Информационно-аналитическое обеспечение процесса государственного управления пресс-службами

Пресс-службы являются самостоятельными подразделениями раз­личных органов власти. Они действуют при Президенте, правительстве, парламенте и в регионах. Пресс-служба Президента является самостоя­тельным подразделением Администрации Президента. Руководитель Пресс-службы приравнивается по должности к начальнику управления Президента Российской Федерации.
Пресс-служба правительства входит в состав такого структурного подразделения Аппарата правительства, как Управление правительст­венной информации, образованное Постановлением правительства от 3 мая 1995 г.
В Государственной Думе проблемами информационной политики занимается Комитет по информационной политике и связи. Комитет сформирован на основе пропорционального представительства депутат­ских объединений.

В его структуре работают следующие подкомитеты:

  • • по печати и экономической поддержке СМИ;
  • • по связи и информатике;
  • • по телевидению и радио.

Пресс-служба— структурное подразделение аппарата Государст­венной Думы на правах управления.
Есть свой пресс-центр и у Совета Федерации. Пресс-центр возглав­ляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее
-----229-----

Председателем Совета Федерации. Руководитель пресс-центра является также пресс-секретарем Председателя Совета Федерации.
Примером региональной информационно-организационной струк­туры управления можно назвать Департамент по делам печати и ин­формации правительства Москвы, Управление по связям с обществен­ностью и прессой правительства Санкт-Петербурга и др.

Пресс-служба Государственной Думы состоит из следующих под­разделений:

  • • отдел средств массовой информации в составе,
  • • сектор парламентских корреспондентов,
  • • сектор анализа СМИ,
  • • отдел информационного взаимодействия в составе,
  • • сектор оперативной информации,
  • • сектор информационных изданий,
  • • сектор информационного обеспечения.

Телерадиослужба (на правах отдела) в составе 4 секторов и одной группы.

В задачи пресс-службы входит:

  • • подготовка и распространение в средствах массовой информа­ции официальных сообщений о важнейших мероприятиях в Государст­венной Думе;
  • • объективное информирование субъектов РФ, населения страны, зарубежной общественности о парламентской деятельности через изда­ния и телерадиослужбу;
  • • аккредитация представителей отечественных и зарубежных СМИ, освещающих деятельность парламента;
  • • взаимодействие с пресс-службами Президента, Совета Федера­ции, правительства, а также с информационными службами и организа­циями в вопросах взаимного информационного обеспечения и распро­странения решений органов государственной власти по различным ас­пектам экономической, социальной, международной, культурной поли­тики.

В практическую деятельность пресс-службы входит организация пресс-конференций, брифингов, информационных встреч фракций, ко­митетов, депутатских групп, осуществление оперативного сбора и экс­пресс-анализ материалов центральной и региональной печати, россий­ских и зарубежных информационных агентств, а также сообщений с мест, участие в организации информационного освещения проводимых Думой международных мероприятий.
-----230-----

Основные задачи Управления правительственной информации фак­тически идентичны тем, которые выполняют пресс-службы парламента.

В целом для большинства развитых пресс-служб законодательной, представительной и исполнительной власти федерального и региональ­ного уровней характерны следующие функции и задачи:

  • • разъяснение того, что сказала или сделала администрация;
  • • анализ последствий постановлений, указаний, решений и т.д., принятых администрацией;
  • • систематическая работа со средствами массовой информации (га­зеты, радио, телевидение);
  • • неформальные контакты с главными редакторами и ведущими журналистами;
  • • написание и опубликование статей;
  • • подготовка и озвучивание докладов, сообщений, рассылка пресс-релизов, опровержение негативной информации;
  • • работа с общественными организациями, политическими партия­ми и движениями;
  • • взаимодействие с лидерами «общественного мнения»;
  • • работа с предприятиями региона (реформирование, перераспре­деление собственности, налоги и др.);
  • • выявление «точек роста» плохих и критических ситуаций, тенденций;
  • • структурирование и формальное описание текущих или латент­ных проблем и ознакомление с ними администрации и общественности;
  • • владение методами психологических, социологических, полито­логических, демографических и других исследований объекта управле­ния;
  • • прогнозирование падения авторитета власти;
  • • формирование позитивного имиджа администрации;
  • • умение работать в чрезвычайных, кризисных ситуациях;
  • • руководство избирательными кампаниями и получение положи­тельных результатов.

