Внеинституциональное государственное управление конфликтами
Проблема регулирования государством внеинституциональных конфликтов возникает в силу того, что «противоречия, лежащие в их основе, не описываются существующими нормами, либо в ходе самого конфликта стороны или одна из них стремятся изменить нормы, обязательства, имеющееся положение дел и т.п. Иными словами, конфликт возникает относительно правил и норм...» (Лебедева, 37). Характерным примером внеинституциональных форм разрешения и предупреждения конфликтов в рамках государственного управления является введение некоторых норм социального обеспечения Ф. Рузвельтом в результате негативного взаимодействия наемных работников и капиталистов в США и Блюмом во Франции в середине 30-х годов. Ф. Рузвельт так описывает данную ситуацию: «Вообразите на мгновение, что братец Гувер остался бы президентом до апреля 1936 года, продолжая свою политику четырех предшествующих лет, не сделал бы никаких шагов в направлении социального обеспечения или помощи фермерам, или ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсий по старости. Если бы это случилось, в апреле нынешнего года положение в нашей стране весьма напоминало бы обстановку, которую нашел Блюм, придя к власти. Французы двадцать пять или тридцать лет ничего не делали в области социального законодательства. Блюм взялся за него, ибо получил всеобщую забастовку уже в первую неделю пребывания у власти. Забастовщики потребовали 48-часовой рабочей недели... Блюм провел закон, сокращавший рабочий день. Они потребовали оплачиваемого выходного дня в неделю, затем они потребовали немедленно создать комиссию для подготовки плана обеспечения пенсиями престарелых. Блюм сделал все это, но разве это не было слишком поздно» (Яковлев, 157-158). Подобный пример показывает, что государство должно обладать некоторой степенью готовности управлять конфликтом внеин-ституционально, изменением существующих норм, а тем самым созданием необходимой совокупности институтов, обеспечивающих функционирование данной нормы. Внеинституциональные конфликты — продукт негативного взаимодействия в обществе, на которое государство не готово оказывать эффективное воздействие. В подобных конфликтах оно может выступить в роли посредника или в роли источника разрешения конфликта. Какую позицию в той или иной конфликтной ситуации займет государство, зависит как от самого государства, так и от тех социальных сил, которые определяют существо негативного взаимодействия.
В современном обществе базовым противоречием является противоречие между трудом и капиталом. Это противоречие порождает негативное взаимодействие индивидов и требует от государства постоянного вмешательства в его разрешение. Основной конфликт, разворачивающийся в отношениях между наемным трудом и капиталом, между наемным трудом и государством, в меньшей степени, чем прежде, но сохраняет свои внеинституциональные формы. Подобные конфликты, как и все внеинституциональные конфликты, разрешаются посредством переговоров. Негативное взаимодействие, в котором принимают участие не две, а три силы, одной из которых является государство, носят тройственный характер и получили название трипартизма. Объектом переговоров, как показывает практика негативного взаимодействия, является в основном положение представителей наемного труда, их условия жизни и потребности. Представители наемного труда выступают социальным источником негативного взаимодействия, ибо их собственный интерес с течением времени предполагает изменение норм взаимодействия. В основе этого процесса лежат потребности представителей наемного труда, которые сами являются отражением измененных условий жизни и степени их эксплуатации. В субъективном плане степень эксплуатации выражается степенью неудовлетворенности представителей наемного труда. Неудовлетворенных условиями жизни в развитых европейских странах насчитывается сегодня от 15 до 40 и более процентов опрашиваемых в ходе социологических исследований. А негативизм взаимодействия индивидов преуспевающих в экономическом и социальном плане стран базируется на субъективном состоянии, на внутреннем противоречии, которое возникает из неудовлетворенной потребности. Гегель писал: «Удовлетворение восстанавливает мир между субъектом и объектом, так как объективное, стоящее по ту сторону, пока продолжает существовать противоречие (т.е. пока чувствуется потребность), снимается в этой его однородности благодаря его соединению с субъектом» (Гегель, 314-315). Поэтому чем в большей степени представлено удовлетворение потребностей, тем в большей степени ощущается полнота жизни, тем в меньшей степени вероятность негативного взаимодействия в обществе, тем в большей степени общество выражает существо индивидуальной жизни.
