Государственная национальная политика
Национальная политика охватывает все сферы жизни общества и решает его стратегические задачи. Как относительно самостоятельная деятельность, она включает в себя систему мер, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Главным содержанием национальной политики является отношение к общности, расхождению и столкновению национальных интересов, а также поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. «Общность присуща как интересам отдельных субъектов межнациональных отношений, так и собственно-национальным их интересам, с одной стороны, и общенациональным в масштабе государства, с другой. При переплетении национального и политического расхождение национальных интересов, может перерастать в их столкновение, конфликт. Поэтому необходима координация национальных интересов как предпосылка их реализации. И здесь важно управление интересами и через интересы национальностей. А национальные проблемы проявляются в экономической, социальной, политической, духовной и других сферах» (Национальные отношения, 117-118), Национальная политика должна учитывать не только анализ диалектики национальных интересов в их конкретности, но также и учитывать меняющиеся национальные настроения.
Первый и основной принцип государственной национальной политики — равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным движениям. Поэтому в национальной политике важно определиться: целью является установление равноправия граждан страны вне зависимости от их этнической принадлежности или, напротив, цель состоит в обеспечении преимущественного права представителей одной этнической общности в ущерб гражданским правам представителей иных народов.
Можно выделить следующие аспекты национальной политики: территориальный, демографический, экономический, социальный, культурный, социолингвистический, конфессиональный, психологический. Наглядным примером проведения национальной политики (точнее, этнической политики) в жизнь является международный опыт реализации внутренней политики государства в отношении этнических общностей и межэтнических отношений, реализации культурных аспектов этнично-сти. Проблема защиты национальных меньшинств возникла в XVIII в.
-----158-----
Уже тогда национальные меньшинства не желали ассимилироваться, стремились сохранять и развивать свои национальные особенности и настоятельно требовали специальных правовых гарантий.
Права национальных меньшинств как совершенно самостоятельный вид права — неотъемлемая часть современной демократии. Они не сводятся ни к правам индивида, ни к правам большинства. Но и права индивида и права большинства, в свою очередь, не растворимы в правах национальных меньшинств. Только в 90-е годы XX в. в мировом сообществе появились: Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992), Европейская Хартия о региональных языках и языках меньшинств (1992), Основные права лиц, принадлежащих к народам (национальным группам и меньшинствам) в Европе, Проект Дополнительного Протокола к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1994), конвенция по защите национальных меньшинств, принятая по решению Совета Европы. Согласно Заключительному акту Хелъсинского совещания от 1973 г., в 1992 г, был учрежден пост Верховного комиссара по делам национальных меньшинств в Хельсинки.
Великобритания является многонациональной страной, но по территориальному устройству— это унитарное государство. В течение многих веков в стране принимались меры по ассимиляции в языковой, культурной сферах. В 1979 г. проводился референдум в Шотландии и Уэльсе о создании в этих районах парламентов с ограниченными полномочиями, а также учреждении собственных органов исполнительной власти, ответственных перед этими парламентами. Этот проект о расширении автономии национальных районов страны не получил поддержки, требовавшей 40% зарегистрированных избирателей. Но какие-то элементы автономии по государственному управлению эти территории все-таки имеют. Для Шотландии и Уэльса установлены специальные квоты мест в Палате общин, созданы специальные комитеты в парламенте. В 1967 г. был принят закон об уравнении в правах валлийского языка с английским. А Шотландия имеет собственную судебную систему, отличную от английской. Для Северной Ирландии британское правительство пытается выработать самостоятельный статус (например, Акт о Северной Ирландии 1973 г.), хотя с 1972 г. Ольстер (шесть северных графств в Северной Ирландии) периодически находится под прямым правлением Великобритании (Конституция зарубежных, государств, 68). Государственным языком Великобритании является английский, однако на Норманских островах и в Уэльсе употребляется два
-----159-----
официальных языка, соответственно, английский и французский и английский и валлийский.