Кроме всего вышеперечисленного, работникам пресс-служб необ­ходимо быть психологически готовыми к восприятию отрицательных событий, просчетов в действиях администрации, собственных ошибок, а также к несправедливым обвинениям со стороны общественности и средств массовой информации.

Специфика работы пресс-служб в системе государственного управ­ления связана с высокой и ответственностью и «цейтнотностью», по-
-----231-----

вышенной требовательностью и оперативностью при обработке и пре­доставлении информации лицам принимающим решения (ЛПР). Работа пресс-служб, равно как и эффективная деятельность информационно-аналитических центров, во многом зависит от возможностей пользова­ния информационно-поисковыми системами.

Создание и совершенствование работы информационно-поисковых систем (ИПС) является одним из важнейших направлений в информа­ционном обеспечении органов государственной власти ц управления. Они обеспечивают управленческий процесс, отвечают реальным по­требностям госаппарата, повышают качество и удобство работы, уменьшают ворох ненужных бумаг, повышают аналитические и управ­ленческие возможности его работников.

Сегодня в органах государственной власти и управления Россий­ской Федерации действуют крупномасштабные информационно-поис­ковые системы, которые дают возможность рассылать информацию по электронной почте, осуществлять информационный обмен с регионами, подключаться к информационным фондам других ведомств, осуществ­лять обмен информацией с зарубежными сетями.

Администрация Президента, палаты Федерального Собрания, Ап­парат правительства и органы высшей судебной власти страны имеют устойчивый обмен данными с внешними источниками информации. Их компьютерные проекты — одни из самых сложных в российской Феде­рации.

Информационно-справочное обеспечение высших органов власти осуществляется двумя основными поисковыми системами --_ «Почта» и «Контур», различающимися базами данных, источниками информации, методами доступа к информации.

Система «Почта» имеет теледоступ к источникам информации и включает в себя такие информационно-поисковые системы, как «Пра­во», «Директивные документы», «Гарант». Базы данных этих подсистем содержат нормативно-правовую информацию (более 1 200 документов).

С экономической информацией работают «Экостат», ^Социально-экономическая статистика», «Регистр промышленных предприятий». Базы данных указанных подсистем включают в себя справочно-статистическую, социально-экономическую информацию гго регионам страны, экспресс-информацию Госкомстата России, экономическую информацию по СНГ, данные о 24 тысячах промышленных предпри­ятий России и выпускаемой ими продукции.

Общественно-политическая информация представлена в «Аналити­ческих обзорах», «Оперативной информации». База данных этих под-
-----232-----

систем содержит аналитические обзоры информационного управления и пресс-службы Администрации Президента РФ, Аналитического центра при Президенте РФ, библиотеки Администрации Президента, Управле­ния Президента РФ по работе с обращениями граждан, Центра эконо­мических реформ при правительстве РФ. Сюда же входит научно-техническая информация Росинформресурса, текущие сводки Госком­стата, информация МВД РФ (оперативные сводки, борьба с преступно­стью, криминальное состояние в России), общие сводки ИТАР-ТАСС, оперативная информация МЧС, отклики региональной прессы на дейст­вия правительства по вопросам экономики.

Телекоммуникационный обмен информацией системы «Почта» с внешними абонентами происходит путем приема и оперативной пере­дачи сообщений.

Система «Контур» имеет локальный оптоволоконный доступ к ин­формации и устанавливается в соответствии с функциональными обя­занностями работников аппарата высших органов власти и управления. Содержит такие информационно-поисковые подсистемы, как «Доку­менты СНГ», «Социально-экономический мониторинг», «Чрезвычайные ситуации», «Регион», «Социальная сфера» и др. Базы данных указанных подсистем содержат тематический набор слайдов о социально-экономическом положении страны, ее развитии в региональном разрезе, о приватизации, валютном и денежном рынках, митингах, забастовках, беженцах, безработице.