Внеинституциональные конфликты есть порождение самого государства как основного института, разрешающего конфликты. Современное государство, как это не странно звучит, порождает конфликт, осуществляя универсальное воздействие в процессе управления конфликтом. А порожденный новый конфликт требует от государства же создания таких норм, которые позволили бы направить его в институциональные формы разрешения.
И. Шмидт (Smidt, 101) показал, как разрешение конфликта через его институализацию соответственно в политической, социальной и экономической сферах влечет за собой порождение как институциональных, так и внеинституциональных конфликтов.
Разрешение конфликта Производство конфликта
1. Политическое измерение
- создается новый частичный конфликт (новый социальный вопрос, новый забастовочный протест)
- повышение безответственности в конкурентной борьбе (брать важнее, чем давать)
- подрыв стабильности традиционных гражданских добродетелей
- застывшая политика, неуправляемость
- обеспечение лояльности граждан
- организация (достижение) классового компромисса
- сглаживание конфликта интересов
- уменьшение потерь частного хозяйства (экономики) от конфликтов (маленькие забастовочные волны)
- снижение потерь от экономических кризисов
2. Социальное измерение
- •продолжающаяся власть старого и нового неравенства
- •подрыв собственной инициативы и индивидуальной свободы и ответственности
- •дестабилизация классовой структуры (расшатывание традиционных связей)
- •колонизация жизненного мира
- •улучшенная защита против рисков бедности
- •всеохватывающая государственная забота об условиях существования людей
- •поддержка угасающих тенденций
- •упреждение депривации и оппозиции
- •снижение специфических последствий неравенства
3. Экономическое измерение
- •недейственность открытой социальной политики
- •увеличение расходов предпринимателей по поддержанию рабочих мест
- •переход в теневую экономику
- •перегрузка государственного бюджета
- •поддержание антициклических усилителей спроса
- •социальный мир производительных сил
- •обеспечение воспроизводства и восстановления рабочей силы
- •стимулирование технологической модернизации (обеспечение способности приспособляемости экономики)
- •страны с сильным социальным государством с минимумом кризисов лучше, чем искажение или замораживание (блокирование) приспособляемости экономики страны со слабым социальным государством
- •угроза перегрузки производительной силы и рабочей морали представителей наемного труда
Внеинституциональные формы разрешения конфликта, мы уже говорили, зависят от способности и готовности государства разрешать их. Однако необходимо говорить и о готовности субъектов отношений, помимо государства, для достижения своих целей осуществлять негативное взаимодействие. Так, согласно социологическим исследованиям, проведенным ИСПИ совместно с социологами г. Уфы в апреле 1997 г. по теме «Социальное и национальное самочувствие населения Уфы», готовы идти на баррикады в прямом смысле этого слова 7,8% опрошенных, принимали участие в митингах 4,6% (а могли бы принять участие 32,8%), участвовали в забастовках 2,6% (а могли бы принять участие 29,9% опрошенных), принимали участие в насильственных действиях по отношению к представителям других политических сил, властей 0,2% (а могли бы это сделать 8,2%) (Иванов, 287-293). Абстрактный характер политических норм позволяет государству доводить разрешение конфликта до пределов тех задач, которые вытекают из текущего характера негативного взаимодействия. Это возможно при условии наличия у государства такой социальной идеи, которая позволяет ему убедить индивидов в том, что полное и окончательное решение конфликта будет иметь место в «светлом будущем». Поэтому государство, для того чтобы конфликтогенный характер взаимодействия не проявлял себя в крупных масштабах, обеспокоено также нормами идеологического характера. Они выражены в некоторых приоритетах политики государства, в его идеологии. Данные нормы, как никакие другие, оказывают влияние на способность государства институциализи-ровать конфликт.
-----199-----
ЛИТЕРАТУРА
- Конституция Российской Федерации. М., 1993.
- Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И. Степанова. М., 1999.
- Вилкас Э.Й., Майминас Е.З. Решения: теория, информация, моделирование. М., 1981.
- Мизес Л. Индивид, рынок и правовое государство.
- Маркс К,, Энгельс Ф, Избранные произведения. Т.2
- Иноземцев В.Л. Постиндустриальный мир Даниела Белла / Даниел Б. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М, 1999.
- Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы, решения, технологии.
- Яковлев Н.Н. Франклин Рузвельт: человек и политик. Новое прочтение. М., 1981.