В 1982 г. Канада получила собственную Конституцию, в которую входит и Хартия прав и свобод, В статье 15, п.1 Хартии говорится о запрещении дискриминации по признакам расы, национального и этнического происхождения, цвета кожи, религии, а в п.2 этой статьи английский и французский языки закреплены как официальные и имеют равный статус в стране, а также двуязычие в провинциях Нью-Брансуик и Квебек. В статье 27 второй части Конституционного акта 1982 г. «Права коренного населения Канады» (под термином «коренные народы Канады» разумеются индейцы, инуиты и метисы) «гарантируется сохранение и приумножение многокультурного наследия канадцев» {Конституция зарубежных государств, 326). В Канаде проводится мульти-культурная политика. Она предполагает выдачу грантов (государственных средств) на реализацию специальных национально-этнических проектов (создание многокультурных центров; активизация культурных обменов между группами; развитие исследований, посвященных истории различных этнокультурных групп Канады и др.). Среди коренных народов Севера наибольших успехов добились инуиты— коренное население Гренландии, Канады и побережья Аляски (всего 100 тыс. человек). Их опыт показывает, что основа развития есть самоуправление на тех землях, где данный народ представляет большинство от постоянно проживающего населения. Именно такое самоуправление позволяет коренному народу решать вопросы развития управления своей территорией, обеспечивая свободное функционирование родного языка во всех сферах жизни. Оно является также решающим условием и средством возрождения культуры, без которой ее представители лишены чувства собственного достоинства, самоуважения и фундаментальных прав. Только благодаря реализации самоуправления в Гренландии и в новой административной единице Канады — Кунавуте инуиты получили возможность сохранить и развить идентитет, самодостаточность своей культуры, реального влияния на развитие всего зарубежного сектора Арктики через инициативы полярной Конфедерации инуитов.
В США решение национальных проблем также осуществляется в аспекте политики культурного плюрализма, который предполагает толерантность государства в отношении выходцев из разных этносов и обеспечение соответствующих условий для сохранения и развития их этнокультурной среды, а также для оказания помощи этническим группам в повышении их статуса в американском обществе. Удовлетворение соци-
-----160-----
ально-культурных запросов этнических групп ведет к снижению межнациональной напряженности. Американцы создают атмосферу, благоприятную для развития иноязычной культуры.
В Швеции национальная политика базируется на концепции муль-тикультурности, что предполагает двуязычное обучение — на языке страны происхождения и на шведском языке. Политика Швеции в отношении облегчения интеграции иммигрантов в шведское общество ориентируется на три основные принципа: 1) равенство между иммигрантами и шведами; 2) свобода выбора культурного развития иммигрантов; 3) сотрудничество и солидарность между коренным населением и различными этническими группами. В Швеции создано и действует около 50 иммигрантских организаций. На нескольких языках выходят радио- и телепередачи Шведской вещательной корпорации. На десяти языках выходит газета для иммигрантов, субсидируемая правительством Швеции. Организуются 700-часовые курсы по изучению шведского языка. В 80-х годах принят закон, препятствующий этнической дискриминации как на работе, так и в других областях общественной жизни.
В Австралийском Союзе, где живут выходцы из 120 стран, принята специальная государственная программа, поощряющая развитие всех национальных культур. История Австралии за прошедшие 200 с небольшим лет не миновала присущих всему человечеству расовых и национальных проблем. И все-таки межнациональные отношения были здесь спокойнее, чем в других странах. В многонациональном австралийском обществе утвержден принцип, согласно которому люди всех национальностей должны иметь равные возможности. Мультикультур-ным обществом считают Австралию 93% ее населения. Сегодня 40% австралийцев — люди, родившиеся за океаном, или их дети. Проводившаяся ранее политика ассимиляции к вновь прибывшим иммигрантам приводила лишь к укреплению этнических общин, в которые объединялись иммигранты, чтобы быстрее и легче адаптироваться к австралийской жизни. Национальные общины объединены во Всеавстралийскую федерацию. У них есть свои школы, клубы, церкви, культурные центры. Деятельность этнических общин координируют Советы. Общины — это организации, влияющие на политическую жизнь страны, особенно во время выборов. Государство оказывает им поддержку, в том числе и финансовую — ежегодные фестивали, «служба телефонного перевода» целиком финансируются федеральным правительством. На 30 языках печатаются австралийские газеты, на 60 языках вещает радио, а вещание
-----161-----
телевизионной станции Эй-би-си, осуществляющееся на различных языках, снабжено английскими субтитрами.