К базам данных систем «Почта» и «Контур» подключены все выс­шие органы власти и управления субъектов РФ, представители Прези­дента на местах. В свою очередь, из субъектов Федерации через инфор­мационно-поисковые системы налажено поступление региональной нормативно-правовой информации, аналитической информации о раз­витии регионов, оценке и анализе общественно-политической ситуации, о социально-экономическом мониторинге, а также обзоров региональ­ных СМИ, оперативной и другой информации. При этом обеспечивает­ся невмешательство в объемы, характер и структуру информации, по­ступающей из субъектов Федерации.

Необходимость применения информационно-поисковых систем в госаппарате была вызвана следующим рядом причин:

  • • большой объем информации и постоянное его изменение привел к тому, что поиск необходимой информации для целей управления прежними методами стал делом длительным и трудоемким;
  • • сложился чрезвычайно широкий круг потребителей информации в аппарате и ее использовании в практической деятельности;
  • • возникла острая необходимость в оперативном получении точной и исчерпывающей информации;
  • • возросла потребность в интеграции информационных ресурсов.

Таким образом, актуальным стал фактор улучшения доступа всех работников госаппарата к информации, что возможно только при усло­вии развития информационных технологий и средств телекоммуника­ций.

Разработка информационных систем, внедрение информационных технологий и обеспечение их деятельности в госаппарате были возло­жены на ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации) в соответствии с Указом Президента РФ от 21 февраля 1994 г. «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации». Если в начале 90-х годов главным направлением было обеспечение государственных органов оперативной связью, информатизация и компьютеризация сис­темы власти и гражданского общества, то с переходом к новому столе­тию упор был сделан на формирование национальной информационной структуры, сохранение и развитие информационных ресурсов, а также выход в мировую информационную систему Интернет, участие в "меж­дународном информационном обмене и деятельности Европейской Ко­миссии, направленной на формирование информационного общества в Европе. Дальнейшая глобализация и технологизация политического процесса еще более остро обозначила проблему информационных тех­нологий и их использование в государственном управлении.

Информационные технологии

Термин «информационные технологии» — один из новейших в по­литологической науке. Он включает в себя понятия «технология» и «информация», В отечественной политологии разработка проблем ин­формационных технологий связана с такими именами, как А.И. Приго­жий, В.В.Щербина, А.Н. Мелюхин, Ж.Тощенко, Т.В.Закупень и др.

Государственное управление — это управление в масштабах обще­ства, призванное создавать и закреплять законодательно, обеспечивать и гарантировать реализацию условий для любых видов человеческой деятельности. Оно предполагает использование некоторых информа­ционно-технологических приемов и методов. Другими словами, речь идет о создании механизмов рационального управления развитием и функционированием политики, умело и органично сочетающей в себе централизацию с самоуправлением в условиях демократии.
-----234-----

Информационные технологии позволяют обеспечить информаци­онные потребности государственного управления основных ветвей вла­сти на функциональном, отраслевом и территориальном уровнях.
Информационные технологии управленческого процесса — это средства организации управленческого труда, направленные на упоря- ~ дочивание системы процессов и действий должностных лиц по получе­нию, переработке, использованию и распространению информации.

Это механизм регулирования информационных потоков внутри ор­ганов государственной власти, между органами управления и объектами управления и внешней информационной средой. Информационные тех­нологии способствуют качеству управленческих решений и связаны с качественной стороной использования информационных ресурсов.
Информационные технологии управленческого процесса представ­ляют собой автоматизированную поддержку технологии управления и включают в себя информационные потоки, базы данных, алгоритм по­иска, оценку и принятие решения.
При исследовании темы «информационные технологии» целесооб­разно рассмотреть такие понятия, как «информационный поток», «ин­формационные массивы, или банки, информации», «информационные каналы прямой и обратной связи».

Информационный поток— это совокупность сообщений с одина­ковыми или близкими свойствами. Для органов государственной власти поток управленческой информации— это законы, указы, постановле­ния, распоряжения, сводки и другие документы.

Проблема упорядочивания и совершенствования информационных потоков решается в соответствии с целями, задачами, функциями госу­дарственных структур и требованиями внешней среды.
Банки информации— это хранилища документов, сведений, дан­ных. Как правило, они сосредоточены в архивах, библиотеках, службах делопроизводства, информационно-поисковых системах.