- Гегель. Наука логики // Гегель. Соч. Т. 1. М., 1929.
- Иванов Q.H. Россия: обретение будущего (размышления социолога). Изд 3-е доп М., 1998.
- SmidtJ. Wohlahrtsstaath im Vergleich. Opladen, 1996.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
- Конфликт, социальный конфликт, экономический конфликт, институциональная форма регулирования конфликта, внеинституциональная форма регулирования конфликта, разрешение конфликта, государственное управление конфликтом, институциализация конфликта, производство конфликта.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- 1. Что такое «конфликт»?
- 2. Какие виды конфликтов вы знаете?
- 3. Назовите способы производства конфликта?
- 4. Какие существуют способы разрешения конфликта?
- 5. Что такое государственное управление конфликтом?
-----200-----
Глава 8. МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ
8.1. Понятие планирования
Планирование— прежде всего мыслительный процесс. Планировать значит предполагать, рассчитывать (С. И. Ожегов). Каждый человек решает, планировать ему свои действия, свою жизнь или нет. Равно и общество вправе решать этот вопрос. Цивилизованные страны решают его в пользу планирования.
Как мыслительный процесс планирование есть свойство жизнедеятельности человека, социума. Ф. Энгельс писал; «Чем более люди отдаляются от животных, тем более их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направленных на достижение определенных заранее известных целей». И далее: «Планирующая работу голова уже на очень ранней стадии развития общества (например, уже в простой семье) имела возможность заставить не свои, а чужие руки выполнять намеченную работу» (Маркс, Энгельс, 494, 493).
Планирование не только мыслительный, но и социальный процесс. Оно организовывается в контексте человеческих взаимодействий, связей, взаимоотношений в социополитической среде (Саати, Керне). Планирование как социальный процесс есть нечто большее, чем составление плана. В нем задействованы общественные силы, которые опираются на политический процесс: на достижение соглашений, консенсуса и на иные формы разрешения конфликта (Бенвенисте). Планирование безусловно связано с экономическими отношениями, поскольку в него включены субъекты хозяйственной и общественной жизни, различающиеся своими экономическими интересами. Таким образом, планирование— сложный социально-экономический и организационно-политический процесс. Поэтому его нельзя определить одной дефиницией, В отечественной литературе советского периода планирование рассматривалось как форма реализации планомерности, как совокупность процессов, осуществляющих организационно-экономическую функцию социа-
-----201-----
лиетического государства. Известный советский экономист И.М. Сы-роежин определял планирование как процесс принятия решений, охватывающий все общественное хозяйство. Для реализации этого процесса необходима система органов планомерного руководства хозяйством, миссия которых состоит в предоставлении плановых заданий, которые интерпретируются в юридическом смысле как закон, ограничивающий свободу выбора всех элементов структуры. Ограничения накладываются на все взаимодействия и тем самым удовлетворяют общественную потребность в выборе согласованной траектории движения общественного хозяйства. Планирование представляет собой систему связей всех звеньев, определенный комплекс отношений, который в процессе ведения общественного хозяйства разрешает противоречие между единством потребностей и разобщенностью средств их удовлетворения путем создания и эксплуатации обособленной информационной структуры и специфических сообщений в ней (Сыроежин, 89).
Такая трактовка планирования характеризует его как вид управленческой деятельности директивного типа. Она созвучна определению директивного планирования, которое было дано Х.Д. Дикинсоном в 1938 г. Согласно Дикинсону, планирование состоит в «принятии основных экономических решений относительно того, что и в каком количестве следует произвести и как распределить произведенное; причем эти решения принимаются органами власти на основе всестороннего анализа экономической системы как единого целого» (цит. по: Йохансен, 55).
По мысли К. Ландауэра, теоретика индикативного планирования, планирование — это сознательная координирующая деятельность по регулированию обществом процессов функционирования индивидуальных агентов для принятия решений в общих интересах. Определение К. Ландауэра позволяет сделать вывод, что планирование связано с постановкой и обоснованием целей, оно представляет собой координирующую деятельность по определению направлений для достижения целей, выбору оптимального направления с точки зрения принятых критериев и возможностей разрешения возникающих противоречий.