Государственное собрание Венгрии 7 июля 1993 г. приняло закон «О правах национальных и этнических меньшинств». Во вводной части этого закона сказано, что «право на национальную и этническую самоидентификацию рассматривается как неотъемлемая часть основных прав человека» и что права национальных и этнических меньшинств «относятся к основополагающим демократическим свободам, имеющим законную силу и соблюдаемые в Венгерской Республике». В законе утверждается также, что «частью индивидуальной и коллективной самоидентификации проживающих на территории Венгерской Республики и имеющих венгерское гражданство наций и этнических меньшинств являются их национальные языки, материальная и духовая культура, исторические традиции, а также иные особенности их жизни» (Закон.., /), Закон способствует поддержке беспрепятственных связей со своей родиной по месту жительства предков или месту рождения родителей. Никто не обязан заявлять о своей принадлежности к меньшинству, так как это исключительное и неотьемлимое право личности. Согласно закону, языками национальных меньшинств считаются армянский, болгарский, греческий, немецкий, польский, румынский, русинский, сербский, словацкий, словенский, украинский, хорватский, романский (ромы беаш) языки (Закон.., 47). Государство считает родной язык меньшинств в Венгрии «фактором сплочения их сообщества, поддерживает, по их желанию, его преподавание в учебных заведениях». Статья 51 в главе VII закона гласит: «Каждый гражданин Венгрии может свободно пользоваться своим родным языком повсеместно и в любое время». Депутат от национальных меньшинств может выступать на родном языке в Государственном Собрании, на родном же языке текст выступления прилагается к протоколу заседания. Этот закон основан на международных актах, его основные положения гарантируют перспективы политического и культурного развития меньшинств в настоящем и будущем. Кроме того, положения Закона актуальны в плане изучения и реализации национальной политики в других странах, в том числе и в России.
Для представителей национальных меньшинств важны две сферы правовой защиты всех граждан: 1) гражданские свободы, особенно свобода употребления языка, свободное выражение мыслей, мнения, свобода объединений, печати, религии; 2) недискриминация, т.е. равенство, всех граждан перед законом.
-----162-----
В современной Германии национальные меньшинства имеют такую защиту. Например, датское меньшинство (небольшая группа людей в германо-датской пограничной области) защищено — наряду с другими конституционными правовыми нормами федерального уровня— Гер-мано-Датским заявлением, принятым в Копенгагене в 1955 г. В нем две стороны зафиксировали обязывающее правовое положение о том, как они намерены защищать идентичность своих национальных меньшинств — датского на германской стороне и немецкого на датской стороне — и содействовать развитию их культур. Защита фризской национальной группы гарантирована конституцией земли Шлезвинг-Голыптейн. Фризское национальное меньшинство проживает на побережье Северного моря, на острове Гельмланд, многих северо-фризских островах и в западной части Шлезвинг-Голыптейна. Конституционным правом защищены лужане — небольшая славянская национальная группа на востоке Германии (на юго-востоке земли Бранденбург и северо-востоке земли Саксония, в Лаузице — Лужице). Цыгане в качестве национального меньшинства, хотя и используют с XIII в. общий _ немецкий — язык, живут очень рассеянно.
Важнейшей сферой идентичности является язык и школа. Датское меньшинство в Германии имеет 53 учебных заведения (от школ до гимназий), 63 детских сада, одну школу-интернат. В школах преподают на датском языке. Фризы изучают свой язык в государственных школах и детских садах. У лужан преподавание также ведется на родном языке. Второй важной областью для сохранения национального самосознания является культура. Создаются театральные группы, группы народного творчества, культурные центры, имеется театр, газеты, радио, телевидение. Все национальные меньшинства имеют возможность, отправляя свои религиозные обряды, нести службу и осуществлять всю церковную деятельность на родном языке.
