Перспективы развития местного самоуправления
Говоря о возможных путях развития местного самоуправления, можно идентифицировать три идеально-типических модели организации деятельности местных органов власти по проведению в жизнь соответствующей политики в контексте либерально-демократических норм.
Иерархическая модель. Во многих отношениях иерархия была ключевым принципом организации в органах местного самоуправления большинства стран. Местные органы власти действовали как проводники определенной центром политики государства и организовывали свою работу через специфические функциональные, иерархически контролируемые департаменты. Однако в 70-е годы от подобной практики организации местного самоуправления, особенно в Западной Европе, начали отходить.
В то же время следует отметить, что ключевые моменты, вокруг которых ведутся сегодня дискуссии, вполне могут быть рассмотрены в контексте иерархического принципа.
Права центра определять уровни расходов будут уважаться органами местного самоуправления в том случае, если фиксируемый центральным правительством «потолок» будет соответствовать потребностям местных властей для предоставления жителям качественных услуг.-
-----353-----
Оптимальным решением вопроса о структуре и размерах органов местного самоуправления станет создание унитарной системы, при которой местные органы власти будут иметь ясно различимую идентичность и нести ответственность за выполнение определенных функций.
Взаимоотношения между центральными и местными властями будут базироваться на уважении каждой из сторон сферы прерогатив другой.
Поддержкой будут пользоваться традиционные формы демократической подотчетности, при которой избиратель голосует за членов советов, определяющих политику, но предоставляющих чиновникам свободу реализации этой политики и решения административно-управленческих задач.
Однако при этой модели стратегическая роль органов местного самоуправления будет сведена к минимуму. Не будет делаться и акцент на необходимость более активного участия самих граждан в процессе местного самоуправления.
Рыночная модель. Данная модель базируется на создании рыночных суррогатов в общественном секторе, аналогичных рыночной динамике частного сектора. В этом случае ответ на ключевые проблемы местного самоуправления будет следующим.
В плане финансирования основными будут реформы по развитию подотчетности, устанавливающей сильную зависимость между оплатой и получением услуг.
С точки зрения структуры будет наблюдаться тенденция к созданию более мелких органов управления, которые могли бы конкурировать между собой в стоимости и качестве услуг.
Отношения центра и органов местного самоуправления должны будут основываться на системе контрактов. Местные органы власти будут рассматриваться как заключившие контракт с центральным правительством, получающие субсидии от него в ответ на четко определенное обеспечение услуг или функций. Контракты будут заключаться на конкурсной основе между местными властями и другими невыборными агентствами. Таким образом, центр будет иметь возможность выбирать, где тратить деньги.
При рыночной модели нет большой заинтересованности в местном демократическом процессе, поскольку в данном случае эти политические механизмы рассматриваются как вторичные по сравнению с квазирыночным давлением.-
-----354-----
Сетевая модель. Данная модель рассматривает эффективное осуществление политики как результат совместных усилий различных организаций и интересов. Сотрудничество достигается через установление отношений, основанных на солидарности, лояльности, доверии и взаимной заинтересованности.
Такой взгляд на организацию местного самоуправления предполагает наличие у местных органов власти относительно мощного источника местного финансирования.
Структура и функции не столь важны, поскольку главное— это отношения между организациями, которые обеспечивают эффективную деятельность и желаемые результаты. Что действительно важно, так это существование механизмов для взаимного обучения и сотрудничества. Соответственно, открытая коммуникация, диалог и взаимопонимание должны будут характеризовать отношения между центром и местами.
Центральным для этой модели является приверженность обновлению местного демократического процесса. Необходима поддержка реформ, нацеленных на повышение уровня подотчетности избирателям и увеличение разнообразных механизмов стимулирования прямого участия граждан и обратной связи органов власти с общественностью.
В равной мере внимание будет уделяться и предоставлению услуг, и стратегическим функциям, что будет возможным в случае предоставления органам местного самоуправления власти общей компетенции.
Какая из этих моделей окажется господствующей в будущем в той или иной стране, во многом зависит от того, под влиянием каких основных политических сил будет происходить процесс реформирования системы государственного и муниципального управления, от их ориентации на определенную теоретическую модель местного самоуправления.
В любом случае незыблемыми останутся следующие базовые характеристики местного самоуправления:
- • демократический контроль избранных на местном уровне представителей, образующих коллективный представительный орган;
- • статус юридического лица;
- • ясно очерченные территориальные границы;
- • право установления местных налогов;
- • наличие постоянного, достаточно крупного управленческого аппарата, состоящего из местных служащих, входящих в единую систему государственной службы или образующих свою систему;
- • многофункциональная сфера компетенции, дающая право на осуществление широкого круга полномочий.
-----355-----
Не случайно базовый общеевропейский документ (на основе которого писался и российский закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») Европейская хартия о местном самоуправлении предусматривает последовательную реализацию на практике трех основополагающих принципов: права на местное самоуправление, власти общей компетенции и принципа суб-сидиарности.