Венгерский экономист Я. Корнай определяет планирование как процесс познания и компромисса. Планирование — инструмент познания. Основные его задачи связаны со сбором и анализом информации для последующего предвидения будущего. Поскольку в социально-экономической системе различные виды деятельности взаимосвязаны, постольку планирование представляет собой путь к пониманию этих взаимосвязей и к согласованию конфликтных интересов. Ввиду этого
-----202-----
планирование — сложная социальная деятельность, сочетающая в себе научные основы и искусство, искусство согласования желаемого и возможного. В плановой деятельности важны не только ум, знания, но и интуиция, смекалка, быстрая реакция на изменяющиеся условия.
В соответствии с определением Л. Йохансена, планирование есть организованная деятельность для подготовки и согласования решений и мероприятий, которые будут реализовываться центром, для взаимодействия низших звеньев системы управления между собой и с центром в интересах развития самой экономической системы, а также для достижения более широких внеэкономических целей (Йохансен, 63).
По мнению Б. Даллаго, «макроэкономическое планирование можно определить как сознательную деятельность государственного управления, цель которой — привести по истечении определенного времени к желаемому состоянию национальную экономику в целом... К планированию относятся общественно-политический надзор над экономикой и контроль посредством различных политических учреждений (правительство, парламент, политические партии); оценка состояния экономики на конкретный момент времени и оценка "спонтанных" тенденций развития; проецирование на будущее желаемого экономического положения, а также использование всех необходимых средств (инструкций, ресурсов, профессионального потенциала и др.), служащих осуществлению намеченных целей» (Даллаго, 106).
Р. Акофф, Т. Саати, К. Керне считают, что планирование связано с достижением желаемых результатов в будущем, которые маловероятны без вмешательства человека. Эта мысль подводит нас к пониманию границ планирования: ожидаемое будущее — желаемое будущее — необходимые действия.
Планирование является прагматической деятельностью, оно не только инструмент познания, но и средство, метод преобразования окружающего нас мира. Оно заставляет помнить предостережение Конфуция: человек может многое, пока не пожелает невозможного.
Планирование есть механизм увязки потребностей и возможностей. Макропланирование — механизм увязки общественных потребностей и ресурсов общества с учетом ограничений, накладываемых платежеспособным спросом и предложением. Макропланирование — такой механизм, который позволяет согласовывать интересы и цели различных субъектов хозяйствования и общественной жизни на основе рационального использования всех видов ресурсов. Таким образом, главными достоинствами макропланирования являются: научное обоснование нацио-
-----203-----
нальных целей, направлений и механизмов их достижения, согласование действий субъектов хозяйствования и общественной жизни посредством разрешения противоречий в интересах и снятия, преодоления конфликтов, оптимальное использование общественных ресурсов (природных богатств, научно-технических возможностей, социального потенциала и финансов).'
Макропланирование содержит в себе не только достоинства, но и недостатки. Планирование как предвидение, моделирование будущего на основе нашего знания относительно. Оно по всем параметрам никогда не может совпасть с реальностью. Оно может лишь приближать нас к реальному будущему. Планирование не дискретный процесс; это постоянный процесс разработки плана, контроль за его выполнением, его корректировка в соответствии с новыми знаниями о будущем.
Конечным результатом планирования на определенный момент времени является план. По форме план — документ, который содержит текстовую часть и плановые таблицы, включающие в себя показатели на базовый период и плановые показатели с определенной разбивкой в зависимости от срока разработки плана, а также мероприятия, обеспечивающие выполнение показателей плана. План по содержанию есть развернутое выражение потребностей, интересов и целей и возможностей по их достижению.
8.2. Субъекты и объекты макропланирования
Субъекты макропланирования характеризуются основными действующими лицами и непосредственными участниками планового процесса. Это прежде всего центральные и региональные органы власти и управления, органы планирования или социально-экономического развития: центральные, отраслевые, территориальные, функциональные. Важными субъектами макропланирования выступают представители крупного бизнеса, ассоциации предпринимателей, ассоциации среднего и малого бизнеса, профсоюзы, руководители крупных государственных предприятий, финансисты, представители финансово-промышленных групп, ассоциации аграриев, крупные ученые, представители академии наук, научно-исследовательских институтов. В плановом процессе могут принимать активное участие представители влиятельных партий, общественных движений, региональных групп взаимодействия и т.п.