Национальные и культурные отношения очень ярко проявляют себя через язык. На определенном этапе развития общества язык является индикатором национального своеобразия, межнациональных отношений. Именно с языковых вопросов начались многие процессы роста национального самосознания. Языки национальных меньшинств имеют официальный статус в судах Швеции, Швейцарии, Шри-Ланки, Австрии, Индии (кроме высших судов), Италии, Перу. В Италии кроме повсеместного итальянского действуют еще три официальных языка: французский — в Валле д'Аост, немецкий — в Больцано, словенский _ в Триесте. В Австрии действуют три официальных языка (немецкий,
-----163-----
хорватский, словенский), в Новой Зеландии — два официальных языка (английский и маори), в Сингапуре — три официальных языка (английский, малакский, тамильский).
Франция, как и Турция, в отличие от многих других стран, не признает национальные меньшинства, считая, что интересы большинства важнее. Йо конституции Франции признание существования единого народа в границах единой и неделимой республики основано на исторической традиции конца XVIII в., когда была провозглашена «Декларация прав и свобод человека и гражданина». До Великой французской революции некоторые меньшинства, например евреи и протестанты, имели особый статус, ставивший их в неравноправное положение по отношению к большинству. Франция проводит политику ассимиляции, согласно которой представители этнических меньшинств должны принять общефранцузские ценности, быть прежде всего французами. При этом у каждого человека остается право проявлять свою индивидуальность (в том числе культурную, религиозную или этническую) на личном, а не групповом уровне. Непризнание прав меньшинств, в том числе прав на отделение, избавляет государство от сложной проблемы обязательств по отношению к ним, от угрозы нарушения национальной целостности. Но с 1982 г. во Франции официально признаны языки и культуры этнических меньшинств. В 1985 г. образован Государственный совет по национальным делам и культуре. В законодательстве (но не в Конституции) страны есть пункты, которые дают меньшинствам свободу выражения. Существует определенный разрыв между правом и реальностью. В школах Франции изучают диалекты корсиканского, каталонского, бакского, бретонского, фламандского, эльзаского языков. Корсике предоставлен статус автономии в сфере культуры и радиовещания.
В современном мире в ряде стран существует институт омбудсме-нов (в Канаде, США, Швеции, Норвегии, Великобритании, Германии). «Омбудсмен»— шведское слово (ombudsman), означающее буквально «представитель чьих-либо интересов». Омбудсмен— должностное лицо, контролирующее соблюдение исполнительной властью гражданско-правового законодательства в области прав и свобод по отношению как к общности людей, так и к отдельным гражданам (Боков, Перфильев, Соколов, 11). В большинстве стран омбудсмены государственного уровня назначаются парламентами. В Швеции, например, омбудсмен вправе;
1) подать в суд на должностное лицо, чья деятельность проверялась;
2) предупредить его без предъявления обвинения в уголовном порядке;
3) направить ему не предусматривающие никаких санкций рекоменда-
-----164-----
ции и предложения по улучшению работы; 4) обращаться в государственные органы с предложениями о совершенствовании законодательства. Наконец, омбудсмен располагает двумя великолепными и чрезвычайно эффективными средствами: он представляет материалы о своей деятельности а) парламенту и б) средствам массовой информации (Хиль-Роблес, 45).
В США с 70-х годов омбудсмены действуют и на уровне штатов (Аляска, Айова, Гавайи, Небраска, Нью-Джерси и др.). Многие города США обзавелись своими омбудсменами. В Канаде существуют два федеральных омбудсмена по вопросам государственных языков и по делам исправительных учреждений. Местные омбудсмены действуют в девяти провинциях англоязычной Канады франкоязычного Квебека. В их назначении принимают участие и законодательные ассамблеи, и исполнительные органы провинции.
В России институт омбудсмена мог бы следить за деятельностью исполнительных органов субъектов федерации по осуществлению принципов государственной национальной политики. Этот институт на государственном уровне как Уполномоченный по правам человека назначен Государственной думой. Омбудсмены регионального и местного уровней в России пока только начинают свою деятельность.
Права лиц, принадлежащих к меньшинствам, восполняют фундаментальные права и свободы всех членов общества. Положение меньшинств — показатель зрелости демократии, поскольку взаимная терпимость к их различиям является существенной частью демократического мироощущения. Демократия не обеспечена, если жизненные интересы и права меньшинств не защищены наряду с интересами и правами большинства. Действительно, история показывает, что неуважение прав меньшинств зачастую является прелюдией к попранию прав большинства (Расы и народы, 5).
