, центральной идеей которой выступает миссия служения обществу и государству, находится в стадии формирования и должна развиваться с сохранением всего позитивного, что уже было накоплено за предыдущий период развития страны.
-----527-----
Исходя из этого, можно сформулировать следующие направления социологических исследований государственной службы, которые стали бы источником необходимой информации для осуществления социоин-женерной деятельности:
- • социальный статус государственных служащих как особой социальной группы современного общества;
- • особенности профессиональной социализации и система корпоративной этики госслужбы;
- • механизм взаимодействия государственной службы с населением, муниципальными органами власти и с политическим уровнем государственного управления;
- • общественное мнение о государственной службе и профессиональном чиновничестве;
- • структурно-функциональный анализ института государственной службы и системы институционализированных ролей (должностей).
Все эти исследования должны вестись на федеральном и на региональном уровнях власти. Компаративные исследования как внутри страны, так и межстрановые дадут богатый эмпирический материал, позволяющий отследить общее и особенное в тенденциях трансформации государственной службы.
И в заключение — о практическо-внедренческом аспекте. С одной стороны, государственная служба в своей основе — правовой институт, его регулирование осуществляется прежде всего нормативно, с другой стороны, ее сущностной чертой выступает бюрократическая организация, которая, как известно, предполагает иерархию, жесткое рациональное разделение труда и узкую специализацию. Поэтому, разрабатывая социальные технологии для государственной службы и желая обеспечить их полномасштабное реальное внедрение, а не очередную чиновничью отписку, следует добиваться соблюдения следующего ряда условий со стороны «заказчика»:
• наличия политической воли, сознательного и мотивированного решения руководителя органа власти об использовании новой технологи;
* кадрового обеспечения (включая переподготовку работников)
. процесса внедрения и использования технологии;
-----528-----
• поддержки процесса внедрения со стороны не только вышестоящего руководства, но и коллектива работников самого органа власти.
Немаловажным обстоятельством является то, что предлагаемая социальная технология и ее использование должны укладываться в рамки существующего правового поля (оно могло быть при необходимости расширено, а иногда и сужено).
Только при соблюдении вышеназванных условий мы сможем создать действительно научное сопровождение процесса трансформации и дальнейшей институционализации государственной службы как социального института современного российского общества, обеспечить реализацию ее базовой социальной функции — моста между государством и гражданским обществом, населением.
ЛИТЕРАТУРА
- Бепьскип К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. №3.
- Василенко И.А. Административно-государственное управление как наука // Социологии, исслед. 1993. № 8; 1994. № 4.
- Вебер М, Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранное / Пер. с нем. М.,1990.
- Волков Ю.Г., Мостовая И.В, Социология: Учебник для вузов. М., 1998.
- Громов И.А., Воронцов А.В., Мацкевич А.Ю. Социология: ХГХ-ХХ вв.: Учеб. пособие. СПб., 1997.
- Гурьева Л.С. и др. Профессионал и специалист: Руководитель в современных организационных условиях. Томск, 1989.
- Зинченко Г.П. Социология государственной и муниципальной службы: программа-концепция // Социологич. исслед. 1996. № 6.
- Киселев А.. Теддэ А. Нужны ли России профессиональные государственные служащие //Власть. 1999. №9.
- Козбаненко В.А. Структурно-видовые особенности государственной службы Российской Федерации // Государство и право. 1998. № 12.
- Комаровскип B.C., Тимофеева Л.Н. Конфликты граждан с чиновниками: почему и зачем ?// Государство и право. 1997. № 10.
- Марченко П.А. Управление профессионально-личностным развитием государственных служащих субъекта Федерации: Автореф. канд. дис. М., 1998.
- Масленникова Е.В. Социальный статус государственного служащего: Автореф. канд. дис. Саратов, 1998.
- Матирко В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. М., 1996.
- Настольная книга государственного служащего (Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации») / Отв. ред. В.И Шкатулла. М., 1999.
- О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих. Утверждено Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33. // Собрание Законодательства РФ. 1995. №3. Ст. 174.
-----529----- - Об основах государственной службы Российской Федерации, Федеральный закон от 31 июля 1995 г. // Собрание Законодательства РФ. 1995. №31. Ст. 2990, Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. М, 1998, Резник Ю.М. Формирование институтов гражданского общества (социоинженерный подход) // Социологии.исслед. 1994. № 10.
- Рыбакова В.Л. Социально-психологические особенности личности государственного служащего: Автореф. канд. дис. М.Д998,
- Служебная карьера/ Под общ. ред Е.В. Охотского М, 1998.
- Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994.
- ТернерДж. Структура социологической теории / Пер. с англ. М,, 1985.
- Труд и занятость в России: Стат.сб. I Госкомстат России. М., 1999.
- Щепаньский Я, Элементарные понятия социологии / Пер, с польск. М., 1969.
- Эффективность государственного управления / Пер. с англ. Общ. ред. С.А. Банникова, С.Ю. Глазьева. М., 1998.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
- Бюрократия, бюрократизация, государственная должность, государственная служба, государственный служащий, государство, институт социальный, нормы, ценности, профессионализм государственной службы, роли социальные, функция (дисфункция), функции государственной службы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- 1. Чем отличается социальный институт от социальной группы и социальной организации?
- 2. Каковы структура и функции государственной службы как социального института?
- 3. Каковы особенности функционирования государственной службы в России?
- 4. Перечислите ключевые проблемы деятельности органов власти с точки зрения населения и с точки зрения самих чиновников.
- 5. В чем состоят цели и задачи социоинженерной деятельности в сфере государственной службы?