Объектом макропланирования является народное хозяйство страны. Народное хозяйство— это система расширенного воспроизводства в
-----204-----
исторически определенных территориальных границах. Расширенное воспроизводство включает в себя воспроизводство производительных сил, поэтому объектом макропланирования выступают производительные силы в их движении, т.е. размещение и развитие производительных сил. Расширенное воспроизводство включает в себя воспроизводство производственных отношений, поэтому объектом макро планирования являются производственные отношения.
Народное хозяйство имеет определённую организационную структуру, в которой можно выделить три аспекта: отраслевой, территориальный и социальный. Имея в виду отраслевую структуру народного хозяйства, следует подчеркнуть, что объектом макропланирования выступает не та или иная отрасль, а входные и выходные связи между отраслями, планирование и регулирование потоков продукции в натурально-вещественной и стоимостной форме от одной отрасли к другой. Исходя из территориальной структуры, следует отметить, что объектом макролланирования являются межрегиональные связи, определяющие направленность и динамику развития народного хозяйства в целом. В качестве объекта макропланирования социальная структура народного хозяйства представлена социальной структурой производства и социальной структурой общества. Социальная структура производства характеризуется соотношением социальных секторов: государственным, частным, общественным и смешанным. Непосредственным объектом макропланирования выступает государственный сектор, другие же сектора лишь в той или иной мере включаются в процесс государственного планирования. В современных условиях рождения так называемого восточноевропейского капитализма все четче проявляется тенденция к размыванию границ частной и общественной собственности и появлению рекомбинированной собственности. Речь идет, по мнению Д. Старка, профессора Центра бихевиористских исследований (Стэнфорд, США) об организационных нововведениях, в процессе которых осуществляется не замена существующих структур, а их рекомбинация, что позволяет эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям хозяйствования. Рекомбинированная собственность также может быть объектом макропланирования. Социальная структура общества представлена следующими элементами: социально-демографической структурой, профессионально-квалификационной, национально-этнической, социально-классовой, поселенческой и др. Выступая объектами макропланирования, они накладывают определенные ограничения на процесс планирования. Макропланирование в этих областях не может быть жестко директив-ным. Оно может быть проблемно ориентированным и в определенной степени регулятивным.
-----205-----
8.3. Предмет планирования
Предметом макропланирования выступает совокупность социальных и экономических процессов в их наиболее значимых свойствах. Речь идет о планировании пропорций и темпов социально-экономического развития.
Социальные процессы представляют собой процессы производства и воспроизводства человека и общества во взаимосвязи с условиями их существования. Экономические процессы характеризуются процессами производства и движения продуктов в их натурально-вещественной и стоимостной форме. Экономическое развитие означает упрочение, усложнение, развертывание, переход в новое качественное состояние экономических связей, отношений, которые возникают и воспроизводятся в процессе производства и движения продуктов. Социальное развитие — это упрочение, усложнение, развертывание социальных связей и отношений, возникающих в процессе воспроизводства человека и общества.
Пропорции — соотношение экономических и социальных процессов, соотношение элементов экономических процессов, соотношение элементов социальных процессов, обеспечивающее качественную определенность, целостность и жизнеспособность социальной системы, общества в целом.
Темпы— изменение экономических и социальных процессов во времени, скорость протекания социально-экономических процессов. Для того чтобы планирование пропорций и темпов социально-экономического развития было научно обоснованным, нужна теория, поскольку «нет ничего практичнее хорошей теории».
Предметом теории макропланирования являются закономерности формирования пропорций и темпов, масштабов и источников эффективного социально-экономического развития страны.
8.4. Необходимость и возможность макропланирования
Планирование является научным достижением и социальным завоеванием XX в. Впервые появившись в практике государственного управления в СССР, оно стало мировым достоянием и используется во всех цивилизованных странах. Существуют объективные факторы, обусловливающие необходимость планирования социально-экономического развития.-
-----206-----
Прежде всего следует указать, что человек — существо сознательное. Поэтому его действия предопределены целеполаганием. Цель — это идеальное представление желаемого состояния. Целеполагание как мыслительный процесс выступает элементом планирования, характеризующего будущее состояние объекта или процесса. Планирование, таким образом, выполняет аналитико-прогностическую функцию, обеспечивая обоснование цели.