Исследуя концепции зарубежной национальной политики, учитывая опыт решения национальных проблем и разработку норм межнациональных отношений а Западе, Россия должна основываться прежде всего на своей специфике, на своих исторических условиях. В 1996 г. была разработана концепция государственной национальной политики России (Национальная политика России, 363—441).
Первостепенную значимость приобрели вопросы политико-правового регулирования национальных отношений и совершенствования федерализации в России. Федерация— это форма государственного устройства, при котором несколько государственных образований объе-
-----165-----
динены в союзное государство. В союзном федеративном государстве общая конституция определяет субъекты федерации, их права и обязанности по отношению к федерации и органам власти, порядок разрешения разногласий и споров, а также принцип верховенства федеративного права. Единые союзные органы, единая армия, единая государственная граница. Законы федерации обязательны для исполнения на всей территории. В федерации субъекты должны иметь: 1)одну и ту же форму общественных отношений (субъекты не могут создать полнокровный федерализм, если один из них исповедует принципы демократии, а другой — авторитаризм); 2) уровень социально-экономического развития, достаточный для реализации принципа «территориальной самодостаточности» (такой уровень гарантирует проживающему на территории субъекта федерации населению удовлетворение каждодневных потребностей за счет собственных территориальных ресурсов или межрегионального обмена) (Валентей, 7). Реальная федерация подразумевает союз национальных государств, основанный на интеграции социально-экономических интересов граждан и единых экономических пространств. Формальная федерация— это подмена действительного желаемым. Если реальная федерация — один из институтов демократии, то формальная федерация, изначально не воспринимающая гражданские отношения, недемократична. Российский федерализм прихотливо сочетает в себе как территориальные, так и национальные факторы. В жизнеспособной федерации правовые институты и нормы развиваются в единстве с социально-экономическими реалиями, чего, к сожалению, нет в современной России. Нарушение главного принципа федерализма— равенства прав и ответственности федерации и ее субъектов в пределах их предметов ведения — и отход от него привели к игнорированию необходимости федерализации всей совокупности общественных отношений. Это игнорирование проявляется в том, что федерализация России преимущественно ограничивается решением проблем государственного строительства. Договорный процесс приводит к замене принципа правовых норм принципом зависимости от текущих политических интересов, препятствующих формированию общего социального пространства. Нарушен принцип налоговой политики— равномерность обложения налогом. Самые непримиримые критики сталинизма стремятся все же сохранить сталинскую национальную политику— структурирование общества, его политической системы, государственного строительства по этническому признаку. Для российской практики федерального строительства важнее поиск формулы полиэтнического со-
-----166-----
гражданства. Вообще в таких многонациональных государствах как Россия распределение власти не покрывается федерализмом— нужно использовать экстерриториальные формы на уровне всего государства, как его центра, так региональных и местных сообществ. Например, национально-культурная автономия — это важнейший механизм управления, распределения власти, сохранения и развития культурного многообразия России.
Самым серьезным препятствием на пути строительства гражданской нации в России является унаследованный догматический менталитет. Защита национальных интересов воспринимается многими как недопустимый национализм. Черноморское побережье Краснодарского края форсированно заселяется представителями некоренных народов России. За семь-восемь лет русские на Черноморском побережье оказались в меньшинстве. Однако известно, что неконтролируемая миграция, в числе других факторов, способствует усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создает условия для возникновения конфликтов.
Субъектом национальной политики в России должны стать и русские как этническая общность, их статус нужно повысить. Сейчас демографическая ситуация для русских складывается очень неблагоприятно. Особенно в традиционных центрах русской культуры (Нечерноземье, европейский Север), ставших зоной депопуляции, деградации социальной среды обитания. Межнациональные отношения в России во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности. На Первом съезде народов Кавказа, который состоялся осенью 1999 г. в столице Кабардино-Балкарии Нальчике, представитель Северной Осетин-Алания Казбек Ходов сказал, например: «...нам говорят, что в России нет национальной политики. Как она может быть, если в России нет государственной политики, грубо попирается Конституция».