Управленческие связи могут быть реализованы по каналам прямой и обратной связи. Одним из инструментов создания обратной связи яв­ляются избирательные технологии, направленные на информирование общественности, исследование и формирование общественного мнения избирателей, вовлечение общественности в процесс принятия решений.

Наибольшую значимость информационные технологии имеют при принятии решений. Решение— это проект изменения общественных отношений и их упорядочение в конкретных политических ситуациях, который оформляет и согласовывает интересы участников управленче­ского процесса. В зависимости от субъекта, принимающего управленче-
-----235-----

ское решение, а также от уровня отражения в нем общественных инте­ресов различают:

  • • решения центральных органов государственной власти, осущест­вляемые в форме законов, нормативно-правовых актов (эти решения исходят из общегосударственных интересов и связаны как с определе­нием стратегического курса развития, так и с задачами оперативного управления обществом);
  • • решения, принимаемые политическими партиями как выражение групповых интересов;
  • • решения, принимаемые в системе местной власти как форма со­гласования общегосударственных и региональных интересов.

Принятие управленческого решения— основная характеристика динамики управленческого процесса. Оно включает в себя технологиче­ские преобразования актов государственной власти и конкретные меха­низмы управления социальными процессами.

Процесс принятия управленческого решения складывается из сле­дующего ряда управленческих циклов:

  • • сбора информации о состоянии объекта управления,
  • • подготовки и выработки решения,
  • • организации людей и ресурсов на выполнение решений и кон­троль за их исполнением.

Технология процесса формирования решений предусматривает следующие этапы:

  • • изучение проблемы, ее постановку и анализ;
  • • сбор исходной информации, ее переработку и синтез;
  • • оценка альтернатив и выбор оптимального варианта;
  • • принятие решения.

Инструментом принятия решений может быть информационно-аналитическая система. В данном случае она выполняет информацион­ную, трансформационную и управляющую функции.

Понятие «информационные технологии» применимо к процессу управления и исследованию информационных процессов в обществе в целом. Что касается общества, то анализ этого феномена связан с поис­ком наиболее эффективных форм использования всех видов информа­ции и реализацией различных видов коммуникативных политик в орга-низации диалога власти с общественностью. Следует заметить, что сло­жившаяся в предшествующую эпоху организационно-технологическая система управления очень скоро перестала удовлетворять вызовам вре­мени и соответствовать новой политической и экономической ситуации
-----236-----

в стране. По мере усложнения социальных связей возникли новые тре­бования по совершенствованию процесса управления, связанные с регу­лированием, сохранением, поддержанием и эффективностью системы управления.

Использование информационных технологий на уровне федерации и других ступеней организации управленческого процесса (в республи­ках, краях (областях), городах, районах) связано с решением проблем информатизации и компьютеризации, организацией прямых и обратных связей, обеспечением доступа деловых кругов и населения к государст­венной информации.

Развитие информационных технологий создает уникальные воз­можности для активизации и эффективного развития демократии, эко­номики, политики, государства и гражданского общества. В частности, реальностью становится виртуальная жизнь в сети (коммерческие сдел­ки, реклама, развлечение и отдых, поиск и получение оперативной ин­формации из информационных источников различных стран мира).

Информационные технологии играют все более заметную роль в современном мире — без них невозможно принятие надежных обосно­ванных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Так, информационная «магистраль» Интернет объединяет более ста стран мира. Информаци­онное обеспечение бизнеса позволяет осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов. Информационные технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов развития. Если в начале XX в. господствовал прин­цип «Винтовка рождает власть», то сегодня можно говорить о том, что «информация рождает власть и правит миром». Информация становится решающим фактором эффективного функционирования управленческой системы, социального состояния общества, темпов экономического раз­вития. Информационное обеспечение процесса управления приобретает все более превалирующее значение в сравнении с обеспечением обще­ства энергией и капиталами. Управленческий аспект информации свя­зан с тем, что всякое управление любой системы является информаци­онным процессом и заключается в сборе, передаче, переработке и ис­пользовании информации.