Целеполагание включает в себя не только постановку цели, но и обоснование путей и средств ее достижения. Поскольку объективно существует множество способов достижения той или иной цели и среди этого множества есть наилучший, оптимальный, постольку объективно необходимо планирование как инструмент, обеспечивающий обоснование, оценку и выбор оптимального, т.е. наиболее рационального с точки зрения обозначенных критериев пути достижения цели. При этом планирование обеспечивает согласование, координацию действий для достижения результатов на основе рационального использования средств. Поэтому планирование используется как инструмент повышения эффективности.
Человек— существо не только сознательное, но и общественное. Поэтому Целеполагание — неотъемлемый атрибут функционирования и развития общества. Одной из важнейших закономерностей функционирования и развития общества является воспроизводство и упрочение социальных связей, обеспечивающие устойчивость и жизнеспособность социального организма. Поэтому Целеполагание общественного развития опирается на общее в потребностях и интересах субъектов общественной жизни. Но поскольку жизнь людей многогранна и противоречива, планирование, принимая форму социально организованного процесса, выполняет функцию согласования интересов и целей людей, социальных групп, классов.
Человек не только сознательное, общественное, но и деятельное существо. Преобразуя окружающий его мир, он изменяет, развивает себя и общество сообразно своим потребностям, интересам и целям. Планирование при этом выступает инструментом, обеспечивающим согласование, увязку потребностей, интересов, целей с возможностями, стимулируя, заинтересовывая участников общественного процесса в достижении поставленных целей.
-----207-----
Указанные объективные факторы, обусловливающие необходимость планирования социально-экономического развития, мы называем основополагающими, или первичными. Вместе с тем существуют факторы, которые мы называем вторичными. Социально-экономические процессы протекают согласно объективным закономерностям, формирующим определенные пропорции, которые характеризуют цикличность и динамику этих процессов. Человек, преобразуя окружающую действительность, «вмешивается» в процессы ее развития и тем самым нарушает предопределенные природой пропорции и темпы. А изменив одни, он обязан предусмотреть изменения других. Средством обеспечения сознательного формирования пропорций и динамики общественных процессов является планирование. Однако поскольку планирование имеет не только достоинства, но и недостатки и возможны серьезные ошибки в целенаправленном воздействии на ход общественного развития, не лучше ли обойтись без планирования и уповать на объективные законы, которые управляют социально-экономическими процессами? Ведь в конечном счете закономерности развития природы и общества имеют следствием сбалансированность и пропорциональность, определяющие, в свою очередь, динамику. Дело в том, что эта пропорциональность достигается порой очень медленно, через цикличность и диспропорции. Человек как сознательный и деятельный субъект не хочет, а порой и не может ждать. Поэтому он вмешивается в ход общественного развития, используя такой инструмент, как планирование.
Планирование социально-экономических процессов по мере своего становления и развития приобретает характер закономерной социальной деятельности человека и общества. Первоначально в своих простейших формах как единичное явление оно появилось в обществе по мере усложнения его как социального организма в условиях становления и развития общественного разделения труда. Сферами его проявления были градостроительство, военное дело, общественное реформаторство.
Что же касается общественного производства, то до определенного времени оно регулировалось законами функционирования и развития рынка. Однако вследствие разделения труда в общественном производстве на основе усиления процессов его дифференциации и интеграции появилась объективная необходимость согласования действий его участников. Усложнение хозяйственных связей, развитие производительных сил требовало планомерного согласования действий субъектов хозяйственной и общественной жизни, поскольку рынок как стихийный регулятор социально-экономических связей уже не справлялся с данной
-----208-----
функцией, что приводило к кризисам перепроизводства, острым социальным проблемам, политическим конфликтам. При этом качественные изменения происходили в производственных отношениях, прежде всего в отношениях собственности. Эти изменения есть не что иное, как процесе обобществления отношений частной собственности. Можно выделить по крайней мере два направления обобществления отношений частной собственной: генетическое и телеологическое.
Генетическое направление связано с постепенной трансформацией отношений частной собственности в силу технико-технологических и организационно-экономических изменений в общественном производстве. Вместе с концентрацией и централизацией капитала и формированием мощных финансово-промышленных групп сохранялась мелкая и средняя частная собственность посредством организации малого и среднего бизнеса, происходила диффузия крупной частной собственности
вследствие акционирования. Количество собственников возрастало, усиливалась их консолидация, формировались союзы, ассоциации, усложнялись связи между ними. В этих условиях важнейшей задачей корпораций было сохранение, поддержание стабильности в ее взаимоотношениях с социально-экономической средой.