Местное самоуправление является неотъемлемой сущностной характеристикой демократического общества. Именно местное самоуправление выступает в роли наиболее важного связующего звена между гражданским обществом и государством, будучи одним из наиболее эффективных способов удержания демократического элемента в процессе функционирования государства, сохранения известного пространства для гражданской активности и инициативы индивидов, групп, противостояния насаждаемой административным центром жесткой регламентации социальных отношений.
Являясь той оптимальной точкой, где сходятся интересы местных сообществ, отдельного гражданина, государства, политических партий, групп интересов, местное самоуправление обладает огромными потенциальными возможностями гармонизации взаимоотношений между ними, укрепления различного рода социальных связей. Однако это же обстоятельство приводит к тому, что именно на данном уровне с наибольшей остротой проявляется и весь комплекс социальных, политических и экономических проблем данного общества, сталкиваются интересы не только местных, но и региональных, и национальных политических элит.
Местное самоуправление в реальной действительности остается все же в значительной степени управлением и в этом качестве может нанести столь же серьезный ущерб индивидуальной свободе, как и центральное правительство. Поэтому органы местного самоуправления, как и другие формы демократического управления, не гарантированы от действий, ведущих к излишним, спорным, а порой и просто вредным ограничениям по отношению к отдельным гражданам. Отсюда необходимость взаимоконтроля различных уровней общественного управления и структурных элементов политической системы за соблюдением прав и свобод граждан.
-----356-----
Системам местного самоуправления большинства демократических государств присущи следующие ключевые характеристики:
- • обеспечение статуса местных органов власти в национальных конституциях, которые в определенной степени гарантируют их властные полномочия и четко оговаривают их положение как органов системы общественного управления;
- • концепция базового уровня местного самоуправления как сообществ, которые передают ответственность за состояние общественных дел на ответственные местные ассамблеи или советы;
- • общая компетенция для возможности предпринимать действия на благо своих жителей;
- • широкий спектр функций, отражающий концепцию органов местного самоуправления общего назначения, проявляющих всеобъемлющую заботу о своих местных сообществах;
- • тесная интеграция органов местного самоуправления в национальные правительственные и административные структуры с их взаимозависимостью и относительным взаимопониманием между различными уровнями общественного управления, отсюда— тенденция рассматривать местные органы власти в качестве проводников общенациональной политики, определяемой путем глубоких консультаций со всеми заинтересованными сторонами;
- • более сильная политическая власть, проявляемая местными властями в отношении вышестоящих органов через свои ассоциации и более интегрированные политические партии; сильная ориентация на местную поддержку членов общенациональных представительных органов, высокий процент которых имеет очень тесные контакты с их местными властями и часто значительный опыт в местном управлении и администрировании.
В то же время необходимо помнить, что сколь бы совершенными по своему законодательному воплощению не были институты и учреждения, нормы и процедуры государственной власти, равно как и местное самоуправление в целом, они суть только средства, позволяющие гражданам реализовывать свои права и свободы, удовлетворять свои потребности и законные интересы.
-----357-----
ЛИТЕРАТУРА
- Европейская хартия о местном самоуправлении. Русская версия. Страсбург. Совет Европы. Отдел изданий и документов. ISBN 92-871-0804-8. Май, 1990.
- Иванова В.Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики. СПб., 1995.
- Кутафин О., Фадеев В. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997.
- Местное самоуправление: проблемы и решения. Материалы межд. симпозиума. М., 1995.
- Органы местного управления в зарубежных странах. Сравнительное исследование. М.,1994.
- Bongers P. Local Government in the Single European Market. London, 1992.
- Gray C. Government beyond the Centre. London, 1994.
- King D., Stoker G. (eds.) Rethinking Local Democracy. London, 1996.
- Leach S., Stewart J. Walsh K. The Changing Organization and Management of Local Government. London, 1994.
- Loughlin M. Local Government in the Modern State. London, 1996.
- Norton A. International Handbook of Local and Regional Government. London, 1994.
- Stewart J., Stoker G. (eds.) Local Government in the 1990s. London, 1995.
- Wright D. Understanding Intergovernmental Relations. New York, 1998.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
- Местное самоуправление, власть общей компетенции, право на местное самоуправление, местные органы власти, структура органов местного самоуправления, местная автономия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- 1. Дайте определение понятию «местное самоуправление».
- 2. Какие существуют теоретические подходы к оценке местного самоуправления в демократическом государстве?
- 3. Назовите базовые принципы функционирования местного самоуправления в политической системе современных демократий.
- 4. Охарактеризуйте основные модели взаимоотношений между центральными (региональными) правительствами и органами местного самоуправления.
- 5. Каковы возможные пути развития местного самоуправления в будущем?
-----358-----