Информация характеризуется также тем, на что направлено ее ис­пользование. Здесь проявляется связь информации с другими функция­ми управления. Она может носить прогностический характер, быть свя­зана с составлением разного рода программ, влиять на оперативно
-----237-----

управленческие решения, выступать составной частью организацион­ной, инструктивной и методической работы органа управления.
Определение целевой направленности, особенностей, времени воз­никновения и использования информации позволяет исключить дубли­рование и обрабатывать ту первичную информацию, которая необходи­ма для определенных функций управленческого процесса. Информация предшествует выполнению многих функций управления, помогает их осуществить на строго научной основе.

Информацию можно классифицировать в зависимости от особен­ностей управления и решения конкретных задач:

  • • по целевому назначению (можно выделить директивную, инст­руктивную, контрольную, методическую информацию);
  • • по интервалу времени;
  • • по каналам передачи, формам и носителю информации;
  • • по доступности и возможностям использования.

Политический аспект использования информации связан с тем, что любое государство стремится использовать информацию так, чтобы гарантировать его безопасность и обеспечить национально-государ­ственные интересы.
Государство определяет пределы распространения внешней по от­ношению к нему информации на своей территории. Современная ситуа­ция характеризуется, с одной стороны, расширением гласности и свобо­ды распространения информации; с другой стороны, необходимостью информационной безопасности. Свободный обмен информацией пред­полагает решение двух взаимно противоположных проблем: обеспечить лучшую информированность населения, в полном объеме реализовать права граждан на гласность и получение общественно значимой инфор­мации и обеспечить ее защиту и сохранность.

С начала XX в. конфигурация мировой и российской информаци­онных систем претерпела радикальную трансформацию. В единую тех­нологическую цепь сложились такие элементы, как компьютер, теле­фон, радио, телевидение, космическая связь. Распространение локаль­ных и глобальных информационных сетей создают принципиально но­вое качество трансграничного информационного обмена. Все это влияет непосредственным образом на политику, международные отношения, национальную и международную безопасность. Сегодня 120 стран мира ведут работы или завершают отдельные разработки по развитию воз­можного информационно-компьютерного воздействия на информаци­онный ресурс потенциального противника. По инициативе И. Иванова (МИД РФ) на ГА ООН 4 декабря 1998 г. был вынесен документ «Дос­тижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте ме­ждународной безопасности» (Клепацкий).
-----238-----

В условиях перехода социально-политической системы к новому состоянию встает проблема обеспечения информационной безопасно­сти общества, государства, личности в условиях становления россий­ской государственности на принципах демократии, законности, откры­тости информации. В настоящее время при решении проблем нацио­нальной безопасности— политической, экономической, военной, эко­логической и др. — вес информационных факторов непрерывно растет. Значение информации и обеспечение оперативного доступа к ней в по­литической борьбе всегда было бесценным и решающим на любых уровнях как внутри государства, так и на международной арене.

Во-первых, это касается системы принятия политических решений, стратегических и тактических задач управления. Здесь важны качество информации (ее достоверность, своевременность и полнота), исполь­зуемой для принятия решений органами власти и управления, обеспе­ченность прав политических партий, общественных движений на сво­бодное выражение своих программ, избирательных платформ через пресс-центры и средства массовой информации, а также регулярное информирование населения о политической и социально-экономи­ческой жизни страны.

Во-вторых, незаконное использование, хищение или искажение го­сударственной тайны, деловой (банковской, коммерческой, статистиче­ской) информации, персональных данных ведут к тяжелым экономиче­ским потерям и политическим ошибкам. Противозаконный сбор и ис­пользование информации, манипулирование ею (дезинформация, клеве­та, шантаж, безальтернативность), хищение из архивов, библиотек, ис­пользование вопреки интересам общества и граждан. С помощью элек­тронных средств разоряются банки, дестабилизируется работа промыш­ленности и транспорта, уничтожаются жизненно важные базы данных, выводится из строя система государственного управления. Довольно широкое распространение получили такие виды информационного ору­жия, как компьютерные вирусы, логические бомбы (программные за­кладные устройства), заранее внедряемые в информационно-управ­ляемые центры военной и гражданской инфраструктуры и позволяющие осуществлять скрытый несанкционированный доступ к информацион­ным ресурсам противника, средства подавления информационного об­мена в телекоммуникационных сетях, передача по каналам СМИ на­правленной информации, способы и средства, позволяющие внедрять
-----239-----