Основным инструментом решения этой задачи становится долгосрочный контракт. Формируется гигантская сеть контрактов, обслуживающая функционирование системы корпораций с их техноструктурами. Систему корпораций с их техноструктурами, охваченную контрактной сетью, Дж.Гэлбрейт назвал «планирующей системой» в отличие от «рыночной системы» мелких и средних предприятий, функционирующих по неоклассическим законам (Волконский, Пирогов, 121). Регулирование этих связей, согласование интересов было невозможно посредством рыночных механизмов. Нужны были сознательные действия, политическая воля, заинтересованность в достижении консенсуса.
Капитализм индустриально развитых стран существенно изменился вследствие усиления роли государства как гаранта социальных прав и свобод граждан. Однако главный фактор повышения экономической эффективности общественного производства, преодоления его непредсказуемости — «это все-таки не роль государства, а именно многообразие устойчивых структурных преобразований. Благодаря им удалось в значительной степени ввести в безопасные рамки циклические кризисы... прямое следствие неуправляемости и несогласованности действий независимых фирм. Основные способы упорядочения экономической ситуации — договоры о ценах и квотах на производство между реаль-
-----209-----
ными конкурентами и объединение компаний единой иерархией административного управления» (там же, 122), Администрация является тем социальным аппаратом решения общественных проблем, которому все члены общества по тем или иным причинам подчиняются (там же, 118).
Японский экономист К. Иман констатирует, что традиционная иерархическая структура финансово-промышленных групп ныне все чаще заменяется многополюсной сетевой структурой. Общую дисциплину и эффективность производства поддерживает не жесткий единый центр управления, а коллективный координирующий орган крупнейших участников.
Рыночный процесс из «броуновского» движения, характерного для частиц газа, превращается в подобие колебания частиц в кристаллических структурах. Образуется многоярусная, многоэтажная система, каркас которой— транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы отечественного капитала, как правило, успешно сотрудничающие с государственным аппаратом.
Телеологическое направление связано с целенаправленным формированием государственного и общественного секторов для удовлетворения возрастающих общественных потребностей. Формирование госсектора осуществлялось посредством национализации или выкупа частных компаний, деятельность которых была направлена на производство общественных благ для совместного их использования (почта, телеграф, железные дороги и т.п. и т.д.). Таким образом осуществлялся процесс обобществления частной собственной и формирование отношений общественной (в форме государственной) собственности на средства производства. Однако этим не исчерпывается процесс становления отношений общественной собственности. Диалектическое отрицание отношений частной собственности происходит в процессе обобществления отношений распределения и потребления. Эти процессы осуществляются посредством активизации функций государства, перераспределяющего общественный продукт, национальный доход, формирующего общественные фонды потребления, осуществляющего выплаты трансфертов для помощи нуждающимся слоям населения. Эти процессы не могут регулироваться рынком.
Таким образом, можно предположить, что рынок как основной регулятор хозяйственных, социально-экономических связей начинает дополняться, а впоследствии в некоторых сферах общественной жизни и заменяться другим регулятором— макропланированием социально-
-----210-----
экономических процессов. При этом в условиях смешанной экономики рыночный механизм регулирования сосуществует с плановым, т.е. с планированием как социальным процессом, обеспечивающим увязку общественных потребностей и возможностей с учетом различий в интересах субъектов хозяйственной и общественной жизни. Анализу объективных причин, обусловливающих превращение планирования в инструмент экономической политики в странах с частной собственностью, особое внимание уделяет Л. Йохансен. Необходимость макропланирования выводится им прежде всего из того, что механизм свободного рынка оказывается уже неудовлетворительным с точки зрения обеспечения макроустойчивости, поскольку он не только приводит к циклическим колебаниям, вследствие чего обостряется проблема безработицы, но и способен ввести экономику в состояние равновесия на более низком уровне производства и занятости при отсутствии внутренних тенденций для восстановления положения. Это позволяет полагать, что свободный рынок исчерпал свои позитивные возможности и становится тормозом развития экономики и общества в целом, усиливая экономические и социальные диспропорции. Необходимость макропланирования вызвана также тем, что пр мере роста уровня доходов увеличивается доля коллективного, или общественного, потребления в совокупном п<