компьютерные вирусы и логические бомбы в государственную инфор­мационную сети и системы и управлять ими на расстоянии. Применение информационного оружия носит обезличенный характер, легко маски­руется под обычную деятельность.
В-третьих, информационно-психологические воздействия, реали­зуемые через средства массовой информации и под влиянием зарубеж­ных прессы, радио и телевидения, создают атмосферу напряженности и политической нестабильности в обществе, могут спровоцировать соци­альные, этнополитические, религиозные конфликты и массовые беспо­рядки. Информация влияет на формирование духовного мира, вызывает девиантное поведение социальных групп или отдельных индивидов.

Наконец, уровень развития информационных технологий, на кото­рых основываются современные системы разведки, управления войска­ми и высокоточным оружием, существенно предопределяет исход меж­государственных конфликтов.
Наибольшую опасность для демократического развития страны представляют проблемы безопасности в политической сфере и в облас­ти духовной жизни общества. «Обеспечение информационной безопас­ности в области духовной жизни требует открытого провозглашения государственной, официальной идеологии, приемлемой для большинст­ва населения и учитывающей культурные и исторические традиции многонациональной страны» (Смолян, Черешкин, 17)

Информационная защита необходима как для безопасности обще­ства, государства, личности, так и для сохранности системы связей, компьютерных систем. В связи с этим значение имеет развитие инфор­мационных основ управленческой деятельности, типов информацион­ных технологий. Если формы информационных технологий как струк­турные элементы любой управленческой системы и представляют собой технологическое оформление программного продукта, а также вид дея­тельности, связанный с реализацией намеченной цели, то, что касается типов информационных технологий, они различаются между собой тем, в каких сферах общественной жизни они реализуются— экономиче­ской, социальной, политической или духовной.

В реальной практике сложился и местами сохраняется традицион­ный тип информационных технологий, который демонстрирует простое накопление информации, без рационализации информационных пото­ков и эффективного, своевременного, оперативного транслирования информации в процессе управления. Увеличение потока бумаг пере­крывает несовершенство управления с такими его пороками, как отсут­ствие профессионализма, дилетантизм и верхоглядство, поспешность в принятии решений, элементарное незнание алгоритма управленческих процедур.
-----240-----

Инновационный тип информационных технологий связан с научно обоснованными подходами к управленческому процессу, включающему в себя такие задачи, как системное информирование руководства о по­ложении страны в целом и политической ситуации в регионах, тщатель­ной проработке предлагаемых управленческих решений, выдаче про­гнозов и практических рекомендаций. При использовании информаци­онных технологий органам государственной власти и управления сле­дует учитывать факторы, влияющие на управление социально-поли­тическими объектами (политическими партиями, общественно-поли­тическими движениями, регионами), а именно: сложность вербализации целей управления такими объектами, отрывочный характер описания их состояния, непредсказуемость поведения отдельных компонентов само­го процесса управления.

В органах государственной власти и управления происходят суще­ственные изменения обработки управленческой информации. Внедря­ются автоматизированные технологии по экспертизе и аналитическим процедурам. Идет поиск нужной информации в системе Интернет. Ис­пользуются классические библнеметрические технологии, частотный анализ.

Создаются новые системы связи на национальном уровне. Разраба­тываются корпоративные информационные системы, ведомственные системы закрытого типа и ограниченного доступа. Наиболее эффектив­но развиваются информационно-аналитические системы в администра­циях субъектов Российской Федерации, инициированные Аналитиче­ским управлением Администрации Президента, а также аналитически­ми службами Государственной думы и Совета Федерации России. Ин­формационные технологии стали важнейшим фактором повышения эф­фективности управления практически во всех сферах общественной деятельности. Они перестали выполнять просто вспомогательные функ­ции в деятельности государственных учреждений, а стали их необходи­мым и важнейшим элементом.

Наши рекомендации